Формула-1.

Формула-1 (англ. Formula One) или "Королевская формула" - ежегодный чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами. Этот вид автогонок чрезвычайно популярен и по праву считается наиболее высокотехнологичным и дорогим в мире.

Первый регламент проведения Чемпионата Мира был сформулирован организациями, участвовавшими в чемпионате Европы автогонок Гран-при (20-30 гг. прошлого века). Однако запланированное на 1941 год введение нового регламента из-за Второй мировой войны было отложено. Лишь в 1946 году Международная автомобильная федерация (ФИА) окончательно сформулировала правила "Формулы-1", вступившие в действие в 1947 году. В 1948 году к "Формуле-1"был добавлен класс "Формула-2", в 1950 - "Формула-3". Первоначально предполагалось, что для мирового первенства предназначен класс "Формула-1", первенства континентов - "Формула-2", для национальных чемпионатов - "Формула-3".

Первый Чемпионат мира "Формулы-1" проходил в Англии, на автодроме Сильверстоун в 1950 году. До 1958 года очки начислялись только пилотам, после - и конструкторам болидов. Чемпионат Мира "Формулы-1" состоит из отдельных этапов (Гран-при), которые проводятся в марте-октябре с пятницы по воскресенье и состоят из свободных заездов, квалификации и гонки, причем соревнуются как отдельно взятые пилоты, так и команды. Сезон может состоять из различного количества Гран-при (от семи (1950 год) до девятнадцати (2005 год)). Победитель чемпионата выявляется в конце года, пилотам присуждается титул Чемпиона Мира, команде - Кубок конструкторов. Кроме того, существуют неофициальные призы (так называемые "Bernie's" (в честь Берни Экклстоуна, английского бизнесмена, по сути являющегося руководителем Формулы-1)) в таких номинациях: "Лучший новичок", "Лучший гонщик", "Лучшая трасса", "Выбор гонщиков" (победителей выбирают сами пилоты).

"Формула-1" - обычное спортивное соревнование, интересное зрелище, не более того. Безусловно, данный вид гонок - очень захватывающее зрелище, однако не следует забывать и о вкладе команд в развитие болидов и автомобилей в целом. Оригинальные идеи конструкторов гоночных автомобилей (например, антипробуксовочная система) способствуют развитию машиностроения, однако следует отметить, что в последние годы роль "Формулы-1", как инициатора прогрессивных нововведений в автомобильную промышленность, несколько снизилась. Дело в том, что для внедрения некоторых технических решений придется внести немало изменений в конструкции и методах создания серийных машин, кроме того, организаторы серии стремятся снизить расходы команд, что является порой серьезным препятствием для внедрения той или иной инженерной идеи.

Гран-при "Формулы-1" продолжается три дня. Как правило, это действительно так, однако есть исключение. Гран-при Монако длится не три, а четыре дня. Свободные заезды проводятся в четверг, а в пятницу команды проводят вечеринки и экскурсии.

Болиды, используемые в гонках, команде предоставляет спонсор.На самом деле команда может использовать только мотор и шины партнера-производителя, а вот проектировать и конструировать болид участники "Формулы-1" должны самостоятельно. При этом следует учитывать, что машина должна соответствовать техническому регламенту и пройти тест на ударопрочность - за этим следят стюарды Международной федерации автоспорта.

От команды в каждом Гран-при выступает один гонщик. Нет, согласно правилам, от каждой команды выступает два гонщика, причем раскраска машин должна совпадать. Если же команда выставляет только один болид или же совсем не выходит на старт, она карается штрафом.

Болиды столь быстры, что вполне способны ездить даже по потолку. Это не совсем так. Действительно, скорость автомобиля, используемого в гонках "Формулы-1", превышает 300 км/ч, следовательно, болид способен сгенерировать прижимную силу, превышающую его вес, т.е. потенциально может прокатиться по потолку. Однако следует учесть, что топливный бак и двигатель сконструированы с учетом действия силы тяготения, потому в перевернутом положении работать они не смогут.

Самую большую скорость гоночные автомобили развивают на "Формуле-1". Скорость немодифицированных болидов на овале трасс "Формулы-1", скорее всего, несколько ниже той, которую способны развить автомобили, участвующие в " Indy Car" (IndyCar Series - американская гоночная серия машин с открытыми колесами, в честь которой были названы гонки) или NASCAR (Национальная Ассоциация гонок серийных автомобилей (National Association of Stock Car Auto Racing)). Однако динамика разгона (2 g), торможения (4-5 g) и прохождения поворотов (более 4 g) у машин "Формулы-1" действительно лучшие в мире.

Болиды для "Формулы-1" создаются из тех же материалов, которые применяются в производстве автомобилей. Это не совсем так. Безусловно, чаще всего для создания гоночной машины команда обходится обычными сплавами, однако, если того требует безопасность гонщика или же какие-либо другие цели - применяются передовые композитные технологии, используемые в аэрокосмической промышленности.

Изменение технического регламента и сокращение тестов могут существенно снизить расходы команд. Не всегда. Ведь если в результате изменений технического регламента тот или иной материал или состав запрещают использовать - команде приходится тратить немало времени, сил и средств, чтобы найти замену. Большие команды адаптируются к такому положению вещей довольно быстро, а вот маленькие команды предпочли бы стабильность. Запрет тестов - тоже не выход. Ведь для того, чтобы обеспечить максимальную безопасность пилота и предугадать поведения автомобиля в той или иной ситуации тесты придется заменять компьютерным моделированием, на что опять же придется истратить немало средств.

