Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Bacardi

Многие из нас считают ром напитком пиратов. Между тем нашелся человек, который сделал этот алкоголь элитным, приучив к нему и высших особ. Факундо Бакарди к тому же изменил вкус рома, создав стандарт для остальных производителей. История бренда Bacardi берет свое начало с колоритного острова Куба. Именно туда в первой половине XIX столетия еще пятнадцатилетним отправился дон Факундо Бакарди. На острове он стал работать в лавке своего брата Хосе, предлагая испанские товары. Однако работать на кого-то не нравилось амбициозному юноше - он дал себе слово начать собственное дело. А для осуществления мечты Факундо начинает экономить буквально на всем.

В 1843 году дон Бакарди основал собственную компанию «Facundo Bacardi y Cia». Она торгует алкоголем. Но дела не сразу наладились - 21 августа 1852 года произошло страшное землетрясение. Половина города было разрушено, а от разразившейся эпидемии холеры каждый десятый житель погиб. В числе жертв оказались и двое детей Факундо. Тогда бизнесмен принял важное решение перевезти семью в Испанию. Когда Бакарди вернулся на Кубу, он обнаружил, что его магазин попросту разграбили. Сил и средств на восстановление бизнеса у испанца попросту не было, в итоге его фирма попросту обанкротилась. После такой неудачи дон Факундо мог разве что вернуться снова к своему брату Хосе, который смог сохранить свое дело. Однако те проблемы, лишившие Факундо семьи и бизнеса, только закалили характер и заставили искать новые возможности.

В те времена ром являлся довольно грубым и необработанным напитком. Он был резким и обжигал, за что его и полюбили в свое время карибские пираты. Для знати этот напиток интереса не представлял, вот почему на светских вечеринках его было не найти. Бакарди решил изменить эту ситуацию и создать новый, более цивилизованный напиток. Все свое свободное время он посвящает опытам по перегонке рома в домашних условиях, используя разные ферменты и сырье.

Вскоре Бакарди придумал новую технологию производства рома, которая ранее до него никем не использовалась. Он стал смягчать этот грубый напиток, пропуская его через угольный фильтр. Таким образом стало возможным удалить примеси. Затем ром выдерживали в дубовой бочке, подбирая его купаж. Подобно настоящему ученому-экспериментатору Факундо ведет свой журнал работы, оценивая все результаты проведенных работ. Множество проб и ошибок в итоге дали желанный результат - продукт, который соответствовал всем ожиданиям и стандартам Бакарди.

Рома его производства были и мягче, и светлее по сравнению с местными конкурентами. Те были настолько крепкими и тяжелыми, что больше напоминали лекарство. Удивительно легкий ром от дона Факундо благодаря своей выдержке и аромату не только отличался от других сортов рома, но и вообще не был похож ни на один другой спиртной напиток.

Свое открытие Бакарди захотел представить на алкогольном рынке как можно скорее. Для этого браться Факундо и Хосе купили у Джона Нана небольшой завод по производству спиртного, заплатив за него 3500 песо. Так открылась новая страница в истории Бакарди. 4 февраля 1862 года была официально зарегистрирована компания «Bacardi y Compania». Она быстро завоевала клиентов и влиятельных поклонников. Ром Бакарди полюбили гурманы, монархи и просто независимые люди. Этот напиток сформировал новое представление о напитке, изменив отношение к нему. Дон Факундо создал новый сорт рома - Bacardi carta blanca. Первые же образцы обладали таким оригинальным и мятным вкусом, что и сегодня являются мерилом для других ромов.

Вскоре Бакарди понял, что его продукция нуждается в узнаваемом торговом знаке. Так появилась знаменитая летучая мышь. По легенде именно этого зверя увидела жена дона Факундо, донья Амалия Люсия Виктория Моро, посетив его первый кубинский завод. А ведь в Каталонии существует примета, что летучие мыши символизируют богатство, удачу, здоровье и семейное счастье. С 1862 года ром стал выходить со своим фирменным знаком. Он вместе с правильной дистрибуцией и позволил бренду быстро стать популярным на Кубе. Остров быстро узнал о новом, хорошо выдержанном и мягком роме. К тому же фирменный знак помог, будто бы наделяя напиток еще и магической силой.

Другой культовый символ компании - кокосовая пальма, посаженная около самого первого завода Бакарди. Это дерево стало практически ровесником компании, сам Факундо считал его реликвией. Перед своей смертью основатель бренда завещал своим наследникам ни в коем случае не срубать пальму, а ухаживать за ней. Просьбу услышали - хотя производство постоянно росло, появлялись новые постройки, сыновья Бакарди присматривали за культовым деревом.

В 1877 году в компании оказался новый руководитель. Теперь ее возглавил сын Факундо Бакарди, Эмилио. Он активно занимался политикой, поддерживая местного националиста, борца против испанцев Хосе Марти. За это Эмилио Бакарди даже дважды побывал в ссылке. А в 1898 году Куба стала независимой, в немалой части благодаря и содействию компании Bacardi. Сам же Эмилио становится сперва мэром Сантьяго, а в 1906 году и сенатором республики.

