Майя.

Майя - группы индейских народов, создавших цивилизацию в Центральной Америке с довольно развитым искусством, архитектурой, письменностью (книги майя в большинстве своем были уничтожены испанскими завоевателями, но некоторые из них, в частности "Дрезденский кодекс" и "Чилам балам", дошли до наших дней). Майя создали оригинальную систему земледелия, и довольно успешно развивали некоторые науки (например, астрономию).

Началом формирования цивилизации считается период от 2000 г. до н. э. до 250 г. н. э., своего пика она достигла в 250-900 гг. н. э. (именно тогда большинство городов было возведено и заселено). Но, начиная с IX века цивилизация майя начала приходить в упадок - численность населения сокращалась, люди покидали города, системы водоснабжения и коммуникации приходили в негодность и т.д.

В наши дни наследие майя вызывает пристальное внимание многих ученых, а ЮНЕСКО объявила их города (Тикаль, Киригуа, Копан, Паленке, Чичен-Ицу, Ушмаль и Хойя-де-Серен) объектами Всемирного наследия.

Майя - народ исключительно сухопутный, живший в уединении и мало путешествовавший. Ошибочное мнение. Во-первых, индейцы майя были хорошими мореходами (в отличие от инков, ацтеков и других народов Америки, которые мореплаванием практически не занимались). Чаще всего их каноэ (вмещавшие порой до 40 пассажиров) курсировали у побережья Мексиканского залива или же в водах весьма опасного для мореплавателей Карибского моря. Такие каноэ (шириной 2,5 м., вмещавшие кроме 25 гребцов немалый груз товаров (медь, какао, мечи с кремниевыми и обсидиановыми лезвиями, ткани), который майя планировали обменивать на хрусталь и перья зеленых попугаев) Христофор Колумб встретил 30 июля 1502 года на Гуанаха (одном из восточных островов Ислас-де-ла-Байя), находящемся в 35 километрах от материка. Во-вторых, немало путешествовали они и по суше. Система сакбеоб (церемониальных дорог) была признана лучшей в Америке на то время. К тому же, согласно обычаю, путник находился под охраной богов, и мог беспрепятственно путешествовать даже по территории враждебных племен, поскольку за нанесение вреда купцу или паломнику полагалась немедленная смерть.

Майя часто приносили кровавые человеческие жертвы. Одни исследователи утверждают, что для задабривания богов индейцы майя действительно использовали жертвоприношения. Причем люди при этом испытывали невероятные мучения - например, когда живому человеку вырывали сердце, сдирали с него кожу, бросали в священный карстовый колодец (сеноте), оставляли замерзать в ледяных пещерах или поедали заживо. Другие считают, что никаких мучений жертва не испытывала, поскольку находилась под воздействием наркотических веществ. Кроме того, существует мнение, что майя исключительно редко приносили кровавые человеческие жертвы, в отличие от ацтеков, ольмеков и т.д.

Майя писали книги. На этот счет у исследователей не существует единого мнения. Одни считают, что майя были только хранителями книг, неизвестно кем созданных, но ни воспроизвести, ни прочесть сотни томов, аккуратно сложенных в книгохранилищах, имевшихся во всех городах Юкатана, на момент прихода испанцев были уже неспособны. Другие полагают, что майя не только могли прочесть древние манускрипты, содержавшие сведения из различных отраслей науки и повествующие об исторических событиях, катаклизмах (ураганах, наводнениях, землетрясениях), о жизни вождей и простолюдинов как минимум за последние 800 лет, но и продолжали изготовлять новые фолианты. Книги майя, высота которых составляла 20-23 см, ширина - около 10 см, а общая длина страниц - 320 м, представляли собой некоторое количество белых глянцевых бумажных листов, изготовленной из лубяных волокон дерева фикус. Эти листы складывали "гармошкой" и исписывали колонками иероглифов. Писали кисточками, причем использовали не только черный, но и синий, зеленый, желтый, коричневый и разные оттенки красного цвета. Потом листы помещались между двумя красиво разукрашенными досками, и аккуратно скреплялись. Есть упоминания о том, что в Петене (Таясал) еще в 1679 году изготовляли такие книги. И, наконец, существует третья версия - первые книги появились у индейцев майя примерно в 889 году н.э.

