Зороастризм.

Зороастризм (название происходит от древнегреческого варианта имени Заратуштра - «Зороастр»), маздаизм или маздеизм (от авест māzdayasna- «почитание Мазды»), вахви даэна (от авест. vahvī-daēnā - «благая вера», «благое сознание», «благое мировоззрение») - одна из наиболее древних религий Ирана, начало которой было положено откровениями великого пророка и реформатора Спитамы Заратуштры.

Основополагающим принципом его учения, полученного, согласно легенде, от великого Бога Ахура-Мазды, является свобода нравственного выбора индивидуума - по мнению пророка, каждому следовало бы отдать предпочтение благим деяниям, словам, мыслям. Священная книга зороастризма - Авеста (наиболее почитаемая ее часть - Гаты - состоит из 17 гимнов, обращенных к Ахура-Мазде; авторство этих стихотворных произведений приписывают Заратуштре), символ - сосуд с горящим огнем. В наши дни зороастрийцы выделяют 9 основ своего вероучения. Приверженцы этой религии верят в:

- Ахура-Мазду (Ормузда) - всеблагого и единого творца миров духовных и физических. Ему противостоит Ангра-Маинья (Ариман, Ахриман) - разрушитель миров и сознания людей;

- Заратуштру, который позиционируется единственным пророком Ахура-Мазды. Именно он принес в мир благую веру;

- Мину («духовный мир»), а также двух противоборствующих духов Добра и Зла. Человек должен сделать выбор - к кому из этих духов примкнуть. От этого будет зависеть его дальнейшая судьба в физическом и духовном мире;

- Арту (Ашу) - истину, закон вселенской гармонии и праведности, ее антипод - Друдж (ложь, разрушение);

- Даэну («совесть»), храту («разум»), которые являются основой человеческой сущности, и дают возможность каждому индивидууму различать добро и зло;

- 7 Амеша-Спентов, ипостасей Ахура-Мазды, олицетворяющих также 7 ступеней эволюции личности человека;

- Дадоахеш и Ашудад («взаимопомощь и поддержку»);

- природные стихии (огонь, воду, ветер, землю, растения, животных);

- Фрашкард (Фрашо-керети - «Делание мира совершенным») - победу добра над злом, преображение мира.

Родина зороастризма и Заратуштры - Бактрия. Единого мнения о месте рождения Заратуштры нет ни у древних (уже в V-IV вв. до н.э.), ни у современных авторов. Одни утверждают, что он появился на свет в окрестности г. Балх (Бактрия, ныне - Афганистан), другие называют местом рождения пророка Радес (пригород современного Тигерана) либо Аринам-Вайдж (Хорезм). Средневековые историки-мусульмане (Казвини, Аль-Бируни и т.д.) считали, что Заратуштра родился в области, именовавшейся Атропатена (территория Иранской провинции Азербайджана).

Некоторые же современные исследователи (например, Мэри Бойс, ученый-иранист из Британии, и Локаманья Бал Гандгахар Тилак, индиец, проводивший историко-филологическое исследование Риг-веды) считают, что родина Заратуштры - городище Синташта (Россия, Челябинская область). И, наконец, в Гатах можно прочесть, что рожденный на территории туранцев (кочевых народов, населявших Восточный Иран) Заратуштра не был понят и принят соотечественниками, и бежал в Иран, где и встретил своего будущего покровителя - князя Кави-Виштаспу.

Относительно того, где зародился зороастризм, также до сих пор ведутся дискуссии. Вначале исследователи считали, что родина зороастризма - Бактрия, и авестийский язык - всего лишь один из бактрийских диалектов. Однако современные лингвисты доказали, что авестийский и древнебактрийский языки, хоть и происходят от общеиранского, но пути их развития разные. Да и сама Бактрия (Бахди) упоминается в Авесте не так уж часто, хотя позиционируется как резиденция покровителя Заратуштры князя Кави-Виштаспы (Гуштаспа).

В некоторых преданиях центром зарождения зороастризма называют Мидию (древнее государство, располагавшееся в западной части Ирана), где, по утверждениям историков, действительно был основан крупный зороастрийский центр, соперничавший в значимости с бактрийским. Был в Мидии и влиятельный поборник зороастризма - царь Виштаспа, однако отождествление его с Кави-Виштаспой, покровителем Заратуштры, по мнению исследователей, лишено оснований.

