Ермак.

Ермак Тимофеевич (1532-1585) - знаменитый казачий атаман. Это один из исторических героев России, считающийся завоевателем Сибири. Сегодня память о Ермаке живет не только в исторической литературе, но и в многочисленных названиях городов, сел, улиц и площадей.

Вот только деятельность этого персонажа разворачивалась так давно, что с тех пор обросла многочисленными мифами и легендами. Молва о подвигах Ермака переходила из поколения в поколение, обрастая новыми подробностями.

Ермак покорил Сибирь. История гласит, что осенью 1582 года отряд казаков под командованием Ермака отправился в поход на Сибирское ханство. Путь шел через Уральские горы. 5 ноября было разбито войско хана Кучума, превосходившее в несколько раз казаков. Ермак вошел в столицу ханства, Кашлык (Искер). Это место располагалось в 17 километрах от современного Тобольска. И тут же казаки от имени своего царя обложили данью окрестные племена. Летом следующего года было отправлено в Москву посольство, которое доложило Ивану Грозному о том, что его люди во главе с атаманом Ермаком Тимофеевым взяли Сибирское царство и «многих иноязычных людей подвели под царскую власть». Но фактически называть поход 1582-1585 годов покорением Сибири нельзя. Казаки дальше Иртыша так и не смогли пройти, а вся военная кампания в общем осталась все же за Кучумом. Да и летом 1585 года ханские воины убили ночью Ермака, возвращавшегося со своим отрядом из очередной вылазки к границам неприятеля. После этого казаков осталось меньше сотни. Они решили, что в Сибири уже не смогут удержаться и ушли обратно, за Урал. А Кучум вернул себе и свою столицу, и утерянные ранее земли. Тем не менее его могущество было уже подорвано. Москва стала посылать в Сибирь отряды, которые постепенно сокрушили ханство. Уже через полстолетия после гибели Ермака первопроходец Иван Москвитин увидел воды Тихого океана.

Ермак являлся знатным выходцем из Ногайской орды. Оказывается, история о Ермаке - покорителе Сибири, была популярной не только на Руси. В тюркских легендах атаман происходил из Ногайской орды и даже обладал определенным статусом, пусть и не таким высоким, как у князя. Но любовный роман с княжной привел в бешенство ее брата. Тогда Ермаку пришлось спасаться бегством и уходить в Поволжье. Там он и стал казаком. Относительно недавно, в 1996 году, в журнале «Наука и религия» появилась фантастическая версия о том, что Ермака на самом деле звали Ер-Мар Темучин. И он был, как и сибирский хан Кучум, потомком Чингисхана. А в Сибирь Ермак отправился завоевывать положенный ему по праву рождения престол. Но эту версию ни один источник не подтверждает. В отечественных летописях вообще ничего не говорится о восточном происхождении Ермака. Зато указано несколько мест его вероятного рождения. Одни предания гласят, что атаман родился на берегах реки Чусовая, по другим - он был помором.

Ермак - настоящее имя атамана. Как неизвестно точно место рождения Ермака, так загадкой остается и его настоящее имя. Оно может быть разговорным вариантом русского Ермалая. Историк Гиляровский называл его Ермилом Тимофеевичем. Есть версия, что имя было производным от Германа или Еремея. В одной летописи христианское имя атамана указано, как Василий, а Ермак считается прозвищем. Иркутский историк Сутормин полагает, что атамана звали Василий Тимофеевич Аленин. Возможно, прозвище пошло от казацкого слова «армак», которое означает общий котел. Неизвестна и фамилия атамана. В те времена она вообще была не у многих. А величали атамана в то время или Ермаком Тимофеевым, или Ермолаем Тимофеевичем Токмаком. Версия о тюркском происхождении имени базируется на слове «ирмак», означающем «стремительно бьющий ключ», или татарском «ирмак» (рубить, рассекать).

Ермак со своим отрядом отправился на завоевание Сибири для царя. В одной исторической песне казаки даже прямо заявляют, что хотят покорить царство Сибирское для «царя белого». На самом деле все было далеко не так очевидно. Решение действовать от имени царя было принято после первых успехов казаков на их всеобщем собрании. Можно предположить, что изначально войско было нанято уральскими солепромышленниками Строгановыми, желавшими нанести ответный удар хану Кучуму. Уж больно он досаждал своими набегами на русские земли. Сам царь Иван Грозный изначально был даже против такой самодеятельности в вопросах внешней политики. Его наместник Василий Пелепелицын, заседавший в Чердыни, главной крепости Пермского края, написал даже донос на Строгановых. Промышленники не помогли обороне крепости от сибиряков, зато отправили экспедицию далеко за Урал. И жалоба оказалась действенной. В ноябре 1582 года царь приказал Строгановым вернуть Ермака с товарищами из похода, угрожая своей опалой. Правда, когда письмо только писалось, казаки уже были в завоеванной столице ханства.

