МифыФактыСоветыСленгТестыЛикбез

Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург - город федерального значения Российской Федерации, второй по величине город страны, расположенный на северо-западе страны, на берегу Финского залива. Санкт-Петербург был основан в 1703 году Петром I и с 1712 по 1918 год являлся столицей Российской империи.

Сегодня население города составляет около 4,5 миллионов человек, это важный экономический, политический, транспортный и культурный центр державы. Санкт-Петербург является одним из красивейших городов мира, привлекая к себе ежегодно множество туристов.

Центр города и дворцово-парковые ансамбли объявлены ЮНЕСКО объектами Всемирного наследия. В городе размещается свыше 200 музеев и около 70 театров.

Город, безусловно, является культурной жемчужиной человечества. Неслучайно вокруг него, его истории крутится большое количество историй, легенд и мифов, некоторые из которых мы и рассмотрим.

Исконными жителями Петербургских земель были финны. Этот миф часто используется финскими историками, что и неудивительно. Якобы исконными жителями приневских земель являются вовсе не русские, а финны-ингерманландцы. В прессе этой скандинавской республики, да и у нас часто можно встретить информацию о том, что некоторые топонимы в Петербурге и его окрестностях были переименованы с исконно финских форм. Однако исследователи отмечают несовпадение финских названий мест с якобы переименованными русскими. На местности вдоль русла Невы еще задолго до основания города существовали русские деревни, тогда как число финских поселений было незначительным. Считается, что финны появились тут в массовых количествах лишь после Столбовского мира в 1617 году, когда эта территория стала принадлежать Швеции. Исследуя шведские переписи населения, историк С. Семенов обнаружил, что на 1623 год русских в Ингрии было почти 90%, а вот спустя 70 лет их доля уменьшилась до 26%. Очевидно, что местное население постепенно мигрировало в Россию, не желая жить под шведским правлением. Ранее же это даты население было смешанным, помимо русских здесь проживали карелы и ижоры, доля же финнов была небольшой.

Санкт-Петербург был построен на болотах в нежилой местности. Во многом благодаря Пушкину, который написал про возникновение города "из тьмы болот, из топи блат", возник этот миф. На самом деле в этой местности издревле существовал довольно крупный город Ниен, а также не менее тридцати деревень. Там, где сейчас начинается Литейный проспект, раньше была деревня Фроловщина, у истоков Фонтанки - поселение Кандуя, Спасское располагалось на месте Смольного и так далее. Были деревни на Крестовском острове, на реке Карповке, а на берегах Охты поселений было аж 12. Поэтому неудивительно, что вся эта инфраструктура активно задействовалась при строительстве города. Неудивительно, что казармы Семеновского полка находились вдали от центра построенного города, ведь они были фактически пристроены к существовавшей деревне, которая обслуживала солдат и офицеров, предоставляя тем питание и кров.

Санкт-Петербург фактически построен на костях. Бытует мнение, что при строительстве города широко использовался труд крепостных крестьян, которых особо никто не берег, поэтому в условиях тяжелого климата среди строителей было много жертв. Однако источником такой информации являются иностранцы, которые особо не вникали в реальное положение дел, а строили свои умозаключения на основе неприязни к царю-реформатору. Но должны же были тогда остаться следы массовых захоронений! Не могли же бесследно исчезнуть останки погибших крестьян, которых по скромным оценкам погибло от 30 тысяч, а по самым смелым и до 300 тысяч. И вот в 50-х годах 20 века археолог А. Грач проводил систематические раскопки с целью обнаружения массовых захоронений. Каково же было его удивление, когда вместо братских могил он обнаружил обычные выгребные ямы, в которых закапывались пищевые отходы от скотины, которой и питались строители. Изучив документы, историки пришли к выводу, что Санкт-Петербург строили вовсе на крепостные, а вольнонаемные работники, при этом существовал гуманный вахтовый метод, согласно которому работы велись 3-5 месяцев в году. Зимовать же артели и вовсе уходили домой. Самой массовой гибелью строителей можно считать смерти нескольких сотен человек, которые строили Ораниенбаум, но это было вызвано не зверствами властей, а разразившейся эпидемией. К тому же строительство велось под началом Меньшикова, частным порядком, так что государство и не контролировало всего процесса. Естественно, труд крепостных использовался, во многом благодаря помещикам, которые стоили свои дома с помощью труда подданных, да и государство пользовалось услугами каторжников, однако не стоит преувеличивать масштабы этого явления.