Имя Заратуштра переводится как «Золотая звезда». Древние греки действительно связывали имя основателя зороастризма со словом «астра» (гр. asteros - «звезда»), произнося его как «Зороастр». Но это - лишь один из вариантов трактовки значения имени великого проповедника-реформатора. Например, по мнению известного востоковеда XVIII в. Абрахама Гиацинта Анкетиль-Дюперрона, имя Заратуштра означает «Золотой Сириус (Тиштр)».

Современные же исследователи считают, что имя «Заратуштра» - иранское. Причем сомнений не вызывает лишь значение второй части имени (-уштра, от тадж. шутур - «верблюд»). Относительно трактовки первой части мнения расходятся: предлагаются варианты «старый», «желтый», «обладающий», «погонщик». Наиболее часто имя Заратуштра переводят как «обладатель старого верблюда» и позиционируют как имя-оберег против злых сил.

Заратуштра родился за 258 лет до начала завоевательного похода Александра Македонского. В зороастризме действительно существует упоминание об этом, однако трактовать изречение «год Заратуштры наступил за 258 лет до Зулькарнайна Искандара (Александра Македонского)» можно по-разному. Во-первых, остается неясным, идет здесь речь о рождении, выдающемся деянии (например, «годе веры» - первой беседе с Ахура-Маздой) или же смерти великого проповедника. Во-вторых, термин «год Александра» может означать различные даты: рождение великого полководца (356 г. до н. э.); время смерти Дария III и покорение Македонским Ирана (соответственно, сдвигается во времени и «год Заратуштры» - 330 г. до н.э.). Некоторые авторы-зороастрийцы определяют период жизни Заратуштры так: 660 - 583 гг. до н.э. Иных взглядов придерживались древние греки, утверждая, что «год Заратуштры» наступил за 6 000 лет до смерти Платона (т.е. примерно в 6 347 г. до н.э.).

Среди современных исследователей также нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что, согласно результатам лингвистического анализа Гат (одной из частей Авесты) время жизни и деятельности Заратуштры - XII-X вв. до н. э. Другие же наоборот, утверждают, что проповедник жил в 300-е гг. до н.э. (во время правления Дария III). Третьи же относя время жизни Заратуштры к периоду, предшествовавшему возникновению империи Ахеменидов (династии древнеперсидских царей, правивших с 558 по 330 гг. до н. э). В наши дни зороастрийцы полагают, что «Зороастрийская религиозная эра» началась в 1738 г. до н.э. - в «год веры» Заратуштры (согласно расчетам Заби Бехруза, астронома и лингвиста из Ирана).

Заратуштра с самого детства оказывал большое влияние на умы окружающих людей, и имел множество последователей. Информацией такого рода изобилуют легенды и предания, коих о жизни и деятельности великого пророка и реформатора было сложено великое множество. Согласно одной из них, при рождении он смеялся, а не плакал, и смех его умертвил 2000 демонов. В других преданиях можно найти упоминания о множестве чудес, свершавшихся, пока Заратуштра был ребенком (только таким образом божественные силы могли защитить будущего проповедника от постоянных нападений демонов).

Но ни в детстве, ни в юности Заратуштра сын Спитама, принадлежавший к небогатому священническому роду, большого влияния на окружающих людей не оказывал, и первые его проповеди не были как-либо отмечены обществом. Да и последователи, проникшиеся новыми идеями, вначале были весьма немногочисленны. Переломным моментом было знакомство с князем Кави-Виштаспой, который принял учение Заратуштры, и всеми силами способствовал распространению новых идей в обществе.

Изначально проповеди Заратуштры имели глубокий философский смысл. Нет, первоначально упомянутая религиозная реформа Заратуштры имела ярко выраженное социальное содержание. Его проповеди отвечали потребностям общества тех времен: обеспечению мирной жизни оседлого народа, занимающегося скотоводством и земледелием. Это было возможно осуществить посредством обретения единства под руководством сильной и авторитетной власти (Хишатра), что дало бы возможность успешно отражать набеги враждебных племен, «приверженцев Лжи» (друджвантов) и надеяться на воцарения Мира (Армайти) и Правды (Аша). И лишь несколько позже проповеди Заратуштры наполнились глубоким философским смыслом, призывая к единобожию (почитанию Ахура-Мазды) и представляя постоянную борьбу с враждебными племенами как отражение извечной борьбы Добра и Зла, Правды и Лжи.

