Синдром вегетативных дисфункций.

Синдром вегетативных дисфункций (СВД) для детей является опасным заболеванием, неудивительно, что оно так интересует родителей, которые задают массу вопросов по этому поводу. Достаточно сказать, что Интернет предлагает 214 тысяч русскоязычных документов по данной тематике, более 10 миллионов англоязычных.

В прессе в 50-е годы было всего 68 публикаций по данной проблеме, а в 2000-е уже более 10 тысяч. Однако обилие информации не исключает появление группы мифов, которые распространены не только у пациентов, но и у практикующих врачей. Попробуем же понять сущность детского СВД и развеять группу наиболее частых мифов по данной проблеме.

СВД не является самостоятельной нозологической единицей. В 10-м пересмотре Международной классификации болезней существует класс "Болезни нервной системы", там присутствует блок "Другие нарушения нервной системы". Вот там-то под номером G90.8 есть определение "Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы", это-то и есть СВД.

СВД появилось лишь в двадцатом столетии. Изучение функциональной патологии, проявлением которой стали расстройства сердечно деятельности, было начато еще в XIX веке. В 1871 году американский терапевт описал синдром, названный впоследствии его именем, который заключался в возбудимом сердце молодых солдат, участвовавших в Гражданской войне. В России основы изучения физиологии и клиники вегетативной нервной системы были заложены выдающимися учеными: Сеченовым, Боткиным, Павловым, Сперанским и другими. Уже в 1916 году россиянин Ф.Зеленский в своих "Клинических лекциях" составил симптоматику сердечного невроза. Современные представления об организации вегетативной нервной системы, о клинической вегетологии действительно сформировались под влиянием ученых 20-го века. Врач, практикующий в 21-м столетии, в своем работе с вегетативными дисфункциями просто не может обходиться без работ А.М. Вейна и Н.А. Белоконь, которые дают разъяснения практически по всем клиническим случаям.

В основе вегетативных дисфункций находится подавление одного отдела за счет активности другого. Данное предположение является отражением "принципа весов", симпатическая и парасимпатическая системы оказывают на рабочий орган противоположные воздействия. Таковыми могут стать: учащение и замедление сердцебиения, изменение бронхиального просвета, сужение и расширение сосудов, секреция и перистальтика органов желудочно-кишечного тракта. Однако в физиологических условиях при усилении воздействия в одном из отделов вегетативной нервной системы в регуляторных механизмах другого наблюдается компенсаторное напряжение в других, тем самым система переходит на новый уровень функционирования, а соответствующие гомеостатические параметры восстанавливаются. В этих процессах важное место отводится надсегментным образованиям и сегментарным вегетативным рефлексам. Если организм находится в напряженном состоянии или срывается адаптация, то нарушается функция регулирования, усиление активности одного из отделов при этом не вызывает изменениям со стороны другого. А это и есть клиническое проявление симптомов вегетативной дисфункции.

Стресс играет ведущую роль в этиологии вегетативных дисфункций. На самом деле СВД имеет множественные причины возникновения, при этом есть особенности как приобретенные, так и врожденные. Давайте же перечислим основные причины:
 - психоэмоциональные особенности детской личности, присущие ребенку тревожность, депрессия, ипохондрическая фиксация на состоянии своего здоровья;
 - наследственно-конституционные особенности работы вегетативной нервной системы;
 - неблагоприятное течение беременности и родов, что привело к нарушению созревания клеточных структур надсегментарного аппарата, травмам центральной нервной системы и шейного отдела позвоночника;
 - психоэмоциональное напряжение, заключающееся в сложных внутрисемейных отношениях, неверном воспитании, конфликтах в школе, участии в неформальных группах;
 - повреждения нервной системы через травмы черепа, инфекции, опухоли;
 - физическое и умственное переутомления, которое может возникнуть от занятия в специализированных школах, спортивных секциях;
 - малоподвижный образ жизни, который снижает способность к динамическим нагрузкам;
 - гормональный дисбаланс;
 - острые или хронические заболевания, присутствующие очаги инфекции – кариес, гайморит и т.д.
 - негативное влияние продуктов курения, алкоголя, наркотиков;
 - другие причины (остеохондроз, наркоз, операции, погода, вес, чрезмерное увлечение телевизором, компьютером).

