Ангелы.

Ангелами называют сверхъестественных существ, которые являются посланниками Бога. Обычно это существо похоже на человека, но имеет крылья сзади. Ангелы часто упоминаются в разных религиях, в той же Библии о них говорится не один раз. В самых важных событиях человеческой истории, описываемых священными книгами, всегда рядом присутствуют эти божьи посланники.

Образ ангелов нашел свое отражение в культуре и искусстве. Художники и скульпторы веками посвящали себя созданием крылатых образов. Это могли быть невинные херувимчики на картинах эпохи Возрождения, а могли быть и скорбящие ангелы на надгробиях.

Но за долгое время изучения ангелов и их природы, в основном на основе сказаний и объектов искусства, человек значительно видоизменил их первоначальный облик. Мы приписывает им те черты, которых не было и не могло быть в первоисточниках. Во всяком случае изучение Библии, а не картин существ с крыльями, позволяет развеять некоторые мифы об ангелах.

Мифы об ангелах.

У каждого из нас есть свой собственный ангел-хранитель. Есть немало историй о том, как нас оберегают ангелы, а порой эти таинственные незнакомцы даже спасают людей от смерти. Сама фраза «ангел-хранитель» и подразумевает такое заботливое существо. Разве не приятно думать, что кто-то свыше постоянно за нами наблюдает и за счет своего интеллекта и дара предвидения незримо направляет нас на нужный путь, оберегая от неприятностей. Вот только в Библии ничего не говорится об индивидуальном ангеле-хранителе, который есть у каждого человека. Правда, в нескольких местах можно встретить упоминания об ангелах-опекунах. Так, в Евангелии от Матфея, глава 18:10, говорится: «Не презирайте ни одного из малых сих. Ибо, говорю вам, что Ангелы на небесах всегда видят лицо Отца моего Небесного». Этот отрывок обычно трактуют, как описание ангелов, которые наблюдают за всеми истинными христианами и за детьми. Вот только тут нет слов о том, что у каждого есть свой личный ангел. А идея эта вообще появилась совсем недавно, став результатом эволюции истории. В средние века часто появлялись истории о том, как святые встречались с ангелами, которые их и защищали. Постепенно истории трансформировались. Стали говорить, что ангелы приходят к человеку уже в повседневной жизни. Такие истории стали появляться в XVIII-XIX веках. А к XX веку уже и сложился миф о том, что у каждого из нас есть свой ангел-хранитель, незримо присутствующий рядом и оберегающий от бед.

Херувимы - ангелы с внешностью младенца. В искусстве довольно часто можно встретить изображения херувимов. Они выглядят, как маленькие голые дети, такие же очаровательные и пухлые. Вот только у этих существ есть еще и крылья. На самом деле такой образ ангелам придумали художники, в Библии же херувимы описаны совсем иначе. Это весьма специфические ангелы. Бог приблизил их к себе, заставив служить непосредственно себе. К людям херувимы отношения не имеют. В Ветхом завете эти существа упоминаются довольно часто, при этом милыми они никак не являются. В Книге Бытия упоминается, как двум херувимам дали задание охранять древо жизни. В главе 1:5-11 у Иезекииля дано полное описание эти существ. В Писании они предстают очень похожими на людей, вот только их ноги заканчивались телячьими копытами. У каждого херувима было по четыре крыла, скрывающих их человеческие руки, а также по четыре лица. Когда эти ангелы двигались, их лица не разворачивались. Спереди у них всегда был человеческий облик, сзади - орлиный, слева - бычий, а справа - львиный. При этом каждый херувим словно бы горел в огне. Иезекииль описывает ангелов, как живую Божью колесницу, разумную при этом, силу, подвластную одному Господу. Он говорил, что Бог перемещается в колеснице, чьими колесами и выступают херувимы. Четверка вместе олицетворяет мудрость главного божьего творения - человека, а также силу льва, приземленность и тяжесть быка, свободу орла и силу льва. В своих областях все эти существа самые лучшие. Каждый херувим одной парой крыльев прикрывает свое тело, а другие простирает. При этом сами крылья еще и покрыты глазами. Как видно, в описании нет ничего общего с упитанными и симпатичными младенцами.