В религии иранских племен издревле почитались только асуры. Это не так. Исследователи утверждают, что эпохе зороастризма предшествовали политеистические религиозные воззрения, трансформировавшиеся из поклонения стихиям и силам природы, и зародившиеся еще в период индоевропейской общности. Разграничение асуров (авест. ахуров) и дэвов (дайвов) имело место, однако единого мнения относительно того, кто из вышеупомянутых существ выявляет добрый нрав, а кто - весьма злобен, не было.

В одной группе племен благодетелями считали асуров, в то время как их соседи могли боготворить дэвов, и наоборот. А порой с равным уважением люди относились и к тем, и к другим (что отражено, например, в ранних Ведах). В более поздний период индоиранской общности, когда территориальные разграничения племен индийцев и иранцев еще не были завершены, в данном вопросе проявились некоторые изменения. Очевидно, непримиримая вражда между соседствующими племенами, сражавшимися за ареал обитания, проявилась и в религиозных воззрениях.

В результате чего в более поздних частях Вед к дэвам относятся уважительно, асуры же стали объектом ненависти, и были приравнены к демонам. В то время как в зороастризме прослеживается обратный процесс - обожествление асуров с последующим слиянием в монотеистический культ Ахура-Мазды, и «демонизацию» дэвов (хотя, как уже говорилось, в некоторых иранских племенах дэвам поклонялись как силам светлым).

Дэвы в зороастризме - враждебные духи. Это не совсем так. Легион дэвов формировался довольно длительное время, и к сонму враждебных духов (которые, согласно легендам, вначале жили в человеческих телах, но были изгнаны Заратуштрой в горы, в пещеры и под землю) добавились олицетворения пороков, несчастий и бедствий. Например, Ази - «жадность», Араска - «зависть», Апаоша - «засуха», Айшма (Эшм) - «разнузданность», поначалу олицетворявшая набеги враждебных племен и т.д.

Кроме того, к дэвам приравнивали некоторых людей, например, чаду (йату) - злых колдунов, карапанов и кавии - представителей знати и жреческого сословия, проявлявших враждебность по отношению к зороастрийцам; сатаров - злобных властители, ашэмаугов - обучающих злу, друджвантов - иноверцев. К отряду злых сил также причисляли вредоносных представителей животного царства (змей, жаб, насекомых и т.д.), именуя их храфстра.

Зороастрийцы поклоняются множеству божеств. В проповедях Заратуштры упоминался только один Бог - Ахура-Мазда, которому противостояли дэвы (дайвы), покровительствовавшие врагам и сами проявлявшие враждебность по отношению к людям и великому созидающему божеству. Кроме того, выделяется 6 Амэша-Спэнта (Воху-Мана - «Брахман, Добрая Мысль», Аша-Вахишта - «Лучшая правда», Хшатра-Ваирья - «Избранная Власть», Спента-Армаити - «Святое Благочестие», Хаурватат - «Благополучие, Целостность», Амеретат («Бессмертие»)). Однако они представляли собой не отдельные сущности-божества, а проявления-ипостаси все того же Ахура-Мазды, составляющие с ним одно целое.

Но в процессе распространения религиозные воззрения великого пророка-реформатора ассимилировались с мировоззрением иранских племен, и претерпели некоторые изменения. Шесть Амэша-Спэнта из отвлеченных ипостасей верховного Божества трансформировались во вполне самостоятельные божественные сущности, и обрели каждый свою роль (а в некоторых областях - и новые имена). Например, Воху-Мана (в среднеперсидском - Бахман) стал покровителем скота, Аша-Вахишта (Артвахшит) повелевал огнем, Хшатра-Варья (Шахревар) управлял металлами, а Спэнта-Армайти (Спандармат) - землей. Харват (Хурдад) покровительствует воде, Амэрат (Амэрдад) - берет под свою защиту растения.

Также почитают Рашну - бога правосудия, Атара - бога огня и т.д. Пополнили пантеон и божества, отвергнутые в свое время Заратуштрой. Даже дэвы (например, покровитель договоров Митра или Михр, ассоциировавшийся впоследствии с солнцем, Индра и т.д.), переименованные в язата («те, кого следует почитать»), становятся объектом поклонения. В стане злых сил также происходят перемены - выделяется Ариман (Ахриман, Анхра-Манью - «Злой дух»), олицетворение зла, изначальный враг Ахура-Мазды.

