Спарта.

Спартой называют древнее государство, расположенное на территории современной Греции в долине Эврота, на юге полуострова Пелопоннес. Сам город-государство возник в XI веке до н.э., а уже в VIII-VII веках до н.э. появилось более масштабное государство на основе муниципалитета. Период расцвета Спарты, как одного из самых влиятельных эллинистических государств, приходится на VI-IV века до н.э.

В ходе Пелопонесской войны были усмирены Афины, установилась гегемония Спарты в Древней Греции. Но попытки провести реформы и завоевать соседей не удались - государство вместе с Грецией стало частью римской провинции Ахея. Славу Спарте принесла ее армия, о которой писал еще Гомер в своей "Иллиаде".

Сегодня сложился настоящий миф о спартанских воинах. Их считают сильными, храбрыми патриотами, суровыми и грубыми. О Спарте сложено немало легенд, многие из которых легли в основу книг и фильмов. Но большая часть наших познаний об этом древнем государстве - мифы.

Спарта - древнегреческое название государства. Сами жители этого государства называли себя лакедемоняне. Названия Спарта тогда не существовало, его заменяло Лакедемон. Знаменитое нам слово появилось, благодаря не эллинам, а римлянам. Да и термин "лаконичный" имеет как раз древнегреческие корни, возник он от названия государства. Спартанцы считались сдержанными и немногословными, такими их знали и в Пелопоннесе, и за его пределами. "Лаконичный" буквально означает - по-спартански спокойный и молчаливый.

Спартанская армия была непобедимой. Армия этого древнего государства была достаточно сильной, чтобы ее боялись все соседи. Но по многим критериям войско Спарты уступало конкурентам, в том числе даже грекам. Воины считались прекрасно обученными и обладали отличными физическими навыками. Но дисциплина солдат была перенята и другими народами. Хотя римляне и восхищались силой армии Спарты, та, в конечном счете, им уступила. Стоит отметить, что спартанцы ничего не знали о горном деле. Это не позволяло им производить эффективную осаду городов. Да и тактика была простой, она базировалась на личной храбрости и силе воинов. В истории Древней Греции известно немало случаев поражений спартанцев, которые постоянно воевали то с соседями, то с внешними агрессорами. Хотя считается, что непобедимыми спартанцы были до 371 года до н.э. и битвы при Левктрах, где уступили фиванцам, можно упомянуть и куда более знаменитое сражение при Фермопилах. Воины показали беспримерную храбрость, но персы в итоге завоевали большую часть Греции. В 425 году до н.э. спартанцы проиграли битву под Пилосом, в 331 году до н.э. - битву при Мегалополе. Поражение в 222 году до н.э. в битве при Селассии стало тяжелым для Спарты, после чего ее насильно включили в Эллинский Союз. Вся история Спарты - черед войн, в которой немало было как славных побед, так и горестных поражений.

Войско Спарты было пешим. В составе армии Спарты были и всадники. Конное войско составляли состоятельные граждане, которые могли себе позволить приобрести лошадь, а потом ее еще и содержать. Но в итоге сражались все исключительно в пешем строю, дополняя фалангу отрядом "гвардии". Именно ею и являлись те самые знаменитые 300 спартанцев под предводительством царя Леонида, погибшие при Фермопилах. Ученые полагают, что в мирное время такой отряд мог играть роль военной полиции, подавляя восстания рабов.

Спартанцы были грубыми невежами. Современный стереотип показывает этих людей грубыми и видящими только силу в качестве достоинств. Хотя в Спарте умственный труд и не считался самым важным, это не говорит о народе, как о невежах. Государство подарило истории и поэтов, и писателей. Самыми знаменитыми из них считаются Алкман и Терпандр. Правда, хорошая физическая подготовка присутствовала даже у них. Даже знаменитый спартанский жрец и прорицатель Тисамен Элейский считался отличным атлетом. А миф о повальном невежестве спартанцев появился потому, что самые знаменитые культурные деятели города родились все же не в нем.

Слабых детей спартанцы сбрасывали вниз со скалы. Этот миф появился и укоренился, благодаря работам Плутарха. Ученый в своих описаниях спартанского общества поведал, что старейшины решали, каких детей надо сбрасывать вниз в ущелье. Самые слабые и неполноценные лишались права на жизнь. Однако современные историки не имеют однозначного мнения по данном вопросу. Большинство специалистов вообще скептично относится к данной легенде. Скорее всего, в Спарте такой традиции не существовало. Стоит помнить, что в древнегреческих летописях было немало преувеличений и приукрашиваний. Это стало понятным после сравнения описания одних и тех же событий в хрониках греков и римлян. В Спарте же действительно всегда существовала жесткая система воспитания детей, агогэ ("увод" в переводе). Растущие ребята считались достоянием всего общества. Из-за жесткости системы процент смертности среди детей действительно мог быть повышенным. Например, на алтаре Артемиды мальчиков били хлыстом целый день в качестве экзамена на мужество. Муки могли выдержать не все. Зато самые крепкие получали славу и почет. Но при этом говорить о преднамеренном убиении детей сразу после рождения нельзя. В ущелье вблизи Спарты были найдены кости людей. Но анализ показал, что всего 15% останков принадлежало несовершеннолетним. Скорее всего, тела сбрасывались в пропасть уже после смерти граждан. Внимания достоин факт существования хромого с рождения короля Спарты Агесилая, слепого поэта Тиртэоса. Если бы традиция убийства неполноценных детей существовала, то эти личности просто не выжили бы. Интересно, что в международной историографии данный миф попросту не прижился.

