Tetra Pak
Эта история о том, как трудолюбие и честолюбие могут сделать человека богатым. Обычный шведский инженер Рубен Раусинг стал в итоге одним из самых обеспеченных людей в Европе. А ведь свое состояние он сколотил на обычной бумажной упаковке для напитков. Правда, воплощение удачной идеи в жизнь заняло целых 24 года постоянной работы.
Появился на свет будущий основатель бренда Tetra Pak в 1895 году в небольшом рыбацком поселке около Рауса. Даже по меркам Швеции этот город являлся крошечным. Родителя будущего миллионера носили весьма обычную в Скандинавии фамилию Андерссон. Правда, когда Рубен служил в армии, его прозвали Раусинг.
Начав заниматься бизнесом, он стал использовать этот псевдоним, не желая тонуть в океане предпринимателей-Андерссонов. Отслужив, Рубен пошел на учебу в Торговый университет. После Стокгольма была практика в Америке. Какое-то время Раусинг поработал в полиграфии, а потом с головой окунулся в мир упаковочной индустрии.
История появления легендарного бренда берет свое начало с обычной идеи, лежащей, как казалось, на поверхности. В конце 1920-х пищевая промышленность переживала бум - она вышла на принципиально новые уровни. Люди стали делать полуфабрикаты, производство консерваций бурно росло. Появилась нужда в транспортировке продовольствия на далекие расстояния.
Наблюдая такие процессы, Рубен Раусинг вполне логично предположил, что индустрии питания требуется новая экономичная и гигиеничная упаковка. На момент начала реализации своих идей у самого молодого инженера не было ничего, кроме честолюбия и амбиций. Родственников богатых у него не было, сам он вообще стал первым в семье с высшим образованием.
На реализацию своих планов Раусинг решил занять денег у богатых промышленников. Сперва он обратился к основателю «Электролюкса» Акселю Вернеру Грену. Но тот отказал в кредите, посчитав такие идеи пустыми. Финансисты Валленберги пришли к выводу, что упаковычный бизнес слишком уж рискованный. Пришлось Раусингу надеяться только на себя. В 1929 году он вместе со своим другом и единомышленником Эриком Окерлундом основал маленькую фирму «Окерлунд и Раусинг». А через четыре года Рубен выкупил долю у компаньона и стал единоличным владельцем бизнеса. Именно эта компания и породит через 17 лет знаменитый Tetra Pak.
После того, как Раусинг набрал необходимый штат сотрудников, он начал работать. При этом приходилось заниматься и творчеством. Так, инженеру пришлось создать несколько вариантов упаковки - для сахара, для муки и для других сыпучих продуктов. А вот упаковка для молока все ему никак не давалась. Вплоть до 1940-х молоко и сливки продавались исключительно в стеклянных бутылках или на розлив. Это было не очень удобно - такая тара легко билась, а при розливе проходили утечки продукта.
Так что, как казалось Раусингу, рынок должен был с воодушевлением принять новую одноразовую упаковку - легкую, стерильную и дешевую, способную легко транспортироваться. Однако молодое предприятие все не могло встать на ноги. Сам Раусинг заметно нервничал, ведь на войне многие делали состояние на вооружении, строительстве и других масштабных операциях. Упаковочный бизнес на этом фоне смотрелся явно проигрышно и убыточно.
Тем не менее сотрудники компании Эрик Торудд и Эрик Валленберг времени зря не тратили. Они постоянно придумывали все новые и новые разновидности упаковки. Сперва они пробовали конструкцию в виде параллелепипеда. Однажды Валленберг заболел, находясь дома с высокой температурой, он мастерил и мастерил новые макеты. Вдруг Эрика осенило - идеальной формой должен стать четырехгранная пирамида, тетраэдр. Ведь ее и склеить легко, и проблем не будет с легким заполнением емкости. Такая форма удобна, занимает мало места и может легко перевозиться с места на место.
И хотя открытие по сути сделал Эрик Валленберг, патент на свое имя оформил Рубен Раусинг. Только через несколько десятков лет, в 1991 году, Шведская научно-инженерная академия, как и другие подобные инстанции, признали истинного автора. Ему была вручена золотая медаль за свое открытие. Открытие стало настолько значимым, что в честь него сам Нобелевский лауреат физик Нильс Бор сказал: «Еще ни разу в истории человечества математическая идея не нашла столь удачного практического воплощения». А заслуга Раусинга состояла в том, что он сумел встроить инженерное решения в мир большого бизнеса.
Хотя форму упаковки и придумали в 1944 году, прошло еще несколько лет, пока ее на стали производить в массовых количествах. Пускай Швеция и не принимала участия в боевых действиях, экономике страны не хватало динамики, да и финансами для реализации проекта было туго. Да и кредиторы видели, что существовала чисто инженерная проблема. Оказалось не так просто найти нужный материал, в котором можно было бы хранить молоко и сливки. Хорошо еще, что Раусинг умел терпеть. К тому же его отличала бережливости, сам он жил скромно и всю прибыль вкладывал в научные разработки.
