Эзотерика.

Эзотерика (от греч. esoterikos - "внутренний") или эзотеризм - совокупность тайных знаний о мистической сути различных объектов (человека, общества в целом, планеты, Мироздания и т.д.), доступных лишь посвященным, т.е. узкому кругу людей, способных воспринимать и хранить упомянутые знания. Особое внимание эзотерики уделяют изучению взаимосвязи процессов, происходящих в глубине души человека, с пертурбациями, вершащимися во Вселенной.

Эзотеризм, зародившийся в глубокой древности, является не единой традицией, а совокупностью отдельных групп, движений, школ духовного развития, предоставляющих адептам набор различных методов самосовершенствования (порой ни в чем не схожих, а то и кажущихся несведущему наблюдателю диаметрально противоположными). Однако, несмотря на упомянутое разнообразие методик, цель у всех этих разрозненных групп и течений одна - осознанная трансформация личности, в результате чего появляется возможность расширить сущностное мировосприятие индивидуума.

Эзотерика и экзотерика - синонимы. Совершенно ошибочное мнение. Термином экзотерика (от греч. exoterikos — "внешний") — обычно обозначают общедоступное учение (философское или религиозное), предназначенное для широкого круга слушателей (читателей), в то время как эзотерические тексты предназначались лишь для посвященных.

Разделение на эзотерические и экзотерические знания характерны для новоевропейской философии. Да, это так. В Европе термин "эзотерика" первым начал употреблять историк Жак Мате (Франция), в 1828 году выпустивший в свет "Критическую историю мистицизма". Позднее многие европейские философы и оккультисты (Д. Толанд, А. Безант, Е.П. Блаватская, Дион Форчун и т.д.) использовали вышеупомянутые термины. Однако противопоставление эзотерики и экзотерики (эксотерики) встречается и у древних греков (например в произведении "Аукцион жизни" ("Vitаrum auctio") греческого сатирика Лукиана из Самосаты, жившего во II столетии н.э.).

Учение Аристотеля делилось на экзотерическую (открытую) и эзотерическую (закрытую, доступ к которой имели только некоторые ученики) части. Аристотель действительно употреблял термин "eksoterikos" (экзотерика), однако противопоставлял ему не эзотерику, а "akroamatikos" (в переводе с греческого - "устные наставления").

Эзотерические знания в древние времена именовались "герметичными", поскольку ревностно охранялись адептами, и были недоступны обычным людям. Это не совсем так. Наши предки называли тайные знания "герметическими" (а не "герметичными"), поскольку трактаты, содержавшие в себе упомянутые знания, именовались "Герметическим корпусом" (от лат. "Corpus Hermeticum"). Автором упомянутой совокупности трактатов (согласно одним источникам их насчитывалось 18, в других упоминается 40 произведений) считается Гермес Трисмегист (Трижды величайший) - божество, являвшееся покровителем наук и магии, и соединявшее черты Тота (бога мудрости и знаний, почитаемого в Древнем Египте) и Гермеса (покровителя путников, торговцев, магов и астрологов в Древней Греции).

Церковные деятели изучением эзотерики не занимались. Ошибочное мнение. Например, известный немецкий историк-протестант в своих работах "История и описание теософии" (1702 г.) и "Беспристрастная история церкви и еретиков" (1729 г.) довольно подробно характеризует теософию и еретические течения христианства, при этом описывая систему знаний, которая современными исследователями классифицируется как эзотеризм.

Изучением эзотерики на Западе занимаются с середины 60-х гг. прошлого века. Считается, что начало академическому изучению эзотерики было положено исследованием историка культуры Ренессанса Фрэнсис Йейтс (Англия). Ее произведение "Джордано Бруно и герметические традиции" было издано в 1964 году. Однако следует учесть, что и до того западные ученые уделяли внимание изучению эзотеризма. Их труды были опубликованы гораздо раньше. Например, "История новейшего оккультизма" Карла Кизеветтера увидела свет в 1891 году, а труд Огюста Виата - в 1928 году.

В университетах изучению эзотерики внимания не уделяют. До 60-х годов прошлого века изучению эзотеризма в вузах действительно уделялось мало внимания. Лишь в 1965 году Анри Корбен (исламовед, исследователь гностицизма шиитов и мистики суфиев) предложил создать в Сорбонне (Франция) кафедру "Истории христианской эзотерики". С 1979 года (именно в это время на кафедру пришел Антуан Февр, эзотерик и традиционалист) она была переименована в кафедру "Histoire des courants ésotériques et mystiques de l’Europe moderne et contemporaine" ("Истории эзотерических и мистических учений в Европе эпохи Нового времени и современности").

