Гофман Эрнст Теодор Амадей.

Гофман Эрнст Теодор Амадей

Гофман Эрнст Теодор Амадей (E.T.A. Hoffman, 1776 - 1822 гг.) - известный немецкий писатель-романтик, композитор. Родился в Кёнигсберге (ныне Калининград) 24 января 1776 года в семье выходца из польского дворянского рода и дочери королевского адвоката. Его перу принадлежит всем известный "Щелкунчик", новеллы "Крошка Цахес", "Золотой горшок", "Дон Жуан", "Песочный человек", роман "Эликсиры сатаны", незаконченный роман "Житейские воззрения кота Мурра", опера "Ундина" и многие другие, как литературные, так и музыкальные произведения.

Гофман рос почти сиротой. Спустя три года после его рождения, родители развелись, и, несмотря на то, что маленький Гофман остался с матерью, вечно больная женщина практически не принимала участия в воспитании сына. Этим занялся дядя Гофмана - бессемейный юрист Отто Дерфер, который посчитал своим гражданским долгом привить ребёнку азы благочестия и строгой морали. И опять неудача. Слишком уж разнились племянник и дядя - весёлый фантазёр Гофман и туповатый педант Дерфер. Между родственниками, прожившими бок о бок 18 лет, сложились напряжённые отношения, что, впрочем, не помешало дяде Отто приобщить Эрнста Теодора к музыке.

Гофман получил юридическое образование. После окончания школы под влиянием семейных уговоров и примера лучшего друга, Гофман начал изучать право в кёнигсбергском университете Альбертины. Во время учёбы Гофман был слушателем лекций Иммануила Канта, которые частенько прогуливал, а в свободное от учёбы время подражал манерам знаменитого философа. После окончания университета Гофман работает судебным следователем при кёнигсбергском окружном управлении, а впоследствие референдарием в Берлинском апелляционном суде и после сдачи Третьего Юридического Государственного экзамена - асессором при верховном суде польской Познани.

Ежедневные попойки были для Гофмана привычным делом. После переезда из столичного Берлина в тихую Познань, Гофман, как никогда остро ощутивший разрыв между романтической мечтой и реальной действительностью, с радостью окунулся в каждодневную выпивку, сопровождавшую его, как интересного, талантливого человека и остроумного собеседника, в обществе. В дальнейшем любовь к спиртному также не покидает Гофмана. Особенно много он пьёт в Бамберге, сгорая от раздирающих его сердце страстей.

Гофмана по жизни преследовали неудачи. Что ж, отчасти это верно. Начиная с самого детства, проведённого без родительской любви и опеки, жизнь Гофмана мало чем напоминала стабильное бюргерское существование. Юность, посвящённая скучному праву и любви к замужней женщине, матери 5-ти детей, депрессивные настроения из-за осознания того, насколько окружающая реальность далека от того романтического идеала, которого требует душа художника, уход в бутылку и едкую сатиру по отношению к знати, приведший к фактической "ссылке" неугодного чиновника в глубоко провинциальный Плоцк - всё это сложно расценивать, как спокойное существование, которое, кстати говоря, не всегда бывало и сытым. После занятия Варшавы французами Гофману приходится совсем несладко - он лишается квартиры, а потом и дочери, погибающей во время поездки к родным жены. Супруга Гофмана, получившая тяжёлое ранение головы, страдает, как морально, так и физически, а сам писатель к началу 1807 года заболевает нервной горячкой. Спустя несколько лет Гофмана постигает новое несчастье - ненаходящая выхода любовь к юной девушке. И после - снова безденежье, и творчество, мрачное и возвышенное, творчество под стать жизни самого творца.

Гофман принято считать основоположником музыкальной критики в Германии. Начав в 1803 году свою литературную деятельность Гофман печатается не только как мастер слова, но и как успешный музыкальный критик. После переезда весной 1804-го в Варшаву в качестве государственного советника прусского верховного суда, Гофман начинает активно заниматься музыкой и даже меняет одно из своих имён (Вильгельм) на имя своего любимого композитора Моцарта и становится Амадеем. В Варшаве он организовывает оркестр и сам же руководит им при исполнении своих музыкальных композиций. В бамбергский период Гофман публикует критические статьи о творчестве Бетховена, Огиньского и ряда других композиторов, в количестве 25.

Гофман был не только талантливым писателем, но и неплохим музыкантом. В 12 лет он уже владел органом, скрипкой, арфой и гитарой. Оказавшись после череды семейных несчастий в Бамберге, Гофман посвящает всю свою жизнь музыке. Он не только занимается местным театром, но и пишет собственные музыкальные произведения. В эти годы Гофман создаёт зингшпиль "Привидение", оперы "Русалка", "Аврора", "Ундина" и многие другие.

В жизни Гофмана была трагическая любовь. Ею стала юная ученица маэстро - прекрасная и талантливая, по мнению Гофмана, Юлия Марк. Писателю на тот момент уже 30-ть, он не сильно преуспел ни в юридической, ни в творческой карьере, беден, женат, слаб здоровьем, имеет пристрастие к алкоголю и внешне выглядит совершенно непривлекательно. Что может связывать его с юной девушкой, за спиной которой хорошее положение в обществе, молодость, свобода и неплохое наследство?.. Только музыка. Но даже она не даёт Гофману забыться. Он сходит с ума от любви, он заводит интрижки, чтобы забыть Юлию, и снова бежит к ней, сгорая от страсти, пока, наконец, не понимает, как опошляет его чувства помолвка прекрасной возлюбленной с обычным немецким торгашом, лишённым даже банальных манер поведения в обществе.

Творчество Гофмана автобиографично. Особенно это заметно в литературных произведениях, созданных писателем после встречи с Юлией Марк. Показателен в этом плане последний роман Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра", в котором большинство героев (включая главных) имеют реальных прототипов из бамбергского периода жизни немецкого романтика. Даже кот Мурр - и тот был списан с домашнего любимца Гофмана, умершего незадолго перед смертью самого писателя.

Творчество Гофмана было очень популярно в России. Произведения Э.Т.А. Гофмана впервые переведённые на русский язык в год смерти писателя, всегда были читаемыми в России. Они оказали влияние на творчество многих российских писателей, прежде всего романтиков 30-х годов XIX века - Ан. Погорельского, В.Ф. Одоевского, Н.А. Полевого, Н.А. Мельгунова, Н.В. Кукольника, В.Н. Олина и других. Гофмана в позапрошлом веке, казалось, читали все - Жуковский и Пушкин, Гоголь и Достоевский, Лермонтов и Аксаков, А.К.Толстой и Тургенев. Романтиков в творчестве Гофмана привлекали романтические образы и идеи, таинственность и сверхъестественность, неподражаемая ирония и мечта о неизбывном, реалистов же - обстоятельные описания немецких будней, обыденной жизни провинциальных людей, реалистические подробности описываемой действительности.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.