Гитара.

Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов. Она может аккомпанировать другим исполнителям и применяться соло. А электрическая гитара, появившаяся в XX веке, произвела революцию в музыке и оказала сильное влияние на культуру всей нашей современной цивилизации.

Первые свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, прародителях гитары, относятся еще ко II тысячелетию до н.э. Похожие на гитару инструменты существовали у шумеров, в Древнем Египте и Индии.

Само слово "гитара" претерпевало многократные изменения, окончательно сформировавшись в XIII веке. В Средневековье гитара стала популярной в Испании, а в Россию она попала в XVII веке с итальянскими музыкантами. Классические формы инструмента оформились в XIX веке на основе испанской конструкции. А уже в 1936 году появилась и первая электрогитара.

Сегодня этот инструмент безумно популярен. Он позволяет создавать музыку без особенных усилий. Однако, чем более популярна гитара, тем больше о ней появляется заблуждений. Часто они касаются обучения игре на этом инструменте. Уж больно много советников оказывается рядом. Человек же не знает, с чего начать, да и сама гитара начинает казаться не такой уж простой и понятной. Стоит развенчать главные мифы о ней.

Перед освоением электрогитары надо освоить сперва акустическую. Стоит понимать, что у акустической и электрогитары разная техника игры и применяемые стили. Фактически, инструменты имеют между собой мало общего. Не стоит тратить время на другой инструмент - надо сразу заниматься тем, что больше нравится. А этот миф появился в обычных музыкальных школах. С помощью такого утверждения учителя хотели удержать в своих классах тех учеников, которые стремились начать играть на электрогитаре.

Обучаться игре на гитаре можно с помощью самоучителей и видео-уроков. Такие варианты обучения считаются быстрыми, эффективными и дешевыми. На самом деле эти методики не предполагают никакого индивидуального подхода и обратной связи. А ведь разных людей надо учить по-разному. Подход может быть при этом самым разным. Одним нужны ноты, другие могут обучаться на слух, третьи - по аккорду, четвертые - по пальцам. Если начать обучаться не тем способом, который ближе по своей природе, то быстро можно зайти в тупик и разочароваться. Только личный преподаватель сможет подсказать нужный вариант. И если даже интуитивно правильно выбрать верное направление, то могут появиться трудности. Учитель сможет найти пути решения проблем с учетом разных нюансов. Самоучители же предполагают многотонную долбежку, которая разочаровывает. Стоит учитывать, что различные видео-школы могут быть попросту обманом, особенно, если они обещают научить чему-то за несколько уроков. Да и как самоучитель научит делать бэнды (подтяжку струн)? А ведь это основа техники, есть множество нюансов в исполнении. Стоит учитывать и попросту анатомические особенности учеников, под них подбирается и техника. Бэнды же похожи на силовые упражнения в фитнесе. Ошибки в технике чреваты даже травмами и растяжениями.

Игре на гитаре лучше обучаться в серьезной организации, в музыкальной школе. Система, принятая в музыкальной школе, не совсем нацелена на обучение непосредственно музыке. Звучит это, конечно, немного странно. Целью таких школ является приучение неким правилам. Преподаватели больше заняты не самой музыкой, а составлению бесконечных отчетов, планов, ведению журналов, педсоветов. Энтузиазма у находящихся в тесных рамках остается немного. Но подобный подход царит и во многих коммерческих заведениях. Если они получили аккредитацию, то личный состав заставляют жестко соответствовать определенным нормам или стандартам. Хорошие преподаватели встречаются не благодаря системе, а вопреки ней. Для обучения игре на гитаре нужна не школа, а профессиональный учитель с горящими глазами, которому доверяешь. Он может быть и не в учебном заведении, а просто жить по соседству.

Обучение игре на гитаре - сложное и долгое занятие. Согласно этому мифу предстоит выучить теорию музыки, освоить разные стили и техники, овладеть предварительно другими инструментами. Однако это утверждение справедливо, только если человек хочет стать универсальным музыкантом, сведущим во всем. Но чтобы стать ярким исполнителем на гитаре такой универсализм и не требуется. Вполне достаточно слушать свое сердце и не отвлекаться на посторонние вещи, тратя на них свое время и силы.