Через 20 лет в Амстердамском университете (Нидерланды) была создана кафедра "History of Hermetic Philosophy and Related Currents" ("Истории герметической философии и связанных с ней течений"). Появляются также академические сообщества, занимающиеся изучением эзотерических знаний, например, "European Society for the Study of Western Esotericism" ("Европейское общество изучения западной эзотерики"), основанное в 2005 году, "The Association for the Study of Esotericism", сокращенно ASE ("Ассоциация исследователей эзотерики") США, "Ассоциация исследователей эзотеризма и мистицизма" (АИЭМ), объединяющая исследователей Украины и России с 2009 года и т.д. Также следует упомянуть, что существует немало публикаций и периодических изданий (например, "Aries" - научный журнал, выпускаемый в США), посвященных эзотерике. Во многих странах мира проводятся международные научные конференции и т.д.

Между представителями различных эзотерических школ идет постоянное противоборство. Действительно, противостояние между различными обществами, именующими себя "эзотерическими", имеет место. Причина такого положения вещей в том, что, во-первых, многие люди, причисляющие себя к эзотерикам и образующие общества, на самом деле к истинно эзотерическим знаниям доступа не имеют, и изучают лишь общедоступные литературные произведения, в которых упомянутые знания либо рассматриваются поверхностно, либо сильно искажены. Во-вторых, в книгах знания (даже истинные) излагаются лишь частично, более глубокое постижение возможно лишь под руководством опытного учителя, посвященного в ту или иную традицию и владеющего искусством передачи информации "от сердца к сердцу". В противном случае возможны недопонимания и искажения информации, впоследствии выливающиеся в непримиримое противоборство с представителями других эзотерических обществ. Следует помнить, что люди, познающие тайны Вселенной не по книгам, а под руководством опытных учителей, никогда не будут негативно относиться к другой эзотерической школе, так как знают, что мистический опыт, даже полученный разными путями, в сущности, един. Ведь фундаментальное строение Вселенной и человека неизменно, а значит, и спорить не о чем.

Эзотеризм противостоит религиозным учениям, в частности христианству. Да, в некоторых вопросах религиозное и эзотерическое мировоззрение расходятся. Однако немалая часть эзотерических философских воззрений почерпнута из тех же источников, которые служили основой раннего христианства. Кроме того, следует упомянуть, что в рамках многих мистических традиций и религиозных течений (в основном восточных) сохранились эзотерические практики, доступные ограниченному кругу адептов и чаще всего носящие прикладной характер. Примером такого рода практик служит, например, суфизм (от араб. суф - "шерсть") или тасаввуф, представляющий собой мистическое течение в исламской религиозной традиции, нейдань (в переводе с китайского - "внутренний эликсир") или внутренняя алхимия в даосизме, йога в индуизме, дзогчен (в переводе с тибетского - "Великая Завершенность") или дзен (от санскр. дхьяна - "созерцание, медитация") в буддизме, каббала (в переводе с санскр. "предание, получение, принятие") в иудаизме и т.д.

Информацию, изложенную в эзотерических трудах, можно освоить самостоятельно, и в очень короткий срок. Совершенно ошибочное мнение. Во-первых, эзотерика - сложная и многогранная система знаний о фундаментальных принципах бытия, строения Вселенной и человека, потому не стоит надеяться осилить любой, даже не самый объемный, труд на эту тему с первого прочтения. Действительно глубокое постижение упомянутой науки занимает даже не месяцы - годы, и то при условии, что человек обладает способностью к усвоению знаний такого рода. Во-вторых, в книгах чаще всего излагается лишь часть информации, в некоторых случаях - в иносказательной форме. Потому для постижения некоторых аспектов знаний, упомянутых в тех или иных трактатах, нужен собственный медитативный опыт. Обучение такого рода результативно лишь в том случае, если проходит под руководством опытного наставника, получившего посвящение в эзотерическую традицию и обладающего способностями, позволяющими отслеживать правильность работы ученика, постигающего эзотерические знания.

Человек, начавший постигать эзотерику, сразу же избавляется от любых негативных качеств характера. Ошибочное мнение. Во-первых, для того, чтобы избавиться от определенных негативных качеств характера следует признать их наличие в себе, а многие люди попросту не замечают собственных недостатков. И без своевременных указаний опытного учителя (к которому они должны испытывать доверие) могут оставаться в неведении относительно тех или иных свойств их личности на протяжении многих лет. Во-вторых, для того, чтобы изменить себя (не с помощью сдерживания негативных эмоций силой воли, а посредством их переплавки в позитивные качества характера) требуется недюжинная усидчивость, сила воли и стремление к самосовершенствованию. Но даже при наличии всех упомянутых качеств изменения не будут мгновенными - потребуются годы упорной работы над собой.