В клинических случаях СВД проявляется поражением сердечнососудистой системы. Никто не отрицает того факта, что сердечнососудистые проявления присутствуют при разных проявлениях вегетативных дисфункций. Однако нельзя при диагностировании забывать и о следующих прочих проявлениях данной патологии: нарушение терморегуляции, состояния кожи, изменения в дыхательной системе вплоть до псевдоастматических приступов, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, нарушения мочеиспускания. Вегетативные пароксизмы вообще сложны для практикующего врача в аспекте их диагностики. В структуре приступа в детском возрасте вегетативно-соматические проявления преобладают над эмоциональными переживаниями ребенка. Следует отметить, что в детской вегетологии имеется ряд неизученных проблем, хотя сама она довольно распространена.

Проявление вегетативной дисфункции характерно только для подростков. Это заболевание действительно является одним из самых распространенных в подростковой среде, так у мальчиков ее частота колеблется от 54% до 72%, а у девочек от 62% до 78%. Косвенным показателем состояния заболевания является число публикаций по данной тематике – число таковых для подростков превышает в 7 раз число статей для новорожденных. Вполне вероятно, что это связано с трудностями диагностики вегетативных дисфункций в неонтологии, хотя внимательный врач уже в такой период может заметить вегетативные симптомы: "мраморность" кожи, нарушение терморегуляции, срыгивание, рвоту, нарушение сердечного ритма и т.д. К 4-7 годам вегетативные сдвиги усугубляются, начинает преобладать парасимпатическая направленность, которая характеризуется у ребенка нерешительностью, боязливостью, повышением массы тела. Третий пик проявления дисфункции приходится на пубертатный возраст, в это время наблюдаются проявление бурных эмоций, личностные срывы и расстройства. Соответственно происходит более частое обращение к медицинской помощи, следовательно, и регистрация заболеваний.

Практический врач не имеет каких-либо возможностей для объективных оценок состояния вегетативной нервной системы. Действительно, диагностика СВД носит субъективный характер и во многом зависит от опыта врача и его мировоззрения, основываясь на клинической симптоматике. То есть вегетативный статус оценивается по специальным вопросникам, которые модифицированы для детей. Характеристики вегетативного тонуса в педиатрии рассчитываются с помощью математических моделей, а согласно разработанных в 1996 году стандартам используются следующие 4 численных показателя: SDNN, SDANN, HRV-index и RMSSD. В последнее время за счет применяемого спектрального анализа возможность математической оценки вариабельности сердечного ритма выросла. Возможности оценки дисфункции постоянно расширяются, внедряется применение нагрузочных проб, системы мониторинга давления, оценки его ритмов и т.д. Комплексный клинико-экспериментальный подход вместе с функционально-динамическим исследованием вегетативного статуса позволяют лечащему врачу выявить нарушения в работе организма, оценить состояние его адаптационных механизмов.

Нет никакой эффективной терапии для детей и подростков с СВД. Для того, чтобы лечение детей было успешным терапия должна применяться своевременно и быть адекватной, кроме того необходима ее длительность и комплексность, учет возраста больного, проявлений болезни. Лечение необходимо проводить с активным участием самого больного и окружающих его людей. Предпочтение отдается немедикаментозным методам, а вот медикаментозное лечение должно осуществляться с минимальным числом препаратов, специально подобранных для этого. Среди немедикаментозных методов можно выделить нормализацию режимов отдыха и труда, лечебные массажи, физиопроцедуры, гидро-, рефлексо- и психотерапии. К медикаментозным же средствам следует отнести седативные средства, растительные адаптогены, витамины и микроэлементы, антидепрессанты и группу специализированных препаратов наподобие кавинтона, трентала или фенибута.

СДВ легче предупреждать, нежели проводить потом длительный курс лечения. Профилактика СДВ должна начинаться еще до рождения ребенка самой будущей матерью, для этого следует привести в порядок режим дня, психоэмоциональное окружение и контролировать вес, также немаловажна роль медиков, патронирующих беременную женщину. Для проведения профилактики СВД у подростков и детей необходимо давать им правильное и адекватное воспитание, обеспечивая гармоничное физическое и психическое развитие. Перегрузки ребенка недопустимы, также недопустимы и малоподвижные занятие. Для людей любого возраста необходимо заниматься физкультурой, так как это является наиболее важным способом профилактики СВД. Однако спортивные занятия должны обеспечиваться пусть и неформальным, но качественным контролем врача. Сегодня как никогда важна пропаганда здорового образа жизни, борьба с курением и вредными привычками. Надо понять, что проблема профилактики СВД не должна ложиться исключительно на медицинские мероприятия, необходимы социальные и экологические преобразования, общее повышение благосостояние населения.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.