МифыФактыСленгПословицыТесты

KFC

В нашей стране самой известной сетью быстрого питания является МакДональдс. А вот в Америке слава самого известного фастфуда поделена с компанией KFC (Kentucky Fried Chicken). Основной упор ее делается на жареных цыплят. При этом упор делается на то, что тут используются исключительно натуральные продукты, в отличие от некоторых конкурентов. И пускай жареная пища явно не самая полезная, все же повод для упреков того же McDonald’s существует.

Кстати, между самими компаниями немало общего. Например, успех пришел к основателям уже после достижения ими полувекового рубежа. Создатель KFC, Гарлан Сандерс, большую часть своей жизни ничем не выделялся. А заканчивал он свое существование в качестве почетного полковника штата Кентукки, являясь по сути почетным гражданином. Как и в случае с главным конкурентом развитие сети также шло по схеме франчайзинга. Компанию тоже часто критиковали, если МакДональдс - за нездоровую пищу, то KFC - за массовое убийство кур.

А появился на свет Гарлан Сандерс 9 сентября 1890 года в городке Генривилль. Его детство оказалось довольно тяжелым. Жила семья небогато, а сам Гарлан был не единственным ребенком в семье. Отец вынужден был подрабатывать, помогая по мелочам фермерам. Мать не работала вовсе, воспитывая детей. Впрочем, для тех времен это было нормой - содержание семьи целиком лежало на мужских плечах.

Когда Гарналу было шесть лет, его отец умер. Тут же начались проблемы, и жизнь подростка изменилась. Мать пошла на работу, чтобы как-то прокормить детей. А сам Гарлан стал исполнять роль няньки, заботясь о младших брате и сестре. Такой поворот события сыграл важную роль в судьбе Сандерса - он просто вынужден был проявить себя кулинаром. Вскоре все знакомые отметили, что у мальчика талант в этой области.

Однако открывшиеся способности никак не способствовали учебе. В итоге Гарлан сумел окончить только 6 классов. В шестилетнем возрасте он уже начал подрабатывать на ферме в Гринвуде. Мать Сандерса вышла замуж второй раз, у семьи появились средства, но времени на старшего сына не хватало. Но сам не расстроился, так как понял, что пора брать свою судьбу в собственные руки. К тому же побои отчимы вынуждали уйти из дома.

Связываться с фермами и сельским хозяйством Гарлан не хотел, поэтому в 15 лет стал работать кондуктором трамвая, а в 16 лет, подделав документы, молодой американец попал в армию США. Там он отслужил свой срок, побывав на Кубе. Следующая работа Гарлана уже оказалась относительно постоянной - он стал кочегаром в железнодорожной компании.

Стабильность дохода придала уверенности в себе, и Сандерс сделал предложение понравившейся ему девушке Клаудии. Именно с ней он и прожил до конца свой жизни. Первый же брак мужчины распался в том числе и из-за финансовых неурядиц. Семейная жизнь сразу же осложнилась - Гарлана уволили с должности кочегара. За последующие несколько лет Сандерс сменил множество профессий, но так и не нашел той, которая бы ему понравилась и на которой он смог долго продержаться. Хорошо еще, что брак его оказался крепким и жена поддерживала Гарлана во всем, веря в его звезду.

К своим 40 годам Сандерс сменил кучу разных профессий - он торговал шинами, побывал военным, кондуктором, фермерам, официантом. Казалось, что человеку с 6 классами образования на большее рассчитывать нечего. Сандерс попытался даже получить юридическое образование, но не преуспел в этом. Хорошо еще, что мужчина откладывал каждую копейку, скопив таки к 40 годам небольшой капитал. Сам Гарлан к тому моменту разочаровался в жизни - прожита большая ее часть, а он и не добился ничего, и не может позволить себе пожить в собственное удовольствие.

Тогда мужчина решил для начала перестать менять постоянно работу. В 1930 году в Кентукки он открыл собственную автомастерскую. При этом довольно удачно было выбрано место для нее - обочина 25-й федеральной магистрали. Ведь именно по этой дороге люди ехали во Флориду из северных штатов. От клиентов не было отбоя. И это при том, что Гарлан делал только самые простые операции - замену шин, машинного масла.

Следующая идея Сандерса была о создании небольшой столовой для посетителей, которые перекусили бы тут, пока идут ремонтные работы. Но даже места под столовую не было, пришлось Гарлану под нее выделять одну из комнат мастерских. В других, кстати, жила его семья. В столовой нашлось место только для одного стола и шести стульев. А еду Сандерс готовил на домашней кухне. Вскоре его автомастерская прославилась на весь штат, водители полюбили местную жареную курятину. Блюдо называлось Кентуккийский жареный цыпленок Гарлана Сандерса. Клиенты ценили необычную приправу, которую повар готовил из 11 разных специй. Жизнь стала меняться к лучшему.