Первым делом люди, занимающиеся эзотерикой, стремятся развить в себе некоторые особые способности (открыть "третий глаз", обучиться осознанным сновидениям и т.д.). Ведь появление упомянутых умений является неоспоримым показателем того, что человек успешно осваивает и применяет на практике полученные им знания. Это не совсем так. Во-первых, обретение особых способностей (именуемых "сиддхами", в переводе с санскритского - "совершенствами") не является самоцелью, а в некоторых случаях признается даже лишним и ненужным, поскольку человек, увлекшийся своими паранормальными способностями, может на многие годы забыть об истинной цели самосовершенствования. Во-вторых, упомянутые сиддхи появляются сами по себе в процессе освоения эзотерических практик, потому стремиться развивать ту или иную способность на начальных этапах постижения тайных знаний ни к чему. Кроме того, следует учесть, что некоторые способности (например, умение осознавать себя во сне или видеть ауру живых существ) могут быть врожденными, и в этом случае ни о каких успехах человека в освоении тайных знаний не свидетельствовать.

Эзотерика легко можно узнать в толпе по особому внешнему виду (светящиеся глаза, особая походка и т.д.). Не всегда. Люди, далеко продвинувшиеся по пути постижения тайных знаний, обретают полный контроль над собой, в частности могут корректировать внешние проявления и выглядеть так, как им удобно или необходимо в конкретной ситуации. Потому если адепт эзотерики пожелает затеряться в толпе обычных обывателей - ему это вполне удастся, и даже человек с хорошо развитыми экстрасенсорными способностями не сможет его обнаружить.

Эзотерики никогда не болеют. Да, если человек, начавший постигать эзотерические знания, изначально имел хорошее здоровье (как физическое, так и психическое), а также являлся счастливым обладателем покладистого характера, был способен прощать обиды и т.д. Если же имели место какие-либо заболевания или "перекосы" в восприятии действительности - на начальных этапах обучения человеку, скорее всего, придется пройти период очищения (когда болезни на непродолжительное время обостряются, а недостатки характера проявляются ярче, чем когда-либо). Если обучающийся наберется терпения, то впоследствии он будет вознагражден явным улучшением здоровья и укреплением иммунитета. Ведь чаще всего причинами болезни являются различные негативные качества характера, а также пережитые нервные потрясения, дестабилизирующие энергетическую составляющую человека (что впоследствии и приводит к снижению иммунитета и различным недомоганиям). Однако следует помнить, что период очищения может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, а в некоторых случаях, при переходе на более глубокий уровень постижения эзотерических знаний - повторяться.

Экзотерик не может быть эзотериком, а эзотерик вряд ли станет исполнять экзотерические обряды. Ошибочное мнение. Открытые и тайные канонические формы тесно взаимосвязаны, и вовсе не являются взаимоисключающими. Потому и эзотерики высокого уровня могут исполнять предписания и обряды определенной религии (лишь с более глубоким пониманием истинного значения тех или иных слов или действий), и экзотерики могут быть сведущими в эзотеризме.

Астрология и магия - составные части эзотерики. Не существует единого мнения по этому вопросу. Некоторые исследователи классифицируют как эзотерические направления теософию, астрологию, нумерологию, хиромантию, рейки, чиннелинг, фен-шуй, И-цзин, биоэнергетику, церемониальную магию и т.д. Другие разграничивают истинную (цель которой - развивать и совершенствовать положительные качества личности, гармонизируя взаимоотношения человека с обществом, самим собой и Вселенной в целом) и ложную (освоив методы которой человек может навредить другим людям и обществу в целом) эзотерику. К первому направлению относят некоторые философские течения (суфизм, йогу), приближенные к наукам области знаний (астрологию, хиромантию, графологию), религии (даосизм, буддизм), некоторые виды восточных единоборств (айкидо, каратэ и т.д.), белую магию. К сфере "ложной" эзотерики относят магию черную. Третьи же считают, что, во-первых, лишь небольшая часть оккультных и магических учений относятся к эзотерике. Во-вторых - некоторые области знаний являются не составляющими, а производными эзотеризма (например, астрология сформировалась на основе эзотерических практик древнего Вавилона).

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.