Главное в игре на гитаре - техника. Техника является всего лишь средством для создания музыкального образа, для воплощения идеи. Она должна соответствовать конечной цели. Если делать упор лишь на технику, то встает вопрос о содержании музыки. Понимает ли исполнитель, что и зачем он вообще хочет играть? Помогут ли ему технические приемы выразить себя с помощью музыки? Порой можно поразить окружающих и с помощью незамысловатых аккордов.

Для акустической гитары требуются нейлоновые струны. Это утверждение оказывается очень критичным, если человек собирается научиться исполнению рока или любит "металлический" звук. Нейлоновые струны понадобятся разве что для детей в возрасте до 11 лет, которым тяжело еще прижимать струны. Остальным же нет необходимости начинать обучения с нейлоновых струн, им вполне могут подойти и металлические. Их жесткость при грамотном обучении проблемой не является.

Невозможно научиться игре на гитаре с плохим слухом. "Плохой" слух - понятие относительное. Слух есть у всех людей, просто он по-разному развит. Для игры на гитаре, да и вообще на музыкальном инструменте, особенные природные дарования не нужны. Хороший слух нужен, если человек планирует играть в музыкальной группе, воспроизводить по слуху мелодию, заниматься импровизацией. Такие таланты полезны, но вовсе не обязательны. Гитара - не скрипка, для которой слух все же нужен.

Без особых способностей на гитаре играть не получится. Играть на гитаре на среднем уровне может любой, тут не нужны особенные способности к обучению или таланты. Они потребуются уже для профессиональной музыкальной карьеры. Способности повлияют на сам процесс обучения, улучшив его, но это не решающий фактор. Даже медведей удалось научиться кататься на велосипеде. Важен ум и скорость усвоения материала, главное - стремление к результату.

Под гитару обязательно петь. Гитара сегодня получила два варианта своего проявления: бардовский и музыкальный. Давно люди уже научились петь под гитару, это оказалось лучше, чем просто декламировать стихи. Со временем слова стали накладывать на музыку, среди пригодных для исполнения песен инструментов оказалась гитара. Так появились барды - поэты, которые передают стихи с помощью песен. Постепенно гитара становилась все более популярна, как инструмент для аккомпанирования. В качестве же самостоятельного инструмента она сегодня, к сожалению, не особенно популярна. До начала XIX века на ней исполняли самостоятельные музыкальные композиции разве что в Испании и Латинской Америке. Но даже там гитара считалась скорее увеселительным инструментом, нежели серьезным для исполнения классики. Но благодаря таким исполнителям, как Андрес Сеговия, гитара все же смогла заявить о себе. Инструмент этот специфический, на котором можно исполнять и романсы, и классику. А миф о том, что под гитару надо обязательно петь возник из классического образа гитары, инструмента аккомпаниатора. Да и сегодня на эстраде мало кто из музыкантов или групп обходится без гитары, так и сформировался этот миф. Но на инструменте этом можно исполнять произведения любых жанров, не обязательно при этом петь.

Начинать обучение лучше с дешевой гитары. Многие люди решают сэкономить на своем первом инструменте, но это ошибочный подход. Кажется логичным сперва приобрести дешевую гитару, а затем, если понадобится, уже и подороже. Вот только недорогие инструменты создаются из некачественных простых материалов, что приводит к отвратительному звучанию. Есть у гитары еще и такое понятие, как удобство игры. Оно определяется высотой струн над ладами, исправностью грифа, деки. Если начать играть на неудобном инструменте с плохим звучанием - все желание обучаться дальше пропадет. Если же гитара будет изначально качественной, удобной, с хорошим звуком, то она сама пойдет в руки. При желании действительно чему-то научиться лучше не экономить и сразу же взять себе хороший инструмент. Естественно, дорогущие модели приобретать не стоит, вполне подойдет и проверенный средний вариант. Это сделает обучение приятным. Тем, кто еще не вполне разбирается в игре на гитаре, лучше позвать на помощь кого-то знающего. Это должен быть действительно профессионал, а не освоивший три блатных аккорда сосед. В больших городах нетрудно найти специалиста, который посоветует, какой вариант стоит выбрать. Стоит потратиться на то, чтобы играть на настоящей гитаре, а не на дешевой поделке.

