Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Michelin

Этот логотип компании Michelin - смешной человечек из шин, известен всем автолюбителям. В начале нашего века многие журналы, анализирующие рекламный рынок, признали Бибендума чуть ли не самым известным в мире логотипом. Конечно, французская компания Michelin известна не только это картинкой. Она сумела внедрить немало инновационных идей, в числе которых можно упомянуть хотя бы сменные и радиальные шины.

На самом деле Michelin является семейным бизнесом. Он возник еще задолго до рождения основателей самой компании - братьев Андре и Эдуарда Мишленов. Дед Аристид возглавлял завод, который выпускал разные металлоконструкции. А после смерти хозяина на предприятии начались проблемы. Один за другим уходили директора, которые так и не смогли прижиться. И вот в 1886 году фабрику возглавил 33-летний Андре Мишлен, вернувшийся в родной Клермон-Ферран из Парижа.

Стоит отметить, что Андре обладал незаурядными талантами. Он окончил еще одно из лучших технических учебных заведений Франции, «Эколь Сентраль». Кроме того инженер сумел получить еще и образование архитектора. Вместе с Андре работать вскоре начал и его младший брат Эдуард, который окончил академию художеств. В 1888 году дела фабрики пошли на поправку, и она была переименована в Compagnie Générale des Établissements Michelin. С того года и начался официальный отчет самой знаменитой в мире шинной компании.

Первоначально завод производил довольно большой ассортимент. В него входили тормозные колодки Silent, разные клапаны, газовые трубы, ремни, водопроводные трубы. К концу XIX века компания обратила свое внимание на такой новый транспорт, как велосипед. Тогда он только-только становился популярным. А в велосипедах обычно несъемные шины просто приклеивали к ободу. В этом деле Michelin произвела революцию, создав первые в мире съемные шины.

А прославилась компания после того, как велосипедист Шарль Террон победил в знаменитой гонке «Париж-Брест-Париж». Он находился за рулем велосипеда, как раз и оборудованного шинами Michelin. Позже состоялась историческая гонка, когда на участке «Париж - Клермон-Ферран» оказалось рассыпано множество гвоздей. Победители были оснащены съемными шинами от Michelin, что заставило восторженно говорить о компании велосипедистов.

Но этот успех не заставил компанию целиком переключиться только лишь на производство шин. В конце XIX века Michelin даже представила повозку Éclair, которая умела двигаться без помощи лошадиной тяги. Это был своеобразный прообраз автомобиля. А оснастили эту повозку уже пневматически шинами, придуманными Джоном Данлопом. В 1894 году состоялся первый автомобильный пробег. Его организовал французский журналист Пьер Жиффар.

Конечно, тогда о скоростях говорить не приходилось - зрелище мало было похоже на современные гонки. Машины разгонялись всего до 21 км/час, что ненамного было быстрее велосипеда. Но та гонка дала понять братьям Мишлен, за каким видом транспорта будущее. Они стали серьезно заниматься выпуском шин для автомобилей. А лучшей рекламной для продукции стали автопробеги, которые со временем трансформировались в гонки.

А о том, как родился один из самых замечательных логотипов, есть своя красивая легенда. Как-то раз Эдуард Мишлен на одной из выставок увидел кучу шин, сложенных друг на друга. Нет ничего удивительно, что получивший образование художника он тут же в своей фантазии дорисовал руки, ноги и голову. Эдуард решил, что из кучи шин может получиться неплохой человечек-логотип. Братья Мишлен тут же обратились к известному карикатуристу О’Гэллару. Именно он и создал первый вариант Бибендума. Только на самом деле не рисовал человечка, просто у него был уже готовая работа, от которой отказался один пивовар.

Зато Мишленам логотип понравится. Это и объясняет тот факт, что на первых эмблемах Бибендум изображается рядом с пивной кружкой. Объяснялось это нахождением в ней гвоздей, который легко проглатывал персонаж. Считалось, что и шины Michelin так же легко могут преодолевать все преграды. Ассоциация получилась двоякая, ведь получалось, что езда на автомобиле ассоциировалась с алкоголем. Именно поэтому со временем кружка пива исчезла с логотипа. А сам Бибендум стал поистине легендарным героем, который улыбался водителям с автозаправок, гоночных трасс, страниц автолюбительских журналов.

Но еще какое-то время в конце XIX века компания продолжала поставлять шины для велосипедов и фиакров. Но сами Мишлены понимали, что в ближайшее время эти транспортные средства уйдут в небытие. Перспективы виделись именно в автомобиле, упор делался на разработку для него пневматических шин.

