Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Coca-Cola

Сегодня этот бренд известен любому человеку. Логотип «Coca-Cola» узнаваемый - скругленные буквы на красном фоне, складывающие в поистине священные слова. Бренд является настолько успешным, что эксперты оценивают имя компании в 70 миллиардов долларов. А ведь старт легким не было.

Продажи газированного напитка в первый год принесли создателям компании одни лишь убытки. В среднем каждый день «Кока-Колу» приобретало всего 9 человек. Годовая выручка составила всего 50 долларов, тогда как на производство было затрачено 70 долларов. Однако с ростом популярности появилась и прибыль.

А началась история успешного бизнеса с малого. Химик-любитель Джон Стит Пембертон, владевший небольшой фармацевтической компанией в Атланте, 8 мая 1886 года в домашних условиях создал необычный рецепт. В то время бывший армейский капитан вынужден был хоть как-то крутиться, чтобы сводит концы с концами. На помощь пришло давнее детское увлечение химией, что и позволило открыть фармацевтическую компанию. Сварив новый сироп, Пембертон позвал поделиться своим открытием своего друга, бухгалтера Фрэнка Робинсона. Тот оценил новый напиток и посоветовал сохранить волшебный рецепт. Сладкий и густой сироп предложили для продажи в самой крупной городской аптеке. Купить стакан напитка можно было за 5 центов.

Основными составляющими напитка тогда были таковы: три части листьев коки (из них же получали кокаин) на одну часть орехов тропического дерева колы. Новый напиток запатентовали, как лекарство от любых нервных расстройств. Густой сироп продавался через автомат. Сам Пембертон утверждал, что его напиток может даже исцелять от импотенции, также он помогает избавиться от зависимости к морфию. В те времена кокаин не считался запрещенным, он свободно продавался. Именно поэтому вещество добавляли часто в напитки вместе спирта, делая их тонизирующими. Так что кока-кола новатором в этом плане не стала.

Название для продукта придумал Фрэнк Робинсон. Он, обладая даром каллиграфии, и вывел слова Coca-Cola красивыми буквами, оставшимися и сегодня на логотипе. Новое название и его начертание были зарегистрированы, как торговая марка в Патентном бюро. Это было крайне мудрая мера, ведь многие конкуренты затем неоднократно покушались на фирменный стиль.

После первых неуверенных шагов настала пора развития. К концу 1886 года «Кока-Кола» стала шипучим напитком. Говорят, что некий страдающий от жажды южанин заглянул в аптеку и заказал стакан сиропа. Ленивый продавец не захотел идти за водой и предложил разбавить напиток содовой. Такое сочетание настолько понравилось покупателю, что вскоре Кока-Колу стали продавать только вместе с газировкой.

В том же году в Атланте ввели сухой закон. Люди тут же стали покупать больше «Кока-Колы», бизнес стал расти. Только вот у самого Пембертона ухудшилось здоровье, да и капитала для развития банально не хватало. Пришлось ему продать свою формулу и производство для создания напитка партнерам. Две трети доли приобрел аптекарь Венэйбл, который и придумал шипучий вариант.

Пембертон тщательно при перепродаже описал засекреченный рецепт: масло лимона, масло лайма, масло мускатного ореха, экстракт муската, экстракт листьев коки, ванилин, цитрусовая кислота, апельсиновый эликсир, масло нероли (из цветков апельсинового дерева) и кофеин. За свое открытие изобретатель получил две тысячи долларов. Но эти деньги не помогли ему. 16 августа 1888 года Пембертон умер фактически в нищете и был похоронен на кладбище для бедняков. Только через 70 лет на его могиле появилось надгробие.

Своему новому шагу в развитии компания была обязана деятельному президенту. Он не уставал придумывать новые маркетинговые акции. Так, Кандлер предлагал аптекам сироп в обмен на имена и адреса постоянных клиентов. Затем им рассылались талоны на приобретение бесплатного стакана «Кока-Колы». Расчет был на то, что напиток так понравится посетителям, что они непременно будут заказывать его еще. Кандлер активно продавал и календари, часы и просто сувениры со своей торговой маркой, тогда это было в диковинку. Президент начал рекламную компанию «Пейте Кока-Колу!». Благодаря этим действиям бизнес стремительно стал развиваться.

В 1906 году «Кока-Кола» пришла в другие страны - в Кубу и Панаму. Там компании пришлось столкнуться с проблемой - массовой подделкой. Для расследования были наняты даже детективы из знаменитого агентства Пинкертона.