Херувимы - добрые существа. Херувимы взирают на нас с картин добрыми глазами. Они улыбаются, а за спиной у них очаровательные крылышки. Часто в их руках художники вкладывают арфы. Но в Библии эти ангелы вовсе не такие миловидные. Благодаря Индиане Джонсу мы смогли рассмотреть крышку Ковчега завета - Трон милосердия. Там изображены херувимы, чьи лица и тела спрятаны под парами крыльев. Другую же пару они тянут друг к другу, образуя таким образом престол. В соответствии с Писанием такой Трон знаменует присутствие разгневанного Бога, грозящего смертью. Ежегодно первосвященник проводил церемонию, совершая жертву и окропляя этот Трон милосердия кровью животных. Так люди просили Господа еще год не гневаться на них. А чтобы бесстрашно приблизиться к Трону, требовался другой особенный ритуал. Считалось, что любое нарушение норм станет для священника смертным грехом. Да и не находилось таких, кто непочтительно позволил бы относиться к реликвии. Ежегодно херувимам давали кровавое подношение. И только после распятия Христа эта церемония была прекращена. Считалось, что его кровавой жертвы уже достаточно, чтобы умилостивить херувимов.

Люди сами могут становиться ангелами. В фильмах часто показывается, как люди после смерти превращаются в ангелов. На самом деле в Библии ничего не говорится об этом, даже праведники не получают на это права. А в нескольких местах в Библии прямо говорится о невозможности такой трансформации. Люди и ангелы созданы Богом, но с разными целями. В Послании к Евреям в главе 1:14 прямо говорится, что ангелов создали специально для того, чтобы протянуть руку помощи верующим в Господа. В Книге Бытия в главе 1:26 сказано, что ангелы являются духовными существами, которые могут по воле Бога принимать не только облик человека, но и любой другой. А вот в книге Петра сказано: «И было явлено им, что они не служат себе самим, но вам, через мудрость, явленную вам через тех, чьими устами говорит Дух Святой, посланный с небес: мудрость, на которую ангелы долго смотрят». Святой Дух несет истину человеку, ангелы хотят слышать те же откровения. При этом людьми они никогда не были.

Ангелы могут быть женского пола. На многочисленных картинах библейских сцен можно увидеть ангелов мужского пола. А вот на кладбищенских надгробиях ангелов изображают уже в виде безутешных женщин с крыльями. Вот только в самом Священном писании ничего не сказано о женском поле ангелов. Не стоит сравнивать их с людьми и приписывать какие-то биологические особенности, свойственные нам. К ним не имеют отношения секс и вопросы пола. Во всей Библии ангелы описываются исключительно, как мужчины. Даже само слово «angelos» из Нового завета имеет мужской род, а женского рода у него вообще нет. Упоминаются имена только двух ангелов - Гавриила и Михаила, другие же называются просто «он». О крылатом существе женского пола в Библии говорится всего лишь раз. В Книге Захарии, во главе 5:9 есть упоминание о таких летающих в форме видений существах, также там летает еще и свиток. Но нигде не говорится, что это были ангелы. Да и сама идея ангелов женского пола появилась через столетия после создания Библии. До IV века вообще не было никаких художественных изображений ангелов, по крайней мере, нам об этом ничего не известно. Так христианство пыталось дистанцироваться от свойственного другим религиям поклонения образам и идолам. А после появления портретов ангелов в искусстве, их начали ассоциировать с крылатыми существами из других древних мифологий, например, с языческой Никой. Так и появился женский облик у ангелов.