Ермак был грабителем персидского посольства, а за Урал бежал из-за страха казни. Фольклор часто наделяет персонажей идеализированными чертами. Так и Ермак кажется своеобразным благородным разбойником, аналогом Робин Гуда. Государь прощает ему прежние грехи за отвагу и служение Отчизне. В летописях сохранилась история о том, как Ермак со своими товарищами ограбил персидских послов, плывших по Волге. Их казаки приняли за купцов. Но после пленения ошибка стала ясна. Послов отпустили, но царь все равно приказал поймать и казнить преступников. Тогда Ермак со своей дружиной и решил отправиться в Сибирь. В этой истории никакого благородства казаков не просматривается. Да и большой вопрос - была ли он вообще? Подобный скандальный случай действительно произошел, но случилось это уже на следующий год после смерти атамана. А его соратники, Никита Пан, Савва Болдыря и Иван Кольцо за год до начала похода отметились нападением на посольство Ногайской Орды. На тот момент Россия вела военную кампанию на западе и конфликт на востоке ей был не нужен. Иван Грозный вполне мог приказать схватить и наказать неразумных казаков, своими действиями подрывавшими внешнюю политику страны. Так что именно они и могли обрадоваться дальнему походу.

Военная хитрость Ермака помогла царю взять в 1552 году Казань. И снова миф берет начало в исторических песнях. Ермак просит царя дать ему возможность взять Казань, обещая сделать это за три часа. Но это поздние сказители приписали участие в знаменитой победе Ивана Грозного атамана Ермака. Говорили, что он посоветовал царю сделать подкоп под укрепления противника и взорвать стены. А сам Ермак с товарищами проник в город под видом наемников. В Казани казаки захватили пушки и открыли ворота русскому войску. Легенда звучит красиво, но ни в одном письменном источнике нет упоминания Ермака в качестве участника той кампании. А о его решающем вкладе говорить тем более не стоит.

С Ермаком в его поход на Сибирское ханство отправилось пять тысяч человек. Эта цифра появилась, благодаря тобольскому историку Семену Ремезову, жившему в XVII-XVIII веках и пытавшемуся составить хронику для своей «Истории сибирской». Однако данные были почерпнуты из местных легенд, не всегда достоверных. Сами казаки в Москве докладывали царю, что в отряде было 540 человек. Именно такая цифра попала в отчет в Посольском приказе. В архивах Строгановых нашлось упоминание об усилении отряда Ермака еще тремя сотнями людей. Но и в этом есть сомнения. Историк Скрынников, изучающий период Московской Руси, полагает, что солепромышленникам отчаянно не хватало сил для борьбы с набегами. Едва ли они могли отправить с казаками более полусотни человек. Именно такая цифра фигурирует у этого специалиста.

Ермак принес в Сибирь христианство. Этот миф изложен в «Синодике Ермаковым казакам». Этим текстом с XVII века в церкви поминали сибирских первопроходцев. Упоминалось, что атаман с товарищами решился выступить в тяжелый и опасный поход, желая помимо прочего еще и обратить в православную веру местных язычников и мусульман. А их богомерзкие и нечестивые храмы казаки хотели уничтожить. Синодик был составлен в 1621-1622 годах первым архиепископом Тобольска Киприаном. Тогда город представлял собой важный форпост России в Сибири. А священникам важно было представить казаков еще и мучениками за веру. Так церковь в регионе получала дополнительный авторитет. Фактически казаков интересовало подчинение сибиряков русскому царю. Вопросами веры они никак не интересовались и ее не продвигали. Даже когда казаки брали клятву верности от новых данников, они требовали целовать не крест, а саблю, как того требовали их собственные обычаи. Да и сам Ермак не чурался языческих ритуалов. В Кунгурской летописи указано, что атаман обращался за предсказаниями к одному сибирскому шаману.

У Ермака был свой двойник. Летом 1581 года русская армия атаковала польский город Могилев. Комендант в своих воспоминаниях о тех событиях упомянул и атамана Ермака Тимофеевича. Но так как в некоторых летописях начало похода датируется сентябрем 7090 года от сотворения мира (1581 год по современному летоисчислению), то некоторые историки заявили, что было две исторических персоны с одинаковым именем и отчеством. Ведь не мог же Ермак оказаться одновременно в двух местах. Однако упомянутый уже историк Руслан Скрынников доказал, что поход на Сибирь начался все же годом позже, в 1582 году. Это значит, что атаман вполне мог дождаться заключения перемирия с Литвой и уже с запада уйти на Урал в поисках новых возможностей обогатиться.