Для улучшения качества еды Гарлан купил скороварку. Тогда такие кастрюли только-только появлялись. Именно Сандерс и стал одним из первых благодарных пользователей, ведь если раньше курица готовилась за 30 минут, то с новым прибором всего за 15. Это позволило быстрее обслуживать клиентов, увеличить число заказов. В столовую стали приходить и жители ближайших поселений. В 1935 году за заслуги перед штатом губернатор Кентукки присвоил Гарлану звание «Кентуккийского полковника». Ведь слава о национальном блюде вышла уже за пределы штата.

Вскоре Сандерс понял, что его бизнес нуждается в расширении. И автомобильная тематика - уже не самое главное. В 1937 году он открыл отель "Sanders Court & Cafe", в котором к тому же был еще и свой ресторан быстрого питания на 142 места. Но полноценным фастфудом это назвать было тяжело - Гарлан все же тратил 10-15 минут на приготовление своего блюда, в отличие от МакДональдс. Став почтенным гражданином, Гарлан Сандерс принялся и одеваться соответственно - его белый костюм и черная бабочка стали классикой, в них создатель бренда и изображается на логотипе компании. В таком образе Сандерс полюбился американцам, которые отдавали должное его небольшому заведению.

На 20 лет этот образ оставался неизменным - зимой ресторатор носил теплый костюм, а летом - хлопковый. Это были годы успеха, секретный рецепт курицы постоянно улучшался, заказы и деньги лились рекой. В 1950 году Сандерсу второй раз вручили награду почетного полковника. Не обходилось и без мелких проблем - то подводили поставщики, то отказывала техника, а однажды даже сгорел весь отель. Но денег хватало и через несколько месяцев популярное заведение вновь приняло клиентов. Да и власти помогали кулинарному бизнесу, ведь цыпленок Сандерса стал уже символом штата.

Но жизнь продолжала испытывать Сандерса. В 50-е годы была построена новая, 75-я федеральная магистраль. И знаменитый ресторан в Кентукки оказался без посетителей. Успешный бизнес стал идти под откос. А ведь Сандерсу было уже за 60 - были ли силы бороться за финансовое благополучие? Хотя он уже и заработал на безбедную старость, уходить на покой Гарлан не хотел. Ресторатор, размыслив, решил, что сможет продавать своих знаменитых цыплят другим заведениям.

Сандерс начал много ездить по стране, рассказывая и показывая другим ресторанам свою систему приготовления цыплят и свою фирменную приправу. Нескоро Гарлан нашел своего первого заказчика. Первый договор предусматривал всего 5 центов отчислений за каждого цыпленка. Однако объемы заказов росли, а клиентами Гарлана вскоре стали несколько сотен ресторанов по всей стране.

В 1964 году компания Kentucky Fried Chicken достигла пика своей славы, полковник решил продать свое детище частным инвесторам из Кентукки. Сандерс получил 2 миллиона долларов и должность лица бренда, за которую он получал еще 250 тысяч ежегодно. Гарлану надо было встречаться с сотрудниками, прессой, клиентом - демонстрировать образ старого-доброго начальника, которым он уже перестал быть.

В последние годы Сандерс жил уже в свое удовольствие - он много путешествовал, играл в голь, управлял с супругой собственным рестораном. А в своем детище Гарлан разочаровался, ведь по его мнению погоня за низкой ценой и скоростью приготовления снизила требования к качеству цыплят. Скончался Гарлан Сандерс в возрасте 90 лет в 1980 году, но история бренда на этом не закончилась. Похоронили же основателя бренда в его знаменитом белом костюме с черным галстуком.

Бренд KFC в свое время побывал собственностью Pepsi Co. А сегодня ею владеет компания Yum! Brands. Сеть ресторанов, предлагающих фирменных цыплят, работает уже в 50 странах мира. Компания не боится использовать ко-брендинг. Например, в России американская сеть представлена брендом «Ростикс». Сегодня в KFC работает около 24 тысяч человек, ежегодный же доход составляет около полумиллиарда долларов.

Однако у самой компании проблемы c «Гринписом». Да и люди все чаще приходят к мысли, что жареная пища вредна. Современный человек следит и за своей внешностью, и за своим здоровьем, так что KFC постепенно теряет посетителей. Да и полковник Сандерс, в свое время являвшийся символом поколения, сегодня мало кому уже известен. А ведь его образ в свое время массово использовался в книгах, телесериалах, играх.