Краудфандинг.

В нашем мире возможность открыть собственный бизнес есть у каждого. Но многих останавливает вопрос финансирования. Даже с отличной беспроигрышной идеей можно не найти понимания у инвесторов. В такой ситуации на помощь приходит краудфандинг. Интернет помог состояться этому необычному и интересному явлению.

Краудфандинг представляет собой сотрудничество обычных людей, которые через всемирную сеть собирают деньги или ресурсы на реализацию своих идей. Так рождаются интересные стартапы, собираются средства для помощи пострадавшим.

Организатор проекта объявляет его цель, необходимую сумму и дальше все желающие начинают вносить средства. Особенно отличаются в плане такого сбора средств музыканты и кинематографисты - фанаты с радостью дают деньги на осуществление нового, некоммерческого проекта.

Не брезгуют краудфандингом даже политики - в 2008 году Барак Обама собрал более 270 миллионов долларов с двух миллионов человек. В 2012 году с помощью краудфандинга по всему миру было собрано более 3 миллиардов долларов. И эта цифра явно не предельная.

Надо сказать, что такая инвестиционная программа является непривычной для привычного бизнеса, но разве стоит удивляться тому, что Интернет расширяет границы? Но краудфандинг понятен не всем, его окружают несколько мифов, мешающих восприятию этого явления.

Краудфандинг - обычное попрошайничество, просто действующее с помощью Интернета. Дословно само слово обозначает «финансирование толпой». Так и побирающегося человека можно считать занимающегося таким видом получения средств. На самом деле есть четкая граница между нищим, благотворительным фондом и краудфандинг-проектом. В последнем случае деньги отдаются не ради успокоения совести и получения морального удовлетворения, а для реализации вполне конкретной идеи. Кто-то хочет продолжения любимого сериала, кому-то хочется увидеть новый чудо-гаджет. Некоторые проекты реализуют идеи, которые приносят мало материального. Так, краудфандинг может собирать средства на археологическую экспедицию. Так что по некоторым признакам он может иметь что-то общее с попрошайничеством или с деятельностью фонда, но собранные вместе признаки дают уникальную картину.

Для краудфандинга нужен стартовый капитал. Главное преимущество этого метода как раз и заключается в том, что можно начать зарабатывать деньги только лишь на голом энтузиазме. Ну и без идеи не обойтись. Осталось только использовать свои навыки в Интернете. Правда, потраченные как минимум на рекламу и продвижение проекта средства, увеличат шансы на успех.

Краудфандинг не работает. Этот миф появился на основе того, что есть много вкладчиков, которые так и не увидели завершения своих проектов. Хотя красноречивым выглядит сам факт, что краудфандинг привлекает миллиарды долларов в бизнес. Скептикам надо просто побродить по Интернету и увидеть, что программа работает для тех, кто понимает ее суть. На сегодняшний день существует более 500 платформ для краудфандинга, некоторые из них подразумевают возврат инвестиций, как на Кикстартере, другие же являются пожертвованиями или построены на основе кредитования. В зависимости от типа инвестора, который требуется, и типа запускаемого проекта надо выбирать и площадку для краудфандинга. Надо просто понимать, какие обязательства автор стартапа берет на себя, как будет привлекаться внимание к проекту, это и поможет добиться успеха в конечном итоге.

Краудфандинг и так существует повсюду. Есть одна особенность, которая отличает современный краудфандинг от традиционных пожертвований на основе благотворительных акций. В первом случае подразумевается все же какой-то стимул для привлечения участника. Некоторые совершенно разумные проекты просто не предусматривают достаточного соучастия людей в процессе краудфандинга. Если попытаться запустить проект, который будет обещать вознаграждение, но не удастся привлечь к нему внимание, то кампания провалится. Всегда есть хорошие идеи, которые в принципе не могут участвовать в таком виде инвестирования, просто потому, что неинтересны или имеют подобные аналоги. Часто награда предлагается уже готовому продукту, которому нужен финальный толчок для запуска. Лучшим примером является проект «OUYA» - игровая приставка, рожденная Кикстартером и собранной суммой в 9 миллионов долларов. Эти деньги внесли те, кто ознакомился с прототипом устройства. Из всех разновидностей «народного» инвестирования (кредитование, вознаграждения, пожертвования, дарение) краудфандинг является самой крупной и самой быстрорастущей.

