Вертолетный спорт.

Вертолетный спорт - вид авиационного спорта, в котором состязания проводятся с использованием вертолетов, т.е. винтокрылых летательных аппаратов, оснащенных несколькими пропеллерами (несущими винтами) с приводом от двигателя (двигателей), создающими необходимую для полета подъемную силу. Эти машины способны совершать вертикальный взлет и посадку, перемещаться в любом направлении и длительное время висеть в воздухе на одном месте.

Проекты первых винтокрылых летательных аппаратов появились еще в 1475 году - именно тогда у Леонардо да Винчи появилась идея создать аппарат с вертикальным взлетом. Однако его "ornitottero" на современные вертолеты был мало похож. Идея же первого прототипа вертолета была предложена М.В. Ломоносовым в 1754 году. Его "аэродинамическая (воздухобежная) машина" должна была подниматься в воздух с помощью спаренных винтов (на параллельных осях) и не подразумевала наличия пилота. Спустя столетие французский изобретатель Понтон д’Амекур спроектировал еще одну винтокрылую машину, названную "аэронеф".

Однако эти смелые проекты так и не были претворены в жизнь. Более успешными были конструкции, созданные в начале прошлого века - изобретения братьев Берге и М. Леже (Франция) способны были отрываться от земли на высоту от 50 см до полутора метров и пребывать в воздухе от нескольких секунд до 1 минуты. Полеты стали гораздо более продолжительными и управляемыми лишь после изобретения автомата перекоса, схема которого была опубликована инженером Б.Н. Юрьевым еще в мае 1911 года, однако из-за отсутствия средств он не мог запатентовать свое изобретение. В отличие от Юрьева, эмигрировавший из России Г. Ботезат не был стеснен в средствах, поскольку выполнял заказ американской армии, и его изобретение было запатентовано.

В наши дни сфера применения вертолетов достаточно широка. Летательные аппараты этого типа используют для различных операций вооруженных сил (патрулирование и охрана границ, высадка десанта, разведка, переброска войск, обеспечение боеприпасами и т.д.), спецназа и полиции, в медицине и спасательных работах (спасение пострадавших и доставка их в больницу), в коммерческих перевозках, в сельском хозяйстве (для борьбы с вредителями). Специально оборудованные вертолеты применяют в строительстве (вертолеты-краны), для тушения пожаров (пожарные вертолеты, оснащенные емкостями для воды) и выполнения аэрофотосъемки.

Состязания, на которых пилоты вертолетов могли продемонстрировать свое мастерство, начали проводиться во многих странах мира с середины прошлого века, и быстро обрели немалую популярность. Первый чемпионат мира по вертолетному спорту был проведен в начале сентября 1971 года в г. Бюкебург (Германия). С тех пор чемпионаты Европы и мира по данному виду спорта проводятся регулярно, через каждые 2-3 года.

Термин "вертолет" происходит от слов "вертеть" и "летать". Относительно происхождения данного термина есть несколько версий. Например, некоторые специалисты утверждали, что это слово создано для наименования первой машины, оснащенной винтом, способной взлетать вертикально, и является сокращением слов "вертикальный" и "лететь" (данное утверждение неверно, так как первый автожир, который поначалу именовался вертолетом, не был способен к вертикальному взлету). Кроме того, существует мнение, что данное слово создано по аналогии с французским "gyroplane" ("винтокрыл"), либо же первая часть термина увековечивает название компании, производившей вертолеты - "Vertol" (акроним от "Vertical Take-off and Landing aircraft" — "воздушное судно вертикального взлёта и посадки").

Вертолет, винтокрыл, автожир, турболет - синонимы. Это не совсем так. Винтокрылы (винт используется при полете, как крыло), как и конвертопланы (использующие винты для взлета, а впоследствии - для полета, как самолетные пропеллеры), считаются одной из схем вертолета, оснащены двигателями, однако имеют некоторые отличительные свойства (например, при возникновении аварийной ситуации могут перейти в планирующий полет, на что вертолеты практически неспособны). Автожир долгое время также причислялся к вертолетам. Путаница возникла из-за созвучности названий обоих летательных аппаратов (вертолет до войны именовался геликоптером, автожир - гирокоптером, гиропланом, ротопланом) и некоторых общих конструктивных особенностей (например, наличие винта). Однако следует учесть, что автожир, в отличие от вертолета, летит исключительно в режиме авторотации винта, а горизонтальную скорость ему сообщает пропеллер, закрепленный в передней части фюзеляжа (в то время как вертолет, имеющий двигатель, может использовать и режим винтового полета), не оснащен автоматом перекоса. Автожир не способен на вертикальный взлет и посадку, но, как и винтокрылы, может перейти в планирующий полет. Турболет же, представляющий собой стенд для проверки работы двигателей и вовсе не оборудованный винтами, по своим техническим характеристикам ближе к самолетам с вертикальным взлетом и посадкой, и похож на вертолет лишь способностью к вертикальному взлету и зависанию на одном месте.

