Сергей Павлович Дягилев.

Сергей Павлович Дягилев (1872 - 1929) - критик, театральный и художественный деятель, антрепренер-авангардист, главный редактор и создатель журнала "Мир искусства", один из основоположников группы "Мир Искусства", организатор "Русских сезонов" в Париже и труппы "Русский балет Дягилева". Всю свою энергию и талант Дягилев сфокусировал на пропаганде русского балета в Западной Европе.

Дягилев подарил миру искусства новые имена талантливых хореографов: Фокина, Мясина, Нижинской, Баланчина, танцовщиков: Нижинского, Вильтзака, Войциховского, Долина, Лифаря, Павловой, Карсавиной, Рубинштейн, Спесивцевой, Немчиновой, Даниловой.

Столетие "Русских сезонов" праздновали 2009 году. На самом деле все обстоит по-другому. Первое выступление в Париже труппы "Русских балетов", состоялось в 1909 году. Труппа состояла из танцоров Мариинского театра. В 1906 году в Париже прошла выставка русской живописи "Русских сезонов". Очень плодотворным был 1907 год - прошло пять "Русских исторических концертов". 1908 год был посвящен показам русских опер, так что согласно хронологии 1909 год был уже четвертым сезоном. Имеется еще одно свидетельство тому, программка "Русских балетов" 1912 года, где был указан, номер сезона, а именно: седьмой!

Сергей Дягилев имел тяжелый характер, из-за чего постоянно ссорился с людьми и создавал атмосферу скандалов. Действительно Дягилев от природы был несдержанным, грубоватым, взрывным, и этим страдал не только он один, но и окружающие его люди. (вспомнить хотя бы шумную ссору Александра Николаевича Бенуа и Льва Самойловича Бакста из-за декорации "Петрушки"). У Дягилева были непростые отношения с Михаилом Михайловичем Фокиным, знаменитым русским хореографом. Фокин предъявлял Дягилеву много претензий, как личного, так и финансового порядка. Так что в постоянных ссорах и скандалах не стоит винить лишь Дягилева.

Дягилев был гомосексуалистом. Да это так. В 1890г. во время поездки по Италии Дягилев и его кузен Дмитрий Философов стали любовниками. Их связь продлилась десять лет. Благодаря кузену у Дягилева формируются свои художественные вкусы. В 1908г. Дягилев знакомится с Вацлавом Нижинским. Эта встреча была в чем-то роковой. Она связала Дягилева с балетом чрезвычайно глубокими чувствами. Через пять лет их совместной деятельности Нижинский становится всемирно известным танцовщиком. Следующим любовником Дягилева стал Леонид Мясин. Он стал любовником во имя карьеры. И надежды Мясина оправдались. В последнее десятилетие своей жизни у Дягилева были романы с красивыми молодыми людьми, которым он помогал сделать блестящую карьеру.

Дягилев довел Вацлава Фомича Нижинского до психической болезни. Поводом для разрыва стала свадьба Нижинского. Неправда, заболел Нижинский задолго до свадьбы. И болезнь его носила необратимый характер и была результатом многих причин. Но ссора с Дягилевым внесла свою лепту. Это были очень тесные любовно-творческие отношения. Сергей Павлович выгнал Нижинского в 1913 из труппы, когда тот внезапно женился на Ромоле де Пульски. Кроме того, он выгнал и Леонида Федоровича Мясина после его женитьбы на Вере Савиной в 1921 году. Но разрыв с Нижинским был временным и Дягилев вскорости вернул его в труппу.

Судьба его любовников после разрыва с Дягилевым складывалась печально. Да это так. Зинаида Гиппиус, разлучив Дмитрия Философова с Дягилевым, не получила ожидаемого счастья. Философов чувствовал себя пленником "роковых чувств" и не мог даже дотронуться до нее. Ромоле де Пульски пришлось всю жизнь ухаживать за мужем Нижинским. Вскорости после свадьбы болезнь мужа начала прогрессировать, он стал безумным и беспомощным, как ребенок. Английская танцовщица Вера Савина, которая вышла замуж за Мясина, была им брошена и зачахла в безвестности.

