МифыФактыСоветыСленгТестыЛикбез

Предсказания.

Предсказания - информация о будущих событиях, полученная путем сверхчувственного (интуитивного) восприятия. При этом ни магическое вмешательство, ни какое-либо иное мысленное воздействие на будущие события не производится.

Издревле люди стремились узнать о будущем, и такого рода информацию помогали получить предсказатели и прорицатели, которые, как считалось, напрямую общались с божествами, и могли видеть грядущее на тысячи лет вперед. Такие провидцы были у многих народов мира. У греков они именовались оракулами и сивиллами, у славян - волхвами, у кельтов - друидами и т.д.

Современные исследователи подразделяют оракулов на несколько групп по способу получения и провозглашения пророчеств:
 • Оракулы знаков, формулирующие пророчество в результате наблюдений за природными явлениями (шелестом листьев, полетом птиц и т.д.) либо после выполнения определенных ритуалов (например, бросания жребия).
 • Оракулы вдохновения (экстаза) или Аполлоновские оракулы (прорицалища, где делались предсказания такого рода были местом поклонения Аполлону или Фебу - древнегреческому богу, являвшемуся олицетворением Солнца, покровителю предсказателей будущего, муз и поэтов, путешественников и мореходов, врачевателей, наук и искусств) - получали ответы на вопросы, входя в экстатическое состояние. Именно они пользовались наибольшим авторитетом во многих странах древнего мира.
 • Оракулы сновидений, получавшие информацию из снов или видений (те из них, которые пророчествовали после божественных откровений, пользовались уважением и почтением у верующих т.н религий откровений - ислама, иудаизма и христианства).
 • Оракулы-некроманты или оракулы вызова мертвых - вопрошавшие не божества, а души умерших, вызываемых с целью получения ответов на вопросы живых.
 В некоторых случаях один прорицатель сочетал в себе свойства нескольких оракулов.

Предсказание, гадание, ясновидение и предвидение - одно и то же. Чаще всего эти слова используются как взаимозаменяемые, однако в их значении имеет место существенная разница. Предсказания базируются лишь на интуитивном восприятии, в то время как предвидение является формой научного познания и, как и прогнозирование, базируется на обобщенных данных (как теоретических выкладок, так и предварительных практических экспериментах и наблюдениях за теми или иными процессами и явлениями).

От гадания и ясновидения предсказания отличаются тем, что лишь сообщают информацию о событии, изначально предопределенном и не зависящем от каких-либо изменений (поведенческих, мировоззренческих и т.д.) человека (а согласно, к примеру, мифологии жителей Германии и Скандинавии - даже бога). Гадания же, равно как и ясновидение, чаще всего отвечает на вопрос о событиях с вариативным исходом (на которые можно повлиять, например, исполняя те или иные обеты, читая молитвы, прощая обидчиков и т.д.) или же о последствиях тех или иных поступков.

Наличие или отсутствие прорицательского дара можно определить, предложив человеку, например, предсказать ту или иную комбинацию цифр на гранях игральных костей, номера в лотерее и т.д. Ошибочное мнение. Если человек может определить, какая комбинация цифр выпадет в лото, рулетке или при бросании игральных костей - скорее всего, он обладает экстрасенсорными способностями (в упомянутом случае - ясновидением). Если он легко угадывает, какая карта в данный момент вытащена из колоды - это может быть просто проявлением другой экстрасенсорной способности (телепатии). Имеет ли человек дар предсказывать предопределенное будущее, упомянутыми способами определить невозможно.

В древние времена способы такого рода действительно использовались для определения самого точного оракула. Например, согласно легенде, Крез (царь Лидии) разослал гонцов к предсказателям Эллады. Оракулы должны были дать ответ на один вопрос: "Чем занимается Крез?" (указывалось лишь время, вид деятельности следовало назвать). Дать правильный ответ (о том, что в упомянутое время царь варил в медном котле черепаху и ягненка) смогла только пифия г. Дельфы.