Для достижения успеха команде-новичку лучше всего скопировать конструкцию автомобиля команды-лидера. Нет, лучше конструировать болид самостоятельно. Во-первых, некоторые части машины, скрытые корпусом, для внешнего наблюдателя просто незаметны. Во-вторых, даже очень заметные детали наилучшим образом работают только в комплексе с остальными, отдельно взятые они теряют свою значимость и функциональность. И, наконец, со стороны довольно сложно определить все особенности строения использованных материалов, инженерных решений и т.д.

Порой команды тратят миллионы ради того, чтобы скорость болида увеличилась на одну десятую секунды. Это не так. Команды вовсе не имеют привычки выбрасывать огромные деньги на ветер ради небольшого увеличения скорости. Конструкторы болидов не будут заниматься тем или иным проектом, если, по их расчетам, он не даст соответствующего результата и не окупится выигрышем.

Главное для конструктора болидов - правильно выбрать количество килей. На самом деле выбор между одним или двумя килями - не такой уж важный вопрос. Безусловно, внешне автомобили с разным количеством килей сильно отличаются друг от друга, но ни аэродинамику, ни на характеристики болида это не оказывает большого влияния.

Лучше всего использовать в конструкции болида кевларовое волокно - и прочность, и безопасность машины многократно возрастет. Кевлар используют для создания пуленепробиваемых жилетов, однако для использования в гоночном автомобиле этот материал не всегда удобен. Ведь под действием ультрафиолета волокна кевлара становятся хрупкими, ломаются, образуя острые осколки, составляющие потенциальную опасность для гонщика. Потому данный вид волокон хоть и применяется, но не так уж часто.

Подвеска из карбона слишком легко ломается, особенно если гонка идет "колесо в колесо". В ходе гонок машины иногда сталкиваются колесами. При этом удара такой силы, от которого ломается карбоновая подвеска, стальная подвеска также не сможет выдержать.

Угол развала цилиндров должен быть как можно шире, ведь в этом случае центр тяжести опускается, обеспечивая максимальную устойчивость и маневренность болида. Это не совсем так. Ведь самая тяжелая часть двигателя - коленчатый вал, который приходится поднимать при увеличении угла развала цилиндров. Следовательно, центр тяжести двигателя располагается выше. Да и работать с таким мотором несколько сложнее. Потому конструкторы считают оптимальным угол развала цилиндров 90?

Главное для автомобиля в "Формуле-1" - аэродинамика. Нет, результат зависит в основном от правильного подбора шин и качества их сцепления с трассой. Хотя аэродинамика так же важна, поскольку обеспечивает прижимную силу через шины.

Крылья - источник прижимной силы. Это не совсем так - наибольшее количество прижимной силы (более трети) производит днище машины. Остальные две трети дают переднее, заднее крыло и диффузор (в зоне которого прижимная сила правилами не регламентируется).

Если прижимную силу уменьшить на треть - возможность для обгонов резко увеличится. К сожалению, уменьшение прижимной силы на тридцать-сорок процентов со стороны будет мало заметно и не особо действенно. Чтобы изменения были действительно существенными, прижимную силу следует уменьшать процентов на девяносто, однако в этом случае пилотам придется снижать скорость болидов, чтобы не потерять управление.

Использовать граунд-эффект в болидах "Формулы-1" запрещено. Это не так - эффект, возникающий от близости днища болида к трассе, используется. Достигается он посредством использования торцевых пластин, снижающих турбулентность по краям крыльев, в результате чего воздушный поток прижимает машину к дороге. Единственное, что запрещено - скользящие "юбки", способствовавшие возникновению эффекта "приклеивания" машины к трассе.

Чем меньше клиренс, тем лучше работа аэрдинамики. Ошибочное мнение. Для того, чтобы создавалось низкое давление и, как следствие - прижимная сила, под машиной должно быть определенное пространство, отнюдь не минимальное.

Все элементы аэродинамики создают прижимную силу. Это не так - ведь части аэродинамики составляют единое целое, причем каждая выполняет определенные функции, будучи установленной на машину. Потому некоторые поверхности призваны создавать подъемную силу - именно они наиболее эффективно направляют воздушный поток к задней части машины, создавая необходимую устойчивость.

Переключение передач осуществляется гонщиками вручную.На самом деле автоматические коробки передач на "Формуле-1" запрещены - пилоты используют "полуавтомат". Гонщик посредством рычага указывает, какую передачу выбрать. Электронный блок управления машиной и гидравлика подчиняются его приказу, но команда, которая может повредить трансмиссию, будет отменена.

В машинах "Формулы-1" сохранился старт-контроль - пилоты просто убрали с руля кнопку его включения, оставив неприкосновенными систему управления стартом. Ошибочное мнение. После того, как FIA запретила старт-контроль, гонщик все делает вручную, осуществляя управление через гидравлику и электронику.

В гонках "Формулы-1" участвуют исключительно мужчины. Это не совсем так - женщины выступали в Чемпионате Мира по данному виду спорта. За всю историю "Формулы-1" женщн-пилотов было всего пять, и лишь одна из них - Лелла Ломбарди, смогла набрать очки (0,5 очка за 6-е место на Гран-при Испании в 1975 году).

Участники "Формулы-1" суеверны. Действительно, пилоты стараются избегать "несчастливых" номеров. Именно поэтому номера болидов до 1970 года были только четными (поскольку в Европе чаще всего приносящими несчастье считаются именно нечетные числа, например, у итальянцев - число 17). Болид под номером 13 за всю историю "Формулы-1" использовали всего пять гонщиков (Дивина Галица, Моисес Солана, Клив Транделл, Карел Годен де Бофор, Моритц фон Страчвитс), причем двое из них - только на тренировочных заездах. В наши дни гоночным автомобилям не присваивают тринадцатый номер - сразу за двенадцатым следует четырнадцатый.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.