Библия.

Библия - это собрание священных для христиан текстов, состоящее из Ветхого и Нового завета. Ветхий завет является также священным и для иудеев. Если Ветхий завет написан на древнееврейском, то Новый - на древнегреческом.

Библия переведена более чем на 2000 языков мира, полностью издана на 420 языках. Сама по себе Библия, ее состав, история и загадки - предмет тысяч исследований, начавшихся еще с незапамятных времен.

Однако книга интересна тем, что некоторые канонические места в ней, известные казалось бы каждому, не столь однозначны при внимательном прочтении Святой книги. Сама книга соткана из многих мифов, о правдоподобности которых спорят до сих пор. Рассмотрим же основные библейские загадки-мифы.

Мифы о библии.

Первого человека звали Адам. Это утверждение известно всем и каждому, предвижу Ваше возмущение, когда отмечу, что это неправда. Однако информация об Адаме всего лишь околобиблейская. Попробуйте сами отыскать в первых главах книги Бытия место, где Адам прямо называется первым человеком на Земле. Интересно, как Библия рассказывает о судьбе Каина. Тот на востоке в земле Нод "познал жену свою", позже построив город Енох. Но кто дал название этой земле, и кто заселил новый город, да и откуда взялась жена Каина? Часто говорится о том, что женой Каина была его сестра, также дочь Адама, это и подтверждает его первенство. Но и это лишь фантазии, так как в Библии ничего не сказано о дочери Адама и Евы, Каин же упоминается в качестве скитальца на Земле, где в Ноде он и встретил безымянную суженную. Да и браки между братьями и сестрами чреваты, едва ли человечество могло бы произойти от такой пары, закончив свой род в таком случае уже в пятом поколении максимум. Есть и важный довод в пользу того, что земля Нод была уже заселена - строительство там города. Никто не смог бы назвать городом поселение одной семьи, так что Енох должен был кто-то строить, да и заселять. Поэтому стихи 16 и 17 4 главы Бытия могут быть истолкованы в единственном разумном варианте - земля Нод была уже заселена каким-то людьми, которые не происходили ни от Евы, ни от Адама. Посмотрим, не противоречит ли это Библии. В первой ее главе сказано, что мужчина и женщина были сотворены одновременно, но имена их не названы, не сказано и в какой местности это произошло. Уже во второй главе сказано, что первого мужчину звали Адам, женщина же была создана позднее. Издавна различия в первых двух главах ставили исследователей в тупик. Почему бы не принять тот факт, что говорится о разных творениях - в первой главе о том, что были созданы мир и люди, а во второй - мужчина по имени Адам, для которого также сотворен был Эдемский сад.

Библия "знает" лишь одного Бога. И снова, казалось бы, данная мысль не требует рассмотрения, ведь сама Библия является источником единобожия. И христиане, и иудеи утверждают. Что Святая книга была послана Единым Господом, написано это в самой Библии. Однако в первой главе Бытия в первоначальном тексте говорилось не о Боге, а о Элохиме, что является множественным числом слова "Элоах" или "Бог". Да и в Библии говорится о создании по образу Божию, а не по образу "Своему" мужчины и женщины, но ведь это означает, что как минимум Богов было двое, раз по их образу были сотворены два таких разных человеческих существа! Но на этом упоминания многобожия не заканчиваются - лукавый змей говорит женщине: "и вы будете как "Боги" (Быт, 3:4). Да и сам Господь говорит Адаму "Вот, Адам стал как один из Нас" (Быт, 3:22), а в рассказе о Вавилонской башне: "Сойдем же и смешаем там язык их" (Быт, 11:7). Ревнители единобожия спорят, утверждая, что здесь кроется самоименование наподобие августейших особ, которые говорят о себе во множественном числе. Но в Библии ни один царь так о себе не говорит, да и сам Бог чаще всего говорит о себе в единственном числе, даже в момент высшего самопрославления в книге Иова: "Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне" (Иов, 40:2). И таких упоминаний многобожия в Библии полно. Господь иудеев, Яхве, является племенным богом-покровителем. Царство Иудейское становилось, Яхве стал возвышаться над прочими соперниками, его стали называть "Бог богов", "Царь над богами" и т.д. В талмуде для иудаизма присутствует уже только один Бог, как и один избранный им народ. Так и стал племенной Бог Всевышним для всего христианства, а племенной прародитель, Адам - прародителем всего человечества.