У ангелов есть нимбы. Если представить классического библейского ангела, то он предстанет в развевающихся одеяниях с крыльями и нимбом. Вот только о наличии у этих существ последнего ничего в Библии не говорится. В этом писании вообще ничего не сказано о нимбах. Чем-то похожим на «визитку» религиозного искусства можно считать лучи света, которые исходили от знаменитых персонажей из Библии - Моисея и Христа. А сам нимб появился над изображениями святых только лишь в четвертом веке. Первоначально такое свечение помещали над восседающим на троне Христом. Постепенно нимб стали считать символом добра, его стали рисовать еще и над ангелами. А к шестому веку нимбом обзавелись и все святые. Но христиане не придумали нимб, а позаимствовали эту идею. Появилась же она в Древних Сирии и Египте, где царей изображали с нимбами на голове, подобно венцам. Божественным свечением подчеркивалась связь правителей с всевышними существами. Да и в Древнем Риме часто императоров рисовали в коронах и в лучах света. Так что христианские художники просто позаимствовали удачный символ, который и прижился.

У ангелов было по два крыла. Оказывается, художники пририсовали ангелам не только нимбы, но и крылья. А если точнее, то речь идет о двух крыльях. И в этом случае в первоисточнике, то есть в Библии, ничего об этом не сказано. И хотя ангелов часто называют «летящими», кто сказал, что они были двукрылыми? Вполне логично, что если эти существа перемещались по воздуху, то у них были и крылья. И говоря о числе, сразу видится пара таких естественных приспособлений. Одним из самых высших мест в иерархии ангелов занимают серафимы. Они стоят прямо перед Престолом Господа и в буквальном смысле горят любовью к своему хозяину. Это является примером для остальных. В книге пророка Исайи вообще сказано, что у каждого серафима шесть крыльев. Но непосредственно для полета требуется всего пара. Еще два закрывают лицо, а третья - ноги. Херувимы описываются, как ангелы с четырьмя крыльями. На христианских картинах раннего периода рисовали ангелов, спускающихся с небес на крыльях. Ярким примером являются изображения на саркофагах римлян. Например, на надгробии политика Юния Басуса есть сцена из Библии, где ангел является Аврааму и просит его принести своего сына в жертву. Но в Библии при описании этого события про крылья ничего не сказано, тогда как на сцене на саркофаге они уже появились. Картина датируется 359 годом, следовательно, примерно тогда и сформировались представления о внешнем виде ангелов. К концу IV века их уже везде рисовали в таком виде. Можно сказать, что с тех пор ангелов и стали прочно ассоциировать с крылатыми языческими божествами.

Существует Ангел Смерти. В христианстве есть величественный образ ангела, приходящего к человеку за его жизнью. Это существо прекрасно своей мрачной потусторонней глубиной и неотвратимостью. Вот только у него всего одна цель, и людям она не очень нравится. Есть в Библии несколько отрывков, которые касаются ангелов, лишающих людей жизни. Об этом говорится в Исходе, в истории Пасхи, глава 11:4-5, а так же во Второй книге Царств, глава 19:35. В последнем случае мы читаем, как ангел лишил жизни сразу 185 тысяч ассирийцев. Однако в современном понимании мы считаем Ангела смерти самой смертью. В Библии же эти существа занимаются не только лишением людей жизни. Их деяния в этом плане - всего лишь выполнение очередных приказаний Господа. В еврейских традициях вообще лишена смысла сама идея Ангела смерти. Ведь только Бог, а не какие-то его посланники имеют власть над жизнью и смертью. Но постепенно мрачный образ попал и в религиозные каноны. Стали говорить об Ангеле смерти по имени Самаэль. Первые упоминания о нем были настолько малозначительными, что трудно даже отследить их появление. Во времена амораев в 220-370 года уже стали появляться более частые упоминания о Самаэле, как об ангеле смерти. В тех древних текстах ангелы становятся смертоносными и мстительными посланниками, а сам Самаэль надел на себя мантию главного Ангела Смерти. Ему была уготована судьба перейти из чисто религиозного персонажа в фольклорный. Самаэль перестал выполнять божью волю, теперь он по своему желанию является к людям и лишает их жизни. А тело этого существа по народным легендам было полностью покрыто глазами. Это позволяло ангелу видеть все, что творится кругом. В еврейской традиции Самаэля связывают с Каином. Говорят, что именно этот ангел и внушил ему желание, придав силы, убить своего брата.

