Ленд-лиз.

Ленд-лиз дословно переводится, как сдача в аренду, предоставление взаймы. Эта программа была принята в Соединенных Штатах в годы Второй мировой войны. С помощью ленд-лиза союзники Америки получали оружие, товары военного и гражданского назначения. Роль ленд-лиза в успехах советской армии оценивается по-разному. Маршал Жуков в своих воспоминаниях оценил число поставленной американской техники в 4% от всей воевавшей.

Тем не менее ветеранам хорошо помнится, что знаменитый ас Покрышкин воевал на «Аэрокобре», а Студебеккеры массово колесили по дорогам в те годы. Американская тушенка пользовалась успехом у солдат. Сразу после окончания Второй мировой войны началась Холодная война. Программа ленд-лиза стала восприниматься по-другому. Былые союзники быстро стали противниками. Даже сегодня ленд-лиз покрыт многочисленными мифами, которые ниже и будут рассмотрены.

Программа Ленд-лиза началась в разгар войны. Лежащий в основе ленд-лиза «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» Конгресс принял 11 марта 1941 года. Не случилось еще ни Перл-Харбора, ни нападения Германии на Советский Союз. Буквально 24 июня 1941 года американцы предложили нам свою помощь. Но тогда Рузвельт, не имея на руках согласия Конгресса, отправлял товары как будто в Англию. Фактически же они шли северными маршрутами в СССР.

Ленд-лиз - помощь Америки Советскому Союзу. Первоначально программа предусматривала поставки техники странам Британской империи и Китаю. Но в ноябре 1941 года ленд-лиз официально распространился и на оказавшийся в тяжелейшем положении Советский Союз. Всего по программе было осуществлено поставок на 50 миллиардов долларов, из них непосредственно на СССР пришлось 11,3 миллиарда. Большая часть помощи, на сумму в 31,4 миллиарда досталось Великобритании.

Ленд-лиз - поставки техники американцами союзникам. Шли поставки техники и в обратную сторону. Стоимость обратного ленд-лиза составил 7,8 миллиардов, большую часть, 6,8 миллиардов отправила в Америку Англия и страны ее Содружества. Небольшой обратный ленд-лиз был и у СССР.

Ленд-лиз предполагал бесплатную помощь. В самом законе предполагалось, что оплате не подлежала техника, уничтоженная или утраченная в ходе боевых действий. Оставшееся же имущество или должно было быть возвращено обратно в Америку, или же оплачено на основе долгосрочных беспроцентных кредитов. Англичане расплатились окончательно лишь в конце 2006 года, а Франция предоставила Америке торговые преференции.

Поставки по ленд-лизу в СССР шли через Дальний Восток. Существовало несколько маршрутов поставки техники. Ни один из них не считался безопасным. Около половины грузов прошло через Тихоокеанский маршрут. После вступления во Вторую мировую войну Америки перевозки можно было осуществлять только под советским флагом. Тогда Япония еще не воевала с СССР. Путь от Америки до портов Дальнего Востока занимал до 20 суток из-за проверок японцами, контролировавших незамерзающие проливы. Около четверти грузов было перевезено по Трансиранскому маршруту, первые поставки начались в 1941 года. После оккупации Ирана англичанами были модернизированы порты Персидского залива и железная дорога. По Каспию грузы перевозила советская военная флотилия, до конца 1942 года отбиваясь от атак немецкой авиации. По морю от США до Ирана грузы шли около полутора месяцев. В самом Иране General Motors даже построила несколько автомобильных заводов. Эти предприятия дали Советскому Союзу более 184 тысяч автомобилей. Самым быстрым, но и самым опасным маршрутом был Арктический. В 1941 году по нему осуществлялось около 40% поставок. Однако немецкие самолеты и субмарины уничтожали до 15% грузов. Зато до Мурманска транспорты доходили за две недели. Немногочисленные поставки осуществлялись и через Черное море, уже в 1945 году. Существовали еще и два воздушных маршрута. По одному самолеты летели через Аляску и Сибирь, а по другому - через юг Атлантики, Африку и Персидский залив.

Немцы топили большую часть арктических конвоев. Считается даже, что дорога на транспорте арктическим маршрутом являлась смертельно опасной. Этот маршрут немцы действительно атаковали чаще, чем другие. Но в 1941 году из 64 суден потопленным оказалось лишь одно. 1942 год стал самым тяжелым - из 256 кораблей не добралось до пункта назначения 63. Утонул каждый четвертый корабль. Но затем ситуация резко улучшилась. В 1943 году потонуло 4 из 112 кораблей, в 1944 - 7 из 284, а в 1945 - 6 из 95.