Ермак воевал с помощью сверхъестественной силы. На Урале бытуют сказания, в которых говорится о нескольких бесах-шишигах, служивших Ермаку. И атаман выставлял демонов там, где ему не хватало войска. Правда, в легендах атаман называется полезным магом, так как свою власть над нечистой силой он употреблял на благие нужды. Но это в народном фольклоре принято воинское мастерство полководцев объяснять не талантами, а магией. Людям казалось невероятным, что можно победить превосходящие силы противника. Так появились истории о чертях, помогавших Ермаку. А вот о его современнике, атамане Михаиле Черкашине, говорили, что тот был заговорен от пуль и сам умел заговаривать пушки. Но это не спасло храбреца от гибели при обороне Пскова.

За свои подвиги Ермак получил от царя титул князя Сибирского. Такой слух сперва появился в народных сказаниях, оттуда перекочевал в летописи XVII века, а потом уже появился и в современных энциклопедиях. Но в архивах Посольского приказа нет никаких документов на данную тему. Да и едва ли Иван Грозный даровал бы столь громкий титул простому атаману вольных казаков, отправившемуся в Сибирь к тому же по своей личной прихоти. И уж тем более такой ненадежный человек на заслуживал полноты власти в регионе.

Царские доспехи погубили Ермака. Появились доспехи все в тех же легендах. Якобы, царь не просто даровал атаману титул, но послал ему еще и шубу со своего плеча, и отделанные золотом кольчуги. Считается, что эти латы были на атамане в его последней битве. И когда Ермак бросился в Иртыш, пытаясь добраться до лодки, тяжелые доспехи утащили его на дно. Но Скрынников изучил документы архива Посольского приказа. Царь наградил казаков в полном соответствии с существовавшей практикой и в соответствии с разрядом. Рядовые воины получили деньги и сукно, а их атаман Ермак с командирами - золотые монеты. О каких-то шубах с царского плеча или драгоценных доспехах ничего не известно.

Тело Ермака было найдено врагами. Оно оказалось чудотворным. Этот миф пришел из Ремезовской летописи. Легенды гласят, что останки Ермака были выловлены из Иртыша рыбаком-татарином. Посмотреть на тело знаменитого атамана съехались воины сибирского хана. Они вонзали в труп стрелы, а оттуда текла кровь, как из живого. Воины удивились тому, что тело их врага не разлагается уже несколько недель. Оказалось, что оно еще и могло исцелять раны. Тогда язычники стали поклоняться Ермаку, как своему божеству и похоронили его с почестями и жертвоприношениями. На самом деле это еще одна неподтвержденная легенда. Что стало с телом Ермака так и неизвестно, могила его осталась не найденной.

Ермак служил Строгановым. Сам Иван Грозный полагал, что поход казаков был инициативой промышленников, которым и служил Ермак. Эту легенду через несколько веков подхватили и потомки Строгановых, желая получить свою порцию славы. Однако стоит понимать, что промышленники прекрасно знали, кто им противостоит. Трудно рассчитывать на успех, отправляя несколько сотен казаков против войска в несколько тысяч голов. Такое соотношение сил успеха не сулило. Незадолго до похода Ермака имениям Строгановых угрожали татары царевича Алея. Но казаки сумели дать отпор неприятелю сперва у Чусовых городков, а потом и вовсе разгромить врага у Соли Камской. Тогда-то Ермак и стал задумываться о походе в Сибирь. А когда стало понятно, что Алей завяз около Чердыни, захват беззащитного Кашлыка показался перспективным мероприятием. Но помощь Строгановых в походе решающей не была. И почему-то они не дали «своему» Ермаку большого числа людей, ограничившись несколькими десятками. Покорение Сибири стало продолжением стихийного движения освоения новых земель.

