Спецшколы.

Сегодня образованию уделяется много внимания. Интерес к этой теме присутствует и у родителей, и у государства. Неслучайно, что появились элитные спецшколы. Несомненно, они необходимы обществу. Вот только у обычных людей при упоминании о них срабатывают стереотипы. Благодаря этому люди вводятся в заблуждения, а реформаторы тем самым достигают своих сомнительных целей. Именно поэтому так важно развенчать ошибочные мысли о спецшколах.

Элитная школа - означает закрытая. Многие полагают, что простому человеку в такое учебное заведение и не попасть, ведь там учатся исключительно особенные дети, те же родственники самих преподавателей. На самом деле школы для умных доступны для всех детей, которые соответствуют специальным требованиям. И обычно это вовсе не финансовые критерии. Школам требуются те, у кого повышенная тяга к познаниям, нестандартно мыслящие дети, способные выдерживать большую интеллектуальную нагрузку. Сами же учителя заинтересованы в том, чтобы статус родителей и их деньги никак не влияли на возможность ребенка поступить в спецшколу. Ведь если туда поступит слабый, но блатной ученик, сами преподаватели с ним потом и намучаются. Те же ученики, которые не смогли поступить в спецшколу или даже еще не поступали, могут бесплатно посещать спецкурсы и кружки.

В спецшколы ведется отбор учеников, что в принципе несправедливо. Дело в том, что для учебы в такой школе необходим особый набор качеств, что и подразумевает существование отбора. Ведь и в музыкальные, художественные и хореографические школы берут далеко не всех, это считается нормальным. Да и конкурсный отбор в высшие учебные заведения на бюджет также никого не возмущает. Смысл такого конкурса в том, чтобы отобрать самых перспективных абитуриентов, которые демонстрируют свою готовность к обучению. И пускай высшее образование люди получают по желанию, а среднее обязательно для всех. Любой мало-мальски вменяемый человек понимает, что есть способные дети, которые желают отдавать внушительную часть своего времени изучению какого-то предмета, той же физики или химии. А есть и такие дети, кто с трудом покоряет школьный курс математики, но отлично проявляет себя в творческой самодеятельности. И тем, и другим надо дать возможность стать успешным в интересующей их сфере деятельности. Когда же говорится о том, что одни ученики получают что-то в ущерб остальным, то принимается во внимание заведомо ложное мнение о том, что все способны впитать в себя одинаковое количество учебного материала, и что это одинаково всем еще и нужно.

В спецшколах учатся дети богатых родителей, которые и так в жизни не пропадут. На самом деле социальная среда в таких школах довольно пестрая. Так, в московской школе «Интеллектуал» есть класс, где обучается сразу несколько детей из многодетных семей. Вместе постигают науки и дети известных людей, и те, кто воспитывается без отца. Там можно встретить и детей из неполных семей самого разного достатка, детей врачей, учителей, равно как и богатых предпринимателей и высококлассных специалистов. Самое важное, что в рамках школы все они тесно общаются, что едва могло бы произойти где-то еще. Для современного нашего общества, в котором расслоение заметно все больше и больше, это немаловажно. Ведь для детей из бедных или просто обычных семей, которых большинство в стране, спецшкола может стать своеобразным социальным лифтом. Конечно, надо приложить немало усилий, чтобы попасть туда и учиться. Но даже и в обычном лифте требуются усилия для подъема вверх - надо еще дотянуться до кнопок и нажать на них. Если же ввести плату за обучение, то это станет для многих катастрофой - такой лифт попросту перестанет работать.

В спецшколах легко учиться. Чтобы понять абсурдность такого заявления, достаточно посмотреть на расписание. В спецшколах довольно большая учебная нагрузка, а ведь есть еще и дополнительные предметы, спецкурсы, проекта. Углубленные программы требуют качественной и плотной работы учащихся. Хотя учиться тут и непросто, но интересно. Но сильным детям как раз и интересно то, что сложно. В этом плане довольно странно звучит предложение реформаторов от образования брать оплату за дополнительные занятия. Где это видано, чтобы человек еще и доплачивал за свою сверхурочную работу?

