Кванза.

Отдых - это традиции, которые будто бы тканью связывают все общество. Праздники дают возможность почувствовать людям чувство своей идентичности, испытать братскую любовь и просто хорошее настроение. Такие мероприятия способствуют укреплению связей между людьми. Особое время для празднования - новогодняя пора. В непосредственной близости друг от друга многие народы отмечают Рождество, Хануку, Новый Год и Кванза. Все эти праздники находят свой отклик в сердцах настоящих гуляк

Для большинства людей эти дни являются особенными и светлыми, а вот для некоторых такие праздники несут нечто таинственное. Особенно справедливо это в отношении Кванза (Kwanzaa). Это праздник малоизвестен у нас. Между тем этот новогодний фестиваль длится практически неделю. Он пришел в Северную Америку из Африки, ныне его отмечает около 15% всего чернокожего населения США. Этот экзотический праздник просто не мог не породить вокруг себя некоторые мифы.

Кванза - это религиозный праздник. На самом деле это мероприятие представляет собой торжество культуры и универсальных ценностей, выходящие намного дальше обычных религиозных границ. Есть основания полагать, что раньше праздник был основан на каком-то древнем духовном обряде. Но сегодня это мероприятие не связано ни с какой-то организованной религией, ни с поклонение божеству. По словам организатора современного Кванза, доктора Каренга, это праздник является культурным выбором человека, а не религиозным. Кванза вместила в себя и африканские, и американские культурные традиции. Цель празднества - признать и отметить ценности, связанные с историей, социальной структурой, творчеством, экономикой и политикой. Все эти компоненты лежат в основе общества. Идея празднества состоит в том, чтобы объединить прошлое и будущее, что поспособствует прогрессу и жизненному успеху. Культурные празднования позволяют людям расти, становиться лучше с приобретенным опытом. Проще говоря, Кванза не является религиозным культом, а проявлением торжества культуры и нашего места в нем.

Это африканский праздник. Более правильным термином, хотя так до конца и неполным, будет являться то, что этот праздник все же афроамериканский. Поговорим немного о разности этих понятий. Прежде всего стоит упомянуть, что Кванза является образцом американского творчества. Истоки празднества можно проследить благодаря его создателю, доктору Маулену Каренга. Этот американец жил в Лос-Анджелесе в неспокойные 60-е. Доктор организовал празднование, основываясь на семи принципах, которые он посчитал воплощением культурной самобытности. Каренга посчитал, что в афроамериканском сообществе страны необходимо развивать культурное сознание людей, вливая туда определенные ценности. Как только Кванза стал праздноваться, люди сами стали привносить туда элементы и черты своего африканского характера. К примеру, для определения многих терминов и обычаев празднества стал использоваться суахили. Да и название самого празднества с этого языка переводится, как "первые плоды". Так что это истинно американское празднование, которое своими корнями уходит глубоко в африканскую культуру.

Этот праздник только для афроамериканцев. Сегодня это понятие уже не столь категорично, каковым оно являлось на самое начало празднования. Кванза был специально создан, чтобы решить конкретные потребности и проблемы в афроамериканском сообществе. Празднество должно было подтвердить африканскую культуру и ее ценности. Другой момент - восстановление в этой культурной среде общих ценностей на основе семи принципов празднества (единства, самоопределения, совместной работы и ответственности, сотрудничества, целенаправленности, веры и творчества). В-третьих, Кванза должна была стать национальным праздником специально для афроамериканцев. Ведь на тот момент велась ожесточенная борьба за гражданские права цветного населения, необходимо было восстанавливать культурные традиции. В этом смысле стоит отметить, что у Кванза первично действительно была ориентация на афроамериканцев. Но со временем общество развивалось, менялся и сам праздник. В его основе всегда лежала мысль, о том, что не должно быть каких-то расовых границ. Основные семь принципов Кванза должны найти свой отклик в сердце и голове любого здравомыслящего человека. В итоге идеология празднества может и должна укрепить ценности всего общества, а не только чернокожего населения. В результате празднество захватывает различные культурные и расовые слои, в нем участвуют белые, азиаты, латиноамериканцы. И все они находят общий язык. Таким образом можно утверждать, что Кванза прочно вошла в дома не только афроамериканцев. Теперь этот праздник можно рассматривать, как культурный праздник не только всего чернокожего населения, но и всех тех, кто разделяет его основные ценности.

Кванза заменяет собой Рождество. Этот празднество длится ровно неделю - с 26 декабря по 1-е января. При этом каждый день отмечается какой-то один из семи принципов. Период времени для проведения праздника был выбран вовсе не для замены какого-то из традиционных, отмечаемых в это время, а скорее как альтернатива. Ведь в это время года присутствует значительное сезонное народное волнение и возбуждение. Кванза действительно может служить альтернативой другим празднествам, но это не является выраженной целью в данном случае. Скорее, у Кванза есть свои собственные, иные, цели - дать возможность людям отпраздновать исповедуемые ими культурные ценности. Иными словами, никто не мешает и не запрещает людям отмечать Рождество, Хануку или что угодно вместе с этим праздником. Наличие одного не должно стать запретом для других. Ведь Кванза ведет людей к объединению, а не к разделению или исключению.