Студенческие проекты в краудфандинге проваливаются. Многие считают, что студенческие проекты на краудфандинге являются нежизнеспособными. Но что делать с теми историями успеха и индивидуальными инициативами, которые состоялись благодаря такой форме инвестиций? Ежегодно сотни миллионов долларов присуждаются в виде стипендий и грантов для студентов, многие из них поступают от дарителей, которые никогда и не увидят поддерживаемых ими молодых талантов. Есть краудфандинг сайты, которые предназначены специально для систем образования. Так, pigit.com помогают встретиться лицом к лицу обе стороны, наладить личный контакт. Это делает краудфандинг жизнеспособным вариантом для многих студентов. Осуществление студенческих проектов с помощью краудфандинга является довольно сложным вопросом, но с помощью специальных сайтов есть возможность попробовать сделать это.

Надо просто зарегистрироваться на сайт и начать получать средства. От того, что на сайте появится ваше объявление, деньги сами не потекут рекой. В истории были единичные случае, когда некая история становилась «вирусом» и вдохновляла миллионы дарителей. Но это отнюдь не правило, а исключение. Проекту нужен прежде всего маркетинговый план, надо четко представлять, как он будет запущен, раскручен. Эта информация нужна и инвесторам, только тогда они смогут поделиться своими средствами.

Социальные связи не имеют значения. Есть устойчивое мнение, что миллионы благотворительных доноров от нечего делать сидят в Интернете, выделяя деньги первым попавшимся нуждающимся. Этот миф подкрепляется рекламой сайтов краудфандинга, которые рекламируют свое сообщество, поддерживающее проекты. На самом деле все совсем не так, люди не сидят на сайтах, ожидая, кому бы отдать свои деньги. Около 70% взносов будут поступать из личного социального круга, поэтому необходим план, как его сформировать. Надо подумать, как начать побыстрее наращивать обороты, следить за развитием и демонстрировать прогресс. Надо найти тех, кто сможет рассказать о проекте, привлечь к нему внимание. Люди любят следовать за другими, если они видят, что многие делают вклады, то возникнет желание соответствовать общему импульсу. Но это само по себе не произойдет. Надо как следует все обдумать, сформировав соответствующий информационный фон для привлечения людей.

Достаточно просто хорошей идеи. Имея проект мало быть просто увлеченным им и считать его особенным. Надо подумать о нем, как о витрине. Людей должно что-то привлечь, чтобы они согласились отдать свои деньги. Фактором, влияющими на это является подробное описание проекта. Не стесняйтесь делать о нем фотографии, снимать видео. Почему бы не рассказать на камеру, чем именно вы занимаетесь? Это позволит сформировать личную связь. Рассказ пусть будет четким, вдумчивым и кратким, с достаточным числом деталей. Так можно заставить людей захотеть стать соучастниками чего-то интересного. Все вместе это позволит сформировать доверие к кампании, привлечет к ней даже неожиданных инвесторов.

Незачем использовать платформу краудфандинга, можно попросту поместить кнопку «Donate» на своей страничке. При сборе средств через краудфандинг с людьми надо общаться и иметь связь. Страница с кнопкой пожертвований не предполагает этого. С краудфандингом необходимо выйти за рамки обычной сделки, чтобы создать убедительный сайт с помощью встроенных инструментов платформы. Это поможет привлечь больше людей и собрать средства. Краудфандинговый сайт поможет отследить успехи, показать участие других людей и заставить инвесторов присоединиться к популярному проекту.