Советский Союз за ленд-лиз не платил. Как уже было сказано, американцы поставили товаров в СССР на сумму в 10,8 миллиардов долларов. По окончании войны начались переговоры об установлении конечной суммы долга. Большая часть техники была уничтожена в боях. Американцы настаивали на выплате 1,3 миллиарда долларов. Советский Союз на переговорах в 1948 году согласился оплатить лишь 170 миллионов. В 1951 году американцы уменьшили сумму до 800 миллионов, а СССР согласился оплатить уже 300. Только в 1972 году удалось достичь соглашения о порядке выплате долга за ленд-лиз. Советский Союз обязался до 2001 года оплатить 722 миллиона долларов. Начались первые выплаты, но из-за напряженности в отношениях все снова замерло. Уже после распада СССР Россия приняла на себя его долги, в том числе и по ленд-лизу. В августе 2006 года все долги перед правительствами других стран были погашены, в том числе и за поставки в годы Второй мировой. Таким образом СССР и Россия оплатили всего около 6% от стоимости поставок, хотя за время погашения цены выросли более чем в 10 раз.

Ленд-лиз для СССР - это самолеты и автомобили. Номенклатура поставок была очень широкой. Благодаря помощи союзников удалось прикрыть наиболее уязвимые места в промышленности Советского Союза. Каких-то позиций не хватало, а что-то не производилось и вообще. По ленд-лизу поставлялись танки, автомобили, мотоциклы, тракторы, стрелковое оружие, взрывчатые вещества, вагоны и локомотивы, корабли, торпеды, двигатели, металлы и нефтепродукты, химикаты, хлопок, кожа, ботинки, одеяла и спирт. А разве можно забыть о знаменитой американской тушенке?

Советский Союз расплачивался золотом за ленд-лиз. Этот миф очень популярен. На самом деле золотом наша страна платила, но за пре-ленд-лиз. Речь идет о товарах, которые закупались вне программы ленд-лиза. В качестве доказательства мифа приводят историю корабля «Эдинбург», затонувшего с 5,5 тонн золота на борту. Считается, что это как раз и была плата союзнику. Однако сам договор ленд-лиза предусматривал отсрочку платежа. «Эдинбург» же вез оплату за вооружение, поставленное сверх оговоренного перечня, но так и не доплыл до Америки. Еще в годы войны Советский Союз получил страховую компенсацию в размере 32% от стоимости золота со стороны англичан. Весь груз оценивался в 100 миллионов долларов, что несопоставимо со стоимостью всего ленд-лиза в 10 миллиардов. А в 1981 году англичане смогли поднять практически все золото, две трети груза получил обратно Советский Союз. Мало того, что золото не было оплатой за ленд-лиз, так его еще, в виде страховки и возврата, СССР получил обратно.

Поставки ленд-лиза в СССР не сыграли важной роли в победе над Германией. В годы Холодной войны признавать роль союзников в победе Советского Союза в своей, Великой Отечественной войне, а не Второй мировой, было неловко. Так появилась цифра в 4%. Именно столько по мнению советских историков составил ленд-лиз в общем производстве страны за годы войны. На самом деле речь стоит вести не об общем объеме, а конкретных позициях. Союзники везли в СССР именно то, в чем наша страна остро нуждалась. Например, около 40% всего авиационного бензина было поставлено извне. Автомобилей за это время было поставлено вдвое больше, чем произведено внутри СССР. 80% рельсов в стране появилось, благодаря ленд-лизу. Тепловозов союзники поставили почти 2000, а СССР произвел лишь 800. Соотношение грузовых вагонов было еще более впечатляющим - 11 к 1 в пользу иностранных. Союзники привезли половину советской взрывчатки, обеспечили советскую армию связью за счет кабеля, радиостанций, локаторов. Основного вооружения, танков и самолетов, поступило соответственно 12,5 и 22,2 тысяч. Американские Студебеккеры таскали артиллерию, были базой для знаменитых «Катюш». Не стоит недооценивать эту помощь. Мог бы Советский Союз обойтись без нее? Наверное, мог бы. Промышленность переориентировалась бы на другие задачи, наблюдался бы дефицит и армия ослабла бы. Победа далась бы еще более тяжелой ценой. А.И.Микоян, занимавшийся в годы войны внешней торговлей и работой сразу семи наркоматов, высоко оценивал роль ленд-лиза. По его мнению, исход войны помощь эта не решила, но воевать без нее пришлось бы еще год-полтора.