Дьявол соблазнил Еву яблоком, после чего та совершила с Адамом прелюбодеяние. Перво-наперво стоит отметить, что женщину, соблазненную змеей, не звали Ева, это имя она получила уже после грехопадения. Кстати, Ева означает "жизнь" на древнееврейском. Далее, нигде в Библии не сказано о том, что плод являлся яблоком. Сомнительно вообще, чтобы на Ближнем Востоке росли когда-либо яблоки. Скорее всего миф об этом плоде возник под влиянием языческих идолов богинь любви - Афродита, Жива, Идунн изображались с яблоками в руке. Кто же стал искусителем? Дьявол или сатана, скажете Вы, однако нигде в Библии не сказано, что змий и являлся сатаной. Змей в Библии не всегда является символом дьявола, тот же Иаков предрекал судье-сыну своему: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути" (Быт, 49:17). Едва ли любимый отец назвал бы сына дьяволом. Да и Моисей по указанию Господа водрузил на знамя медного змия (Числа, 21:9). Сам Иисус советует своим ученикам быть "мудрыми, как змии" (Мф. 10:16). В книге бытия говорится о том, что "змей был хитрее всех зверей полевых" (Быт, 3:1), отсюда вполне ясно проистекает, что соблазнитель являлся всего-навсего зверем, а не падшим ангелом. Да и последовавшие проклятия Господа змию относятся скорее животному-змее, а не сатане, ведь кара миновала дьявола, который благополучно летает, а вот змеи продолжают ползать и жалить, будучи проклят перед скотами и зверями. Иудеи, кстати, ничего не знают о совершенном Евой прелюбодеянии. В Библии сказано, что "Адам познал Еву, жену свою", уже после ссылки из рая (Быт. 4:1). Между тем "прелюбодеяние" вошло в обиходную речь, появились выражения: "запретный плод близости", "вкусить с кем-либо запретный плод" и т.д.

Именно за первородный грех люди были изгнаны из рая. То, что этот грех не был прелюбодеянием, уже ясно. Библия четко говорит, что причиной изгнания явилось вкушение плода с дерева познания добра и зла (Быт, 2:16-17; 3:4-6,17). Конечно, с точки зрения этики считать содеянное преступлением тяжело, ведь вкусившие плод были наивнее ребенка и не знали толком, что есть зло, а что - благо. В детской среде в таком случае виноват воспитатель или родители, Господь же, создавший людей, так не считает, хотя даже змия-искусителя сотворил тоже он. Бог наказал пару людей, прокляв их. А изгнание, спросите Вы? Изгнание уже не было наказанием, Господь фактически подтвердил правоту змия, который обещал, что "в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт, 3:5). Более того, Господь обещал Адаму "в день, в который ты вкусишь от него (плода), смертью умрешь" (Быт, 2:17), а змий имел свою точку зрения: "Нет, не умрете" (Быт, 3:4). После грехопадения Адам прожил еще сто тридцать лет, так что же - Бог просто запугивал Адама? По сути Господь выражает опасение, что Адам, узнав добро и зло, станет жить вечно, сравнявшись по этому параметру с Богом. Именно поэтому и был изгнан из рая Адам, а путь обратно охраняет херувим с пламенным мечом.

Господь отверг жертву Каина, так как та была сделана не от чистого сердца. Отвергнутая Богом жертва Каина была отвергнута Господом, тогда как жертву Авеля Бог принял. Это-то и стало причиной последующего братоубийства. Перечитаем же Библию: "...И был Авель пастырь овец, а Каин был земледельцем. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу". И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел "Господь" на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел" (Быт, 4:2-5). В данном отрывке ничего не сказано о дурных намерениях Каина, все просто - бескровная растительная пища земледельца Каина Богу пришлась не по вкусу, а вот жертва с мясом, жиром и кровью, которую принес овцевод Авель, пришлась впору. О таких вкусах Бога говорится и в других местах: "И устроил Ной жертвенник Господу; и взял изо всякого скота чистого, и из всех птиц чистых и принес во всесожжение. И обонял "Господь" приятное благоухание" (Быт, 8:20-21). Да и в дальнейшем, вплоть до построения храма Иерусалимского герои совершали кровавые подношения скота, в Библии везде жертвы Богу сопровождались кровопролитием, вот и стала ясна причина недовольством Бога подношением Каина.

