Консалтинг.

Консалтинг (или в переводе с английского - "консультирование") - это вид профессиональных услуг, которые предоставляются корпоративным клиентам по оптимизации своей деятельности. Эта деятельность заключается в анализе сложившейся ситуации, обоснованию перспектив развития.

В конечном счете, консалтинговая компания как бы берет на себя обязательства по увеличению прибыли на определенную величину за заданный период. Для этого консалтеру делегируются широкие полномочия.

В работе консалтингового бизнеса недоверие к деятельности консультантов стало обычным явлением. При этом крайне затруднительно выяснить суть претензий, а недоверие к консалтингу вообще вызвано зачастую банальным недостатком информации об этой сфере. Сегодня на самом деле существует проблема отношения бизнеса к консалтингу, которая базируется на мифах. Разберемся же с основными из них.

Если есть соответствующие службы, то в услугах внешних консультантов нет необходимости. Часто задается вопрос - зачем нужен консалтинг, если существуют на предприятии юридический отдел, финансовый и бухгалтерия? Надо понимать, что задачей штатных сотрудников является выполнение тех задач, которые возникают перед ними ежедневно. Именно в таком ключе собственные сотрудники работают качественно, быстро и слаженно. А вот помощь внешних консультантов понадобится, когда появляются редкие и специфические вопросы, решение которых невозможно без специальной подготовки, навыков и опыта именно в этой узкой области. К примеру, постоянная работа специалиста по оффшорному налогообложению востребована не так часто среди участников рынка. Если такая задача возникнет, то с помощью консалтинга она может быть решена быстро и эффективно до последующей необходимости. В итоге привлечение стороннего консультанта позволяет предприятию привлечь к работе квалифицированного работника в нужной области, к тому же это позволит сэкономить значительные средства, так как не потребуется привлечение работника в штат на постоянной основе.

Со спецификой деятельности конкретной организации внешний консультант быстро разобраться не сможет. Действительно, чтобы полностью понять всю специфику существуют внутренние специалисты, никакой внешний специалист им в этом не конкурент. Правда и задачи такой не ставится. Главное, зачем привлекается внешний консультант - охват ситуации независимым взглядом, со стороны, другими глазами, нежели штатные сотрудники. Выполнение же дальнейших работ естественно производится в тесном контакте с работниками заказчика, которые и помогают учитывать те самые эксклюзивные особенности работы данной бизнеса. Консультант и не должен опираться на специфику работы организации, его главная задача - применение опыта решения аналогичных проблем в других организациях.

Нельзя доверять внешним сотрудникам настолько, как своим собственным. Нельзя определять степень доверия к специалисту лишь на основании различий - сторонний ли это консультант или работник компании. Имеет смысл понять, что консультант очень дорожит своим реноме, ведь, по сути, именно это его и кормит. Если нелояльный сотрудник уйдет, то ничто не помешает ему устроиться в другой компании. А вот консультант накапливает годами свой опыт, клиентуру, авторитет в профессиональной среде и положение. Ему недопустимо будет ради сиюминутной выгоды рисковать всем этим. Можно даже сказать, что стоит в большей степени доверять внешним консультантам, нежели штатным сотрудникам.

Внешние консультанты не несут никакой ответственности за результат. Если обе стороны нацелены на долгосрочные отношения, то возникает и ответственность за полученный результат. Именно на это и нацелен консультант. Для консалтинговой компании является стратегической задачей построить с клиентов долговременные отношения для того, чтобы и дальше с ним сотрудничать к обоюдной выгоде. Именно ответственность за результат является показателем того, что консультанты нацелены на дальнейшее сотрудничество.

