Воспитание ребенка.

Воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача воспитания - подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная - усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи.

Цели и средства воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; семейное воспитание обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья.

Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

Ничего страшного, если слегка отшлепать ребенка или дать ему подзатыльник: не больно и действенно. Никого и никогда еще не удалось научить чему-нибудь через физическое наказание. С помощью него можно лишь подавить, заставить, но не научить. Кстати, в конечном итоге дети предпочитают получить пару шлепков, чем слушать бесконечные вопли родителей, упреки и ворчание. Так что это лишь ситуация, когда одна глупость заменяет другую, не давая результата. Постоянные физические наказания подавляют активность, способствуют развитию неврозов и страхов, угрожают физическому и умственному развитию. Тем более недопустимо давать подзатыльники или как-то иначе воздействовать на голову, отвечающую за мышление человека. Если уж решили угрожать ребенку, то вашим оружием должен быть не ремень, а что-нибудь смешное и безобидное, например, штаны, пакет и др.

Нужно постоянно хвалить ребенка. Напомним слова Парацельса: "Все есть яд и все лекарство, разница лишь в дозе". Похвала по воздействию похожа на наркотик: чем больше хвалишь, тем больше хочется, чтоб тебя хвалили. Если ребенок не отличается большими талантами, а его хвалят с детства, выделяя даже те черты, какими он не обладает, либо обладает недостаточно, то это может привести к страшным последствиям в подростковом и более старшем возрасте. Страшно понять, что все о чем говорили тебе - ложь!
Так что стоит запомнить:
- не хвалите детей за то, что достигнуто не их собственным трудом;
- не надо хвалить природные способности и качества: ум, талант, красоту, силу, здоровье и пр.;
- не хвалите за то, что далось легко - хорошие отметки в школе, полученные без особого труда, вещи, игрушки, бесстрашные поступки на грани тупости;
- не хвалите несколько раз за одно и то же.
Но есть главное правило: если не знаете хвалить или нет, то обязательно хвалите!

Не надо часто проявлять свою любовь к детям - это им навредит. Родительская любовь для детей необходима. Не надо сдерживать свои чувства, если ребенок их принимает: обнимите его, приласкайте. От вас не убудет, а ваше тепло и ласка согреют его сердце, принесут покой душе. Любовь - это не оценка. Любить не значит хвалить. Любить - это прежде всего создать ореол защиты и понимания. Проявляя любовь к младшему, не забывайте о старших: возраст детей не важен, любовь должна быть ко всем без исключения и она требует тактичного проявления.

Без постоянного надзора и строгости со стороны родителей ребенок распустится и войдет в дурные компании, бандитские группировки. Как не парадоксально, но в подобные организации часто попадают дети из хороших семей и причина, как правило, в чрезмерной строгости, рамках, постоянном контроле. Не замечая того, родители порабощают ребенка. Не надо удивляться тому, что эти дети склонны к насилию - родители сами их научили. Вынужденно подчиняясь власти взрослых, слушаясь, без права принимать решения самому, стоя в углах за малейшую провинность, они уже испытали моральное насилие на себе и теперь принесут его в мир в извращенной форме.

Ребенок думает и воспринимает мир так же как взрослый. Ребенок еще не умеет быть рациональным. Он чувствует этот мир и еще не испорчен жизнью. Взрослых какие-то "серьезные побуждения" толкают на поступки, а ребенок действует по мгновенному импульсу и желанию. Именно поэтому дети так непредсказуемы. Взрослый - уже сформировавшийся человек со своим устоявшимся характером и моралью. Ребенок все время путается в себе, не может разобраться с желаниями и чувствами. Ему очень сложно понять взрослых. Ребенок не может думать, как большой человек, он думает по-своему, по-другому. Он не хуже нас и ни в коем случае не глупее, просто он другой. С этим надо смириться и для улучшения отношений надо постараться его понять.

Ребенку легче - его мир маленький и ограниченный. Вспомните себя: в детстве дома были высоченными, деревья большими, ночи полными страшилок, сгущенка и конфеты слаще, а бабушкин деревня - неизведанной страной. Это с возрастом мир детей кажется маленьким и ничтожным. У детей другое пространство и другое время. Для них их маленький мир - целая вселенная. Им сложно в нем, да еще и взрослые создают кучу проблем: не понимают, почему ребенок стоит посреди лужи (да это же море…), почему матерится (а эти слова родители говорили утром друг другу…), зачем влез на высокое дерево (с него лучше видно, а может это мачта корабля или штаб…). Так что это не его мир узок, а ваше понимание его мира ограничено.

Ребенок живет на земле благодаря родителям и обязан им подчиняться. Извините за грубость, но он не просил вас его рожать. Его появление на свет должно было быть радостью для вас. Поэтому стоит принять за основу тот факт, что он такой же полноправный гражданин на земле, как и вы сами. Он живет не для вас и не благодаря вам. Он живет рядом с вами. Вы должны ему помочь в становлении, так как вы несете за него ответственность. Если он зависит от вас материально (это закон жизни), то это не значит, что он вам должен подчинятся. Любой ребенок хочет жить свои умом и силами. Хотите хороших отношений - научитесь управлять ребенком ненавязчиво, помогите встать ему на ноги и отпустите в нужный момент.

Нельзя хвалить ребенка заранее. Можно и даже нужно. Подобный метод даже имеет название в педагогической практике: опережающее одобрение. Главный его принцип, это говорить ребенку: "Ты это можешь!" Ребенку надо говорить о том, что он лучше, сильнее, умнее, добрее, чем кажется. Разбудите ребенка утром и похвалите его сразу. "Вставайте, граф, вас ждут великие дела!" - именно так будил слуга знаменитого французского философа Сен-Симона. Утро заложит положительный импульс на весь день и поможет с честью выдержать все неудачи. И не забудьте похвалить на ночь, пусть ребенок уснет с мыслями о хорошем и с чувством вашей любви к нему.

В целях воспитания надо заставлять детей доедать все во время еды. А вот это уже просто опасно. Пищевое насилие - это не только моральный удар по ребенку, но и физический вред организму. Хотите, чтобы ребенок доел все - положите ему немного. Если он не наестся, то попросит еще. Если же в него не лезет вся порция - это не его вина. Ребенок не хочет есть, значит он не голоден. Он не скотина, не надо его откармливать. Но при этом очень важно, чтобы у ребенка был режим дня, а для еды было выделено определенное время, когда вся семья собирается за столом. Дети сами привыкают к подобному ритму и проблем с едой просто не будет.

Надо заставлять детей учиться, даже если они этого не хотят. Ребенок, конечно, вынужденно запомнит все, что вы в него запихнете. Но знайте: знания, полученные под давлением, как правило, не усваиваются. Многие дети, закончив музыкальную школу и став взрослыми, даже не берут в руки инструмент. Силком зазубренные знания вылетят из памяти ребенка очень быстро - это парадокс кратковременной памяти. Если же хотите, чтобы ребенок действительно учился, то его необходимо заинтересовать, создать ощущения радости от полученных знаний и опыта. Тогда он сам начнет впитывать знания как губка, а вам останется только создавать для это соответствующие условия.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.