ИТ-аутсорсинг.

Существует несколько систем, носящих имя Galileo (ИТ-аутсорсинг) - это и спутниковая навигация, и система бронирования билетов, такое же имя носит зонд НАСА. В данной же статье пойдет речь о современном компьютере для дайверов, носящего это имя.

Многие считают само появление такого устройства на рынке революцией в подводном плавании. Сегодня это единственный прибор в мире, который соответствует европейским стандартам по работе на глубине до 330 метров.

Еще с момента анонса Galileo стал обрастать слухами и мифами. Зачастую люди даже в глаза не видели устройства, однако на основе анонсов разводят кипучую деятельность по обозначению недостатков. Рассмотрим же основные заблуждения о подводном компьютере Galileo.

Galileo поддерживает всего лишь три смеси нитрокс, поэтому для настоящих технодайверов он бесполезен. В последнее время все более популярными становятся услуги аутсорс-компаний. Организации передают некоторые свои функции на обслуживание стороннему подрядчику, который как раз и специализируется в этой области. Применим аутсорсинг и в сегменте информационных технологий (ИТ). Правда, не все приемлют привлечение специалистов со стороны, когда речь заходит о таком важном функционале.

Заключая договор на ИТ-аутсорсинг, стоит быть максимально внимательным. Ведь и тут мелким шрифтом могут быть описаны детали, которые окажутся важными. А кое-что подрядчик может умышленно и не внести в договор. Такой документ вообще является основой качественного обслуживания.

Преимущество ИТ-аутсорсинга как раз в том, что все договоренности скреплены договором, а не устными пожеланиями. И руководствоваться в вопросе обслуживания информационной инфраструктуры надо фактами, а не распространенными повсеместно мифами.

Свой специалист будет быстрее решать проблемы. Такое заблуждение довольно часто встречается в практике. И можно понять, откуда оно появилось. Свой специалист всегда присутствует рядом, его можно быстро привлечь к выполнению работ. На практике же такое убеждение оказывается мифом. Может произойти ситуация, когда единовременно произойдет сразу несколько сбоев. В таком случае штатный сотрудник не сможет заниматься всеми ими одновременно, он сперва уделит внимание чему-то одному. А вот компания-аутсорсер за счет большого штата может взять на себя решение сразу нескольких задач. Да и сами ее сотрудники обладают большим опытом, так как постоянно выполняют подобные работы. Аутсорсерам проще понять, почему появилась проблема. Им не приходится несколько часов ломать голову над вопросами ее возникновения. Каждый сотрудник обычно является специалистом в какой-то одной области и не в силах понимать все обо всем. Аналогичная ситуация складывается и с ИТ-специалистами. Кто-то работает с серверами и сетями, а кто-то занимается продвижением сайтов. Именно это и определяет для любой компании, пусть даже и со своим собственным штатом ИТ-специалистов, необходимость привлечения дополнительных сотрудников. Они помогают внедрять сложные решения или исправлять проблемы. А крупный аутсорсер может даже взять на себя предоставление подменного оборудование, что положительно скажется на времени устранение неисправности и уменьшит простои. Но вышеизложенное - это только видимая часть айсберга, за которой скрыты прямые потери. От прямого взора скрыто больше. Любая ИТ-инфраструктура, если она изначально не продумана, постепенно становится неуправляемой и начинает тормозить весь бизнес. Системные интеграторы обычно обладают обширным опытом в деле модернизации ИТ-инфраструктуры под потребности бизнеса. Аутсорсер может даже выступить как инициатор таких изменений. Здесь присутствует прямая заинтересованность - чем лучше и надежнее работает система, тем меньше времени на ее обслуживание требуется привлеченным сотрудникам. Вполне очевидно, что реализовать такие изменения невозможно без специалистов и консультантов с многолетним опытом решения именно таких задач.