Платформы краудфандинга дадут вам аудиторию критиков, но не покупателей. Есть неписанное правило, что к краудфандингу надо привлекать уже сложившееся сообщество людей, близких и лояльных к продукту. Опытные предприниматели говорят, что краудфандинг чаще всего не привлекает к проекту новых людей, а пробуждает уже имеющуюся аудиторию. Есть много примеров того, как на Кикстартере инвесторы давали деньги за счет своего интереса к существующим темам. Популярными становились религиозные компьютерные программы, полнометражные фильмы на основе любимых сериалов. Если уже есть опыт проведения на такой площадке кампании, можно воспользоваться ее плодами. Так произошло с проектом Hidden Radio 2, которому не составило руда привлечь уже проверенную аудиторию. Для краудфандинга это имеет большое значение. Стоит понимать, что потенциальная аудитория в краудфандинге уже чаще всего знакома с таким способом вложения средств. Статистика любого проекта на Кикстартере красноречива - большая часть спонсоров уже успела отметиться в поддержке других кампаний. Так что именно тем и ценны платформы краудфандинга.

Если проект разместить на Кикстартере, это гарантирует его уникальность. Краудфандинг позволяет привлечь внимание к продукту, расширит потенциальную аудиторию. Но интерес к этой платформе постоянно увеличивается, на том же Кикстартере запущено уже более 147 тысяч проектов. В таком разнообразии выделиться уже довольно сложно. Как уже было сказать, тут важно обратить на себя внимание. Это осуществить все сложнее, тем более все чаще появляются статьи о снижении интереса к краудфандингу, появляются мошенники. Если несколько лет назад об уникальном проекте достаточно было рассказать журналистам и урвать свою порцию славы, то теперь им требуется живой образец, который можно подержат в руках, потестировать, а потому уже написать о нем. Это говорит, что быть уникальным за счет одного лишь факта приобщения к краудфандингу довольно непросто.

Для проведения краудфандинговой кампании хватит закуски для команды, да дешевой камеры. Некоторые считают, что сам факт размещения проекта на краудфандинговой платформе позволит собрать сотни тысяч долларов за считанные минуты. В реальности же те проекты, которым «повезло», основательно вложились в рекламу. За ними стояли большие бюджеты - нанимались операторы, создавались видеоролики, работали пиар-агенты, информация распространялась по Интернету. Некоторые проекты находили инвесторов по сути еще до появления на платформе краудфандинга. Да и первичные исследования, создание прототипа требуют немалых вложений. На Кикстартере есть истории о том, как к людям без вложений приходили серьезные инвесторы. Однако это просто исключение, только доказывающее правило.

Краудфандинг не предусматривает вознаграждения для инвесторов. Часто используется система бонусов, которая позволяет каждому инвестору выдать пусть символическое, но вознаграждение. Пусть это будет диплом участника проекта, открытка, все равно ведь приятно. А если речь идет о сборе средств на кино, то инвестору могут даже предложить сыграть роль в массовке. Фанату это будет за счастье! Какой бонус выдать - зависит от организаторов проекта и его направленности.

На Кикстартере место только высокотехнологичным проектам. Из всех многочисленных направлений, представленных тут, это лишь пятое по популярности. Людей чаще интересуют музыка, кино, компьютерные игры и промышленный дизайн.

Большая посещаемость на Кикстартере творит чудеса. Чтобы заинтересовать действительно серьезных инвесторов, надо вывести проект в ТОП. А для этого и нужны усилия в области пиара и рекламы, участие в общественной жизни и социальных сетях.

Краудфандинг - это исключительно поиск средств. Участие в такой платформе оправдано, даже если заработок и не стоит на первом месте. Проект может обрести фанатов и стать известным более широкой аудитории. На каком-то этапе это тоже немаловажно.

Идея может быть не принята. Многие платформы имеют процесс отбора, на Кикстартере он довольно жесткий. Но такое правило касается далеко не всех. Вполне можно найти нераскрученный краудфандинговый сайт, который с радостью примет любые идеи.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.