Зороастризм - религия огнепоклонников. Это не совсем так. В зороастрийских храмах действительно в обязательном порядке присутствует горящий на аташдане (алтаре) Варахрам («Победоносный») - жертвенный огонь, который, в некоторых случаях, поддерживается в течение сотен, а то и тысяч лет. Однако поклонение воздается не только огню костра, именуемому Спаништ («Святейшиц»), или жертвенника.

Зороастрийцы позиционируют любой свет как зримое проявление Бога в мире форм. Потому, обращаясь к Ахура-Мазде, верующие стараются повернуться лицом к источнику света, коим может быть не только ритуальный костер, но и свет солнца. Кроме того, по мнению зороастрийцев, огонь может принимать самые различные формы. Например, перед Ахура-Маздой горит райский огонь Березасаванг («Высокоспасительный»). В телах людей и животных скрыт Вохуфриян («Благодружественый огонь»), в растениях - Урвазишт («Наиприятнейший»), в молнии - Вазишь («Наиболее действенный»).

Зороастрийцы приносили богам кровавые человеческие жертвы. Совершенно ошибочное мнение. В дозороастрийские времена на территории Персии жрецы языческих богов (например, Молоха, культ которого был распространен ассирийцами-завоевателями) действительно приносили в жертву не только животных и взрослых людей, но и детей. Согласно легенде, такой обычай был введен Заххаком, царем драконов. По вине злого духа Заххак, взойдя на престол, обзавелся двумя змеями, расположившимися у него на плечах и отбиравшими все, чего касался правитель. И только скармливая ненасытным тварям человеческий мозг, Заххак на время получал передышку.

Заратуштра же в своих проповедях негативно относился к языческим обрядам, в частности, к кровавым человеческим жертвоприношениям и употреблению сомы (хаомы) - наркотика, использовавшегося жрецами для вхождения в состояние религиозного экстаза. В качестве жертвоприношения зороастрийцы использовали пресную лепешку, именуемую драунах («доля»), а также майзда - различные виды еды (в древности - мясная пища, в наши дни - фрукты).

Однако с течением времени ритуальные возлияния возобновляются, самому Заратуштре начинают приписывать способность беседовать с Хаомой (обожествленным напитком).

В некоторых странах, попавших под власть персов, сохраняются языческие обычаи жертвоприношений, обретшие под влиянием новой религии иной смысл. Например, в Вавилоне древний обычай ритуальной казни «подменного» царя (когда в определенный период времени на место владыки помещался приговоренный к смерти преступник, получавший все царские права и в конце царствования с почестями лишаемый жизни; вместо него на престол вновь восходил «воскресший» правитель) обрел новый смысл. Теперь в этом ритуале видели символ круговорота жизни, обновления и воскрешения, а также победы Добра над Злом.

Зороастризм предписывает верующим вкушать лишь строго определенные виды пищи и практиковать очистительное голодание. Это не так. Мясо любых копытных животных, рыба и другие продукты животного происхождения не запрещены. Нет и запретов на употребление вина, хотя верующих призывают соблюдать умеренность в еде и употреблении опьяняющих напитков. А вот длительные посты и голодание в данной религии - под запретом. В году выделяют лишь 4 дня, когда зороастрийцы обязаны отказываться от мясной пищи.

Обряды погребения зороастрийцев весьма своеобразны. Содержание погребальных обрядов зороастрийцев объясняется их религиозным мировоззрением. По мнению последователей учения Заратуштры, соприкосновение земли, воды и огня с мертвым телом (полной скверны материей, символом кратковременной победы Аримана) способно осквернить их на долгое время. Например, участок земли, на котором умер человек или животное, не засевают и не орошают в течение года, а в доме умершего несколько дней (9 - зимой, 30 - летом) нельзя зажигать огонь.

Тела умерших «выставляли», т.е. помещали на каменистых высоких местах или на дахма - специально выстроенных «башнях молчания». Еще и привязывали (дабы звери и птицы не могли невзначай осквернить воду или растения, оттащив куски плоти и кости от «места погребения»). Впоследствии кости собирали, и помещали в оссуарий - аста-дана, либо же в определенном месте дахма, предназначенном для этих целей.

Живых людей соприкосновение с трупом тоже оскверняло, причем на всю жизнь. Носильщики (минимум двое, в крайнем случае - человек и собака; в одиночку перемещать труп строго запрещалось), занимавшиеся переноской трупов в места погребения, именовались ристо-каша, и на протяжении всей своей жизни должны были держаться в 30 шагах от огня и воды, и в 3 шагах от остальных людей.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.