Каин убил Авеля из-за зависти. О данном факте упоминается даже в детском варианте Библии. Вернемся же к первоисточнику - к Библии. "Каин сильно огорчился, и поникло лицо его" (Быт, 4:5). Но нигде ни слова ни сказано о зависти, это фантазии последующих толкователей. Господь успокаивает Каина, призывая его делать добрые дела. Но что означает это понятие "доброе дело"? Братья совершили одно лишь деяние - жертвоприношение, Каин не сделал добра, а Авель сделал, логично предположить, что Господь понимает под "добром" - кровавое жертвоприношение. Абстрагируясь от того, что традиционно Бог представляется миролюбивым и милосердным, что должен сделать человек, от которого Всевышний требует кровавую жертву? Неудивительно, что после беседы с Господом Каин убивает своего брата Авеля. Да и человеческие жертвоприношения вообще присутствуют в Библии - Авраам чуть было не убил Исаака, а Иеффай все-таки возложил дочь на алтарь. И это речь идет о своем народе, а касательно иноплеменников можно вспомнить жертву четырехсот пятидесяти пророков Бааловых или же бессмысленные и безжалостные истребления пленных в Исходе, Числах и других книгах. Стоит признать, что нет ничего удивительного в том, что Господь, требовавший людские жертвы многократно в Библии в этом случае поступил так же. Можно верить в то, что Каин был завистлив, что Бог видел и допустил братоубийство, однако это не будет иметь никакого отношения к Библии.

Братоубийца Каин был наказан. Прежде всего, Господь проклял Каина, известно всем. Однако в Библии сказано: "И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей" (Быт, 4:11). То есть прямо сказано, что Бог не проклинает Каина за его жертву, братоубийцу проклинает и отвергает земля за кровь невинного человека. Иносказательность Господа тоже не следует воспринимать, так как обычно тот прямо говорит о своих проклятиях: "Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит "Господь"" (Соф, 1:2-3). В гневе же от чужого лица нигде не упоминается. Каин в ответ говорит Богу: "Наказание мое больше, нежели снести можно... Я... буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мной, убьет меня" (Быт,4:13-14). Кстати, еще одно упоминание того, что за земле тогда присутствовали еще люди, ведь согласно мифам должны были остаться только родители Каина на Земле. Господь же не считает смерть Каина возмещением грехов: "И сказал ему "Господь": за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал "Господь" Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт, 4:15). Принято упоминать некую "каинову печать", которая помечает негодяев, однако по сути божья печать охраняла Каина от справедливого возмездия. Но и обещание скитаться и быть изгнанником не сбылось - Каин в земле Нод женился и основал город, что как-то не стыкуется с обещанным наказанием. По сути за свое преступление Каин не только не наказан и не проклят, но и даже вознагражден. Закрадывается мысль о том, что действовал он по подсказке Господа. Интересно, что через некоторое время потомок Каина, Ламех совершил подобный поступок, только убил он уже двух человек, заявив: "Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха - в семьдесят раз всемеро" (Быт, 4:23-24). И снова Библия ничего не упоминает о небесной каре преступника.

Каин происходил от дьявола. По версии данного мифа дьявол соблазнил Еву в буквальном смысле, став отцом Каина, в котором отцовское начало толкнуло его на преступление. Сначала такая версия появилась у средневековых еретиков, позже - у сатанистов. Однако, как было уже сказано, в истории грехопадения дьявол и замешан-то не был, да и само грехопадение не являлось прелюбодеянием. Наконец, в Библии четко сказано: "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина" (Быт, 4:1). Поэтому следует считать мысль о нечистом происхождении Каина явным богохульством.