Поход Ермака стал первым русским военным походом в Сибирь. Этот патриотичный миф показывает, что Ермак с товарищами попал в некую неизведанную и дикую страну. На самом деле он далеко не первый, кто с запада со своим войском вошел в Сибирь. Первые сведения о рейдах русских дружин относятся еще к 1384 году. Тогда новгородцы прошли на Печору, а оттуда через Урал на Обь. Но сведения о том рейде остались крайне обрывочные. Неизвестно, сколько воинов было в отряде, кто им командовал, и какие цели преследовались. После перехода Новгорода под власть московских князей уже новые воеводы заинтересовались Приуральем и Сибирью. Если раньше русичей интересовала торговля, то теперь возникли политические мотивы. Москва хотела присоединить новые земли и заставить новых граждан платить дань. Так, в 1465 году воевода Василий Скрыта побывал в Югре, где наложил оброк на местное население. А в 1472 году воевода Федор Пестрый в результате крупного похода захватил Пермь. Там появился город Чердынь - русский форпост в местных землях. В 1483 году князья Федор Курбский и Иван Салтыков-Травкин разгромили войско Пелымского княжества и прошли вверх по Оби до слияния с Иртышем. Оттуда воеводы попали к устью Тобола и вернулись домой. А в 1499 году войско князей Курбского и Ушатого из 4 тысяч человек прошло через Приполярный Урал вплоть до устья Сосьвы. Было преодолено более 6,5 тысяч верст, захвачено 40 городков, 58 местных князей и богатырей. А жителей этих земель заставили заплатить дань. Так что северная часть Восточного Приуралья была завоевана русскими еще за 80 лет до Ермака.

Ермак подчинил Сибирское ханство России. Ермак попросту не мог подчинить ханство, так как оно с 1555 года формально и так являлось вассалом московского царя. В свое время хан Едигер запросил у Ивана Грозного помощь и обещал платить за это дань. На тот момент бухарский хан Кучум совершил удачный поход на Иртыш, дойдя практически до столицы Сибирского ханства. Поражение вынудило Едигера искать союзников. На эту роль был выбран Иван Грозный, который незадолго до этого покорил могущественную Казань. Хан признал себя вассалом Москвы, обязуясь каждый год платить дань в виде трех тысяч соболей. Но царю этого показалось мало. Он арестовал послов, а себя объявил повелителем всей сибирской земли. Боярский сын Дмитрий Непейцын был назначен сборщиком дани. И царский посланник даже добрался до ханской столицы Искер, попытавшись подсчитать число новых подданных. Однако местные жители сдали не 3 тысячи шкурок, и не 10 тысяч, как того хотел царь, а всего 700. Сам же хан присягнул на верность царю. Ивану Грозному ничего не оставалось, как уменьшить дань. А вот военную помощь Едигеру он отказался предоставлять. Хан умер в 1563 году и все это время о вассальном характере Сибири знали и в Средней Азии, и в Европе. После смерти Едигера встал вопрос наследия, и новым ханом стал представитель влиятельной Бухары, Кучум. В результате формально от дани Москве ханство не отказывалось. Новый правитель обещал русскому послу собрать дань, но дальше слов дело не пошло. Кучум даже стал слать в Москву издевательские письма. А по политическим нормам того времени Сибирское ханство следовало признать фактическим вассалом Бухары. Попытки в землях Строгановых разместить войска напоминали полицейскую операцию против бунтовщиков. В такой ситуации поход Ермака являлся чистой инициативой самих казаков. Присоединять Сибирь нужды не было - царь и так считал ее своей. Казаки же очевидно просто хотели побольше награбить. А после захвата столицы подношениями они пытались задобрить царя и заслужить прощение своих грехов. Сегодня кажется парадоксом, что правитель принимает в дар награбленное у своих же вассалов, да еще награждает разбойников. Но тогда это считалось нормальным.

Поход на восток Ермака дал старт русскому расселению. Этот миф появился у отечественных патриотов. Именно Ермак дал «отмашку» переселению русских с бассейна Средней Волги на Урал и Сибирь. Вот только переселение это стартовало примерно за сотню лет до похода. При Ермаке люди попросту бежали от опричников царя на окраины страны, в том числе и на Восток. Не было принципиальной разницы между опричниками царя и Ермаком. Но первые грабили провинции по указке царя, а вторые - по своей инициативе. И те, и те беспощадно истребляли население, невзирая на национальность.

Поход Ермака положил начало добровольному присоединение Сибири. Часто говорят, что поход Ермака в Сибирь стал продолжением народного движения. Первыми переселенцами стали свободные люди, что сказалось на судьбе региона. Однако Ермак силой принуждал покоренные народы платить дань царю. Сохранилось немало летописных документов в доказательство этого. Например, в Аремзямской волости казаки лучших охотников подвесили вниз головой и расстреляли. Остальных заставили присягнуть на окровавленных еще саблях. Злая участь ждала и столицу ханства. Масштабы разграбления Сибири поражают. В 1595 году было отправлено в Европу 20 тысяч куниц, 40 тысяч соболей, 330 тысяч белок. Народы Сибири сам Ермак воспринимал, как «поганых бусурман», которые требуется лишить богатств. Естественно, добровольно расставаться с нажитым имуществом никто не желал.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.