Сибирский шаманизм
Мало кто знает о таком уникальном явлении как сибирский шаманизм. Даже сами сибиряки имеют смутное представление о содержании этой части культуры коренного населения Северной и Центральной Азии.
Кстати, слово "шаманизм" пришло к нам из эвенкийского языка и означает оно "тот, кто знает". Отношение к шаманизму у современного человека строится на скупых упоминаниях из школьного курса, детских сказках, домыслах и слухах.
В результате взгляд на это сторону культурной жизни многих народов приобретает весьма упрощенный и стереотипный вид. Давайте же взглянем на шаманизм под другим углом, развенчав попутно несколько мифов о данной стороне быта коренных сибирских народов.
Шаманизм - крайне примитивное явление
Обычно шаманизм считают примитивной верой отсталых народов, далеких от цивилизации. В разные исторические эпохи подобными эпитетами награждались Китай, Япония, Ближний Восток. Сегодня же мало кто сомневается в высоком культурном уровне этих народов, отмечая особенный менталитет, культуру, жизненные позиции. Сегодня трудно провести четкую грань между цивилизованными и примитивными народами. Если отталкиваться от экономического благосостояния, то стоит ли развитие региона потере привычной среды обитания народов Восточной Сибири? Можно говорить о низком уровне знании и примитивности цивилизованного мира, который допускает экологические проблемы, что говорит о непонимании взаимодействия человека с природой. Можно сравнить автомобиль и лошадь, для европейских ценностей машина - показатель цивилизации. Авто позволяет быстро перемещаться, требует не так много ухода. Лошадь же - живое существо, с которым еще нужно найти контакт, это не машина, не вещь. Так где же кроется примитивизм? Мы считаем глупостями то, о чем говорят шаманы - истории о духах, которые и являются источниками бед, несчастий, приобретений. Но такой атеистический подход отвергает и все другие религии. Ведь любая религиозная конфессия зиждется на постулатах, которые принимаются исключительно на веру. Нельзя считать шаманизм более простым по сравнению с другими религиями, ведь одним и те же явлениям придается просто разный смысл и терминология. Когда-то для конкистадоров и инки были примитивными существами, которых следовало покорить и ограбить. Сегодня же мы находим загадки древних народов и не можем до конца разгадать их. Мы не можем до конца понять шаманизм, так как не имеем полной информации о его структуре и иерархичности. А ведь эта вера по сложности не уступает и мировым религиям.
Шаманы патологичны и неполноценны
Этот миф возник вместе со становлением патопсихологии. В разное время ученые выделяли в поведении шаманов эпилепсию, энцефалопатию нервные болезни, истерию и т.д. Такую точку зрения во многом подпитывали и шаманы своими рассказами о некоей "шаманской болезни". Однако внимательное рассмотрение обнаруживает черты, которые не вписываются в общепринятый подход. К примеру, значительное число патологических симптомов, наблюдаемых в состоянии транса, в повседневной жизни замечены не были. Любопытно, что во время шаманского камлания вес облачения священника мог доходить до 20 кг, ритуал мог длиться всю ночь. Все это время шаман бил в бубен и танцевал, прыгал. Читал заклинания. Исследователи полагают, что хаотические движения с такой нагрузкой попросту бы разгромили бы все жилище, однако такого не происходит. Следовательно, шаманы четко осознают все происходящее, рассчитывая свои движения, отвергая доводы о несостоятельности. Исследование же психологических особенностей шаманов показало, что их память и способности к самоконтролю намного выше средних. Зачастую именно шаманы являются носителями устного эпоса. Якутский шаман в общеупотребительном словаре имеет 4000 слов, тогда как его поэтический словарь включает 12000 слов. Это свидетельствует о богатом внутреннем мире шамана, он способен передать и осознать большой опыт.
Последователи шаманизма сами примитивные люди
Нам как минимум странно слышать об одухотворенности неживой природы. Однако в повседневной жизни часто мы относимся к окружающим предметам, как к живым. Шаманизм просто последователен, отфильтровывая именно те случаи, которые демонстрируют одухотворенность неживого мира. К тому же многие образованные люди в Сибири, с высшими образованиями, имеющие высокий социальный статус и доход нет-нет, да и остановятся на местах почитания эжинов-хозяев местности. Кто-то ленточку повяжет, кто-то бросит монетку или конфету, а кто-то брызнет алкоголя. Фактически, проживая совместно с коренными народами, пришельцы со временем перенимают их поведенческие модели. Сегодня в сибиряке можно встретить нотки христианства, буддизма, шаманизма, атеизма и мусульманства, при этом они соседствуют без особых разногласий.