Во время войны на Дороге жизни были понесены огромные потери. Многие западные авторы, да и отечественные приводят следующую статистику - по Дороге жизни успешно проходил лишь один грузовик из трех. Впрочем, цифры разнятся, но этот миф их объединяет. Но, учитывая то, что ежедневно в город приходило более 280 грузовиков, следует, что потери составляли 560, а значит, только за одну блокадную зиму страна потеряла бы 88 тысяч машин. Для сравнения - в СССР по ленд-лизу было поставлено намного меньше машин. Так что не стоит преуменьшать значимость и эффективность Дороги жизни.

Во время финской войны войска Маннергейма остановились на старой границе. В мемуарах маршала Маннергейма указывается, что финские войска остановились на рубеже Свири. Дело в том, что поводом для войны со стороны СССР была безопасность Ленинграда, а нарушение финнами границы как раз подтвердило бы законность советских претензий. Именно поэтому войска и остановились на старых рубежах, несмотря на давление немцев. Однако есть противники у этой точки зрения. Многие историки считают, что остановлены финны были не политическими мотивами, а укреплениями "Линии Сталина", которые к тому же были обеспечены огнем артиллерии. В том числе и крупного калибра. Тем более есть документально зафиксированные факты приказов по финским воинским частям перейти старую границу, что встретило массовые отказы среди солдат. Следует упомянуть, что после замыкания осадного кольца вокруг Ленинграда осенью 1941 года Маннергейм официально заявил, что Финляндия не заинтересована в существовании такого населенного пункта как Ленинград. Таким образом, финны действительно не переходили границу, однако причины были совсем не их миролюбие, а мощь Красной армии.

Блокада Ленинграда специально затягивалась Сталиным. Согласно этому мифу Сталин не спешил прорывать блокаду города, хотя имел для этого все возможности. Целью было уничтожение ленинградской интеллигенции фашистами. Однако общедоступные источники свидетельствуют о том, что на протяжении всей обороны города руководством страны предпринимались все меры по эвакуации страны, причем в первую очередь это касалось тех, кто не мог активно участвовать в обороне Ленинграда - стариков, детей, в том числе и интеллигенции. Часто для вывоза детей использовалась и авиация, как и для доставки особо ценных грузов. В городе действительно до последнего момента оставались интеллигенты, но те, которые могли с помощью своей специализацией помочь городу. Следует сказать, что паек был меньше, чем у рабочих, которые занимались тяжелым трудом. Так что положение интеллигенции было наравне с другими группами людей, ни о каком планомерном уничтожении говорить не приходится.

Санкт-Петербург - большой по площади город. Горожане, простаивая часы в пробках и тратя значительное время на проезд, считают, что Санкт-Петербург большой город. Тем более это мнение утверждается, если сравнивать Питер с близлежащими городами Финляндии. Однако стоит сравнить площадь города с действительно гигантами - Берлином. Парижем, той же Москвой. Оказывается, что площадь Санкт-Петербурга сравнительно невелика, центр занимает гигантскую площадь, так как это историческая застройка, и она не допускает переделок. Количество же жителей значительно превышает разумные нормы. Помимо центра же есть кольцо спальных районов, которые фактически изолированы от него промышленными зонами. Планировка города совершенно не приспособлена тому числу жителей, которые в нем обитают. Площадь же самого города в 5 раз меньше площади Москвы, в 8 раз - Лондона и Парижа. Зато такую же площадь, к примеру, имеет и Саратов с населением в 4 раза меньше. Таким образом, инфраструктура города приспособлена для проживания 1, максимум 2, миллионов человек. Такое несоответствие и вызывает дискомфорт у горожан, что проявляется в трудности с транспортом, нехватки мест отдыха, проблем с жильем, плохой работой коммунальных служб и так далее. Решение есть либо в развитии инфраструктуры, либо в постепенном оттоке горожан в более благоприятные места, тенденция к чему и наблюдается.

