Jaguar
Когда речь заходит о классическом британском автомобиле, тут же приходит на ум бренд Jaguar. И удивляться тут нечему, ведь эта английская компания, основанная еще в 1920-е годы, как нельзя лучше воплощает национальный стиль. Можно просто посмотреть просто на дизайн автомобилей Jaguar и сразу станет ясно, о чем идет речь. Автомобили поражает своей статью, величием, некоей холодностью, но вместе с тем дерзостью и темпераментом.
Правда, в настоящее время культовый бренд переживает тяжелые времена, в итоге компания Ford даже была вынуждена продать марку индийцам из Tata Motors. Правда, несмотря на такую известность, в самой Великобритании это была далеко не первый в истории страны автопроизводитель. А ведь начиналось все вообще с колясок для мотоциклов.
История компании берет свой отсчет с 1922 года, когда два англичанина, Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли основали компанию Swallow Sidecars. Она занималась созданием колясок для мотоциклов. При этом производство явно не было кустарным, раз среди заказчиков значились такие «зубры», как итальянская Fiat, а также Swift, Austinm Morris и Wolseley. При этом партнеры отмечали, что коляски от Swallow Sidecars были довольно стильными, истинно британскими. Этот продукт рассчитан на интеллигентов, соответственно, и стоил он недешево.
Заказы росли с каждым годом, а в 1931 году компания переехала из приморского Блэкпула на севере Англии в куда более промышленный Ковентри. На новом месте фирма тут же увеличила свои производственные площади, что позволило увеличить и объемы. Вырос и штат сотрудников. А один из основателей компании, Уильям Лайонс, нашел средства для начала проектирования собственного автомобиля.
В 1931 году свет увидел автомобиль SS I, ставший первенцем Swallow Sidecars. Это модификация выпускалась в двух вариациях - с 16 и 20 лошадиными силами. Модель выпускалась вплоть до 1936 года. А с 1932 года компания стала разрабатывать урезанную модель, которая потом получила название SS II. Данная модель пыталась охватить сегмент менее обеспеченных клиентов, потому и была урезанной по функционалу. Правда, обе модели все равно были довольно дорогими.
В начале 1940-х бушевала Вторая Мировая война, заводы Swallow Sidecars переключились на выпуск военной техники. Работа же над выпуском автомобилей возобновилась только в 1948 году. Правда, теперь компания получила другое название - Jaguar. Основатели решили дать ей имя грациозного зверя, более других выделявшегося среди сородичей. Так и автомобили компании должны были соответствовать такому образу.
В конце 1940-х Jaguar приступила к созданию нового, двухцилиндрового, двигателя для своих автомобилей. Та разработка считалась революционной, ведь именно эта компания стала первой внедрять двух и четырехцилиндровые двигатели в свои серийные автомобили. А в 1948 году компания представила в Лондоне на автомобильной выставке новую модель, Jaguar XK. Эта машина стала самой настоящей сенсацией, благодаря своему изысканному внешнему облику и двигателю. На то время мощь в 105 лошадиных сил казалась чем-то запредельным. Сами же автомобили Jaguar XK120 могли разгоняться до феноменальных 120 километров в час. Эти машины стали таким же синонимом скорости и люкса, какими сегодня считаются Ferrari. Сегодня Jaguar такие же быстрые и дорогие, как и тогда, только стали еще и более статными.
А в начале 1950-х компания обратила внимание на автомобильный спорт. Становилось понятно, что лучше рекламой является победа машины на престижных гонках или, как минимум участие в них. В 1951 году появилась модель Jaguar С-Type, у которой кузов был выполнен с улучшенной аэродинамикой. Это позволило компании одержать свои первые победы в гонках. В том году покорилась Ягуару и легендарная 24 часа Ле-Мана. А в 1954 году появляется кабриолет Jaguar XK140, ставший популярным.
