Капоэйра.

Капоэйра (Capoeira) является модным сегодня афро-бразильским боевым искусством, созданным беглыми рабами во времена колонизации, в условиях процветания рабства и расизма. В капоэйре смешались традиции африканцев и индейцев. Изначально боевое искусство со временем трансформировалось в искусство.

Капоэйра сразу же привлекает себе внимание многообразием своих движений, набором ударов и уходов. Однако дело не только в физических движениях. Капойэра воплощает в себе духовность, традиции и мудрость.

А настоящие мастера учат не только правильно махать руками и ногами, но еще и погружаться в мир музыки и ритуалов, уважать все накопленные знания поколениями мастеров. Это куда больше, чем просто танец или боевое искусство. Капоэйра сумела стать для многих вообще образом жизни. Но чем сложнее явление, тем больше мифов его окружает. Самые основные из них мы и попытаемся рассмотреть.

Капоэйра - современное и модное занятие. История этого боевого искусства насчитывает уже более двухсот лет. Фактически, она зародилась даже ранее XVIII века. Считается, что появилась капоэйра в Южной Америке, благодаря привезенным из Африки чернокожим рабам. Африканские национальные и ритуальные танцы трансформировались в боевое искусство.

Капоэйра - это единый стиль. В 1930 году в Бразилии капоэйра стала легитимной. Первая официальная школа открылась в 1932 году. Ее основал Местре Бимба. Стиль, который он проповедовал, получил название Режионал. Бимба заметно изменил ту капоэйру, которая была до него, привнеся элементы других боевых искусств. А в 1941 году появилась «Академия Капоэйры Ангола», названная так в честь той страны, откуда привозили в Бразилию рабов. Ее создатель, Местре Пастинья, в отличие от Бимба уделял внимание не боевым аспектам, а игровым и ритуальным. Ангола считается более традиционной формой капоэйры, хотя и сформировалась лишь в 1940-е годы. Смешение стилей породило еще и капоэйру контемпоранеа, в ней удачно сочетаются и Ангола, и Режионал.

Капоэйра известна только в Бразилии. Еще в 1951 году капоэйра пришла в Европу. Тогда свое мастерство показала артистическая труппа в туре по континенту. После того, как публика с интересом восприняла новое учение, отдельные специалисты остались в Европе, выступая сольно и обучая последователей. В 1975 году началось регулярное преподавание капоэйры в США, в Нью-Йорке. С 1980 года капоэйра начала непрерывно развиваться и в Европе, пионером тут выступила Германия. С 1987 года в Старом Свете регулярно организуются летние лагеря, где мастера из Бразилии делятся своим опытом. Сегодня в Европе проводятся даже фестивали капоэйры. В СНГ это боевое искусство пришло в 1996 году, когда состоялся первый семинар. Сейчас капойэрой занимаются на всех континентах несколько миллионов человек.

Капоэйра развивалась самостоятельно. В специальной литературе можно встретить утверждение о том, что капоэйра на протяжении веков развивалась самостоятельно, без какого-либо взаимодействия с другими боевыми искусствами. Именно это и обуславливает уникальность учения. Считалось, что чернокожие рабы попросту не могли изучать единоборства белых людей, тем более не имея доступа к восточным боевым искусствам. Скорее всего так и было примерно до конца XIX столетия. 13 мая 1888 года вышел «Золотой закон», освобождающий всех рабов. Тогда капоэйра стала постепенно заимствовать принятые в Европе система самообороны - бокс, борьбу. А среди практикующих это боевое искусство появились не только чернокожие бойцы, но и белые люди, европейцы. Через полвека после отмены рабства в Бразилии сложился стиль «Режионал», который по сути мы сегодня и наблюдаем. Стиль «Ангола», который позиционирует себя, как традиционная капоэйра сложила также на стыке XIX-XX веков.

Капойэра появилась под влиянием индейцев. Сопоставив даты, можно понять, что индейские традиции практически не оказали влияния на боевое искусство бразильских рабов. Дело в том, что в 1755-1758 годах рабство индейцев было официально отменено законом Бразилии. А история чернокожего рабства началась с 1538 года и закончилась только в 1888 году. Так что долгое время индейцы имели мало точек соприкосновения со средой, в которой культивировалась капоэйра.

Капойэра всегда была одинаковой. Говоря о создании Местре Бимба «Режионаля» следует отметить, что до того момента в капоэйре не практиковались высокие удары ногами, не было также и ударов в прыжке и головокружительных акробатических движений. Работа руками была слабо развитой, как и борцовская техника. Когда легендарный учитель преподавал бразильское боевое искусство, он параллельно обучался и сам. Местре Бимба брал уроки греко-римской борьбы, бокса, джиу-джитсу. Самые полезные технические элементы перекочевали и в капоэйру. Чуть позже игра получила и свои «фишки», с которыми сегодня и ассоциируется капоэйра. Если все эти инновации убрать, то получится то самое сырое, с которым и был вынужден работать Бимба. Методик преподаваний не было, а техника была скудной. Так один великий учитель значительно изменил капоэйру, о самостоятельном развитии говорить не приходится. В прошлом столетии боевое искусство стало плотно контактировать с другими подобными учениями, значительно видоизменившись под их влиянием. Характерные для современной капоэйры черты не появились сами по себе давным-давно. Даже традиционная «Ангола» совсем не то, что показывали чернокожие во времена своего рабства.