В спецшколах учителя - самые настоящие бездельники, умные дети тут учатся всему сами. Хороший учитель даст детям задания, которые будут учитывать их способности, трудные, но посильные уровню мышления. Психологи называют это зоной ближайшего развития. Держать же в тонусе сильных учеников непросто, здесь обычным учебником и задачником не обойтись. Также такие дети очень критичны и просто не будут слушать того, кто у них самих не находится в авторитете и доверии. Если обычные дети будут радоваться простой теме и заданиям, где все совершается по накатанному алгоритму, то одаренным этого мало. Им не нравятся банальные и скучные задания, они хотят сложных и интересных целей. В данном случае спешить не стоит, надо пояснить, что одного понимания мало, ведь надо еще научиться отрабатывать соответствующие навыки. Работать с одаренными детьми довольно тяжело, ведь они не любят рутину, с чем учителя постоянно и сталкиваются. Можно даже сказать, что обучение обычных людей и одаренных - две разные профессии.

Умные дети не пропадут и в обычной школе. Психология говорит и том, что есть несколько видов одаренности. Учениками спецшкол становятся обычно те, кто имеет одаренность академическую, интеллектуальную или же креативную. Такое деление на самом деле довольно условное, ведь в одном ребенке может быть несколько типов одаренности. Но смогут ли такие дети выжить в обычной школе?

Академически одаренными считают тех детей, кто любит и умеет учиться. Обычно они являются отличниками в школе, классическим образцом того ребенка, которого все и считают одаренным. Эти дети в обычной школе будут успешны, вот только знаний в конечном счете они не дополучат, как и общения с яркими и умными сверстниками. Детям же с двумя другими типами одаренности придется в обычной школе туго, да и сами они подарком не являются. Те, кто имеет интеллектуальный тип, любит работать самостоятельно. Эти дети проявляют независимость мышления, они сами читают сложную литературу. Успеваемость же у них может быть абсолютно любой - от «отлично» до «неудовлетворительно». Работая с ними, учителю требуется быть особенно внимательным и компетентным. Творчески одаренные дети также довольно трудны в обучении. Ведь их мышление нестандартное, они могут впасть в ступор при попытке подсчитать количество клеток в тетради, им мешают шаблоны, да и их социальные навыки довольно плохие.

В итоге интеллектуалов и креативных детей мало кто любит. Ведь они постоянно перебивают учителя, задают странные вопросы, тянут руку, когда остальные дети еще только пытаются понять, о чем идет речь. Такие ученики отвлекаются и даже могут читать под партой. В итоге в обычном классе такой одаренный ребенок будет мешать другим, да и учитель с ним намучается. Если особенные дети в нужный момент времени не попадут в особенную среду, то с ними произойдет то же самое, что и с больным, который не получит вовремя необходимого лечения. И это вполне уместное сравнение. Ведь Всемирная организация здравоохранения отнесла одаренных детей к группе риска. Эти маленькие люди с трудом общаются, у них постоянная нервная возбудимость, социальная и психологическая адаптация затруднена. Зачастую такие дети имеют психологические травмы, полученные в школах, где они обучались до спецзаведений. Талантов травили одноклассники или даже учителя, а порой - и те, и те.

Одаренные же дети нуждаются в особенных условиях воспитания и обучения, им нужна помощь психологов. А нестандартные школьники в специальных школах буквально расцветают, они находят свой круг общения и друзей-единомышленников и среди ровесников, и среди взрослых. Эти дети получают возможность участвовать и побеждать на олимпиадах, кто-то из них делает хорошие исследовательские и творческие работы. Правда, порой бывает и так, что одаренность у ребенка есть, а вот успех все не приходит. Не все умеют доводить дело до конца, реализовывать свои идеи. Дети могут путаться и забывать, тем не менее получая удовольствие от процесса, а не от результата. Такие дети имеют возможность пройти полный курс обучения в спецшколе, не завоевывая наград и не принося славу своему заведению. Тем не менее они успешно получают знания и вливаются в социум.

Спецшколы живут за счет обычных учебных заведений. Стоит признать, что действительно на спецшколы до недавнего времени выделялось больше денег, чем на обычные школы. Но это оправдано наличием дополнительной работы. Ведь в таких заведениях и учебный план шире, также есть дополнительные профильные занятия, кружки, спецкурсы, малые группы. Вся эта работа оплачивалась на тех же основаниях, что и в других школах, просто ее выполнялось больше. Так что несправедливого в том, что денег больше достается тому, кто больше работает?

Вариант усреднения расходов можно рассмотреть на примере Москвы. В столице около ста гимназий и лицеев, обычных же школ до слияния было около двух тысяч. В среднем при расчете на одного ученика спецшколы получали вдвое больше финансирования, чем обычные. Что будет, если забрать эти деньги? Найдутся средства для финансирования всего 100 средних школ. Если эти деньги поделить на 2000, то окажется, что повышение бюджета составит всего 5%. А ведь стоит еще учитывать тот факт, что в обычных школах учится больше детей, чем в специальных. Так что ожидать резкого роста благосостояния не приходится, а вот спецшколы прекратят свое существования. Что же делать лицеям в случае уменьшения финансирования? Прекращать углубленное изучение предметов? Начинать собирать деньги с учащихся или получать за часы вдвое меньше, чем в соседней школе при равной нагрузке? Так что вариант с нормативно-подушевым финансированием очень вреден. Да и те деньги, которые в образовании попросту утекают в никуда, куда значительнее, чем траты на спецшколы. Чиновникам следует научиться экономить на себе, а не на талантливых детях.

