Pixar
Это компания, как и многие другие, появилась на свет благодаря мечте. Два молодых человека, абсолютно разные по своим жизненные взглядам, мечтали создать компьютерную анимацию. А звали энтузиастов - Элви Рей Смит и Эд Кэтмелл. Но идея о создании полноценного анимационного фильма, созданного с помощью компьютера, а не традиционных рисунков пришла к ним не сразу.
Элви Рей Смит был настоящим хиппи из Нью-Йорка. Долгое время он искал себя. Хотя в своем родном городе Смит и получил отличное образование, дальнейшая научная деятельность его не интересовала. Это было слишком скучным для молодого человека, да и сам Нью-Йорк был ему чужд. Как настоящий фанат вычислительной техники, да еще и хиппи, Смит стремился попасть в Калифорнию, что ему и удалось в итоге.
Тут он устроился преподавать в университет Беркли, сразу познакомившись со многими компьютерщиками. Но самом знаковым стало знакомство с Диком Шупом, который работал в исследовательском центре Xerox PARC. Дик своими разработками так заинтересовал Смита, что тот даже посетил его место работы.
Надо сказать, что Смит очень увлекался искусством. По сути это был профессор, который в душе являлся еще и художником. Именно поэтому нет ничего странного в том, что его так поразили мощнейшие машины Xerox, которые могли работать с графическими образами, светом, тенью. В этот момент на профессора снизошло озарение, и он понял, чем хочет заниматься в жизни.
Только вот компании Xerox новые сотрудники не требовались. Но и мимо такого увлеченного таланта команда пройти не могла, взяв его на работу неофициально. Деньги же он получал тайком, в виде оплаты за дополнительные материалы. Но правда вскоре вскрылась и руководство Xerox тут же закрыла Смиту доступ в компанию. Зато это позволило ему пойти своим путем.
В те времена бизнесмен Александр Шуре открыл свой исследовательский центр на Лонг-Айленде. Он мечтал снять полноценный мультфильм с помощью одних лишь компьютеров. Для этого Шуре купил несколько мощных компьютеров и прибегнул к помощи математиков и программистов. Сюда, на восточное побережье, вернулся и Смит. Тут он познакомился с Эдом Кэтмэллом, с которым быстро начал работать вместе. Таланты Рея Смита была оценены Шуре, который и дал возможность ему поучаствовать в проекте.
Хотя молодые люди и работали вместе, связывало их не только это. Несмотря на абсолютно разный образ жизни, они сдружились. Вполне вероятно, что их объединила та самая мечта о создании мультфильма будущего. В те времена компьютеры только начали работать с анимацией. Толком еще ничего не существовало - люди начинали создавать специальные машины и программы, которые в будущем подарят уникальные мультфильмы, собирающие полные залы.
Однако энтузиазм энтузиазмом, но у Алекса Шуре вскоре начались проблемы с финансами. Он стал избавляться от своих невыгодных активов, в число которых попала и компания, исследовавшая компьютерную анимацию. Все технологии и сотрудники перешли к Джорджу Лукасу, знаменитому режиссеру гремевших тогда «Звездных войн». В 1979 году им была основана студия «Computer Divison».
Сам он считал, что будущее киноиндустрии заключается в использовании цифровых технологий. Но перспективному направлению он не смог уделять должное внимание. Так было до тех пор, пока Лукас не увидел фильм «Star Trek II: The Wrath of Khan», самая эффектная сцена в котором была создана на компьютере в его же студии. Тогда режиссер стал активнее сотрудничать с командой компьютерной анимации.
То было время настоящего творческого расцвета для самого Лукаса. Правда, он все больше занимался бизнесом, чем непосредственно режиссурой. Лукас купил несколько киностудий - «Lucasfilm», снимавшую кино, «Industrial Light & Magic», работавшая над спецэффектами, Skywalker Sound, а также то самое анимационное подразделение. Правда, профессиональные успехи обернулись для него самого неприятностями в личной жизни и будущим разводом.
В тот момент Лукасу пришлось задуматься о том, что же будет с его империей. Ведь согласно законам Калифорнии все совместно нажитое имущество должно быть поделено между ними поровну. А речь шла как раз обо всех компаниях Лукаса. Тогда ему пришлось задуматься об избавлении от некоторых своих активов. Ведь необходимо было выплачивать супруге многомиллионную неустойку. И снова под ударом оказалась небольшая студия, занимавшаяся исследования в области компьютерной анимации. Ее Лукас решил продать первой.