Америка платила Великобритании живыми деньгами за перевозку солдат через океан. США не оплатило ни цента за эти услуги, они засчитывались в рамках обратного ленд-лиза. Примечательно, что перевозками солдат занимались даже такие роскошные океанские лайнеры, как «Queen Mary» и «Queen Elizabeth».

Америка поставляла масло в разные страны, в том числе и в Канаду. Ни Канада, ни любая другая страна не получала американское масло. Все оно, согласно программе ленд-лиза, шло в Советский Союз. СССР получил в 1942 году 0,7% от всего произведенного в Америке продукта, пик же пришелся на 1943 - 4,2%.

Из-за поставок мяса по ленд-лизу в самой Америке его не хватало. США в 1945 году поставили союзникам только 1,1% всей произведенной говядины и 1,3% телятины. Эти цифры дают примерное понимание соотношение объема поставок к произведенному.

Поставки по ленд-лизу обусловили нехватку еды в Америке. В 1944 году населению страны досталось 80% от всей произведенной еды. 13% получила армия, 6% ушло по программе ленд-лиза. Еще 1% было продано. Производство еды в 1944 году на треть превысило уровень 1935-1939 годов. Нехватка же продовольствия в стране была кажущейся, из-за роста доходов и увеличенным потреблением со стороны армии. Например, солдаты употребляют в три раза больше мяса.

Америка платила Англии за аварийные посадки своих самолетов. Великобритания не брала оплаты за аварийные посадки самолетов союзников, ни реальными деньгами, ни в счет обратного ленд-лиза.

США осуществляли поставки ленд-лиза в Европу и Азию. Поставки товаров в Южную Америку составили около 1% всей помощи союзникам. На первом этапе войны вторжение на этот континент выглядело реальным. США делали поставки для защиты от агрессоров. Американское оборудование помогало бразильским морякам и летчикам уничтожать немецкие подводные лодки. Бразильские солдаты сражались вместе с американцами в Италии. Мексиканцы же посылали свою авиацию воевать в юго-восточной Азии.

С помощью ленд-лиза американцы утилизировали устаревшую технику. После начала поставок Сталин начал критиковать характеристики поставляемых самолетов и танков. Среди привезенной техники встречались действительно неудачные образцы. Некоторые из них американцы действительно старались пристроить сверх заказа. Но в целом такие претензии были формой давления на союзников. Договор ленд-лиза предусматривал право принимающей стороны самой выбирать и оговаривать вид требуемой техники. Если Красная Армия считала танки и самолеты плохими - зачем она их тогда заказывала? На американских «Аэрокобрах» и «Спитфайерах» советские асы сбивали десятки немецких самолетов. Результаты испытаний техники с подписями советских специалистов сегодня доступны в сети. Да и неактуальное для союзников оружие могло отлично показывать себя на Восточном фронте. Если над Европой от истребителей требовалось перехватывать высотные бомбардировщики, а над Тихим океаном - совершать дальние перелеты, то на советско-германском фронте нужен был перехват штурмовиков или их прикрытие на небольших высотах. Непопулярные у американцев «Аэрокобры» оказались удачным решением для советской авиации.

Во времена СССР о ленд-лизе предпочитали не упоминать. Есть много советской литературы, в которой ленд-лиз неоднократно упоминается. Даже в Большой советской энциклопедии есть статья на эту тему. Правда, в зависимости от внешнеполитической ситуации издания слегка корректировали раздел. Доля иностранной техники сознательно уменьшалась.

Без ленд-лиза Советский Союз не выиграл бы битвы под Москвой и Сталинградом. Эти победы были одержаны в основном за счет советского оружия. Несколько английских танков появилось на поле битвы, но эта акция носила политический характер - Сталин хотел показать союзникам, что их техника используется по назначению. В конце 1941 года в Красной армии было всего лишь 2% импортного оружия. Да и для его использования нужна была специальная подготовка. Сперва в Казани, а потом и в Горьком появились центры по обучению людей. А вот весной 1942 года импортные танки стали активно применяться. Но к решающему моменту Сталинградской битвы они уже оказались выбиты, так и не оказав решающего влияния на исход стратегического сражения. С 1943 года доля импортных танков в армии стала постоянно уменьшаться. Похожая ситуация сложилась и с авиацией. Первые импортные самолеты появились на Севере. Только в 1942-1943 годах они стали играть заметную роль в сражениях.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.