Выгоднее нанять приходящего системного администратора. Работа такого специалиста с технической точки зрения является простым «залатыванием дыр». Администратор, появившись на предприятии, будет решать только накопившиеся проблемы. Но такая схема ни к чему хорошему не приведет. Созданная с помощью такого подхода инфраструктура не сможет стабильно существовать и постепенно начнет рассыпаться. Масштабирование же ее превращается в трудоемкий и дорогой процесс. Специалист же, который знает все обо всем (но понемногу), не сможет обеспечить нужный уровень надежности и отказоустойчивости. Да и с финансовой стороны такое сотрудничество оправданным не выглядит. Приходящий сотрудник может заболеть, уволиться, а то и просто исчезнуть. И сделать с этим ничего нельзя будет - человек на штате не состоит, с ним нет договорных отношений, подразумевающих ответственность. Выгодно, что не надо оплачивать больничные и отпуска, но ведь придется тратить время на поиски замены. Хуже, если администратор уволился со скандалом. Тогда придется восстанавливать доступ к управлению ИТ-инфраструктурой. Если же начать сотрудничать с аутсорсером, то такой сценарий исключен. Договор не даст подрядчику исчезнуть, да и вся прелесть аутсорса в том, что технических специалистов у него много, и они вполне могут дублировать друг друга.

Своего специалиста всегда можно контролировать. Этот миф основан на тех же предположениях, что и первый. Кажется, что если сотрудник находится постоянно в офисе, то его легко контролировать. Он может быстро предоставлять требуемую информацию и отчеты о проделанной работе. Но если задуматься глубже о данном вопросе, станет ясно, что все далеко не так очевидно. Находящиеся на штате ИТ-специалисты в случае плохой работы рискуют только лишь частью своей зарплаты. Договоренности же обычно устные - мало кто разрабатывает и реально пользуется должностными инструкциями. Бумажную волокиту сотрудники обычно стараются избегать. Отношения работодателя и людей часто базируются на неформальных договоренностях. А вот с компанией-аутсорсером заключается договор, где четко прописываются все обязанности. Согласование всех пунктов этого документа позволяет сделать деятельность обслуживающей компании понятной и легко контролируемой. На современном рынке ИТ-услуг к поставщикам относятся с недоверием, лучшей рекламой становится «сарафанное радио». Это приводит к тому, что аутсорсеру проще пойти клиенту навстречу, чем испортить репутацию и лишиться потенциальных клиентов.

Нельзя доверять свою информацию посторонним людям. Непонятно, откуда вообще появился этот миф. Мы уже упоминали о том, что штатный сотрудник рискует лишь своей зарплатой или записью в трудовой книжке. А вот аутсорсер несет полную ответственность, ведь он подписал договор. К тому же существуют риски ухудшения репутации. По каким же вообще каналам может произойти утечка информации? Самый распространенный вариант - сами сотрудники компании. Утечка может иметь в своей основе и технический характер - перепись базы 1С на флеш-накопитель, и механический - ручная перепись финансовых данных. Если в первом случае можно говорить о какой-то защите со стороны ИТ, то во втором - уже нет. Другой канал утечки - это взлом. Третий - случайное или умышленное уничтожение данных сотрудником самой компании, хотя это не совсем уже и утечка, а нечто иное. Если работник ИТ будет состоять на штате, то все риски принадлежат самой компании. А вот в случае сотрудничества с аутсорсером они переложатся на подрядчика. При заключении договора на ИТ-обслуживание компания обязуется защищать от взлома или технического хищения информации, неся полную ответственность за данный спектр работ. Остается только озаботиться надежностью принимаемых на работу штатных сотрудников, которые не будут фотографировать или переписывать конфиденциальные данные.

ИТ-аутсорсинг - дорогое удовольствие. Данный миф можно развенчать с помощью простых расчётов. Даже если предположить, что оплата услуг сторонней конторы будет сравнима с зарплатой системного администратора, стоит учесть, что не придется оплачивать отпуск, больничные, организовывать отдельное рабочее место, оплачивать связь. Компании не надо будет задумываться о повышении квалификации специалиста, о его обучении. А ведь возможны траты из-за прогулов, поисков замены, проведения собеседований. Окажется, что траты на аутсорсера будут вполовину меньше, чем на своего сотрудника. Выгода очевидна!