Книги были только у майя, остальные американские индейцы записей такого рода не делали. Книги и разрозненные записи различного содержания были у ацтеков, тотонаков, миштеков и т.д. Однако майя, по-видимому, раньше всех начали вести летопись и оформлять ее в виде книг, и продолжали изготовление литературных памятников на протяжении 800 лет.

Бумагу майя использовали только для изготовления книг. Это не так. Бумага из коры, именовавшаяся хуун, была столь прочна и эластична, что применялась не только для создания книг, начертания строительных планов и нанесения рисунков, которые впоследствии будут выгравированы на стелах, но и для изготовления некоторых видов одежды в те времена, когда ткачество индейцам было еще неведомо. И даже после того, как майя научились ткать более прочные и удобные материалы из хлопка и льна, облачения жрецов часто изготовлялись из бумаги.

У майя был свой календарь - цолкин. На самом деле у майя было 3 календаря. Первый - хааб, "гражданский" солнечный календарь, деливший год на 18 месяцев по 20 дней (нумеровались они от 0 до 19). В конце каждого года был период из 5 "несчастливых" или "пустых" дней (уайеб). Второй - священный календарь майя цолькин или цолкин, согласно которому год делился на 260 дней. Причем этим же календарем пользовались толтеки и ацтеки. И третий календарь, именовавшийся "длинным счетом", считал время (от дней (кинов), лет (тунов - 360 дней) до т.н. алаутунов (64 000 000 тунов или 63 123 287 лет 245 дней)) от "начала времен" (дата, соответствующая 31 111 году до н.э.).

Пирамиды майя были построены другой, более высокоразвитой цивилизацией. По этому вопросу ведутся весьма ожесточенные споры в научных кругах. Одни считают, что и пирамиды, и все вещи, найденные на территории храмовых комплексов, были изготовлены искусными ремесленниками майя (хотя на это ушло немало времени, возможно, несколько веков). Другие утверждают, что некоторые находки (например, обсидиановый диск идеально круглой формы, нефритовые трубки, толщина стенок которых не превышала 1 мм, завитые спиралью цилиндры из камня и т.д.) невозможно было изготовить без специальных инструментов и технологий, которые индейцам майя (судя по другим археологическим находкам) не были известны. Еще одним доказательством существования технически развитой цивилизации исследователи считают небольшие золотые фигурки-амулеты, являвшиеся частью облачения жрецов и поразительно напоминающие современные самолеты.

Майя покинули свои города из-за войны или эпидемии. Ученые так и не пришли к единому мнению по этому вопросу. Одни считают, что города майя были покинуты по причине изменения климата. В пользу этой теории говорят результаты последних исследований т.н. "баджо" или озер, расположенных в известняковых скалах (именно рядом с такими озерами находится большинство покинутых городов майя) и наполняющихся водой лишь на 4 месяца в году (следует учесть, что иных источников воды в округе нет). Оказалось, что в древности баджо представляли собой небольшие озера с чистой водой. Но изменения климата в период с 400 г. до н.э. до 250 г. н.э. (вызванные, в частности, вырубкой лесов вокруг городов) привели к тому, что озера начали периодически пересыхать.

Другие исследователи объясняют уход майя с насиженных мест неведомыми болезнями. Однако многие ученые опровергают эту теорию, указывая на отсутствие большого количества человеческих останков, свидетельствующих о вымирании целого народа, как и каких-либо письменных или устных упоминаний о повальной эпидемии. Взамен специалисты предлагают иные гипотезы: исчезновение цивилизации в результате военных действий либо же разрушительных катаклизмов (например, цунами невиданной силы, пронесшейся через территорию, населенную индейцами майя). Чтобы подтвердить свою теорию, они ссылаются на книги, упоминающие о "всемирном потопе" и результаты изучения некоторых городов (например, Теотиуакана), которые были буквально погребены под слоем глины.