Всемирный потоп уничтожил все живое, кроме Ковчега. Перенесемся немного вперед по времени. Когда евреи готовились войти в землю обетованную, то их разведчики обнаружили там исполинов, чей рост превышал 4 метра. И жили там великаны еще со времен Давида. Есть предположения, что исполины или рефаимы появились на планете еще до потопа, ведь сказано: "сыны (Божий" увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали себе в жены, какую кто избрал" (Быт, 6:2). Комментаторы затрудняются однозначно определить, кто же являлся сынами Божьими? Если это ангелы, то могут ли они обладать смертными женщинами и иметь потомство от них? Если речь идет о евреях, то почему в других местах Библии те именуются сыновьями Господа Бога? Рискнем предположить, что сынами божьими именуются потомки первой пары людей, созданной Богами по своему образу и подобию, а дочерьми человеческими - потомство Адама. Такие "межрасовые" браки и могли породить племя исполинов, чем, возможно и был вызван гнев Господа о развращении людей на земле. Библия же прямо указывает на то, что исполины продолжали существовать и после потопа, но ведь не могли они спастись на Ковчеге, об этом, во-первых, ничего не сказано, а, во-вторых, какой смысл спасать тех, из-за кого собственно потом и устроен? Сам же Ной исполином быть не мог из-за размеров Ковчега. Возможно ключ кроется в следующих строках: "И сказал "Господь": Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их" (Быт, 6:7). "Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое" (Быт, 6:13). Если предположить, что Господь носил племенной характер, а творений человеческих было двое, то потом уничтожил только то, что создал Господь, и не по всей планете, а лишь "пред лицом "Господа", то есть в конкретном регионе ближнего Востока. Потомки Каина же спокойно пережили катаклизм в земле Нод, а в горах Палестины исполины возводили крепости.

Земля обетованная - священная благословенная земля. Земля обетованная для многих звучит синонимом земного рая, в котором нет войн, люди и помыслы их чисты. А вот Библия говорит о другом. Господь действительно обещал Моисею вывести народ в землю, где будут течь молоко и мед. Интересно, что еще в первых обещаниях Бога Аврааму и Иакову речь идет о земле, которая уже была заселена разными племенами - хананеями, хеттеями, амореями и другими. При этом Господь явно приказывает: "поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их" (Втор, 7:1-2). После чего, как следствие: "И взяли в то время все города его и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых" (Втор, 2:34). То есть налицо или заклание, как ритуальная жертва тысяч людей, или же заклятие, под чем подразумевается поголовная резня. В Библии многократно встречаются места, в которых евреи убивали поголовно людей, не оставляя никого в живых, к примеру: "А всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили их: не оставили ни одной души" (Нав, 11:14). Можно конечно сослаться на то, что времена такие была, но нет, истребление целых племен, с женщинами и стариками никогда не считалось нормальным. Жестокие викинги в своем эпосе считают истребителя рода злодеем, который непременно несет кару за это от мстителя. Свирепые монголы, вырезая всех мужчин племени, не убивали женщин, уводя в плен, зачастую и мужчины оставались жить, обложенные данью. В Библии же: "И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? Итак, убейте всех детей мужского пола и всех женщин" (Числа, 31:15,17). По части милосердия и благородства избранникам Господа далеко было до диких язычников Чингисхана и Батыя. Термин же "обетованная земля" дословно означает - земля обещанная. Племенной бог обещал своему избранному народу земли, на которых жили и трудились другие племена. Коренное население было беспощадно вырезано во имя Господа, земля во славу Бога залита реками крови. Поэтому стоит осторожнее обходиться с этим термином, помня, что за ним стоит.

Библейские заповеди одинаковы для всех. Для многих десять библейских заповедей являются мерилом поведения и нравственности. Однако стоит задаться вопросом - почему же самую важную заповедь "Не убий" так часто в Библии нарушают положительные герои - мудрецы, пророки, святые и цари? Сам Моисей буквально на следующий день после обретения заповедей приказал: "сыновьям Левииным" идти с мечами по стану евреев "от ворот до ворот обратно, и убивайте каждого брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего... И пало в тот день из народа около трех тысяч человек" (Исх, 32:27-28). При вчитывании в Библию недоумение только нарастает, в законах, провозглашенных от имени Господа, буквально каждое третье преступление карается смертной казнью - колдовство, богохульство и даже непочтение к родителям! И это относится к соплеменникам! К представителям чужих племен вообще отношение ясное - следует их вырезать. Следует внимательно вчитаться в заповеди, данные Моисею. Удивительно, но "Не убий" отнюдь не первая из них, а только шестая! Возможно отсюда и проистекает то, что все статьи древнееврейского закона, которые карают смертью касаются предыдущих пяти заповедей, которые, как оказалось, были важнее, так как следовали раньше "по статусу". Поэтому "не убий", по сути, касалось тех, кто соблюдает первые 5 заповедей. Согласно заповедям, принесенным Моисеем, согласно Библии право на жизнь имеет лишь тот, кто поклоняется Господу и только ему, соответственно из числа тех, кто может существовать, автоматически исключаются все народы, кроме одного, Избранного. Возникшее затем христианство со своей кровавой историей не отступило от древних традиций.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.