Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Джон Локк

Джон Локк

(1632-1704) является английским философом-материалистом. Исследования Локка были основаны на использовании эмпирического метода познания, этот философ заложил основы либерализма.

Джон Локк соглашался с ранее существовавшими идеями народного суверенитета, естественного права и неотчуждаемых свобод личности, возможности народа на законных основаниях восстать против тирана, а также разделял идею общественного договора. Однако ранее известные учения были дополнены этим философом.

Джон Локк разработал доктрину раннебуржуазного либерализма. Локк говорил о неких естественных правах человека, которые не могут быть отчуждены кем-либо (право на жизнь, свободу и собственность).

Образовавшееся путем общественного договора государство призвано гарантировать неотъемлемость этих прав и быть способным обеспечить безопасность каждому гражданину. Общественный договор определяет форму государства, а также структуру правления (в качестве предпочтительной Локк выделял конституционную монархию).

"О государственном правлении" - основная работа Джона Локка, которая посвящена политико-правовой тематике

Точнее, этот философ создал учение о социальном компромиссе. Его суть была заложена Локком в "Двух трактатах о государственном правлении" (1690 год). Первый трактат о государственном правлении поддает критике то суждение, что абсолютная царская власть имеет божественное право. Второй трактат о государственном правлении включает в себя теорию конституционной парламентарной монархии. Этот трактат подвергал обоснованию тот политический строй, который был утвержден в Англии поле 1688 г. В этом труде философ сделал вывод о том, что произошедшая революция (направленная против монархического деспотизма) является верхом справедливости и гражданского разума. Конечно, социально-политические вопросы волновали Джона Локка и раньше. Уже в 1667 году появляется его труд "Опыт о веротерпимости, который пронизан прогрессивным для своего времени учением об общественном договоре. Но лишь в "Двух трактатах о государственном правлении" непосредственно сформировалась концепция Локка о возникновении государства как результат заключения общественного договора.

Цель государства заключается в обеспечении естественных прав человека

Государство по Локку возникает в результате соглашения людей как гарантия защиты личности и собственности, свободы и равенства. Необходимость образования государства связана с тем фактом, что в естественном состоянии отсутствуют органы, которые были бы способны назначать наказания для тех, кто нарушил имеющиеся законы. Именно государство призвано беспристрастно разрешать возникшие споры. Совокупность людей, объединяется в одно целое под эгидой государства, которое руководствуется общим для всех законом. При этом целесообразным представляется создание некой судебной инстанции, в компетенции которой и должно быть право нахождения компромисса между людьми и подвержения преступников наказаниям. Таким образом, государство наделяется политической властью. При составлении общественного договора люди отказываются от некоторых своих прав, например, от права на самостоятельную самопроизвольную защиту. Обеспечение безопасности каждого гражданина становится привилегией и обязанностью государства.

Естественные права личности представляют собой конституционный базис правового порядка

Именно права на жизнь, свободу и собственность делают возможным законодательство в целом. Конституции многих раннебуржуазных государств включали в свой состав как раз предложенную Локком тройственную правовую формулу. Именно эти естественные права человека сыграли роль своеобразной "клеточки", которая дала начало более дифференцированному содержанию "прав человека и гражданина". Три основополагающие права человека не являются внешними друг по отношению к другу - они находятся во взаимодействии. Право на собственность, например, представляет собой некое результирующее право. Право на жизнь и свободу - это предпосылка появления права на свободное распоряжение собственностью.

Человек с рождения наделен неотчуждаемыми правами

Речь идет о таких естественных правах, как право на жизнь, свободу и собственность. А так как эти права не могут быть отчуждены, то власть государства в этом плане ограничивается - оно не всесильно. Более того, основополагающей целью политического сообщества и является возможность каждого человека реализовывать и сохранять свои гражданские интересы. Возникает вопрос: а с помощью каких средств? Ответ на него состоит в следующем: необходимы разделение властей для лучшего обеспечения законности, выбор наилучшей для нации формы правления. Кроме того, народ должен обладать правом на восстание в том случае, если имеется факт злоупотребления властью. Имеются и другие средства. Непременными признаками закона являются долговременность действия и стабильность. Закон становится собственно законом только, если он указывает человеку на то поведение, которое не противоречит интересам конкретного человека и при этом находится в соответствии и с интересами всего общества. Законы провозглашается народом. Тот человек (или группа лиц), находящийся у власти, должен управлять государством только в рамках этих установленных большинством законов. Каждый человек, входящий в состав единого политического организма обязан действовать по решению большинства, которое является окончательным решением.