Это неверно, когда на одного ребенка выделяют денег больше, чем на другого. Мы платим налоги все, а з этих средство кому-то достается на образование больше. Несправедливо? Тогда стоит признать нечестной и саму идею бюджетного образования, ведь бездетные отдают налоги на обучение чужих детей. По такой логике Петр Первый вообще не должен был учреждать школы, ведь в них тогда обучалось подавляющее меньшинство населения. Уместно отметить, что первые учебные заведения были как раз специализированными - навигаторское и военно-медицинское. Да и университеты открывать не стоило именно по этой же причине. Затраты государства на обучение Ломоносова многократно превосходило траты на другого обычного крестьянина. Стоит ли считать расходы страны на выпуск Царскосельского лицея, который подарил России Пушкина, Кюхельбекера, Горчакова?

Дети все разные и потребности у них также не одинаковые. Кому-то по душе играть в футбол на улице, а кого-то тянет книга и математические задачи. Если для одних учебы скучна, то кому-то она приносит радость. Стоит ли учить обоих детей одинаково много или одинаково мало? Такая уравниловка приведет к неминуемой гибели одного из них или же оба будут ущемлены в их возможностях. А вот в разных школах этот вопрос легко решается. Тот, кто любит спорт, идет в спортивную спецшколу, или же в обычной посещает особые секции. Ботаник же попадет в спецшколу или также посвятит время кружкам. Такая система работала, так что не стоит выстраивать систему одинаковых безликих учебных заведений. Ведь можно дойти до того, что существование музыкальных школ будет считаться несправедливым по отношению к детям, музыкально не одаренным. Да и введение новой, уравнительной системы финансирования все равно приведет к тому, что на школьников в конечном счете будут тратиться разные суммы. Прежде всего потому, что норма финансирования зависит от региона. Когда ученик приходит в школу, деньги тратятся не лично на него, а попадают в общий котел. Если в учебном заведении есть какие-то профили и часы сверх нормы, то окажется, что один ребенок будет их получать, а другой - нет. Таким образом «несправедливость» сохранится. Только вот при старой системе можно было найти подходящую по духу и специализации школу, а при новой все школы становятся одинаковыми, где непонятно, разовьют ли особые таланты ребенка.

Школы для умных стране вообще не нужны. Уже было сказано, что такие заведения нужны как минимум тем детям, которые в обычной среде или недополучат знаний, или же будут подавлены. Однако нельзя забывать, что спецшколы помогают и обычным детям. Они являются основой для многих проектов - летник школы, заочные школы, научные экспедиции, олимпиада, открытые научные конференции, конкурсы проектов. Все это из «школ для умных» попадает в массовое образование, ведь есть специалисты, которые умеют это организовывать. К примеру, именно таким ресурсным центром является школа-интернат «Интеллектуал». В ее летней школе проходят обучение дети со всей страны и даже зарубежья. Конференции, олимпиады и экспедиции под эгидой этого заведения привлекают внимание учеников и из провинции. Так, дети из сел Кировской области целых пять раз выигрывали конференцию «Вышгород», представляя свои проекты по краеведению. А ведь для этого им пришлось потрудиться в экспедициях и архивах. Для многих детей эта возможность является единственной приобщиться к научному миру.

Теперь стоит посмотреть на проблему с государственной точки зрения. Образование несет две ключевые задачи. Прежде всего оно обеспечивает населению всеобщую грамотность, что позволяет адекватно существовать в современных условиях. Также воспитывается элита общества, которая обеспечит ему в будущем развитие и внедрение инноваций. Хорошо известно, что престижные университеты очень интересуются выпускниками спецшкол, ведь те мотивированы, хорошо готовы и нацелены на дальнейшую учебу и самоподготовку. В итоге очевидно, что спецшколы вносят довольно-таки важный вклад в дело подготовки научно-технического фундамента государства. Страна должна быть заинтересована в появлении новых собственных гениев, а не в том, чтобы те превращались неудачниками с комплексом нереализованных возможностей. Именно так и произойдет, если в ходе реформ образования школы для умных будут уничтожены.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.