Их оппоненты утверждают, что война (вполне привычная для майя по причине постоянных междоусобиц и стычек с соседними племенами) вряд ли могла бы стать причиной исчезновения целого народа, а уход заключался просто в переселении людей из северных регионов в южные. Этому мнению противопоставляется теория о том, что никакого переселения не было, поскольку и северные, и южные города существовали одновременно. А оставили их индейцы по причине упадка культуры, типичного для многих стран мира. Ведь в городах жили только определенные слои населения, основная же масса народа обитала в хижинах, возведенных рядом с возделанными полями, в лесах и т.д. По мнению исследователей, когда население городов (жившее и обогащавшееся за счет налогов, которыми облагались земледельцы) по экономическим причинам осталось без средств к существованию, оно просто покинуло "мегаполисы" и вернулось к простой сельской жизни.

Народ майя полностью исчез. Это не так. Цивилизация майя, пережившая периоды расцвета и глубокого упадка, действительно канула в лету, а вот народ (численностью не менее 6 млн.) в Центральной Америке проживает и в наши дни. В Гватемале, например, майя составляют около половины населения страны, в Белизе - 10%, но больше всего их проживает на юге Мексики. Можно встретить майя также в Сальвадоре и Гондурасе.

Индейцы майя были высокого роста. "Высокие люди" говорил об индейцах майя второй епископ Юкатана испанец Диего де Ланда Кальдерон. Однако следует учесть, что на тот момент средний рост европейца составлял около 152 см (хотя встречались люди, рост которых составлял 180 см и выше). А средний рост индейца майя - около 156 см, что в сочетании с крепким телом создавало впечатление высокого и мощного противника.

Красивыми майя считали косоглазых людей с плоской головой. Это действительно так. Первым признаком красоты считалось косоглазие (многие божества, например, Ицамна, Бог небес, изображались с косыми глазами). Заботливые матери, желая придать глазам детей "красоту и божественность", привязывали к их волосам шарик из глины или смолы таким образом, чтобы он располагался перед глазами ребенка.

Форма головы тоже должна была соответствовать определенным канонам. Согласно легендам, первыми хозяевами земель (которые с 2000 года до н.э. стали собственностью майя), были племена людей с "длинными головами". Майя же были брахицефалами (или брахикефалами, в переводе с греческого - "короткоголовыми"). Однако ни та, ни другая форма головы идеалом не считалась. Согласно представлениям майя, дабы выглядеть красиво и благородно, человек должен иметь плоскую голову. С целью придания черепу именно такой формы, сразу после рождения ребенка помещали в специально оборудованную колыбель, где голова фиксировалась особым образом. Особенно усердствовали в семье главы государства майя халач уиника ("настоящего мужчины", "законного мужчины"), должность которого передавалась по наследству. И если у простолюдинов форма головы была продиктована не только эстетическими, но и чисто практическими соображениями (на голове такой формы удобно переносить тяжести, что в условиях отсутствия вьючных животных весьма актуально), то форма черепа халач уиника была лишь попыткой максимально приблизить его к облику божеств. Ведь именно боги, согласно легендам, обладали плоскими головами, и обучили майя методике уплощения черепов.

Размер и форма носа также имела значение - идеальным считался длинный крючковатый нос. Во время церемоний вожди майя не только разукрашивали себя татуировками, украшениями и пышными одеждами, но и немало внимания уделяли изменению формы своего носа, применяя для этого шпаклевку.

По любви майя женились редко. Дело в том, что, даже зная силу любви романтической, майя все-таки предпочитали создавать семьи традиционно, т.е. через сваху (ах атанцахоб). Индейцы были весьма суеверны в отношении брака, боясь осквернения союза (навлекающего не только на пару, но и на весь род мужа и жены неисчислимые бедствия) больше, чем жизни с нелюбимым супругом (супругой). Потому, согласно традиции, мужчина считал ниже своего достоинства самостоятельно подыскивать себе жену, поручая это непростое дело свахе (которая, как посредник, могла оградить брак от осквернения). Иногда родители (отцы) договаривались о том, что их только что родившиеся дети по достижении брачного возраста (для мужчины - 18 лет, для женщины - 14 лет) создадут семью. Это решение определяло их дальнейшие взаимоотношения - еще до заключения брака по договоренности семьи общались между собой, как родственники.