Популяризация напитка растет с появлением коктейля «Cuba libre». В конце XIX века в самый разгар борьбы островитян за свою независимость на остров высадились американские солдаты, чтобы помочь соседям. Один из военных заказал в баре Гаваны смесь рома Bacardi с Кока-Колой, куда добавил также лед и ломтик лимона. Отважный капитан с таким наслаждением выпил свой напиток, что это не осталось без внимания посетителей. Бармену стали заказывать то же самое, смесь рома и кока-колы стала гвоздем вечера. В итоге один из солдат предложил тост за Свободную Кубу «Por Cuba Libre!». Толпа подхватила лозунг, который и дал имя новому коктейлю. Он быстро стал популярным на Кубе. И хотя обе составляющие распространяются каждая по-своему, коктейль заслужил признание во всем мире.

В 1920 году в США ввели «сухой закон». Такая мера для ромовой Кубы оказалась как нельзя кстати. Да и сама компания Bacardi получила импульс развития. Ведь в те годы многие американцы приезжали на остров, чтобы расслабиться и отдохнуть с бокалом любимого коктейля Cuba Libre. В 1927 году компания организовала первую регату в свою честь. Это был один из первых и ярких маркетинговых ходов, которые помогли продвинуть бренд. С тех пор парусные гонки проводятся каждый год.

Легенды семейства гласят, что в середине 1950-х знаменитая пальма начала погибать. Это стало знаком того, что компанию ждут трудности. А ведь до тех пор ромовый бренд активно развивался. На политической стабильности на острове пришел конец - проамериканский курс правительства вызывал все больше недовольства. Наступил раскол и в самой семье - одни потомки дона Факундо поддерживали Кастро, а другие - Батисту. В преддверии революции на Кубе семейство Бакарди решило покинуть остров, вскоре погибло и знаменитое дерево. Зато с тех пор в компании принято вокруг каждого офиса или цеха высаживать кокосовые пальмы. В 1959 году компания была перерегистрирована на Багамских островах. 14 октября 1960 года новое, революционное правительство произвела конфискацию всех активов богатого семейства Бакарди. В тот день оно потеряло около 76 миллионов долларов. Представители клана вынуждены были эмигрировать в США.

Новое правительство, конфисковав ромовые заводы, начало производить там напиток, выдавая его за настоящий Bacardi. Но хозяева не знали, что в производстве использовались секретные формулы. Тогда семья Бакарди подала в суд, защищая свои права на бренд, этот спор был выигран. Поддельный ром из продажи изъяли, а права на компанию и торговую марку вернули историческим владельцам. Вскоре компания разместила на бирже 10% своих акций, чтобы как-то компенсировать свои потери.

К концу 1970-х ром Bacardi становится самым популярным спиртным напитком в США. Однако успех и мировое признание компании былого единства внутри нее самой не приносят. В 1977 году несколько представителей клана продали свои пакеты акций (всего около 12%) канадскому производителю виски Hiram Walker. В 1980 году внутренние распри заставляют руководство выкупить все акции у держателей, в том числе и у сторонних компаний. В 1983 году на заводе Bacardi произвели двухсотмиллионный ящик рома. А уже через какое-то время компания приобрела крупнейшего в мире производителя вин Martini & Rossi. В 1996 году в альянсе Bacardi-Martini руководителем впервые стал не член семьи Бакарди. Юрист Джордж Рейд отлично проявил себя уже в 1997 году, когда были выкуплены права на ром Havana Club.

Дело в том, что правительство Кубы считала, что марка считается национальной собственностью. Семейство Бакарди нашло себе влиятельного союзника в лице французов из Pernod Ricard, которым пообещали эксклюзивное право на продажу Havana Club. В ходе войны за бренд кубинские власти обрушили всю свою пропагандистскую машину на Bacardi-Martini. Концерн обвинили в поддержке антикубинской политики США, в подготовку убийства Фиделя Кастро, в нарушении прав на интеллектуальную собственность. Хотя компания и не смогла отстоять права на мировые продажи Havana Club, американский рынок удалось отбить. В 1998 году в портфель компании вошло еще несколько известных брендов - виски Dewars, амаретто DiSaronno, джин Bombay.

В Пуэрто-Рико появился музей, чье название переводится, как «Дом Бакарди». В экспозиции представлено несколько десятков редких экспонатов из хранилищ и частных коллекций. А в одной из комнат в режиме нон-стоп крутятся рекламные ролики рома, присланные из разных стран. Сегодня элитный спиртной напиток производится семейством Бакарди в соответствии с оригинальными семейными рецептами еще 1862 года. Ром производят и разливают на заводах в Индии, Мексике, Багамах, Пуэрто-Рико, Панаме и Тринидаде.