Массовый вертолетный спорт зародился в Европе. Федерации вертолетного спорта действительно существовали во многих европейских странах, а вот различного рода чемпионаты по данному виду спорта еще в 1958 году начали проводиться в СССР. В полетах (на малой высоте и по определенному маршруту) и посадках на точность (на небольшие площадки, ограниченные десятиметровыми препятствиями), технике пилотирования и других упражнениях состязались не только члены ДОСААФ (Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту), но и команды военно-воздушных сил (ВВС) и Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике. К 1971 году (когда проводился первый чемпионат мира по вертолетному спорту) в Советском Союзе было проведено 12 чемпионатов СССР по данному виду спорта (в то время как, например, в Германии - всего 3).

Идея проведения первого чемпионата мира по вертолетному спорту принадлежала немецкому аэроклубу. Ошибочное мнение. Немецкому аэроклубу лишь было поручено подготовить первое состязание такого рода. Инициатором же проведения чемпионата мира выступил Вертолетный комитет при FAI (Federation Aeronautique Internationale) после того, как в 1959 году от СССР поступило предложение организовать в Париже чемпионат восьми Советских Республик по вертолетному спорту. Повторная заявка поступила в 1960 году опять же от Советского Союза - теперь уже выдвигалось настоятельное требование провести чемпионат мира по данному виду спорта, причем в случае отказа комитета СССР вносил предложение о проведении своими силами состязаний такого рода в Москве. Немецкий же аэроклуб одним из первых проявил интерес к предложению FAI провести чемпионат мира по вертолетному спорту, и под предводительством Отто Ритдорфа (впоследствии - члена и первого вице-президента вертолетной комиссии FAI) незамедлительно приступил к разработке программы упражнений для будущих состязаний и проведению национальных чемпионатов ФРГ. Следует упомянуть, что в первом чемпионате мира по вертолетному спорту команда СССР участия не принимала, хотя при составлении программы соревнований были использованы многие идеи, которые разрабатывались Федерацией вертолетного спорта Советского Союза, начиная с 1958 года.

Программа упражнений, предлагаемая пилотам, состязающимся за титул чемпиона Европы и мира, осталась практически неизменной со времени первого чемпионата по вертолетному спорту. Нет, современная программа претерпела немало модификаций - некоторые упражнения были изменены частично, другие - исключены, а вместо них добавлены новые. Например, "вертолетный слалом", в котором следовало пронести 5-килограммовый груз через 10 ворот (двухметровые штанги, вкопанные в землю в метре друг от друга) в определенной последовательности за минимальное время, несколько усложнен. Теперь в качестве груза каждому из пилотов выдается ведро с водой, прикрепленное к длинному фалу. Пронести его следует через 12 ворот, а в конце - водрузить в центре стола, высота и диаметр которого - 1 м. Учитывается не только правильность прохождения через ворота, но и уровень воды, оставшейся в ведре после выполнения задания. Упражнение "спасательная операция", в ходе которого экипаж должен был доставить в "зону спасения" (50×50 метров) медицинское снаряжение (фал с 5-килограммовым грузом на конце) и опустить его в отверстие 40×40 см, находящееся на макете покатой крыши, заменено на "развозка грузов или почтальон". Практически неизменными остались "навигация" и "полет на точность". В качестве дополнительного упражнения в программу включен также "индивидуальный фристайл" и задания, призванные повысить зрелищность состязаний: "открывание бутылок" (пилот откупоривает пивные бутылки, установленные в нескольких метрах над землей, с помощью открывалки, закрепленной на фюзеляже), "параллельный слалом", "параллельный полет на точность", "параллельная развозка грузов". Фристайл и упражнения повышенной зрелищности в общий зачет Чемпионата не включаются.

Больше всего мировых рекордов в вертолетном спорте принадлежит советским спортсменам. Согласно статистике, до начала 1991 года больше всего мировых рекордов - 49 из 123 официально зарегистрированных - установлено спортсменами из США, на втором месте - вертолетчики из СССР (47 рекордов). А вот первые места в чемпионатах мира спортсмены из СССР, а позже - из России, действительно занимали чаще других, в частности, звание Абсолютных чемпионов мира до 1991 года команде СССР было присвоено дважды (в 1973 и 1978 гг.). После распада Союза команда России удостоилась этого звания 6 раз - на всех 6 чемпионатах мира по вертолетному спорту (в 1992, 94, 96, 99, 2002 и 2005 гг.), на 5 из которых команда заняла 1 место, на одном - второе место.