Шаманы и их культура асоциальны
Что же такое эта асоциальность? Прежде всего шаман представляется нам человеком в старом чуме в тайге, окруженный дикими животными. Настроены шаманы против человека, отнимая души и жизни, относясь к нуждам других с пренебрежением. Шаманизм, якобы не ориентирован на такое общество, в котором не решаются социальные задачи, основой является общение с потусторонним миром. Первая часть утверждения отчасти верна. С некоторых пор шаманы разделились на белых и черных, в зависимости от интересов. Сегодня черные шаманы - потомки тех, кто при переходе общины от охоты к скотоводству не захотели отказываться от своих амбиций и подстраиваться под изменяющуюся среду. Основной интерес для них представляет человек и его взаимодействие с природой и миром в целом. Считается, что такие шаманы способны путешествовать в нижние и реже в верхние миры. По сути, это - целители, которые могут вести борьбу с духами. Обычно такие люди предпочитают уединенный образ жизни, хотя семейных забот не избегают, обзаводятся потомством. Белые же шаманы выполняют роль сказителей, выполняя обряды для нужд целой общины - взывая к высокой урожайности, во избежание болезней и т.д. Такие люди устанавливают связь между природой и обществом, в нижние миры они путешествовать не могут. Проще говоря, белый шаман занимается профилактикой, а черный - борьбой. Белые шаманы являются активными членами общества, ведут как и все хозяйство, создают семьи, однако руководителями фактически не являются, довольствуясь ролью духовных лидеров. Относительно отношения к другим людям следует отметить, что шаманы являются продуктом своего общества, все зависит от окружения. Похищение душ и наведение мора - это работа для черных шаманов, которые в силу своих особенностей и способностей вынуждены участвовать в этой стороне жизни общины. Причиной таких действий может являться обида власть имеющего, подобные явления имеют корни в самом общественном укладе. В нашем современном мире и среди других конфессий есть истории, которые компрометируют суть учения, так что шаманизм в этом плане более искренен. Для шаманов находится в обществе своя ниша, хотя по большому счету такие истории больше звучат в сказаниях, в современном мире людей, способных на этом уровне навредить другим очень мало. Преемственность постепенно сходит на нет. Шаманы обладают ценностной ориентацией, которая стремится сохранить природное окружение, в котором и вырос человек. Шаманизм возвращает людей к природе, сохраняя невидимые связующие нитки. Существуют некоторые табу, которые и демонстрируют трепетное отношение к природе. Шаманы считают, что необходимо что-то непременно отдавать взамен, если уж взял что-то. Срубленное дерево необходимо окропить кровью, извиниться перед сорванным цветком. Такие действия готовят сознание к бережному отношению к природе или же, как модно говорить, формируют экологическое сознание.
Шаманизм по сути - искаженная версия буддизма
Этот миф был сформирован нашими учеными в первой половине двадцатого века. Считалось, что буддизм, распространившись на север с Тибета, трансформировался местными племенами в шаманизм. Для доказательства версии проводились параллели между обрядами, костюмами, атрибутами и т.д. Качества буддийских и шаманских масок для обрядов отличались - возникло предположение, что племена шаманской веры заимствовали их у буддистов. Буддистская же практика Чод трансформировалась в шаманскую болезнь. Однако исследования, проведенные уже позже, показали, что шаманизм присущ не только Сибири - подобные верования существовали и в других частях света, во всех вообще культурах на определенных этапах развития. Сегодня можно с уверенностью назвать шаманизм прарелигией. Во всех мировых религиях и их потомках мы можем выделить элементы более древних воззрений на мир, которые и относятся именно к мировосприятию шаманизма.
Шаманизм является черной верой, в итоге душа отдается дьяволу
Часто можно услышать, что шаманизм отрицает наличие единого бога, шаманизм - языческая вера, которая ведет к отягощению кармы, запутанности. Такие мнения доносятся со стороны других конфессий. Главное, что заложено в данном мифе - это цели и методы. Отличительной особенностью большинства людей является то, что они постоянно что-то ищут - лучшее, большее. Именно эту нестабильность и пытаются преодолеть религии, в том числе и шаманизм. Шаманы помогают преодолеть внутренний дисбаланс и найти себя в гармонии с природой. Все заболеваний человека - физически и психические, есть проявлениями внутренней дисгармонии, поэтому в шаманизме так и распространены суеверия и табу, чтобы не нарушать гармонию, приметы, чтобы диагностировать появляющиеся признаки разлада, гадания и другие эксцентричные действия. Главная цель всего это, повторимся, поддержка и диагностика связи с миром, которая нарушена вследствие жизненных обстоятельств.
Шаманизм непонятен для человека, так как слишком абстрактен
Данный миф возникает из-за сбоя в понимании, которое основывается в своей сути на мыслительном процессе. Для понимания необходимы опыт и слова для его описания. Другим аспектом понимания является соответствие новой информации со старыми представлениями. Мы знаем, что шаманист поклоняется духам. Дух для нас - некая потусторонняя сила, влияющая на мир и на нас. Обычно так мы представляем Бога. Шаманизм говорит, что духов много, мы же логично приходим к тому, что присутствует многобожие. В данном случае происходит интерпретация опыта, а непосредственно он сам отсутствует. В русской культуре само слово поклонение происходит от "поклон", то есть выражение почтения, уважения и покорности, а вот шаманист относится иначе к духам. Применительно к нашим понятиям можно сказать, что шаманы воспринимают духов больше как хозяев местности, на которой люди - всего лишь гости. Причина разногласий лежит всего лишь в неправильной интерпретации опыта и слов, шаманизм всего лишь иначе трактует реальность.