Гавриил - важный ангел. В Библии есть четыре упоминания об этом персонаже. В первый раз сказано, что он приходит на землю на каждое Рождество. Именно поэтому люди так его и почитают. Именно Гавриил стал тем посланником, сообщившим Марии о ее выборе на роль матери божьего сына. И в других случаях он выступал в качестве посланника. Между тем принято считать Гавриила не просто рядовым обычным ангелом, а архангелом. Они в небесной иерархии занимают место выше обычных ангелов. Но есть и над ними другие ангельские чины, иерархия духовных существ вообще довольно сложная. В Библии сказано, что у ангельской иерархии есть три уровня, или сферы. В каждой из них есть еще три подгруппы. Ближе всего к Богу первая сфера, в нее входят серафимы, херувимы и престолы. Именно первый чин из упомянутых и является у ангелов самым высшим. Во вторую сферу входят господства, учащие людей владеть своими чувствами, а правителей - руководить народами. Эти ангелы творят чудеса и защищают хороших людей от дьявольских искушений. Последняя ниша является самой низшей, так как она дальше всего от Бога. Тут состоят архонты, или начала. Они руководят ангелами низшего ранга. Считается, что у каждого земного царства есть свой собственный архонт, который ответственен за правление царей. Эти ангелы следят, чтобы на трон восходили самые достойные люди, которые будут править от имени Бога. И уже прямо под ними располагаются архангелы, в том числе и Гавриил. Ниже находятся только простые ангелы, которые время от времени являются к людям, совершают небольшие чудеса и помогают, если придется. Ниже в небесной иерархии только люди. Они дальше всех отстоят от Бога. Так что с точки зрения такой иерархии Гавриил, хотя и является одним из немногих ангелов с именем, обладает весьма невысоким статусом. И даже появление у яслей младенца Иисуса не придало ему значимости.

Ангелы несут людям только добро. Обычно ангелы воспринимаются, как добрые существа, которые помогают людям. Даже если эти посланники Бога сеют смерть, они всего лишь выполняют его приказ. Но есть одна из интерпретаций библейских текстов, которая прямо обвиняет ангелов во всемирном потопе. А ведь тогда погибли все люди, кроме Ноя и его семьи. Книга Бытия гласит, что незадолго до тех событий наша планета являлась домом не только для людей, но и еще для исполинов (нефилимов). Эти существа появились на свет от «сынов Божьих» и «дочерей человеческих». Довольно популярна трактовка, считающая таких «сыновей» ангелами. Они пришли на Землю, да и остались тут, наслаждаясь удовольствиями, в том числе и плотскими. В Послании Иуды глава 1:6 нефилимы предстают существами, которые бросили свое законное жилище, поменяв его на земное. И в Бытие они именуются потомками неких божественных существ и земных женщин. Кто это был - христиане продолжают спорить. А вот в теологии евреев все намного проще. Когда Бог увидел, что его созданиями, Азаилом и Самсавеилом, овладела порча, он отправил их на Землю. Ангелам предстояло доказать, что люди могут сами нести ответственность за свое будущее. Но на Земле они не просто открыли для себя запретные для ангелов удовольствия. Самсавеил к тому же еще и нарушил одну из самых священных клятв. Он поведал смертной женщине истинное имя Бога. Легенды гласят, что ангелу в наказание запретили возвращаться на небеса, а вот ту самую женщину, Иштар, подняли вверх и оставили среди звезд. Самсавеил со временем раскаялся в своем проступке, но ему так и не разрешили вернуться, оставив между Небесами и Землей. По другим легендам целых 18 ангелов вступили в связь с земными женщинами и оставили после себя потомство. В любом случае обе истории заканчиваются одинаково. Этот плотский грех заставил Бога уничтожить все созданное имя на Земле, в том числе и потомков ангелов – нефилимов-гигантов.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.