Внешние консультанты ничего не производят, они словно бы продавцы воздуха. Проблема состоит в том, что работа консультанта зачастую не может быть оценена сразу, несмотря на ее высокое качество. Ведь когда сторонний специалист выдает серию рекомендаций и наблюдений, то обычно ничего нового и неожиданного в этой информации нет, в общем и целом все это было известно и раньше, и план мог бы быть составлен. Но тут и возникает вопрос - а почему тогда это не было сделано раньше? Согласившись и с оценкой ситуации, и с набором рецептов мы лишь подтверждаем то, что рекомендации нам по сути уже известны. А вот почему понадобился человек со стороны, что заново открыть глаза на известные истины? Может быть именно мнение независимого человека и понадобилось? Консультант может сакцентировать внимание на известных, казалось бы, местах, но сместить при этом приоритеты и акценты, а может просто более четче сформулировать пути решения задач. В любом случае, если приглашение консультанта ведет к каким-то преобразованиям внутри предприятия, то значит его приглашение и работа уже не напрасны.

В консалтинговую организацию следует обращаться, лишь когда появились по-настоящему серьезные проблемы. Такой подход свойственен организациям во всем мире, но у нас приобрела просто-таки всеобщий характер. В данном случае разумно будет провести аналогию с лечением болезней - их профилактика всегда эффективнее и легче непосредственно лечения. А вот если заболевание уже наступило, то чем раньше мы обнаружим его и начнем курс лечения, тем быстрее будет выздоровление и меньше неприятных последствий. В бизнес-консультировании картина та же. Чем позже клиент обратится к консультанту, тем меньше поля для действий у того будет, будет ограничен инструментарий для поиска решения и его реализации. А вот обращение в консалтинговую компанию в период отсутствия серьезных проблем поможет заложить прочный фундамент для будущей устойчивой работы, избежать возможных острых углов в ближайшее время.

Внешнего консультанта лучше искать через знакомых. Такой метод поиска действительно является основным на сегодняшний день. Однако мало лишь довольствоваться чужими рекомендациями, будет неплохо провести и собственный анализ. Следует учитывать то, насколько известен данный консультант, как давно он работает в данной сфере, какие успешные проекты за его плечами, встречались ли его публикации в профессиональных изданиях. Ответы на эти вопросы позволят составить собственное суждение о человеке или компании, куда Вы планируете обратиться за помощью. Также будет нелишним уточнить, насколько этот специалист известен в профессиональной среде, это будет определяющим в том, насколько консультант будет полезен в этой области. Если коллеги-профессионалы консультанта будут единодушны в его низкой компетенции, то следует ли довериться мнению своего знакомого о таком сотруднике?

Если на предприятии появился сторонний консультант, то это вызовет тревогу у персонала. Результат работы консультанта во многом можно оценивать в зависимости от того, насколько сложились его отношения с персоналом. Можно с уверенностью предположить, что перманентная война между ними приведен к замедлению работы, ограничению возможностей по улучшению ситуацию, а все попытки ввести нововведения будут натыкаться на стену непонимания и молчаливого противления, то есть - саботироваться. Поэтому хороший консультант очень заинтересован в хороших отношениях с персоналом, правда, ровно до тех пор, пока такие отношения не мешают его работе.

Внешние консультанты излишне дороги. Стоимость консультационных услуг может быть измерена лишь одним критерием - эффективностью работы, принесенной пользой для клиента. Если услуги консультанта дешевы, но при этом от них не толка, значит, компания все равно остается в убытке. Да и с точки зрения имиджа самое дешевое предложение на рынке такого рода услуг не самое лучшее. "Наши консультанты - самые дешевые" как минимум настораживает. С другой стороны, если сколь ни дороги консультационные услуги, пока они приносят прибыль, будут востребованы. Такие отношения, построенные на взаимном интересе сторон друг к другу, будут эффективными.

Консалтинг сродни наркотику - обратившись один раз, потом уже не можешь обойтись без этого. Так же и с утренней зарядкой - начав ее регулярно делать, потом уже тяжело будет без нее обходиться. Бизнес подразумевает стремление к улучшению, если консультант помогает постоянно улучшать работу предприятия, то нет ничего плохого в многократном привлечении специалиста. Правило аналогичное цене на услуги - если от обращения есть польза, то пусть консультант и работает, а если такой пользы вовсе нет, то и разовая консультация не нужна.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.