Однако проявить такую же точность в ответе на следующий вопрос Креза (о целесообразности развязывания войны с властелином Персии Киром), фактически решивший судьбу царя Лидии, пифия уже не смогла. Вообще, согласно исследованиям современных ученых, точные предсказания, не допускающие разночтений, составляют всего 2% от всех сбывшихся предсказаний, данных дельфийским оракулом.

Проверку такого рода проходил и Мишель Нострадамус (Франция), правильно предрекший судьбу двух молочных поросят. Его предсказание сбылось в точности, несмотря на все ухищрения де Флоринвиля, в замке которого остановился провидец.

Способность предсказывать будущее можно натренировать. В наши дни существует немало различных методик (например, онлайн-тренажеров), которые, согласно уверениям их создателей, способствуют развитию дара прорицания. Однако упомянутые методики, в лучшем случае, тренируют экстрасенсорные способности, выявить и усилить дар предсказывать будущие события они не могут.

Усердная молитва, пост и отказ от мирских радостей помогают обрести дар пророчества. В некоторых случаях люди, истово просившие о даровании им пророческого дара, действительно его получали (причем иногда дар прорицания проявлялся не у молившейся женщины, а у ее ребенка). Также многие постящиеся и молящиеся святые старцы обретали дар провидение (и в дальнейшем именовались "прозорливыми").

Но, кроме того, упомянутый дар мог являться следствием внешнего воздействия на ничего не подозревавшего человека либо же проявлялся у людей, стоящих "на пороге смерти" (например, пророческий дар Сократ обрел перед казнью, а монах Авель - после длительной тяжелой болезни).

Также считается, что пророческий дар можно обрести в результате:
 • Общения с существами из иных, волшебных миров (кельты считали, что даром предсказания могут наделять людей представители народа туатов, жившие в Сиде - подземном мире).
 • Воздействия природных явлений (чаще всего - молнии или сильной бури).
 • Божественных откровений - сверхъестественного воздействие на людей свыше (когда Бог являет им Себя либо непосредственно, либо через ангелов).
 • Длительного паломничества или скитаний (именно таким образом обрел дар предвидения Мишель Нострадамус).

Оракул - человек, предсказывающий будущее. Да, в наши дни оракулом (oraculum, от лат. oro — "просить, говорить") именуют либо предсказателя, либо человека, все суждения и изречения которого считаются непререкаемой истиной. Однако в древности это слово имело более широкое значение: оракулом называли и жреца-предсказателя, и сам текст предсказания, и место оглашения предсказаний ("прорицалище").

Оракулы, пифии и сивиллы - синонимы. В некоторых случаях это действительно так. Например, пифий, дельфийских прорицательниц, в некоторых источниках называют сивиллами (а Фемоною (согласно легенде, дочь самого Аполлона), пророчествовавшую в Дельфах, именуют первой сивиллой). Но от оракулов сивиллы все-таки отличались. Во-первых, чаще всего они проживали в окраинных областях страны (при этом немало путешествовали), оракулы же располагались в святилищах, воздвигнутых в крупных городах. Во-вторых, сивиллы, в отличие от оракулов, не отвечали на вопросы, а, впадая в экстатическое состояние, вещали о событиях будущего (иногда - весьма далекого).

Оракулы пришли в Элладу вместе с древними греками. Ошибочное мнение. Геродот утверждает, что наиболее древний оракул, находившийся в городе Додона (округ Эпир на северо-западе Греции) появился еще до прихода греков в Элладу. Изначально прорицалище представляло собой место поклонения Богине-Матери, и было связанно с культом хтонических божеств (т.е. божеств, связанных с силами земли и подземного мира). Информацию о будущих событиях предсказатели получали, слушая шелест листвы священного дерева (дуба). Некоторые историки считают, что на территорию Древней Греции оракулы пришли из стран Древнего Востока, так как прорицалища, подобные греческим, издревле существовали в Ассирии, Мари и Древнем Египте.

