Электронная библиотека.

Сегодня книги из предметов чуть ли не первейшей необходимости превращаются в некий антиквариат. Все больше людей выбирают электронные средства получения информации, появились электронные ридеры, библиотеки в Интернете. Интересно, что первая электронная библиотека была создана по сути еще в 1971 году.

Такой резкий переход к новым формам хранения информации повлек за собой массу вопросов, в частности об авторском праве. Неудивительно, что в волне обсуждений и появилась группа мифов об электронных библиотеках. Непонятно кто авторы таких слухов - те, кто сознательно ворует авторские тексты или те, кто просто не осознает всей глубины процесса. К тому же появились платные ресурсы, что еще больше напустило тумана в данном вопросе.

Сегодня в среде литературы в русском Интернете наблюдаются процессы схожие с теми, что происходили в свое время с бумажными издательствами. В 90-е годы все издавалось пиратским способом, затем люди остепенились и перешли к цивилизованным методам книгоиздания. Развенчаем же некоторые мифы о популярных ныне электронных библиотеках.

Читателям вскоре вообще запретят читать бесплатно книги, останутся лишь электронные библиотеки. Такого никогда не будет. В договорах с Агентством Защиты Авторских Прав в Интернете четко прописаны неисключительные права на публикацию и распространение в Сети произведений. А именно этот документ и подписывают обычно авторы, в частности, публикующие свои труда на ресурсе Литрес. Что означает неисключительность? Это право автора самому распространять свои тексты, к примеру, продавать их в другие интернет-библиотеки или магазины. Никто не запретит автору и бесплатно распространять свое творчество. То есть автор может не только продать агентству неисключительное право, но и одновременно, а может и раньше или позже размещать свои материалы или на своем сайте, или на бесплатных ресурсах.

Если книга попадает в продажу, значит бесплатно в электронной библиотеке прочитать ее будет нельзя. Якобы в этом виноваты платные ресурсы наподобие Литрес. На самом деле такими библиотеками делается как раз все возможное, дабы все большее число книг появлялось в интернет-библиотеках. Литрес же объединяет несколько крупных и бесплатных онлайн-библиотек. Даже если автор согласен размещать свой текст в пуле из нескольких таких бесплатных библиотек, он все равно будет получать доход. Деньги будут поступать от рекламы на страницах таких ресурсов. Парадокс, но автору выгодно размещать свои творения на бесплатных ресурсах, подписывая соответствующие договора, а на платных - тем более. Более того, такое действие является абсолютно законным в соответствии с законом об Авторском праве. Теперь автор сможет получить отдачу от своего труда, на котором наживаются электронные библиотеки.

Пиратские библиотеки зарабатывают только рекламой, таких доходов хватает лишь на поддержание существование ресурса. Даже при посещаемости сайта в 500 человек в сутки можно реально получать доход от рекламы, то есть реальную прибыль, которая уже не включает трат на хостинг, аренду домена и т.д. Обычно электронные библиотеки имеют большую посещаемость, а значит и доходность их выше. Даже у вновь созданного ресурса за 1-2 года набирается своя аудитория, что начинает давать прибыль. При желании и активности сайт такого рода может начать приносить деньги уже через полгода после начала работы. Не стоит считать пиратов добрыми людьми, которые занимаются этим исключительно из добрых побуждений. Обычно после раскрутки проекта наступает момент, когда возникает резонное желание зарабатывать на этом деньги.

Библиотеки вообще не должны платить авторам, ведь ресурс просто дает возможность читать произведения автора, это писатели должны платить! В основе мифа снова уверения пиратов в том, что они безвозмездно продвигают авторов и их книги, абсолютно бескорыстно при этом. Это неправда, ведь пиратская библиотека берет популярную книгу (обычно путем простого сканирования с соответствующим качеством) и размещает ее на своем ресурсе. Это делается для того, чтобы желающие скачать текст пришли на сайт, тем самым библиотека зарабатывает посещаемость. А чем выше она, тем большее число людей увидит и рекламу, а значит и доход от нее будет выше. Очевидно, что на творчестве автора наживаются, при этом не желают ему ничего платить, заявляя, что он еще и должен что-то за пропаганду творчества писателя.

Чтобы выросли продажи бумажных книг, текст необходимо разместить в Интернете. Этот миф распространяется пиратами, которые якобы делают бесплатную рекламу. На самом деле нет ни одного статистического исследования, которое доказало бы, что человек, прочитавший книгу в электронном варианте поспешит купить бумажный оригинал, даже если она читателю и понравилась. Зато статистика неумолимо гласит, что ежегодный средний тираж печатной продукции в России неумолимо уменьшается. В 90-х годах это было около 30 тысяч экземпляров, позже 10 тысяч, потом 5. В настоящее время средний тираж печатной книги составляет всего 3 тысячи, что соответствует малотиражке. Зато на форумах полно объявлений о том, что читатель ищет текст автора, при этом желает скачать его бесплатно.

