Театр.

Театральное искусство представляет собой синтез сразу нескольких искусств - литературы, хореографии, музыки. Театр обычно является коллективным мероприятием. В создании спектакля участвуют актеры, режиссер, музыканты. Развитие театра напрямую было связано с развитием общества. Те представления, которые ставят на сцене сегодня, наши предки попросту не поняли бы.

Не так давно в российском обществе развернулась дискуссия о том, какое же место занимает театр в современной жизни. Многим не понравились появляющиеся трактовки классических идей. Дискуссия, развернувшаяся в прессе и в Интернете, показала, что многие люди вообще ничего не знают о жизни современного театра. Он окружен мифами, которые мы и попытаемся исправить.

Нельзя оскорблять чувства зрителей. Предназначение творца в том, чтобы постоянно пересматривать нормы допустимого, как в искусстве, так и в обществе. Авангард всегда был на грани нормального, это считается разновидностью девиантного поведения. Принятые в литературе, живописи и театре законы часто вызывали у кого-то сомнения. Всегда были люди, которые не разделяли общепринятых понятий и морали. Так что развитие искусства всегда предполагало наличие оскорбленных зрителей. Если же спектакль будет показывать ту картину мира, которая привычна людям, то это уже массовая культура. Но это и не плохо.

Государство не должно оплачивать театральные эксперименты. Уже говорилось о том, что эксперименты в театре полезны для общества. Это позволяет людям терпимее относиться к инакомыслящим. Если такой довод кажется неубедительным, то стоит задуматься, почему в современном театре, том же Гоголь-центре или Театре наций, хорошая посещаемость. Молодой российский режиссер Константин Богомолов, оригинально видящий классику, собирает аншлаги. Билеты на представления немца Томаса Остермайера раскупаются мгновенно. И если государство берет на себя функции культурного просвещения своих граждан, то почему должна игнорироваться эта, актуальная часть театра?

Режиссер не должен самовыражаться в театре. Сама профессия режиссера, каким мы его сегодня знаем, появилась между XIX и XX веком. Ранее театральные течения формировались драматургами, реже свое видение привносили актеры. Но в XX веке театр стал вотчиной режиссеров. При этом стоит помнить о вкладе и представителей других профессий, ведь искусство все же коллективное. В России в последние 10-20 лет главной тенденцией стала Новая драма. Ее влияние сформировало целое новое поколение режиссеров - Кирилла Серебренникова, Дмитрия Волкострелова, Ивана Вырыпаева, Филиппа Григорьяна.

Профессионалы работают согласно классическим лекалам, а экспериментировать могут лишь дилетанты. Есть известный эффект «Черного квадрата». Техника творца кажется простой, зритель считает, что работа была сделана просто и без усилий. Обычно такие произведения являются вызовом на тему искусства, контрастируя с нашими традиционными представлениями. Так что автору такого эксперимента надо сперва понять, против чего, собственно, он собирается протестовать. И вполне вероятно, что такой художник способен на создание традиционных вещей. Так, наиболее востребованный молодой российский режиссер Дмитрий Волкострелов работает между театром и современным искусством. Он просит своих актеров не играть с интонацией, а подавать текст нейтральным голосом. Но порой в спектаклях появляются игровые эпизоды, глядя на которые уже не скажешь, что режиссер - дилетант и с актерами работать не умеет.

Критики и фестивали работают на радикальный театр. Этот миф опровергается успехом режиссеров, который и так имеют статус живых классиков: Льва Додина, Петра Фоменко, Сергея Женовача. Эти мастера не обижены наградами, номинациями и блестящими рецензиями. Постановки вполне понравятся консервативным зрителям, но главное, конечно не в отходе от экспериментов. Режиссеры, хотя и придерживаются традиций, делают живые и современные спектакли.

Публику обманывают: она идет на классика, а получает прочтение режиссера. Нет таких спектаклей, поставленных в точности по задумке автора. Даже те первые и хрестоматийные уже постановки пьес Чехова в Художественном театре у самого драматурга вызывали немало вопросов. А ведь именно тогда и появился известный сегодня образ драматургии. Нет смысла изучать классическую литературу по театральным постановкам. Надо самостоятельно читать книги. «Мертвые души» в современном театре мало чем будут перекликаться со сложившимся классическим образом произведения Гоголя. Исключением могут считаться разве что спектакли, поставленные самими драматургами, да и то, не без условностей. Обращает на себя внимание в данном аспекте театр Ивана Вырыпаева. Он сам ставит свои пьесы, именуемые им «текстами для исполнения». Эти произведения создаются уже под определенное режиссерское решение.

Современные режиссеры даже не понимают, о чем писал автор или не хотят знать этого. Трудно найти такого режиссера, который по собственной инициативе работает с произведением неинтересного ему автора. Мы можем видеть значительное расхождение спектаклей с классическими образами Гоголя, Чехова и Пушкина. Но выбор материала осуществляется на основе сложного анализа, а не просто спекуляции на классике. В скандальном «Тангейзере» Вагнера режиссер Тимофей Кулябин обратил внимание на конфликт античной культуры с ее любовью к телу и телесной любви, и христианства. Там долгое время учили отрекаться от плотского. На этом и была основана постановка. Главным героем стал кинорежиссер, который снимает скандальный фильм. Там Иисус, центральная фигура веры, вступает в любовную связь с античной богиней любви Венерой. В либретто оригинального «Тангейзера» этот конфликт можно найти, просто в завуалированной форме. Ее режиссер и пытался показать, задумываясь над посылом автора.

Режиссеры специально используют религиозные символы, стремясь высмеять чувства верующих. Религия снабжает любой свой символ, образ или текст некоей поясняющей инструкцией. И если светский художник в своей трактовке отходит от этого документа, то это вовсе не означает умышленное оскорбление чувств верующих. Религия является важной частью современной культуры. Ее феномен интересует не только представителей определенной конфессии. В светской культуре, в театре в том числе, всегда были, есть и будут образы, восходящие к религии, но рассматриваемые с другой стороны.

Театр видит в политике и религии лишь скандальные темы. Обычно считается, что писатели и поэты, особенно классики, знают все о духовной и общественной жизни общества. Литература все еще обладает неприкасаемым авторитетом. А вот театр не считается полноценным в части восприятия жизни. Кажется, что там о религии и политике говорить неуместно, уж больно это серьезные темы. Тем, кто так считает, надо посмотреть спектакль Кирилла Серебренникова «(М)ученик». В постановке блестяще раскрывается феномен религиозного фундаментализма, рассматривается состояние российского общества. Оно может даже симпатизировать экстремисту, а «слишком умного» постепенно переведет в состояние маргинала.

Театр должен учить зрителя и воспитывать. Какой взрослый человек хочет, чтобы его воспитывали? Почему надо думать, что драматург, режиссер и актеры непременно умнее и опытнее зрителя? Когда со сцены поучают или осуждают кого-то, выступая в роли проповедника или жертвы, это говорит о начале серьезного кризиса в творчестве. Настоящее искусство является не уроком и прививкой ценностей, а равным общением авторов и зрителей.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.