Спарта не знала торговли и ремесел. Согласно закону, спартанцы не имели права заниматься торговать и создавать предметы роскоши. Граждане посвящали себя военному искусству, а торговлю и ремесло, необходимые для функционирования экономики, отдали илотам и периекам. Говорить об упадке ремесел нельзя. По всей Греции славились практичные изделия, созданные в Спарте: керамика, одежда, обувь, оружие, мебель. В основном все это создавалось для внутренних целей и продавалось внутри страны. На свою территорию суверенная Спарта не впускала чужаков с их интересами и товарами.

Спарта выживала лишь за счет рабов. В качестве мысленного эксперимента предлагается лишить страну всего, что давали ей рабы-илоты. Верхушка, озабоченная лишь войной, просто вымерла бы с голоду. На самом деле без военной защиты спартанцев рабы или были бы завоеваны новыми, более жестокими господами, или бы погрязли в распрях. Да и сами спартанцы всегда могли захватить себе новых рабов, покорив новые земли с крестьянами.

Спартанцы были жестокими рабовладельцами. Есть легенда об уничтожении спартанцами в 424 году до н.э. двух тысяч самых крепких илотов. Считается, что так "кровожадные рабовладельцы" поступили, опасаясь вероятного восстания. На самом деле положение илотов было вовсе не плачевным. Те из них, кто готов был пойти на военную службу, получали свободу. Многие илоты решились на возможность улучшить свой социальный статус. Недовольные же бежали в захваченный афинянами Пилос. Античные историки исчезновение столько большого числа рабов Спарты приписали к массовому убийству, а не переходу на службу. Миф очевидно придуман, так как илоты всегда принимали участие в военных походах. Эти санитары, повара, строители помогли войску, но не участвовали напрямую в сражениях. А порой илоты в качестве легкой пехоты даже и воевали. В самые тяжелые для Спарты времена рабы были основой пополнения тяжелой пехоты, гоплитов. Миф же о массовом убийстве придумали афиняне в качестве пропаганды, запугивающей населения Мессинии. О реальном положении илотов говорят события III века до н.э. Царь Клеомен III предложил разбогатевшим "рабам" выкупить свою свободу за два килограмма серебра. Этой возможностью воспользовалось сразу шесть тысяч человек. Спартанцы не мешали илотам богатеть, требуя от них лишь часть урожая. А десятки тысяч таких рабов вообще занимались домашней работой, несложной и сытой, рядом со своими хозяевами.

Свобода народа Спарты уступала свободам в Афинах и Аттике. Оказывается, налоги в Афинах были намного больше, чем в Спарте. Да и без постоянного приобщения новых данников Афины не могли бы жить столь праздно. Этот факт не афишировался, пока город не стал заключать разнообразные союзы и завоевывать новые территории. Тогда союзники и узнали, что афинская демократия на деле обходится довольно дорого.

300 спартанцев храбро сражались с целой армией персов. Это довольно популярный исторический миф. Он воспевает храбрость и мужество воинов, чья сплоченная кучка остановила на время многотысячную армию завоевателя. Единственным достоверным источником можно считать "Историю" Геродота. Эллин писал, что в данной местности персидского царя помимо 300 спартанцев поджидали еще 1000 тегейцев и мантинейцев, около 1100 воинов из Аркадии, 400 коринфян, несколько десятков представителей других городов Пелопоннесса. Кроме этого в состав армии входили 700 феспийцев и 400 фиванцев. Простые подсчеты дают оценку численности греческой армии в 5-6 тысяч человек. И это речь идет только о тяжеловооруженных профессионалах. Геродот ничего не говорит о тех же илотах, которые прислуживали спартанцам и могли использоваться в качестве легкой пехоты. Но сам историк позже писал, что на каждого свободного воина Спарты приходилось до семи помощников-рабов. Судя по всему, при Фермопилах было похожее соотношение. Некоторые специалисты вообще оценивают численность всего греческого войска с рабами и союзниками в 12 тысяч человек, что в десятки раз выше классических 300. Но это не умаляет факт доблести греков. На поле боя их погибло 4 тысячи человек, еще 400 персы пленили.