Локк ратовал за принцип разделения властей

Философ говорил о невозможности концентрации власти только в одних руках. Первая ветвь - законодательная власть. Она должна быть представлена парламентом, то есть представительным учреждением всей нации. Третья ветвь - федеративная власть, которая связана со сношениями с иностранными государствами. Вопросы этой ветви также могут находиться в ведении монарха и кабинета министров. Перечисленные ветви власти находятся во взаимодействии друг с другом. Верховная власть принадлежит законодательной власти, которая, тем не менее, испытывает на себе активное влияние со стороны других властей. Это влияние оказывается благодаря закрепленным нормативно противовесам.

Общественный договор определяет форму государства

Из этого следует, что основой для выбора формы государства является добровольное на нее согласие со стороны людей. Именно они выбирают надлежащую структуру правления. Делается это исходя из возможности той или иной структуры обеспечивать охрану естественных прав и свободы каждого человека. В качестве предпочтительной для народа структуры правления Джон Локк называл конституционную монархию.

Народ обладает более высоким суверенитетом, чем государство

Именно поэтому в случае, если народ оказывается не удовлетворен тем, как правитель выполняет обстоятельства составленного общественного договора ,то он имеет полное право на восстание.

Учение Джона Локка послужило основой для конституционной практики

Речь идет о конституционной практике североамериканских штатов. К ней относятся известные билли о правах. Джон Локк стал первым среди философов, участвовавшим в разработке первоучредительного государственного акта. Локк является автором конституции для Северной Каролины, которую философ написал по рекомендации Шефстбери. Данная конституция была поддержана собранием народных представителей. В 1669 году она вступила в силу.

Теория общественного договора была обоснована временем

К ее появлению философско-правовые идеи были поняты довольно широкими демократическими слоями общества. кроме того, в массовом движении шестнадцатого-семнадцатого столетий появились некоторые правосознательные запросы. Последние как раз и были приняты новаторской философией права. Буржуазно-демократическая законодательная воля нашла свое отражение в учении Джона Локка.

"Равенство без уравнивания" - парадоксальная идея Джона Локка

Непосредственно сама идея не принадлежит этому философу, она возникла раньше. В Англии впервые ее можно заметить в трудах Гоббса. Однако Джон Локк именно так трактовал равенство. Это понятие не предполагало навязывания уравнивания собственности. Равенство по Локку не связано и с превентивным уравниванием всех по имуществу, силам и способностям. Скорее, речь шла об уравнивании права всех людей на личную инициативу, равенстве притязаний и возможностей. В связи с этим никто не может лишить человека права участвовать в конкуренции, то есть опровергнуть его статус как экономически самостоятельного субъекта. Как считал Локк, особо важным является равенство возможностей. Именно это позволит устранить неестественные привилегии - те привилегии, которые делают некоторых людей богатыми и сильными.

Джон Локк является первым современным мыслителем

Так можно сказать без всякого преувеличения. Способ рассуждения этого философа сильно разнился с мышлением философов Средневековья. Одно из отличий состоит в том, что сознание человека средневековой эпохи было все пронизано мыслями о нездешнем мире. Для ума Джона Локка были свойственны эмпиризм, практичность. Это был ум человека предприимчивого. Философа интересовали и вопросы, связанные, например, с тем, какова польза от поэзии. Джон Локк полагал, что человек должен поддерживаться тех обязанностей, которые наложены на него в том мире, где он живет.

Джон Локк презирал лондонское общество

Скорее, философ все-таки был далек от презрения. Локку трудно было выносить духоту города, но он вынужден был вращаться в лондонском обществе. Этому способствовал успех его сочинений. Значительную часть жизни Джон Локк страдал от астмы. В 1691 году жена одного из членов парламента леди Мешэн предложили Локку переехать в загородный дом в Отсе. Это предложение было принято философом, который, тем не менее, не хотел дать себе возможность полностью расслабиться в комфортной домашней обстановке. Здесь философ взял на себя воспитание сына леди Мешэм. Из Отсе Локк вел переписку с Лейбницем. В 1696 году философ получает должность комиссара по делам торговли и колоний. Эта должность вынудила его постоянно появляться в столице. Кроме того, Джон Локк принимал участие в проведении денежной реформы. Он лично способствовал отмене закона, который ограничивал свободу печати. Локк также являлся одним из учредителей Банка Англии. И все-таки главным занятием Джона Локка в Отсе была подготовка к изданию большого количества трудов, идеи которых философ вынашивал до этого.