Аутсорсеры - это обычно молодые люди, создавшие для прикрытия своей деятельности юридическое лицо. С одной стороны очевидно, что большинство специалистов в этой области действительно молоды, особенно это очевидно на фоне большинства современных руководителей. Но ведь и в штате большинство ИТ-специалистов также окажутся молодыми, только лишь без того самого юридического лица. Да и любая компания проходит обычно через этап, когда в ней работает всего пара-тройка молодых или не очень специалистов. И чем плоха фирма, в которой работает немного персонала? На практике ничего критичного в этом нет. Несколько человек смогли организоваться, открыть юридическое лицо, создали сайт с описанием своих услуг, управляют своим временем и предпочитают творчески работать, а не бездарно тратить время на кого-то чужого. Разве такой набор качеств не является лучшей характеристикой? Есть ли уверенность в том, что штатный специалист смог бы вести себя так же организованно?

ИТ-услуги не нужны, когда и так все работает. Это довольно опасный миф. Сам факт, что инфраструктура работает, не означает, что в ней нет проблем. Даже у человека большинство заболеваний протекает бессимптомно, поэтому промедление обернется возросшими сложностями. Аналогичная ситуация и в ИТ. Чем дольше все работает и не ломается, тем страшнее будут последствия в случае аварии. Надо понимать еще, что сам факт функционирующей информационной структуры не означает ее оптимальной работы. Настраивать же ее невозможно, так как все брошено на самотек. Надо понимать, что лучшее лечение - это профилактика.

Незачем что-то менять, если и так все работает нормально. Если все действительно «нормально», то менять что-то следует хотя бы ради того, чтобы все было «хорошо» или «отлично»! Этот миф укоренился у консервативных руководителей, советской еще закалки. Подобный взгляд на услуги ИТ-аутсорсинга говорит о плохой осведомленности важности информационной структуры. Привлечение профессионалов со стороны позволит оптимизировать многие процессы и сократить финансовые издержки. И этот подход справедлив вне зависимости от типа компании, будь это еще советского образца государственное предприятия или современный офис.

Предприятия попадет в зависимость от аутсорсера. Разве эта зависимость самая страшная? Предприятие зависит от электричества, воды, от почты и Интернета. А ведь зависимость от штатного специалиста выше в разы. Разве директор много знает об ИТ-инфраструктуре своего предприятия? Часто ли штатный специалист рассказывает окружающим об ее особенностях и назначении. Не всегда он вообще подписывает должностную инструкцию, да и есть ли там требование о предоставлении руководству всей необходимой документации по работе, оговорена ли передача паролей и учетных данных? Сможет ли работать организация, если этот сотрудник по каким-то причинам не выйдет на работу? А вот от ИТ-аутсорсера можно и нужно требовать в договоре передачу всех данных об инфраструктуре предприятия. И никакой зависимости тут уже нет. Подрядчик связан договором и не сможет проигнорировать такое требование.

Компания-аутсорсер не несет ответственности. А какую ответственность несет тот самый штатный специалист, руководитель ИТ-отдела или его сотрудники? Может пострадать его зарплата? Испортиться трудовая книжка? А если специалисты работали неофициально? А вот ответственность аутсорсера прописана в договоре, подписанном обеими сторонами. Заказчик сам выбирает, какую ответственность и за что должен нести его подрядчик. Да и какую компенсацию получит компания, если накануне сдачи проекта сломается сервер? Разве увольнение администратора с «черной меткой» исправит ситуацию? А вот аутсорсера в таком случае можно привлечь к ответственности и потребовать возмещения убытков.

Для маленькой компании ИТ-аутсорс не нужен. Этот миф говорит о том, что люди ничего не знают о текущем состоянии информационной структуры своего предприятия и об ее возможностях. С помощью такого универсального инструмента можно отлично оптимизировать многие бизнес-процессы. Ошибкой будет требовать от айтишника, чтобы «просто все работало». Система может не только функционировать в фоне, но и работать за людей. Отличие аутсорсинга для малых компаний в том, что в данном случае происходит сокращение расходов. В случае же с большими предприятиями речь заходит уже об оптимизации множества бизнес-процессов и о контроле работы сотен сотрудников. Есть в данном мифе и неочевидная угроза. Любая ИТ-инфраструктура, даже брошенная на самотек, разрастется вместе с бизнесом. Со временем она станет одной большой и трудноразрешимой проблемой. Тогда в нее придется вложить столько средств, что это перекроет все некогда сэкономленные на аутсорсинге средства.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.