Древние оракулы были в основном женского пола. Это не совсем так. Наиболее известные оракулы Древней Греции были мужского пола, исключение - пифия, прорицательница из храма Аполлона, расположенного в Дельфах - городе, воздвигнутом на склоне горы Парнас. А вот сивиллами (прорицательницами, путешествовавшими по Древней Греции) действительно были исключительно представительницы прекрасного пола.

Пророчицами становились чаще всего молоденькие девственницы. Вначале именно так и было, однако впоследствии, например, в дельфийском храме пифию выбирали из женщин 50-летнего возраста. Да и невинность перестала быть обязательным требованием - претендентка могла быть замужем, однако, после принятия сана, хранила целомудрие.

Жрецы могли выполнять функции оракула. Чаще всего жрецы и жрицы для получения информации о будущих событиях или воле божеств использовали иные способы получения информации (например, мантику, т.е. различные виды гаданий). В прорицалищах же именно жрецы руководили передвижениями посетителей при осмотре храма, а также интерпретировали предсказания оракула (формулировка которых порой допускала несколько толкований, зачастую диаметрально противоположных). Но в некоторых случаях жрицы обретали пророческий дар, и становились сивиллами. Примером такого преображения может служить кумская сивилла (вначале она была жрицей в ионийском городе Эрифры, но впоследствии, обретя дар прорицания, переселилась в итальянский город Кумы).

Пифия изрекала предсказания в стихотворной форме. Первые пророчества действительно давались в стихах (причем стихотворный размер изменялся в соответствии с эпохой - от гекзаметра, наиболее часто употреблявшегося в античной поэзии, до ямбического триметра), часто весьма далеких от совершенства. Однако со временем поэтическая форма прорицаний стала встречаться все реже, уступая место прозе.

Прорицатели были совершенно независимыми людьми, и всегда говорили только правду. Нет, зачастую предсказания делались в угоду власть имущим (добивавшимся нужного ответа подкупом или угрозами). Еще Демосфен публично обвинил дельфийскую пифию в том, что она была подкуплена царем Филиппом Македонским. Также в некоторых случаях тексты предсказаний составлялись согласно указаниям жрецов, желающих усилить свои позиции в государстве и с этой целью создавших широкую агентурную сеть по всей стране. Благодаря этому служители храмов Аполлона хорошо знали, каковы настроения в том или ином регионе, каких вопросов следует ждать от представителей различных слоев населения той или иной области Эллады и какие ответы будут благоприятствовать их ожиданиям, и соответствовать исполнению замыслов жрецов.

Чтобы предсказывать будущее, человеку достаточно обладать пророческим даром. В некоторых случаях это действительно так. Но чаще всего произнесению пророчеств предшествовала определенная подготовка. Например, дельфийская пифия перед прорицанием 3 дня постилась, после совершала омовение в священном источнике - Кастальском ключе, названном в честь нимфы Касталии и, согласно преданию, дарующем силу пророкам и вдохновение музыкантам и поэтам. Прорицательница жевала листья лавра (растения, почитавшегося священным), возлагала на голову лавровый венок и пила воду из источника Кассотиды (чьи воды также должны были усилить пророческий дар).

После этого, разместившись на священном треножнике, пифия вдыхала наркотические пары, поднимавшиеся из расселины в скале, впадала в экстатическое состояние, и начинала вещать (современные специалисты ставят это утверждение под сомнение, поскольку среди руин дельфийского храма ни трещины, ни пещеры не было найдено). Подобным же образом (посредством питья воды из священного источника и вдыхания его испарений, вызывавших видения) входила в нужное состояние пророчица, вещавшая в храме, расположенном в г. Дидимы (Малая Азия). Оракул г. Клароссы (Малая Азия) ограничивался лишь тем, что пил воду из источника, находившегося в священной пещере. А вот пророчица г. Аргоса (Греция) входила в экстатическое состояние, испив крови жертвенного животного.