Кванза - праздник для нерелигиозных людей. Это заблуждение тесно связано с первым, которое полагает религиозную суть празднества. А ведь возможно именно потому, что пошел слух о религиозной ориентации Кванза, многие верующие люди стали относиться к нему с опаской. В свою очередь это породило мнение о том, что в мероприятии верующие люди попросту не участвуют. А ведь в самом деле все совсем наоборот! Ведь Кванза не является религиозным праздником, объединяя людей различных вер в их следовании общим ценностям. Американская социальная среда довольно разнородная с точки зрения веры, но большинство людей соотносят праздник с единством и тесным сотрудничеством, не зависимо от личной религии. В результате Кванза отмечается у христиан, мусульман, иудеев и буддистов. Все они приветствуют основные семь принципов этого празднества.

Кванза основана на чьих-то политических взглядах. Такое утверждение не является удивительным. Ведь можно проследить корни этого праздника, идущего от одного человека, а также политических и расовых разногласий, существовавших в то время. Нет никакого сомнения, что политические взгляды доктора Каренга стали мотивацией для создания Кванза. Тем не менее само празднование имеет свои корни в концепции празднования африканского первого сбора урожая и философии Кавайда. Ряд африканских общин празднуют в единой форме и традициях первый урожай. Вообще-то это было время, когда люди собирались, чтобы вместе отпраздновать и отблагодарить друг друга за успехи в сельском хозяйстве. Кавайда является философией, которая подчеркивает идею придания чему-либо значения в социальной среде. Созданный на основе этого Кванза, является праздником, который просто объединяет людей с целью передачи и преподнесения им культурных и социальных ценностей.

Кванза основан на языческих ритуалах. Как и любой другой праздник это обладает своими символами и ритуалами. Однако присутствующие тут церемонии существует в русле культурной практики, а не языческого или религиозного культа. К примеру, традиция разлива вина (тамбико). Это действие основано на древнеегипетской традиции вспоминать наших предков и их вклад в нашу жизнь. Есть традиции зажигания свечей (мишума саба). Ежедневно зажигается одна новая свеча в знак одного из семи принципов. Обычно это традиционно делают дети, хотя может осуществить этот ритуал любой человек. Смысл действия в том, чтобы выделить этот день и попытаться усилить действие заложенного в него принципа. В итоге каждое действие, используемое в Кванза, окончательно восходит к какой-то исторической традиции и определенной цели.

Это празднество отмечается вместе большим количеством народа. Кванза призвано объединять людей. Поэтому нет ничего плохого в том, что в празднике участвует так много людей. Ведь это семейное торжество, которое исповедует основные ценности. Так что в равной степени полезно отпраздновать Кванза в домашней обстановке с друзьями, как и выйти на улицу в большое скопление людей. На самом деле многие люди делают и так, и так. Какие-то церемонии они прослушивают в обществе многолюдной толпы, а некоторые выполняют у себя дома. В данном вопросе нет четкого правила или обязанности. Ключевым является участие как можно большего числа людей, а будут ли они отмечать Кванза вместе или поодиночке - другой вопрос.

Кванза - политическое движение. Ничто не может быть дальше от правды, как это утверждение. Праздник ставит своей целью улучшить социальные условия народа. В итоге Кванза только подчеркивает важность иметь цель в жизни и участвовать в коллективном труде. Это - праздник, а не движение. Хотя политика и пытается включить в свой водоворот все, что связано с людьми, Кванза стремится подняться над обыденным и сосредоточиться на внутреннем мире человека. Любой признает, что политика только обещает улучшить материальные условия жизни человека. А вот Кванза говорит о том, что каждый человек может стать лучше в душе за счет расслабления и празднования в этот период. А политика в своем виде пусть остается политикам.

Кванза является вымышленным созданным поводом отдохнуть. Согласно этому мифу нет каких-либо причин праздновать Кванза. Но это довольно далеко от истины. Ведь даже беглый обзор Кванза раскроет, как празднование имеет в своей основе богатые и значимые традиции. На самом деле любой аспект празднования Кванза имеет свою историю и цель в своей основе. У каждой идеи есть свое начало. Если кто-то начнет исследовать историю любого праздника либо торжества, то окажется, что в конце концов была некая причина его появления и существования. В этом смысле Кванза ничем не отличается от остальных. Однако в данном случае мы просто видим тщательно продуманный процесс создания этого праздника. Это не была просто попытка из ничего создать просто так фестиваль, чтобы люди просто веселились, ели и пили. Создатель Кванза определил социальные потребности среды и решил, что массовое праздничное мероприятие может постепенно помочь в решении некоторых вопросов. Сам доктор Каренга говорит, что праздник является продуктом творческого культурного синтеза. То есть он является продуктом критического отбора и разумной смеси сразу на нескольких уровнях. Так что этот праздник действительно является созданным, однако созданным с глубокой целью.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.