Правда, многочисленные участия в автомобильных гонках показали, что продукты компании пока еще не готовы к полноценному использованию. Машины с шинами Michelin неизменно оказывались среди аутсайдеров. Казалось, что катастрофа неминуема. Но сами братья начали активно расклеивать по стране объявления, в которых сообщалось, что уже через 10 лет автомобили начнут использовать надувные шины. Мишлены ошибались - это случилось уже через 5 лет. В самом конце XIX века оборот компании составлял 6 миллионов франков. Можно было утверждать, что семейный новаторский бизнес перерос в большое предприятие мирового масштаба.

Очередная ступень известности пришла в Michelin во многом за счет подуманной рекламной компании, в которой часто обыгрывался образ знаменитого Бибендума. Рисовать его продолжал О’Гэллоп. В своих работах художник обычно уделял внимание таким темам, как техническое совершенство шин компании, карикатуре на известных исторических персонажей, изображаемых Бибендумом, автомобильные гонки и рекламе с социальной подоплекой. Всего О’Гэллоп создал для компании Michelin около трехсот рисунков. В 1906 году открылся первый завод компании во Франции, ее логотип становится знаменитым на весь мир. Поспособствовало тому открытие заводы Michelin в Америке через пару лет.

В начале прошлого века во многом благодаря компании Michelin стали популяризироваться автомобильные путешествия. Специально для любителей таких поездок производитель шин даже выпустил свой желтый «Гид Мишлен». В этом каталоге описываются все самые известные рестораны, гостиницы, автозаправки и другие полезные для автомобилистов места. В связи с тем, что автомобилей было немного, спрос на такое издание был невысоким. Именно поэтому компания распространяла гид бесплатно. Но со временем ситуация стремительно изменилась и гид стал уже неплохо продаваться.

А в 1906 году компания еще больше приобщилась к миру путешествий. Было организовано специальное туристическое агентство, которое помогало автомобилистам составлять их маршруты. А в середине XX века компания выпустила уже «Красный гид» по Европе. В нем содержались уже самые лучшие по мнению экспертов гостиницы и рестораны Европы. При этом специалисты Michelin, которые составляли это издание, вошли в историю благодаря своей неподкупности.

Самим рестораторам и хозяевам отелей никогда заранее не сообщалось, когда к ним приедет эксперт от Michelin. Все эти мероприятия проводились анонимно. В каталог проводился строгий отбор, поэтому заведение с плохим качеством обслуживания просто не могли попасть в список. В гиде появлялся временами и сам Бибендум, правда, ненавязчиво.

Очевидно, что братья Мишлен оказали большое влияние на мир рекламы. И дело тут не только в создании такого популярного персонажа и популяризации своего продукта за чет сопутствующих услуг. В 1901 году компания стала первой, которая стала выкупать страницы печатных изданий для рекламы сугубо по своему усмотрению. Вскоре такие объявления стали очень популярными. Ведь компания интриговала и радовала читателей похождениями своего героя Бибендума. Он не без юмора рассказывал, что же нового происходило в мире производства шин. При этом за журналами стали выпускаться разные каталоги и брошюры, которые стали распространяться по всей Европе.

Michelin активно захватывала континентальный рынок. Только Англия долго не сдавалась - там местное правительство поддерживало национального производителя Dunlop. Но вскоре очаровательный Бибендум влюбил в себя и англичан. Серьезные компании у Michelin появлялись только в годы мировых войн, но это было свойственно всей европейской промышленности. Уже после окончания боевых действий компания удивила весь мир новинкой - шинами Michelin X.

Для разработки данных шин использовалась абсолютно новая технология. Она позволяла продукту служить вдвое дольше, чем предыдущие модели. Так появилась радиальная шина. В те времена единственной проблемой Michelin было то, что компания попросту не успевает удовлетворять спрос потребителей. Так продолжалось более десяти лет, за которые компания только и успевала строить новые заводы. С 1934 по 1976 годы компания владела даже таким известным автомобильным производителем, как Citroën.

История компании Michelin - история одного из самых известных в мире производителя шин для машин, велосипедов и даже самолетов. Благодаря своим инновационными разработкам, фирма немало сделала для технического прогресса. Особо стоит отметить создание популярного рекламного персонажа, который является символом бренда на протяжении более чем ста лет.

Единственное место, где компания не смогла себя проявить - Формула-1. Там правят другие цари - Bridgestone и Good-Year. Michelin же одно время даже уходила из королевского автоспорта, разочаровавшись в результатах. Зато в других видах автомобильных соревнований французские шинники участвуют не без успеха, в том же «24 часа Ле-Мана». Компания даже проводит свои соревнования, среди электромобилей.