Санкт-Петербург - крупнейший портовый город. Вот только у туристов, которые пребывают в Санкт-Петербург по суше, такого впечатления не возникает. Дело в том, что город нельзя назвать портовым в традиционном понимании этого слова. Действительно, в архитектуре обильно присутствуют морские мотивы, однако порт ютится близко к центру, при этом его причалы и краны спрятаны от глаз туристов. В городе нет присущей портам набережной с кафе и яхтами у причала. А грузовой порт не является значимым по европейским меркам, по грузообороту он сравним с Хельсинки - портовыми задворками Европы. Уже в петровские времена было известно, что средняя глубина участка Финского залива до Кронштадта была равно 3 метрам, что явно мало для прохождения торговых судов. Поэтому по дну залива был сооружен канал глубиной 12-14 метров, однако и этого недостаточно для прохождения судов до 100 тысяч тонн. Сегодня потребность в грузообороте составляет около 150 миллионов тонн в год, тогда как фактически она в пять раз меньше. Да и в порту просто не смогут развернуться суда длиной более 200 метров, что автоматически исключает город из числа тех, которых можно посетить на круизном лайнере. Одним этим ограничением город теряет большое число туристов. Да и нет в Петербурге никакой развитой инфраструктуры для туристических судов или яхт. Оказалось, что получив выход к морю через Прибалтику в СССР порт тогда еще Ленинграда практически не развивался, плоды чего мы пожинаем сегодня - город не является крупным европейским портом.

Санкт-Петербург - крупный туристический центр. Для возникновения туризма необходимо, прежде всего, создать условия для гостей. Развитый туристический центр должен отвечать всем требованиям самых взыскательрых приезжих. В случае с Петербургом же город, несмотря на привлекательность, сопоставимую с Парижем, находится далеко позади по туристическим возможностям. К примеру, город способен удержать туриста чуть ли не больше всех в Европе, только вот гостиничных номеров всего 31 тысяча. По этому показателю и смысла нет тягаться с Парижем или Берлином, а вот со скромным финским Турку, в котором на 180 тысяч населения 45 тысяч гостиничных мест - вполне можно. Санкт-Петербург практически лишен экскурсионного транспорта, который развозил бы туристов по достопримечательностям, да и муниципальный транспорт слабо развит. В городе нет достойного центра развлечений - аквапарка или Дисней-лэнда, аквариума или же SPA-отеля. Иностранный турист заведомо подвергается дискриминации, так как платит за все туристические услуги дороже, а это отталкивает, нанося вред престижу города. В Европе принято, что основными путешественниками являются люди пенсионного возраста, которые в случае приятных впечатлений посоветуют это место и более богатым детям. Но что увидят пенсионеры в Петербурге? Что за посещение Эрмитажа с них берут в 5 раз больше? Над развитием туризма городу еще работать и работать, к примеру, в Лондоне 70% городского бюджета наполняется именно за счет этой статьи.

Санкт-Петербург - культурная столица. Несомненно, город богат своими культурными корнями, количество музеев и образованностью жителей. Но разве все это сделает внешнее кольцо жилых массивов культурнее? Сегодня подавляющее число жителей не могут нормально отдохнуть, посещать культурные мероприятия, так как практически все места культуры и развлечения находятся на территории исторического центра. В спальных же районах индустрия отдыха не развивается. Выйти в центр, "благодаря" транспортной сети выдается нечасто, к тому же такое удовольствие оказывается и недешевым. Неслучайно большинство горожан редко покидает пределы своего микрорайона. Сегодня постоянно уменьшается число детских творческих коллективов, театров-студий и других организаций, коими так славился город. Конечно, в прошлом Санкт-Петербург действительно являлся культурной столицей, но это звание при нынешних тенденциях развития города быстро может потеряться.

При объявлении о заложении города над Петром появился орел. Легенда гласит, что 16 мая 1703 года Петр I осматривал остров Ени-Саари. Вдруг царь остановился, вырезал пару кусков дерна, положил их крест на крест и заявил, что тут будет город. И в этот момент в небе появился орел и начал парить над Петром. Это выглядело весьма символично. На самом деле на острове Ени-Саари (финское имя позже сменится на "Заячий") был заложен не город, а крепость. Поселение же возникло позже, на соседнем Березовом острове, под защитой оборонительного комплекса. Некоторые исследователи утверждают, что с 11 по 20 мая Петра в этих местах вообще не было. Сомнительно было и появление орла в небе - что могла делать горная птица над болотами? Над Невой ее никогда не видели.

