Память.

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.

Чтобы хорошо запомнить новую информацию, нужно учить перед сном. Для хорошего запоминания, конечно, необходимо высыпаться, как следует. Вероятно, поэтому и существует миф, что учить лучше всего непосредственно перед сном. Но на самом деле же всё верно с точностью до наоборот. Лучшее время для запоминания информации - утро. Попытки запоминания какой-либо информации вечером может лишь ухудшить эффективность памяти, так как возникает путаница "дневной" и "вечерней" информации. Да и нейрогормональный фон мозга благоприятен для запоминания как раз в утренние часы. В это время наблюдается наивысшая способность заучивать новые слова, даты и т.д., человек лучше сосредотачивается.

Можно обучаться во сне. Большое количество обучающих методик обещают быстрое обучение во сне, не тратя много времени. Фактически возможно обучение некоторым умениям во сне с помощью снов, а также "предсонного" состояния и перед пробуждением. Но перевести этот процесс в "промышленные" масштабы, к сожалению, практически невозможно. Количество знаний, усвоенных во сне, не поддается контролю. К тому же, при таком методе возможны нарушения нормального режима сна. Нормальное упорядочивание знаний во сне, полученных классическим методом - это естественный процесс. Вмешательство в этот процесс путем обучения во сне может привести к долговременным негативным последствиям и навредить здоровью.

Лучший способ запоминания - действие. Каждый в детстве использовал этот метод, занимаясь чистописанием. Конечно, такой способ достаточно эффективен по качеству запоминания, но не менее требователен к ресурсам (материальным, времени и т.д.). Например, Вы приобрели новую стиральную машину. Не будете же Вы самостоятельно изучать всевозможные функции и назначения кнопок, комбинации режимов. Скорее всего, Вы прочитаете инструкцию и по мере надобности будете открывать её снова и снова. Так и в жизни: совсем необязательно тратить её на самостоятельное практическое обучение. Но в некоторых областях принцип запоминания через действие действительно необходим - занятие спортом, игра на музыкальных инструментах, танцы и др.

Возможно обучение во время сна. Существо множество различных методик, которые обещают эффективное и быстрое запоминание во сне. Теоретически получить с помощью снов, а также в состоянии непосредственно перед засыпанием и перед пробуждением некоторые знания возможно. Но к сожалению невозможно контролировать количество информации запомненной таким образом. При таком методе ко всему прочему можно нарушить нормальный режим сна. Это объясняется тем, что во сне наш мозг упорядочивает информацию, усвоенную за день, и любое вмешательство в этот процесс (попытки обучения во сне) может привести к долговременным негативным последствиям.

У пожилых людей память ухудшается. Да, старение затрагивает и мозг, заставляя нас терять работоспособные нейроны, множество людей старше 80 лет страдают болезнью Альцгеймера. Но почему-то не все понимают, что память необходимо постоянно тренировать, начиная с молодости. И тогда с возрастом признаков ухудшения практически не будет заметно.

Если человек быстро вспоминает, то у него хорошая память. Тот факт, что Вы быстро вспоминаете необходимую информацию, ещё не говорит о крепкой памяти. Скорость вспоминания связана с таким параметром памяти, как извлекаемость, а вот время, в течение которого хранятся запомненные факты, зависит от стабильности памяти. И эти две величины никак не связаны между собой. Даже если вспоминаем мы быстро, стабильность памяти развить мы не можем. Подобное заблуждение существует, возможно, из-за того, что при обучении обычно та информация, которую легче затем вспомнить запоминается лучше и на более долгое время.

Если хорошо выучить один раз, информация никогда не забудется. Это одно из наиболее распространённых заблуждений о памяти. На самом деле наша долговременная память может очень долго хранить информацию, даже в течение нескольких десятков лет. Конечно, можно допустить, что для большинства людей срок хранения информации в полвека может считаться вечным, но с точки зрения физиологии любая информация имеет свойство со временем забываться, даже в долговременной памяти.

Наша память "безразмерна". Это заблуждение возникает, наверное, ещё в средней школе. Согласно исследованиям ученых, объём человеческого мозга всё-таки ограничен. Хотя вполне возможно, один человек из миллиона способен запомнить наизусть всю Британскую Энциклопедию. К тому же, для долговременного запоминания значительных объёмов информации требуется огромное количество операций в мозгу человека. И по статистике, большинство людей за всю жизнь запоминают лишь около 100 тысяч фактов. Да и нужно учитывать, что при запоминании слишком больших объемов информации увеличивается риск заболевания болезнью Альцгеймера.

Мнемотехника - уникальное и эффективное средство запоминания. Частично это правда. С помощью мнемонических методов действительно легче запомнить больше информации за меньший период времени. Но нельзя думать, что информацию достаточно просто представить в наиболее удобном виде с помощью мнемоники, и автоматически она запомнится навсегда. Такие способы позволяют сократить количество повторений при запоминании, но заставить Вас мгновенно запоминать большие объёмы информации они не смогут.

Человек ничего не забывает. Существуют различные программы обучения (например иностранному языку), которые основаны на утверждении, что все, что когда-либо узнал человек, остается в его памяти навсегда - просто надо уметь найти эти сведения. Но ведь на самом деле, любую информацию можно забыть, и даже собственное имя. Конечно вероятность, что это произойдёт, ничтожно мала, но всё же она существует.

Память даётся нам от рождения, и изменить её нельзя. Некоторые схватывают всё на лету, а есть люди, которым необходимо значительное время на запоминание. Отсюда и появляются убеждения, что все зависит от наследственности, от родителей и других факторов. Такого мнения придерживались даже некоторые известные психологи, такие как Вильям Джеймс. Однако исследования показали, что память можно и нужно развивать постоянными тренировками. Более способные ученики, как правило, просто умеет преобразовывать получаемую информацию в наиболее простую для запоминания форму. Сообразительные люди быстро анализируют сведения и организуют их так, чтобы запомнить быстро и по возможности надолго. Этому может научиться каждый, у более способных же это получается подсознательно. После прохождения недельного курса по мнемотехнике большинство студентов улучшают свои навыки запоминания. В их мозгу не происходит каких-либо кардинальных изменений, просто они учатся более грамотно обращаться с информацией. Повторение - мать учения.

Бездумное многократное повторение может негативно повлиять на процесс запоминания. Да и усвоенная ранее информация может от этого пострадать. Повторение может быть эффективным в определенные промежутки времени и с большими паузами между ними. Причём все сугубо индивидуально.

Память можно улучшить с помощью таблеток. На данный момент не существовует таблеток, непосредственно улучшающих память. Все препараты, которые считаются таковыми, просто улучшают общее состояние здоровья. В их состав входят небольшие дозы сахара, кофеина и т.д. Однако рассчитывать на них не стоит.

Это интересно. Известный профессор Джим Тулли (Jimm Tully) провел массу исследований для получения "таблетки памяти". И он создал нечто подобное. Однако такая таблетка захватывает не какие-то определенные воспоминания или области знаний, а всю память, все впечатления, всю мышечную, кратковременную память - все реакции за определенный период. В психологической науке есть дилемма "стабильность или пластичность". Природа решила ее на свой манер, и это очень трудно изменить.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.