Травля пиратов инициируется богатыми и жадными до прибыли издательствами, которые подговаривают к этому и авторов. А много ли в нашей стране таких богатых издательств? По сути крупных игроков двое - АСТ и Эксмо. За ними располагаются более мелкие - Амфора, Азбука и т.д. Для них-то и важно то, в каком количестве распродаются тиражи издаваемых ими книг, так как несколько неудач запросто могут привести к банкротству. Для еще более мелких издательств провалы еще критичнее. Само издание книги - процесс не из дешевых, требующий большого труда, отсканировать книжку и распечатать ее потом куда как легче. Розничная цена формируется из себестоимости, наценки издателя, накрутки магазинов и поставщиков. Неудивительно, что с учетом всех трат чистый доход издательства не так уж и велик. Авторы же, заключая договор с тем же Литресом, фактически лишают части дохода книжные издательства. Книжному издательству, по сути, все равно - будут ли читать его автора в Интернете на пиратском сайте или же на сайте Литреса, или же входящего в негу пула. Автор же, сотрудничая с Литресом, может заработать дополнительные средства. В будущем скорее всего будет два вида договорных отношений с издателями. Часть издательств будут выкупать права и на бумажные издания, и на интернет-публикации. Это позволит им получать прибыль от распространения книг автора, в том числе и в Интернете. Другие же издатели сосредоточатся лишь на реальных бумажных книгах.

На Западе авторы не столь бездушны, отношение к электронным библиотекам там весьма лояльное. Западные авторы к российскому рынку только присматриваются, изучая его особенности и перспективы. Ведь книгоиздательский пиратский беспредел 90-х еще до сих пор в памяти многих. Об этом вспоминает Рэй Бредбери и Саймон Кларк, Стивен Кинг вообще отказывается общаться с нашей прессой. На Западе действительно существуют бесплатные электронные библиотеки, в которых обычно размещают либо классиков, либо начинающих авторов, которые дают на то свое согласие. Практически каждый автор имеет свой сайт, на котором может в рекламных целях выложить часть своих трудов - обычно это небольшие рассказы. В остальном же электронные версии книг успешно продаются в платных электронных библиотеках или соответствующих ресурсах.

Появление платных библиотек уничтожит бесплатные ресурсы, вскоре мы не сможем свободно читать тексты, написанные давно нашими классиками, или же раритетные в печатном варианте книги. Это утверждение неверно в корне, дело в том, что Закон об авторском праве переводит спустя 70 лет труды автора в общественное достояние, то их становится можно распространять совершенно законно, как для получения выгоды, так и бесплатно. Причем заработать можно будет как прямо (продавать их), так и косвенно (размещая на сайтах бесплатных библиотек). Следует ожидать в будущем либо появления разделов классики в существующих библиотеках либо же специализированных ресурсов с классикой и раритетными текстами. Кстати, такие сайты уже существуют.

Именно пиратские библиотеки позволяют авторам жить безбедно, рекламируя их творчество. Именно из таких ресурсов люди и узнают о новых писателях и их творениях. Большая часть посетителей бесплатных библиотек ищут там новые книги уже известного им автора, которую жалко покупать в бумажном варианте или которая еще не появилась на прилавке. С учетом системы распространения книг есть вариант, что читатель, даже и желая приобрести бумажный вариант, просто не сможет этого сделать. Таким образом именно известные авторы и их работы дают библиотекам основную массу посетителям. Наивно думать, что интернет-библиотеки даруют писателям читателей, покупателей и известность. Если у популярного автора выходит новый бестселлер, то такое событие обычно рекламируется на заглавных страницах сайта, возможна даже небольшая рекламная компания по этому поводу. А вот малоизвестный автор не факт, что вообще попадет на ресурс, рекламироваться же отдельно тоже не будет.

Нахождение книг в пиратской библиотеке писателю нисколько не вредит, ведь его книги все равно в реале продаются, за это он и получает гонорары, которых должно хватать на все. Обычный средний писатель за свои книги получает копеечный гонорар или же небольшой процент от издательской цены с продажи. Заметим, что магазинная цена заметно выше издательской, поэтому и доход не так высок. Поэтому неудивительно, что мало кто может позволить себе безбедно жить только на деньги, заработанные писательским мастерством. Естественно, что маститые писатели с хорошими тиражами зарабатывают больше. Неудивительно, что многие авторы в принципе против размещения своих текстов в интернете, особенно в пиратских библиотеках. Ведь живут они на гонорары и роялти, чем больше книг их покупается, тем больше возможностей написать еще, не отвлекаясь на поиски иной работы. Десятки авторов не могут себе даже позволить жить на гонорары, поэтому и пишут медленно, посвящая этому свои выходные, обеденные перерывы. Тот же Литрес позволяет автору получить доход от публикаций в Интернете, пиратские же ресурсы только уменьшают количество проданных автором книг, снижая тем самым доход. Это объясняется благодаря ограниченной способности клиента библиотеки. Если принять, что читатель имеет средства для покупки 5 книг в месяц, то скорее всего он приобретет новинки, которые еще не читал, нежели те 5 книг, которые были прочтены на пиратском ресурсе. По сути, пираты убивают тех коров, которые их и кормят. Если книги автора не продаются, то он ищет дополнительные источники дохода, отвлекаясь от творчества, оно становится либо медленнее, либо хуже качеством.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.