Санкт-Петербург назван в честь своего основателя, Петра I. Царя Петра крестили 29 июня 1672 года в Петров день. Правитель давно уже мечтал назвать какую-то крепость в честь своего небесного ангела. Планировалось, что город Петра появится на Дону в случае успешного окончания Азовского похода. Но случилась неудача. 16 мая 1703 года на Неве была заложена крепость Санкт-Петербург. Но уже 29 июня после закладки в ней собора Петра и Павла ее стали называть Петропавловской. А старое первоначальное название перешло уже на весь город. Но до того момента как это имя официально закрепилось, в переписке встречалось и другое название - Санкт-Петрополис. В Эрмитаже даже хранится первая гравюра с изображением города с именно этим, непривычным названием.

Символом города является медный памятник Петру I. Этот памятник стал самым первым в городе. Удивительно, но "Медный всадник" вовсе не медный, а бронзовый. Свое же название же памятник получил, благодаря одноименной поэме Пушкина.

Поцелуев мост назван в честь влюбленных. Считается, что на этом мосту постоянно встречались влюбленные и целовались, что и дало название объекту. Символично, что мост к тому же никогда не разводится, словно не желая разлучать сердца. На самом деле Поцелуев мост получил свое название из-за трактира "Поцелуй". Это заведение располагалось на левом берегу Мойки на углу Никольской улицы в доме купца Поцелуева. Кажется очевидным, что именно фамилия торговца дала имя трактиру, а затем и мосту.

Васильевский остров назван в честь артиллериста, капитана Василия Корчмина. Есть легенда, что при Петре в западной части острова было укрепление под командованием Корчмина. Когда царь посылал туда приказы, он просто говорил: "К Василию на остров". Именно так, кажется, и появилось название. Однако свое имя остров получил еще задолго до основания Санкт-Петербурга. В 1500 году в переписной окладной книге Водинской пятины Великого Новгорода говорится о Васильевском острове. Но имел он и другое название, финское - Лосиный или Хирва-Саари. Петр планировал разместить тут центр нового города.

Улица Бармалеева на Петроградской стороне получила название в честь разбойника из сказки Чуковского "Айболит". На самом деле все было с точностью до наоборот. В 1920-х Чуковский, разгуливая по городу с художником Добужинским, вдруг натолкнулся на улицу со странным именем. Творческие личности сразу же стали фантазировать на эту тему, придумав африканского разбойника Бармалея. Художник создал его портрет, а поэт чуть позже написал о нем стихи. В русском языке есть даже старинное слово "бармолить", означающее невнятную речь. Быть может, "бармалеем" прозвали некоего человека, затем кличка стала фамилией. А потом появилась и улица на месте, где Бармалей или Бармалеев был землевладельцем.

Санкт-Петербург является мировым рекордсменом по числу мостов. Этот красивый миф льстит местным жителям. В черте города находится около сотни рек, рукавов, протоков и каналов, примерно столько же и водоемов. Общее число мостов составляет 340-370, в зависимости от качества подсчета. Но это явно не мировой рекорд. В Гамбурге мостов 2300, что больше, чем в Санкт-Петербурге, Венеции и Амстердаме вместе взятых.

Наводнения в городе вызваны Невой. Этот миф бытовал на протяжении двух столетий. Сегодня уже ясно, что виноваты в этом циклоны, гонящие осенью потоки воды именно в это место Финского залива. Так образуется высокая волна, заставляющая подняться воды Невы. За всю историю города было зафиксировано более трехсот наводнений, три из которых (в 1777, 1824 и 1924 годах) оказались катастрофическими.

В позолоченном шаре шпиля Адмиралтейства хранится шкатулка с золотыми монетами. Считается, что в этой кубышке собраны образцы всех золотых монет, отчеканенных с момента основания города. Шкатулка действительно существует, но спрятаны в ней не сокровища, а сведения о ремонтах шпиля и флюгера за все время существования Адмиралтейства, а также о мастерах, проводивших работы.

Под Троицким мостом пролетал Валерий Чкалов. При съемках фильма "Валерий Чкалов" режиссер Калатозов услышал, как в царское время какой-то отважный летчик пролетел под Троицким мостом. Эта история впечатлила кинематографиста, и она попала в сценарий. Якобы Чкалова выгнали из ВВС за хулиганский пролет под мостом. А сделал он это, чтобы завоевать сердце любимой. Эта легенда обрела жизнь, стали даже писать, когда состоялся полет, на каком самолете и что за этим наблюдала будущая жена героя. Однако сама она утверждала, что никогда не видела полетов мужа. Да и сам Чкалов в 1926-1928 годах не мог летать над Ленинградом. Он то служил в Брянске, то учился в Липецке, то отбывал уголовное наказание. Пролететь же под мостом можно только днем. Но ведь тогда было бы полно очевидцев на набережных! Их же не оказалось, и в ленинградской прессе в 1924-1928 ничего не писалось о таком полете. Зато в 1940 году пресса с восторгом писала, как трюк Чкалова "повторил" Евгений Борисенко. Сделал он это под Кировским мостом в ходе съемок фильма о летчике.