Чтобы защитить бумажную поверхность Раусинг перепробовал немало типов пластика. В итоге было решено остановиться на картоне, покрытом полиэтиленом. А ведь до того такой материал использовался исключительно в оборонной промышленности. Затем появилась необходимость создать технологическую цепочку и придумать специальное оборудование. Только в 1952 году была создана первая упаковочная линия для производства тетраэдров. С ее помощью молочная компания «Лундаортенс» разливала сливки объемом по 100 миллилитров. По одной из легенд линия была доставлена на молокозавод в город Лунд в вагоне на лошадиной тяге. Ведь Раусинг так экономил на всем, что отказался даже от грузовой машины.
В том же 1952 году начались промышленные испытания линии. С окончанием тестов через пару лет Раусингу предстояло еще убедить клиентов покупать молоко, фасованное именно его способом. Приспособление шло не так гладко, как хотелось - у домохозяев часто молоко выплескивалось на пол после отрезания верхушки пакетика. Хорошо еще, что в те времена стали плодиться супермаркеты. Торговля стала потоковой, поэтому необходима была универсальная упаковка. Оказалось, что тетраэдры и хорошо укладываются в тару, и легко размещаются на прилавках.
Уже в 1953 году бумажные пирамидки от Tetra Pak стали использовать все крупнейшие молокозаводы шведской столицы. Затем этот пример был перенят и другими крупными шведскими производителями молока. А за пределами Швеции оборудование Tetra Pak впервые поставили в немецком Гамбурге, это сделала компания Alster Milchwerk. Так начиналось успешное шествие бренда по планете.
Теперь Рубен Раусинг мог наконец немного успокоиться. Он 24 года внедрял кажущуюся простой идею. А чтобы завоевать рынок своей технологией, инженеру пришлось распутать настоящий клубок технологических, научных, финансовых и маркетинговых проблем. Зато награда за упорство оказалась достойной. За последующие 10 лет оборот компании вырос на 30%.
Сам же владелец фирмы Tetra Pak продолжал искать новые сферы применения для своего изобретения. Технологическая линия была немного изменена, что позволило выпускать не только тетраэдры, но и призма. Пакеты в форме «кирпича» для некоторых стран оказались более востребованными. В 1956 году Раусинг открыл огромную фабрику в Лунде. Там и сегодня размещается главный офис компании, основные производственные мощности и лаборатории. Благодаря исследованиям, в 1961 году появился и асептический вариант упаковки. Он позволил намного увеличить срок хранения молочной продукции.
Такой коммерческий успех зародил у руководства компании мысли о том, что удачная картонная упаковка может использоваться не только для молока. Шведы привлекли иностранных партнеров и вместе с ними начали исследования в этом направлении. В 1974 году канадцы из Leiterie Cit стали первыми, кто поместил в Tetra Pak сок. Уже на следующий год продукция Раусинга пришла на рынок Азии, шведы заключили контракт с правительством Ирана. Вскоре удобная упаковка стала выпускаться в Китае и Великобритании. Важно, что в Азии и Африке не пришлось даже тратиться на рекламу. В этих регионах гигиеничная и легкая упаковка в виде пирамиды позволила производителям легче противостоять жаре и лучше перевозить продукцию в отдаленные места.
А в 1961 году первый завод по производству молока в бумажных пакетах появился и в СССР. Власти страны купили у Раусинга сразу 20 производственных линий. В 1980 году упаковку от Tetra Pak официально признали органы здравоохранения США. Выход на рынок Америки стал для Раусинга-бизнесмена последним достижением. Он отошел постепенно от дел, придумывая глобальные природные проекты для родной Скандинавии. Бывший инженер мог себе это позволить, ведь его компания вместе с дочерними фирмами стала уже крупной империей с ежегодным оборотом в 8 миллиардов долларов.
В начале 1980-х компания из-за больших шведских налогов перебралась за границу. Сам Рубен Раусинг умер в 1983 году. Своим сыновьям он оставил уникальный бизнес, подобного которому в истории еще не было. Дети бизнесмена живут в Англии, от своего отца они унаследовали не только промышленную империю, но и главные черты характеры - упорство, страсть к соперничеству, интуицию. В 1989 году Международный институт питания признал технологию Tetra Pak главным изобретением в пищевой промышленности за последние полстолетия.
К 1992 году компания настолько разрослась, что было решено изменить принципы управления. Так появилось три региональных офиса - американский, азиатский и европейский. Раусинги внесли коллегиальное управление в свой бизнес. Единоличный глава компании и центральная верхушка больше не требовались. В 1993 году корпорация Tetra Pak слилась с Alfa Laval, породив крупный концерн Tetra Laval International.
Теперь компания не только изготавливает упаковку, но и создает оборудование для создания продуктов питания. Непосредственно упаковочное подразделение приносит 20% прибыли. Сегодня в компании трудится более 30 тысяч человек, она выпускает 90 миллиардов упаковок в год. Объем продаж превышает 10 миллиардов евро в год. В мире продается множество продуктов в упаковке от Tetra Pak - молочные продукты, соки, вина, соусы. Правда, теперь модной стала форма параллелепипеда.