В том же году начинает выпускаться модель Jaguar D-Type. Всего было выпущено лишь 88 таких машин. Сегодня он являются гордостью для коллекционеров, сколько стоит каждый экземпляр - трудно представить. А в конце 1950-х была представлена очередная новинка, Jaguar MK II. Она была не только традиционно быстрой, но еще и отличалась повышенной надежностью. Неслучайно этот автомобиль долгое время служил полиции Великобритании.
Одна модель сменяла другую, при этом более старые машины не исчезали, а находили свое место в гаражах настоящих поклонников автомобилей. Ведь некоторые уже тогда понимали, насколько ценными в будущем будут творения Jaguar.
Важное событие в жизни бренда произошло в 1966 году, когда он стал частью холдинга British Motor Company. А через два года туда добавилась еще компания Leyland, дав в итоге название объединению British Leyland Motor Corporation. Но данное слияние мало повлияло на политику компании Jaguar. Она сама отвечала и за свой модельный ряд, и за будущую стратегию.
Также в ее подчинении оказалась и другая английская компания, Daimler. Ее разработки стали активно использоваться в Jaguar. Сама же Daimler стала постепенно уходить с рынка. Скорее всего в холдинге осознали, что владеть двумя конкурирующими брендами - роскошь. Тем не менее некоторые модели Daimler выпускались вплоть до 1990-х.
А в 1988 году появился легендарный автомобиль Jaguar XJ220, который развивал скорость до 220 миль в час. Он стал самым быстрым серийно выпускаемым образцом, сохраняя такой почетный титул вплоть до 1994 года. Компания Jaguar во многом помогла появиться в США моде на европейские люксовые автомобили. Неслучайно бренд - гордость Англии был в 1989 году приобретен компанией Ford. Только через 20 лет американцы избавятся от некогда славного, а теперь уже убыточного актива.
Во многом популярность марки Jaguar связана не только с непосредственно миром автомобилей. Такие машины являются настоящими звездами политики и шоу-бизнеса. Даже в английском парламенте большинство политиков использует автомобили именно этого бренда. Да и британские премьеры ездят на черном «Ягуаре», относилось это и к Тони Блэру, и к Гордону Брауну. Так что политики дают бренду дополнительную рекламу, но отличаются этим не только они.
Автомобили этой марки очень популярны и у актеров с музыкантами. Одним из главных поклонников бренда Jaguar является английский певец Стинг. Он мечтал владеть такой машиной, еще когда был просто школьным учителем. Зато теперь музыкант может позволить себе иметь в гараже сразу несколько таких породистых «скакунов». Естественно, любимцы появляются и в клипах Стинга, ведь они - само воплощение изящества. У Jaguar немало и других преданных звездных поклонников. Это и Джек Николсон, Сэмюэль Эль Джексон, Элизабет Тейлор, Хамфри Богарт. О такой рекламе можно только мечтать!
Да и среди футболистов футбольной Премьер-лиги Англии марка очень популярна. Такой автомобиль был у бывшей звезды сборной, Майкла Оуэна. От звезд стараются не отставать и королевские особы. И объяснить это легко - Jaguar изначально создавался для самых-самых. В свое время на таких машинах разъезжали датский принц Джордж, королева Елизавета II, принцесса Монако Грейс Келли. И снова - отличная реклама для машин уровня «люкс».
Как видно, история компании не имеет потрясений или глубоких кризисов, интересных прорывов. Зато такое развитие можно считать типично английским. Сама Jaguar всегда считалась закрытой, но это всегда только шло на пользу ее имиджу. В настоящее время кризисы в мировой экономике резко снизили интерес к люксовым вещам. Это только усугубило незавидное положение Jaguar. Погрязшая в долгах компания теперь принадлежит индийцам.
Правда, сделка оказалась довольно странной, ведь Tata Motors является крупным производителем дешевых автомобилей. Зачем ей понадобилось убыточное, да еще и чуждое ей по духу предприятие? Сами индийцы уверяют, что сделают все возможное, чтобы сохранить знаменитый бренд и выправить его финансы. Ведь такими именами, достоянием мира автомобилей, разбрасываться не стоит. А вот в России продажи элитного автомобиля из года в год только растут.