Дягилев был неаккуратен в финансовых вопросах и предпочитал по возможности скорее не платить, чем платить. Дягилев всегда и со всеми сотрудниками составлял подробные контракты, где все права и обязанности были четко прописаны. И до 1913 года считался одним из самых ответственных импресарио. Но в 1914 году из-за войны он не смог выполнить ряд финансовых обязательств. Решив, что все поймут объективность причин, Дягилев отказался платить по некоторым контрактам. Но не все разделили его мнение. Например, Фокин отказался от дальнейшего сотрудничества с ним.

После Первой мировой войны Дягилев настолько увлекся скандальными постановками, работой на публику, что можно говорить о закате "Русских сезонов". Действительно, в 1913 году премьера "Весны священной" принесла скандальную славу Дягилеву (зрители освистали балет, так как им не понравилась музыка Стравинского, и не обратили никакого внимания на оригинальную и сложную хореографию постановки). Поводом для скандала в 1917 году стал красный флаг, который появился на сцене. Это вызвало негодование у зрителей. Хотя Дягилев не интересовался политикой, но пытался идти в ногу со временем. Мужчины-танцовщики стали иметь равные права с женщинами, все стало претерпевать изменения: музыка, декорации, хореография. У Дягилева особое чутье на людей и искусство балета, он пригласил в труппу "передовых" людей. Дягилев отыскивает новые таланты.

Пикассо получил европейскую известность благодаря дягилевской премьере "Треуголки". Известность Пабло Пикассо обрел после скандальной премьеры пьесы "Парад", которая состоялась в 1917 году, а не "Треуголки" (авторское название - "Трикорд").

Дягилев не интересовался современностью. До 1920 года Дягилев отдавал предпочтение фольклорным и сказочным сюжетам. Но постепенно в либретто все чаще стали проникали веяния нового времени. В 1927 году Дягилев даже планировал балет на тему советской жизни. Он много раз пытался установить контакты с СССР.

Выступлений "Русских балетов" ни разу и не было в России, потому что Дягилев с пренебрежением относился к собственной Родине. Это не совсем так. Ни одной дягилевской постановки в России не было, однако Дягилев мечтал о выступлениях на родине. Но в 1911 году, когда, казалось, мечте дано осуществиться, все рухнуло. Народный дом сгорел еще до начала проведения гастролей. А Владимир Аркадьевич Теляковский, работавший в дирекции императорских театров, отказал в аренде Михайловского театра. Дягилеву не смогла помочь даже известная балерина Матильда Кшесинская. Поэтому он обсуждал проекты с Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом (актер, режиссер, педагог, один из реформаторов театра) о совместном сезоне в Париже. Предлагал сотрудничество Касьяну Голейзовскому (балетмейстер, признанный мастер, создавший шедевры хореографии, заслуженный артист БССР (1940), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954)), Александру Яковлевичу Таирову (актёр, великий режиссёр, народный артист РСФСР (1935)), но те отказались. В советское время возможность возвращения Дягилева на родину была больше гипотетической, хотя он не раз пытался посетить СССР. В 1925 году в шестом номере журнала "Жизнь искусства" даже появилась заметка, в которой говорилось о том, что въезд в СССР директора русского балета С.П. Дягилева нежелателен. Приезд Дягилева не приветствовался, так как он был неординарной личностью, не вписывающейся в рамки представлений о добропорядочном гражданине, принятые в советском обществе.

После смерти Дягилева многие сожалели о том, что никогда не видели его выступления. Дягилев никогда сам не выступал на сцене, не танцевал, он сам никогда ничего не творил. Дягилев был талантливейшим из руководителей, организатором, первооткрывателем талантов.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.