До брака индейцы майя в сексуальные контакты не вступали. Ошибочное мнение. Как мужчины, так и женщины не обязаны были хранить девственность до свадьбы. Например, молодые мужчины, согласно обычаю, раскрашивавшие свои тела черной краской перед браком, собирались в специальном доме, открытом со всех сторон, где развлекались, играя в различные игры, а также могли удовлетворить свою плотскую страсть, пользуясь услугами гуатепол (женщин, оказывающих сексуальные услуги за определенную плату).

В искусстве майя практически полностью отсутствует сексуальность. Данную точку зрения высказывал Олдос Хаксли, и считал причиной этого низкий уровень нервной возбудимости и отсутствие у индейцев сексуальной фантазии. Но для того, чтобы убедиться в несостоятельности этой гипотезы, достаточно посетить Ушмаль (город в одном из регионов Юкатана, именуемом Пуук), где фасады зданий украшены скульптурными изображениями обнаженных мужчин, выполненными весьма реалистично, а перед дворцом правителя и повсеместно в регионе установлено немало фаллических символов.

У индейцев майя было несколько имен. Это действительно так. Майя имели 4 имени: наал каба (имя, дававшееся после заключения брака и состоящее из фамилий отца и девичьей фамилии матери), отчество, коко каба (прозвище) и паал каба (личное имя, данное при рождении). Именно личное имя было наиболее значимым, его знали только близкие люди, и употребляли редко, поскольку считалось, что от частого применения имя изнашивается, и утрачивает силу. А сила имени играла очень важную роль, например, при излечении некоторых болезней, придавая сил пациенту и действенности - манипуляциям знахаря. Выбор имени не был случайным. Во-первых, мать ребенка обязательно сверялась с гороскопом (причем учитывалось не время рождения, а время зачатия), выбирая наилучший день для церемонии наименования. Во-вторых, имена создавались по определенной схеме. Паал каба мужчин имели приставку Ах- (Ах-Кукум - "Перо", Ах-Балам - "Ягуар"), женские - Иш-, а наал каба имело приставку Нах-.

Гончарное ремесло у майя - исключительно мужское занятие. Во многих странах мира (в Древней Греции, Египте, Америке), гончарство стало мужским занятием лишь после того, как был изобретен гончарный круг. До того и изготовлением, и расписыванием керамической посуды занимались только женщины. Причем не только у майя. Долгое время гончарство было исключительно женским занятием в странах Африки, Меланезии, Перу и т.д.

Во время игры в мяч проигравшую команду приносили в жертву. Одни исследователи полностью согласны с данной точкой зрения, другие считают, что, поскольку смерть являлась для индейцев майя наиболее быстрым способом повидаться с умершими ранее предками и лицезреть живых богов, умерщвлялась выигравшая команда. Кроме этой "награды" были и другие призы за выигрыш. Например, человек, попавший мячом в кольцо, мог забрать себе одежду и украшения всех зрителей, присутствовавших на площадке для игры. Следует отметить, что попасть в кольцо было не так-то просто. Во-первых, само кольцо, имевшее форму жернова, украшенное различными изображениями и расположенное вертикально (а не горизонтально, как в баскетболе) было подвешено на высоте 11 м. Во-вторых, для того, чтобы направлять мяч, игрок мог использовать только бедра, плечи или локти (но не кисти рук).

Рабами майя становились пленники, захваченные в процессе военных действий. Да, это так. Кроме того, рабство было наказанием за кражу (если только родственники вора не соглашались выплатить стоимость украденного), совершенную впервые (за повторное воровство наказанием являлась смерть). Также в некоторых случаях племена, находившиеся в подчинении у майя, могли в виде дани присылать не только товары, но и рабов. Именно так попала к майя Малинче (Малинели Тенепатль, которую испанцы именовали доньей Мариной), впоследствии ставшая переводчицей и наложницей Кортеса. Ее продала в рабство мать, вышедшая замуж вторично и посчитавшая, что дочери не подобает жить рядом с ней и ее молодым мужем.

К рабам индейцы майя относились хорошо. Невзирая на то, что рабы часто были военнопленными или преступниками, относились к ним спокойно и дружелюбно, в некоторых случаях приравнивая их даже к членам семьи. Однако следует помнить, что, во-первых, именно рабы исполняли наиболее тяжелую и грязную работу, во-вторых - когда приходила пора приносить жертвы богам, именно рабов убивали в первую очередь.