Но 30 миллионов за темную лошадку платить никто не хотел. Самым настойчивым и заинтересованным покупателем оказался Стив Джобс, которому как раз в то время после увольнения из Apple необходимо было найти себя. Джобс сделал паузу, а затем предложил Лукасу 10 миллионов долларов. Режиссер уже отчаялся продать эту студию, поэтому согласился в 1986 году продать ее.
Новая компания получила имя «Pixar». 92% ее акция принадлежали Джобсу, а по 4% досталось Эду Кэтмеллу и Элви Рею Смиту, которые и стали непосредственными руководителями проекта. В то время компания совсем не была похожа на нынешнюю. Сам Джобс предполагал, что она будет зарабатывать на продаже специализированных компьютеров и программ, о самостоятельном создании анимационных фильмов речи не велось. В «Pixar» царила творческая атмосфера, со стороны напоминавшая организованный хаос. Тем не менее каждый сотрудник знал, что он должен делать и выполнял это с удовольствием.
Первым серьезным результатом стало решение под названием «Pixar Image Computer». Этот компьютер стоил 200 тысяч долларов. И хотя удалось совершить несколько сделок, было ясно, что на прибыль выйти не удастся. Джобс со своей командой не могли найти необходимое число клиентов на такое дорогое и технически сложное решение.
Несколько медицинских учреждений отказались от Pixar Image Computer прежде всего потому, что обращение с ним оказалось сложным. Тратить время еще и на дополнительное обучение никто не хотел. Хотя торговые представительства Pixar были в семи городах Америки, в них работало внушительное число сотрудников, компьютеры так и не продавались.
Сам Джобс не особенно много времени тратил на Pixar, появляясь лишь на ежемесячных финансовых собраниях. Элви Смиту и Эду Кэтмеллу приходилось с трудом убеждать главного акционера, что все подразделения убыточной компании важны. Спасли же компанию не бизнесмены, и не технари, а аниматор Джон Лассетер. Он сумел в полной мере прочувствовать новый компьютерный мир, сделав его живым.
Одним из первых мультфильмов компании стал полутора минутный «Andre and Wally B». Несмотря на короткий формат, знатоки технологий оценили работу. С тех пор все творения «Pixar» становились главным событием конференции Siggraph - главного события в мире компьютерной анимации. Второй выстреливший хит компании назывался «Люксо Младший».
Первые мультфильмы удостоились ряда премий, было ясно, что зарождается новая индустрия. Но у самого Стива Джобса возникли серьезные финансовые проблемы. Он пришел к выводу, что необходимо снизить финансирование убыточного предприятия. Да и в основном проекте Джобса, Next, дела шли неважно. Так что Элви Рей Смиту и Эду Кэтмеллу пришло сильно постараться, чтобы выбить бюджет для нового мультфильма. Сдался Стив только после того, как ему пообещали увеличение продаж нового программного продукта «Render man» из-за выхода ленты.
После того, как «Оловянная игрушка» вышла на экраны, она стала сенсацией. Мультфильм даже получил «Оскар» 1988 года, что произвело впечатление на студию Диснея. О самом же «Pixar» с восторгом заговорил весь мир. Да и «Render Man» действительно стал хорошо продаваться, принеся компании много денег. Этот продукт использовался при создании спецэффектов к таким знаменитым фильмам, как «Матрица», «Титаник», «Властелин колец».
Теперь уже беспокойства за судьбу компании не возникало. Компания развивалась, вот только из-за конфликта со Стивом Джобсом ее покинул Элви Рей Смит. А все из-за того, что на одном совещании директор высказал свое несогласие с мнением хозяина. В 1995 году уже в сотрудничестве с Диснеем Pixar выпустила свой первый полнометражный мультфильм «История игрушек».
С бюджетом в 30 миллионов долларов он собрал по миру более 360 миллионов. В 2006 году после длительных переговоров студия была продана Диснею за 7,4 миллиарда долларов. Тогда же было решено произвести слияние. Разбогатевший Джобс вернулся в «Apple», а Pixar продолжила снимать мультфильмы под руководством Эда Кэтмелла и Джона Лассетера.
Все последующие проекты «Pixar» были еще более удачными. Благодаря обеим частям «Истории игрушек», «Приключениям Флика» и «Корпорации монстров» с «Поисками Немо» было заработано 2,5 миллиарда долларов. Студия получила уже 15 Оскаров и еще больше номинаций.