При Фермопилах погибли все 300 спартанцев. И снова стоит говорить о красивом, но не вполне верном мифе. Одного из своих солдат, Пантита, царь Леонид отправил гонцом в Фессалию. Узнав об исходе боя и понимая, что его в Спарте ждет бесчестье, он повесился. Еще двух воинов, Еврита и Аристодема, царь отпустил из-за болезни. Но если первый потребовал доспехи и вернулся к друзьям, чтобы погибнуть с ними, то второго в Спарте ожидал позор и прозвище "трус". Даже отличившись через год в битве при Платеях, Аристодем не смог искупить своей вины. Говорили, что он просто искал смерти на поле боя.

Все 300 спартанцев были любовниками. Считается, что в сугубо мужском спартанском обществе гомосексуализм был распространенным явлением. В современной интерпретации Платону приписывают слова о воинах-любовниках, которые предпочтут умереть рядом с любимым, а не убежать и пережить унижение. Фактически же речь шла вообще о любящих друг друга людях, не обязательно с сексуальным подтекстом. Миф о гомосексуальности 300 спартанцев появился, благодаря Плутарху. Но он лишь упомянул, что "по мнению некоторых" царский отряд был сформирован на основе любви мужей друг к другу. Слухи развенчивает труд "Древние обычаи спартанцев". Там сказано, что мужам допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь являлось позором. Страсть должна была быть душевной, а не плотской. Обвиненный в мужеложестве навсегда лишался гражданства. Да и в той битве мальчики никак не могли стоять рядом с воинами - обучение шло до 20 летнего возраста. А в спартанской армии даже землякам не разрешалось стоять рядом. Это в распущенных Афинах гомосексуальные связи считались нормой, ненавистники Спарты приписали свои устои другим.

Спартой правил царь. На самом деле Спартой правило сразу два царя. Так повелось еще с начала XI века до н.э. Цари представляли две разных династии: агиадов и эврипонтидов. Скорее всего, обе произошли от царя Аристодема, благодаря его сыновьям-близнецам. Функции правителей были в основном представительскими, но в случае войны один из них возглавлял в походе войско, а другой оставался в Спарте. Фактически страной руководил совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей.

В Спарте не любили музыку. Казалось бы - какое отношение может иметь музыка к суровым воинам? На самом деле Спарта считалась чуть ли не самым музыкальным городом всей Греции. К музыке, как и к чтению, тут относились серьезно. Спартанцы считали, что песни подбадривают людей и помогают выполнять военные упражнения. В ходе атак солдаты пели хором под звуки флейты.

У спартанцев были рабы. Все илоты считались собственностью государства. Уже оно могло предоставлять рабов некоторым лицам в пользование.

Спартанские мальчики воровали и охотились по ночам на илотов. Считалось, что мальчиков заставляли обучаться воровству и ночной охоте для приобретения нужных военных навыков. Но в этом не было никакого практического смысла. Спартанцы не воевали за счет шпионажа или скрытого проникновения в лагерь врага. Их с детства приучали сражаться в составе фаланги. Да и что илотам вообще было делать на ночных дорогах? Крестьяне спокойно спали у себя дома. А отряды юношей ловили тех, кто бежал в Мессению или же жаждал присоединиться к мятежникам. Такой обычай сформировался в Первую Мессенскую войну. По сути, подрастающее поколение создало отряды ополчения. Воевать юноши еще не умели, но патрулировать дороги им было вполне по силам.

Спартанцы пренебрегали гигиеной. Считается, что фактический отказ от гигиены являлся отличительной особенностью быта спартанцев. Во всяком случае Плутарх в своих "Древних обычаях" писал, что этот народ не моется, не меняет одежду, не умасливает тело, как прочие греки. Но в той же книге сказано, что спартанцы на войну надевали красные одежды, чтобы не видна была кровь при ранении. Значит, далеко не все граждане носили рубища. Легенды о плохой одежде и отказе от мытья стоит относить к периоду военных сборов. Само собой, что там лучшие одежды нужны не были. С водой в Спарте проблем не было. Неужели люди ходили рядом с источниками и не смывали с себя грязь? Это привыкшие к регулярной заботе о своем теле афиняне так отмечали простоту спартанского быта. Тело тут тренировали, а не лелеяли. Афинское недоумение переросло в исторический миф. Геродот поведал, что перед боем спартанцы помимо подготовки оружия еще и расчесывали свои длинные волосы. Но сделать это с немытой головой нельзя! Скорее всего, спартанцы периодически мылись, хотя грязь им особого дискомфорта в походе не доставляла. Интересное в Спарте было отношение к бане. Считалось, что там тело будет нежиться. Сперва допускалось это лишь для стариков и больных. Но после Пелопонесской войны бани распространились и в Спарте, став популярными там. Так что говорить о грязных спартанцах не приходится.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.