Женщины в вертолетном спорте появились лишь в конце 80-х годов прошлого века. Совершенно ошибочное мнение! Изначально в данном виде спорта женщины состязались наравне с мужчинами. Например, в Советском Союзе начиная с 1973 года, согласно итогам соревнований звание Абсолютного чемпиона СССР присуждалось и мужчинам, и женщинам. Да и на первом чемпионате мира по вертолетному спорту проводились состязания для пилотов-женщин: первое место завоевали Хана Рейч из ФРГ и Доротея Шримпф из Колумбии, второе - Кристель Терюнг и Ирене Тойфель (Западная Германия), третье - Менди Финлей из Англии и бельгийский экипаж. В наши дни состязания такого рода проводятся при условии, что не менее 3 стран выставит на чемпионат мира чисто женские экипажи. Тогда проводится розыгрыш звания Чемпиона мира (континента) среди женщин, в противном случае представительницы прекрасного пола соревнуются либо в составе смешанных команд, либо доказывают свое мастерство, состязаясь с пилотами-мужчинами.

В чемпионатах мира по вертолетному спорту принимают участие одноместные и двухместные вертолеты. Нет, к состязаниям такого рода допускаются только машины, экипаж которых состоит из двух человек.

В составе национальной сборной может быть не более 5 экипажей. Да, национальная команда может состоять минимум из 3 и максимум из 5 экипажей. Однако количество может быть увеличено в случае, если Абсолютные чемпионы мира (среди мужчин или женщин) желают отстаивать полученный титул - они имеют право участвовать в состязаниях как дополнительные экипажи. А если та или иная страна не может выставить минимальное количество экипажей (три), нужное для состязаний за командное первенство, она имеет право подать заявку на участие только в личном зачете.

Участник или команда, недовольные результатами судейства или же какой-либо ситуацией, возникшей во время соревнований, должны подать протест через руководителя команды. Следует учесть, что протест должен сопровождаться обязательным взносом, который будет возвращен команде в случае удовлетворения протеста (иногда, даже если протест отклонен - взнос полностью или частично может быть возвращен спортсменам) и доказательствами совершенного нарушения. Существует возможность решить проблему без подачи протеста - при возникновении спорной ситуации участник (команда) в течение 2 часов после оглашения предварительных результатов состязаний должны обратиться к уполномоченному официальному лицу вначале в устной форме, а после - в письменном виде (такого рода обращение именуется претензией, и денежным взносом не сопровождается). Если же претензия участника (команды) не была должным образом рассмотрена - он имеет право подать официальный протест.

Для состязаний по вертолетному спорту подойдут лишь определенные погодные условия. Да, причем для разных упражнений погодные условия могут несколько различаться. Например, упражнения 2, 3, 4 могут выполняться при скорости ветра около 7,7 м/сек (15 узлов/час), а успешное выполнение 5 упражнения возможно лишь при несколько меньшей скорости воздушных потоков - 4 м/сек (8 узлов/час). Имеет значение также облачность (минимальная высота - 300 м) и видимость по горизонту (не менее 2 км). В некоторых странах эти параметры могут быть изменены (в случае, когда действующие в государстве условия полета более строгие, чем вышеуказанные).

Управлять вертолетом могут оба члена экипажа. Ошибочное мнение. К рычагам имеет право прикасаться только заявленный пилот (за исключением внештатных ситуаций), нарушение этого правила приводит к немедленной дисквалификации экипажа.

Во время соревнований пилотам нельзя использовать различное оборудование, облегчающее выполнение заданий. Действительно, правила международных состязаний запрещают использовать не только автопилот, автостабилизатор, радар, радиовысотомер, но и мобильный телефон или какое-либо другое средство связи (хотя для экстренных случаев на каждой машине установлен УКВ-передатчик). Более того - судьям и помощникам судей также запрещено пользоваться личными мобильными телефонами во время соревнований. И если пилот, замеченный в нарушении этого правила, будет оштрафован на 100 очков, то судья, воспользовавшийся какими-либо средствами связи во время выполнения своих обязанностей, исключается из Коллегии судей.

Если на линии старта обнаруживается техническая неисправность вертолета, время вылета машины для выполнения упражнения будет изменено, и пилоты смогут устранить проблему. Смотря о какой линии старта идет речь. Если о линии предварительного старта (линии "Р"), куда прибывают участники за 10 минут до начала вылета и где после осмотра машины на предмет наличия средств связи получают необходимый для упражнения инвентарь (кеглю с привязанным к ней фалом, грузы (мешки с рисом весом в 1 кг или ведро с водой)) - вышеприведенное утверждение справедливо. Кроме того, за каждую минуту опоздания на линию предварительного старта экипаж получает 5 штрафных очков (но не более 25). А вот если зачетный полет будет прерван после пересечения линии исполнительного старта (линии "D", куда вертолет должен переместиться за 5 минут до начала состязания и где экипаж получает конверт с инструкциями и полетной картой) - ни откладывать начало, ни повторно выполнить упражнение экипаж уже не сможет, какова бы ни была причина (техническая неисправность, нехватка топлива и т.д.). Фальстарт (как ранний, так и поздний) с линии "D" приносит экипажу 200 штрафных очков.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.