Электрогитара лучше классической или акустики. В этом утверждении скрывается сразу два мифа. Под акустикой может иметься в виду акустическая гитара с металлическими струнами для исполнения песен или же гитара, неспособная выдавать характерный электрический звук, быть подключенной к колонкам. Но под второе описание подпадает и классическая гитара, и первая, с металлическими струнами. Владеющий электрогитарой обладает определенным мастерством, он явно будет играть лучше знатока всего трех аккордов. Но и у исполнителей бардовской песни есть свои сложности. Авторская вокальная песня вовсе не так проста. На акустике можно играть такой блюз, который электрогитаре и не снилось. Электрогитара и обычная гитара - абсолютно разные инструменты, которые не стоит и сравнивать. У них не совпадают способы извлечения звука, да и предназначение. Как же можно их тогда сравнивать?

Учиться игре на гитаре лучше у титулованного исполнителя. Не стоит гоняться за лауреатскими званиями у учителя. Школы часто вообще отказывают им в месте. Никто не ставит под сомнения знания и навыки этих людей, но ведь это далеко не главное. Преподаватель должен не просто много знать, но и уметь доходчиво объяснить это своему подопечному. Процесс учебы же не должен становиться монотонным и тяжелым, тут должна сложиться дружелюбная атмосфера. Сам же учитель при этом становится не строгим наставником, а старшим товарищем, вдохновленным общей целью. Именно поэтому зачастую на роль преподавателя берут молодежь, которая способна адаптироваться к требуемому стилю общения с учениками.

Учиться игре на гитаре лучше в раннем возрасте. Взрослые ученики наглядно доказывают ложность такого утверждения. Начать учиться играть на гитаре можно в любом возрасте, надо просто запастись уверенностью. Людей на занятиях объединяет не жизненный опыт, а любовь к музыке. Многие только после 30 лет осознают, что неплохо было бы познакомиться с гитарой, но среди учеников есть и 50-ти, и 60-ти летние! Почему бы не отбросить стеснения и не сходить на вводный урок?

Перед началом обучения игры на гитаре надо освоить нотную грамоту. Почему-то многие не понимают, что музыка существовала в жизни людей задолго до того, как были придуманы ноты. Их люди создали, чтобы делиться своими произведениями и передавать друг другу. Но чтение нот вовсе не единственный способ создавать музыку. Большинство блюз и рок-гитаристов вообще не пользуются традиционными средствами, но это не делает их музыку хуже. Главное - чувствовать ее на слух, тогда можно будет и без нот подбирать понравившуюся мелодию.

Дети учатся быстрее, чем взрослые. Этот миф может быть справедлив в других областях, но не в музыке. Все зависит от степени мотивации и от уделяемого времени. Обычно у детей его больше, ведь у взрослых есть работа, семья, увлечения. Подростки и взрослые все же на практике обучаются быстрее, если они достаточно мотивированы и организованы.

Для игры на гитаре требуются длинные худые пальцы. Большинство знаменитых профессиональных гитаристов длинными тонкими пальцами вовсе не обладают. Это вовсе не так важно, главное, чтобы их было пять. Некоторые люди идут играть на гитаре даже с травмами и после переломов. Настоящий учитель поможет развить требуемую технику игры вне зависимости от типов пальцев.