Чтобы ответить на вопрос человека, предсказатель должен увидеть вопрошавшего. Нет, это не было обязательным условием для успешного прорицания (хотя и не возбранялось). Чтобы получить ответ на вопрос, человеку достаточно было сделать щедрое пожертвование храму (причем намеченных в жертву коз вначале подвергали испытанию (обливали водой, и наблюдали за реакцией животных), дабы увериться в том, что Аполлону данная жертва угодна). После этого просителю нужно было исполнить несколько обрядов, и поучаствовать в жеребьевке, определявшей очередность получения ответа на задаваемый вопрос, с которым жрецы обращались к пифии (право обращения вне очереди могли получить только жители Дельф за особые заслуги перед государством или обществом). Они же, получив ответ, интерпретировали его и сообщали вопрошавшему. А оракулу храма Аполлона Клария (г. Колофон, Лидия) даже не сообщали суть вопросов - просто называли порядковые номера оных, и прорицатель давал ответы. Сивиллы же и пророки на вопросы людей и вовсе не отвечали, вещая о событиях будущего, при этом обходясь без вмешательства окружающих людей (вопрошающих, жрецов и т.д.).

Место, где впоследствии будет воздвигнуто прорицалище, отыскивали специально обученные жрецы. Не обязательно. Например (согласно Плутарху), воздействие испарений, выходящих из трещины в скале возле г. Дельфы, первым заметил пастух Корет. Впоследствии над расщелиной было построено наиболее известное в Элладе прорицалище (хотя, согласно легенде, место для возведения этого оракула выбрал сам Аполлон).

Прорицатели чаще всего были долгожителями. Не всегда. Многое зависело от метода получения информации. Например, оракулы вдохновения, соприкасавшиеся с ядовитыми испарениями, жили очень недолго, хоть и давали предсказание не так уж часто (поначалу - только раз в году (в день празднования рождении Аполлона), начиная с VI в. до н. э. - только в 7 день недели в течение весны, лета и осени, а в храме ликийского г. Патры (Малая Азия, территория современной Анталии) - только в зимние месяцы). И хотя пифии порой имели заместителей (в определенные периоды времени, например, у дельфийской пифии было 2 заместителя) - срок их жизни был невелик. В некоторых случаях смерть наступала в результате неосторожного поведения в состоянии экстаза. Например, согласно некоторым письменным источникам, одна из пифий умерла, неудачно спрыгнув со священного треножника (по другой версии - прорицательница, объятая ужасом, бросилась вон из храма, и была найдена лишь спустя некоторое время в бессознательном состоянии; через несколько дней она скончалась). А вот пророки (упоминаемые во многих религиях, например, в христианстве) действительно жили долго (пророк Моисей прожил 120 лет, Самуил - 88 лет, Исайя - 80 лет, Иеремия - 65 лет и т.д.).

Христианство языческих прорицателей не признает. Это не совсем так. С одной стороны, христианские проповедники провозглашали гадателей-язычников "пособниками дьявола", с другой - признавали правдивость и объективность некоторых пророчеств (в том случае, если истолкование оных способствовало укреплению идей, распространяемых христианскими деятелями). Ярким примером тому служит упомянутое в Библии посещение Девы Марии тремя волхвами-язычниками, предрекшими рождение Иисуса и предупредившими святое семейство о грозящей опасности. Кроме того, в некоторых христианских храмах стран Западной Европы можно отыскать изображение сивилл (языческих прорицательниц и пророчиц). Например, Микеланджело изобразил 5 сивилл (Дельфийскую, Эритрейскую, Кумскую, Ливийскую и Персидскую) на своде Сикстинской капеллы (Рим, Италия); на сводах церкви Санта-Тринита (Флоренция, Италия) 4 сивилл изобразил Доменико Гирландайо. Напольная мозаика при входе в Сиенский собор (Тоскана, Италия) изображает Гермеса Трисмегиста, стоящего между двумя сивиллами, еще 10 прорицательниц размещаются на заднем плане с пророчествами о пришествии Христа в руках. И, наконец, некоторые христианские деятели признавали авторитетность "Сивиллиных книг" (в частности пророчеств о пришествии христианства).

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные предложения.