До 1894 года напиток продавался на разлив. Так продолжалось до тех пор, пока хозяин магазина в Виксбурге, Джозеф Биденхарн, решил разливать «Кока-Колу» в бутылки, чтобы облегчить транспортировку на плантации. А уже через пять лет новая система разлива развернулась вовсю. Кандлер не увидел в ней выгоды и продал право всего за доллар. Но только в 1928 году объемы продажи бутилированного напитка превысили разлив. В 1916 году появилась оригинальная бутылка «Кока-Кола», которая помогла выделиться напитку среди конкурентов.

Придумал необычную бутылку с «талией» Бенджамин Томас. Он выкупил права на продажу напитка в бутылках. В поисках способов повысить прибыль, Томас и нашел такую форму, которая позволила выделить его продукт. Бутылку можно было опознать в темноте и на ощупь и даже по осколкам понять, что в ней была «Кока-Кола». А помогла придумать необычную форму мода. С 1914 года женщины начали носить юбки-годы, перехваченные ниже талии. Такие пропорции отлично подошли и для бутылок, что пошло на пользу продажам. К тому моменту бутилированный напиток производился уже 15 лет, к началу 1920-х количество заводов по продаже «Кока-Колы» в стеклянно таре превысило тысячу. В 1977 году контурная бутылка была зарегистрирована, как один из товарных знаков компании.

К рекламным компаниям подключили Санта-Клауса, который стал гвоздем рождественской рекламы газированной воды. Образ оказался настолько удачным, что многие американцы вообще считают, что Санту придумала именно «Кока-Кола». Ведь волшебник одет именно в корпоративные цвета и постоянно носит с собой узнаваемую бутылочку. В 1931 году американский художник Хаддон Сундблом по заказу «Кока-Колы» придумал красно-белый костюм для Санты. До того момента волшебник одевался во что придется. Художник придумал и лицо Санты, попросту изобразив самого себя.

С напитком связано много небольших, но таких удобных изобретений. Так, в 1933 году появились первые автоматы по продаже бутылок Кока-Кола. В магазинах появились six-packs, упаковки из шести бутылок. Компания придумала выносные холодильники, которые можно было поставить в любом магазине. Это позволило потребителю стать куда ближе к конечному продукту.

В 1919 году Аза Кандлер продал свое детище банкиру из Атланты Эрнсту Вудраффу и группе инвесторов за 25 миллионов долларов. В 1923 году компанию возглавил Роберт Вудрафф, 33-летний сын владельца. Он возглавлял «Кока-Кола» 60 лет, став ее настоящей легендой. Роберт основной упор сделал на качество напитка. За время своей деятельности он создал корпорацию «Кока-Кола Экспорт Корпорейшен», которая развивала бизнес по всему миру.

Был утверждена единый стандарт производства и продажи бутилированного напитка. В 1928 году американцы привезли тысячу ящиков «Кока-Колы» на Олимпийские игры. С тех пор напиток стал прочно связанным со спортом. «Кока-Кола» спонсирует и Олимпиаду, Чемпионаты мира по футболу и хоккею, теннис и другие виды спорта.

Перед началом Второй мировой войны напиток продавался уже в 44 странах. Сама «Кока-Кола» в это время уже вовсю воевала со своим главным конкурентом - Пепси. Робер Вудрафф заявил, что в ходе войны каждый человек в форме, где бы он ни находился, должен иметь возможность за 5 центов приобрести бутылку «Кока-Колы». В итоге более 5 миллионов бутылок было продано за это время.

В 1958 году в ассортименте компании появилась «Фанта», а в 1961 году - «Спрайт». С 1960 года «Кока-Кола стала продаваться в жестяных банках. В 1979 году компанию возглавил Роберто Гозуэта. А в 1985 году легендарный напиток побывал в космосе.

Сегодня «Кока-Кола» состоит из 11 крупных разливных компаний, которые имеют государственные масштабы и нескольких десятков отдельных неконсолидированных боттлеров. Сегодня компания производит около 200 разновидностей напитков. «Кока-Кола», «Фанта» и «Спрайт» занимают около 80% мировых продаж компании. Одной только «Фанты» существует 70 сортов. Также «Кока-Кола» выпускает соки, холодные чаи и кофе. Продукция компании продается почти в 200 странах, каждый день реализуется около миллиарда единиц.