Обучение гитаре убьет собственный уникальный музыкальный стиль. У любого человека уже имеется свой собственный стиль, который так просто не сменить. И это происходит вне зависимости от уровня владения гитарой. Тон голоса в разговоре, любимые слова и выражения - наша собственная музыка, зависящая только от нас самих и делающая нас уникальными. Аналогично и с игрой на гитаре. Можно попробовать играть любимую мелодию нота за нотой, но звук будет зависеть от того, как мы воспринимаем его. Разные люди по-своему обращают внимание на вещи, точно так же происходит и с музыкой. Даже если попытаться подражать на гитаре какому-то стилю или любимой песне, нет никаких шансов точно воспроизвести это. Даже продвинутые мастера не могут добиться такого. Поэтому даже если кого-то и обучить играть на гитаре, сохранится свой собственный стиль. Большинство успешных исполнителей считает, что необходимо встречаться с максимальным числом людей, ведь это даст дополнительные идеи и позволит расти и развиваться.

Лучше играть пальцами и не использовать медиатор. Данный вопрос имеет отношение к чистой психологии. Понятно, что пальцы являются понятной и родной частью тела, в отличие от постороннего предмета. С другой стороны, медиатор помогает добиться четкого и яркого звучания. Лучше всего с ним все же подружиться и активно им пользоваться.

Можно играть и на расстроенной гитаре. Такую ошибку часто допускают начинающие гитаристы. Они то ли забывают настроить свой инструмент, то ли ленятся делать это. Но расстроенная гитара серьезно влияет на обучение. Она ухудшает слух и портит впечатление об игре. Так что перед игрой стоит проверить свою гитару.

Пение должно быть тише, чем звуки гитары. Те, кто уже научился и петь, и играть одновременно, допускают ошибку. Они стараются, чтобы гитара звучала громче, чем голос. Но так делать не стоит - это выглядит нелепо. В данном случае гитара аккомпанирует исполнителю, а не он ей.

Перед игрой можно не разминаться. Мало кто из новичков знает, что перед игрой на гитаре руки надо разминать, это кажется необязательным. Но тут кроется серьезная ошибка. Гитара вполне способна причинить резкую боль пальцам, чего можно избежать простой разминкой.

На звук гитары дерево не влияет - все зависит от струн. Такой миф распространяют теоретики, которые неспособны услышать нюансы звука. Но так получается, что гитара из картона будет звучать точно так же, как элитный инструмент Paul Reed Smith, если и там, и там окажутся одинаковые датчики и струны. Вот только колебания от струн идут как раз на корпус гитары, на то самое дерево. И это легко можно почувствовать, если взять какую-нибудь ноту, а потом прикоснуться к деке и почувствовать дрожание грифа. Колебания пойдут по всему инструменту. Так что на характеристики звука, проводимого декой, будут влиять многочисленные факторы: тип древесины, форма корпуса и даже лак. У каждой деки будет своя АЧХ звука. Один инструмент сможет проводить низкие частоты, но срежет низы, другой - наоборот. Логично, что и звукосниматели не только снимают колебания струн. Они колеблются и сами, влияя на сигнал. На звук в итоге оказывают влияние и корпус, и гриф, и его крепление. Любая часть гитары участвует в колебании всей системы.

Новые гитары хуже старых. Есть распространенное мнение, что вот раньше все предметы делалось лучше и качественнее, в том числе и гитары. Кажется, что в былые годы для изготовления инструмента шло особенное дерево, со временем оно смогло подсохнуть, разыграться и улучшить свои качества. Какая-то часть истины в этом есть. С годами инструменты действительно начинают звучать иначе. Интересно, что это касается временных отрезков, причем не только в годы, но даже и в месяцы. Можно поиграть несколько месяцев на гитаре, и она раскрывается, звучит максимально возможно для своей конструкции. При этом инструмент должен быть сделан из хорошего дерева, быть высокого качества. Если изначально гитара является дешевкой, то через десятки лет она свое качество не улучшит. Кажется невероятным для некоторых, что и в 60-е, и в 70-е выпускали некачественные инструменты. Некоторые из них неприятно поражают. А среди новых гитар попадаются такие, которые на голову превосходят заслуженных "ветеранов". Но и цена на такие изделия как раз и сопоставима со стоимостью раритетов.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.