Санкт-Петербург стоит на 101 острове. В середине XIX века, когда подсчитали столичные острова, их было действительно 101. Уже тогда это число было меньше, чем в предыдущем столетии. Тогда островов насчитали 147. Число сократилось из-за многочисленных факторов, как природных, так и связанных с деятельностью человека. Одни острова размывались морем и ветром, другие становились жертвой новых каналов, третьи сливались воедино. К середине XX века на карте города осталось всего 42 острова.

Здание Двенадцати коллегий стоит торцом к набережной, чтобы освободить место для дворца Меншикова. Этот миф превратился в своеобразный исторический анекдот. Действительно, кажется странным, что здание стоит не вдоль набережной, а перпендикулярно ней. Ведь оно всегда было значимым и могло бы стать центром всего комплекса. По легенде, Петр, уезжая из строящегося города, поручил Александру Меншикову контролировать строение здания. Помощник увидел, что длинное здание по замыслу архитектора должно смотреть лицом на Неву. Вот только тогда на набережной, лучшей части города, не останется места для собственного дворца Меншикова. Он непременно хотел застолбить для себя место, приказав развернуть здание перпендикулярно к реке. Петр, увидев строение, был в ярости. Но останавливать стройку было уже поздно. Казнить Меншикова царь не решился, просто оштрафовав его. Легенда все же вызывает сомнения. Историки считают, что фасад здания Двенадцати коллегий планировалось сориентировать на главную площадь города. Просто позже случилась перепланировка и это не удалось осуществить, здание же уже обрело свое место.

Улица Жданова названа в честь партийного чиновника Андрея Жданова, руководившего Ленинградом в годы блокады. Ждановская улица получила свое имя еще в 1887 году. Ее, как и одноименную набережную, назвали в честь реки Ждановки в Петроградском районе города.

Улица Жукова названа в честь легендарного полководца, воевавшего под Ленинградом. Улица в Калининском районе к советскому маршалу отношения не имеет. Свое имя она получила в 1923 году в честь Ильи Жукова. Этот секретарь Выборгского райкома партии являлся участником Гражданской войны. В честь же маршала Жукова в городе назвали проспект.

Новые мифы.

Львы

Львы держатся большими группами, охотятся коллективно. Причем в охоте ведущая роль принадлежит именно львицам. Самцы могут помочь им либо завалить крупную добыч...

Линолеум

В нашей стране самым привычным и распространенным покрытием является линолеум. Сам этот материал со временем приобретает новые черты и свойства, однако большая ...

Освещение

Изобретение электричества дало возможность человеку освещать свои жилища. Это сделало дома намного комфортнее, позволило нормализовать рабочий день. Сегодня для...

Новые факты.

Потерянные олимпийские медали

Когда приходит время для Олимпийских игр многие люди откладывают все свои дела и уделяют внимание соревнования спортсменов в своих любимых видах спорта. При это...

Самые необычные сорта пива

Повседневность быстро надоедает, каждый ищет свой выход из нее, что-то необычное и новое. С возрастом даже любимый мужской напиток, пиво, становится обыденным и...

Самые красивые станции метро

Многочисленные станции метро являются настоящими шедеврами строительного искусства. Одни очень похожи на музеи, другие напоминают разнообразные сцены из научно-...

Новые советы.

Как раскрыть возможности своего мозга

121 совет как быстрее думать, улучшить память, лучше усваивать информацию и использовать весь потенциал своего мозга....

Как укрепить иммунитет

С детских лет наша иммунная система находится в процессе тренировки. В принципе, на пользу человеку идет и проникновение в организм небольшого количества патоге...

Как избавиться от депрессии

В современном мире проблема депрессии становится все более и более актуальной. К этому приводят многие факторы, среди которых недостаток в личном пространстве, ...

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные предложения.