Капойэра является маскировкой под танец. Часто можно встретить интересную историю происхождения капоэйры. Якобы рабы решили замаскировать под разрешенный танец свое боевое искусство, чтобы не вызывать гнева хозяев. Версия красивая, но маловероятная. В XIX веке капоэйра мало напоминала современную. Существовавшая тогда тактика, техника боя и стратегия не имели ничего общего с тем арсеналом, которые со временем стали пропагандировать местре Бимба и местре Паштинья. В воспоминаниях путешественников по Бразилии в начале XIX века встречаются описание того «танца войны», именуемого танцем «капуэрой». Это было очень жестокое и кровавое зрелище. Два чернокожих бойца набрасывались друг на друга, пытаясь сильными ударами по телу опрокинуть соперника на землю. Зрелище было тем неприятнее, что бойцы то прыгали из стороны в сторону, то бодались, как бараны. Разве надсмотрщики были столь наивными, чтобы воспринимать такую бойню, как занятия хореографией? Стоит отметить, что употреблялось именно слово «танец», да и такой поединок проходил вполне открыто, при свидетелях. Для белых хозяев эти занятия рабов приемлемыми быть не могли - происходила банальная порча имущества. Так что о массовом явлении говорить не приходится, это было редкое зрелище, как сражения гладиаторов.

Капойэра всегда осуществлялась под музыку. Нет никакого подтверждения и тому, что музыкальный инструмент беримбау сопровождал поединки бойцов во времена рабства. Традиционный использовались африканские барабаны атабаке, высокие, по пояс. Именно их удары и задавали ритуальные ритмы для местных религиозных обрядов. А ведь они всегда негативно воспринимались католической верой, являясь формой проявления язычества. Так что сомнительный танец под бой барабанов был под запретом, как действо, противное истинной вере. А с 1814 года после утверждения в Бразилии власти португальского короля практически все проявления африканской культуры оказались запрещены и подвергались гонениям. В этом плане не было просто смысла маскировать одно запрещенное действо под другое.

Капоэйра вполне эффективна в боевых условиях. Говорят, что техника капоэйра не только внешне эффектная, но еще эффективна в том числе и в реальном, а не игровом сражении. Если речь идет о таких ударах, как мартело (в варианте лоу кик), чапа байкса (в колено передней ноги соперника), понтейра (в пах или колено) или джоелхада, то в это можно поверить. А вот боевое использование высоких маховых ударов, тем более с полным разворотом попросту немыслимо. Правда, в некоторых книгах пишут, что удар, стоя на одной руке в разножке может использоваться в комбинации вместе с маневром ухода. Так можно не просто уйти от атаки противника, но и контратаковать его, использовать против вертушки или других низких движений с прицеливанием в голову. «Ау батидо» может использоваться также для ухода и защиты от разных ударов руками и ногами, часто этот элемент выполняется стоя на одной руке. Люди обычно видят акробатические элементы капоэйры, считая их просто красивыми движениями. На самом деле вполне реалистично адаптировать их для уличной драки. Так, удар ногой из колеса может оказаться очень мощным и вывести нападающего из строя.

Капоэйра не подойдет людям с плохой растяжкой и слабой физической подготовкой. Просто так форма и растяжка не появляются. Все это надо развивать в себе. Если слабые руки - то надо их накачивать и укреплять. Для появления растяжки нужно регулярно проводить комплекс упражнений. Если же у человека есть живот, то надо гонять этот висящий мешок. Мы любуемся подтянутыми телами гимнастов, но ведь они не родились такими, а создали свое тело путем усердных тренировок. Стоит начать заниматься капоэйрой, и со временем тело действительно изменится в лучшую сторону. А вот лежа на диване уж точно ничего не добиться.

Не все телосложения пригодны для капоэйры. Можно увидеть свои плюсы в любых недостатках. Если человек высокий, то это значит, что у него длинные ноги, и он сможет дальше ими доставать. Низкий же человек будет более быстрым и сможет чаще опережать своих соперников. Любой недостаток может сослужить хорошую службу, наделив обладателя некоей уникальной особенностью. Осталось только выявить ее и научиться ею пользоваться. В мире футбола немало вратарей среднего роста, которые компенсируют рост прыгучестью. Легендарный российский гимнаст Алексей Немов для гимнаста считается слишком высоким, но это не мешает ему крутиться так, что не каждому низкому атлету под силу. А Сильвестр Сталлоне является мировой кинозвездой, а ведь в свое время его критиковали и за искривленный рот, за отвратительную мимику и невнятную речь. Так что добиться можно всего, если к этому действительно идти.

Движения капоэйры настолько сложными, что их новичку не получится повторить. Обучение здесь ведется от простого к сложному. В любом случае делать самые головокружительные элементы сразу не получится. В своей жизни человек учится сперва ползать, потом ходить, бегать. Так же и в капоэйре - сперва ученику предложат повторить простые движения, а затем основы будут дополняться и развиваться.

Движения в капоэйре - страшные и опасные для здоровья. Тех, кто ничего не боится, просто нет. Так что это вполне естественная реакция, опасение за свое здоровье после головокружительных прыжков. Но от новичка никто не будет требовать прыгать высоко вверх и вращаться при этом в разных осях или же дико махать в игре ногами. В настоящее время капоэйра является мирным искусством. Идя от простого к сложному, можно будет понять, что здесь ничего страшного нет, а заниматься этим весело и заманчиво.

Капоэйра потребует много времени или денег. Те люди, которые выступают в роли инструкторов, такие же обычные граждане, как и все. Они живут той же жизнью, также испытывая проблемы со временем и деньгами. Но ведь у них получается заниматься любимым делом. Если же требуется индивидуальный подход, то стоит это обсудить. Просто промолчав, такой путь не пройти.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.