Яхтинг.

Вскоре после появления лодки люди придумали приделывать к ней парус. Так появились первые яхты и легкие судна. Современные их разновидности имеют палубу и каюту. Яхты не выполняют уже транспортную функцию, предназначаясь для занятий спортом и отдыхом. Эти судна, с одной стороны, доступны широким массам - ходить на них могут даже дети. С другой же стороны, элитные яхты стоят миллионы и доступны самым богатым людям, символом респектабельности.

Кто бы не мечтал самому научиться управлять таким простым, но своенравным судном? Покорение морских просторов - дело непростое, а тому же парусу может помочь и мотор. Яхтинг стал популярным современным видом отдыха. Это и доступно, и романтично, и азартно. Под этим термином подразумевают речные или морские прогулки на небольшом судне. Активный вид отдыха позволяет и оторваться от быта, и почувствовать себя свободным. Но обучению яхтингу и приобщению к нему мешают многочисленные мифы.

На озерах штормов не бывает. То, что на этих водоемах берега расположены рядом, а сами они обычно мелководные, внушает чувство безопасности. А ведь именно небольшие размеры озер и играют злую шутку с доверчивыми яхтсменами. При одинаковой силе ветра волна тут выше в три раза по сравнению с океаном. Волны отражаются от близких берегов и усиливаются. Тем, кто уверен в правдивости данного мифа, следует походить по озеру с парусом в сильный ветер или хотя бы почитать о формировании волн.

Парусники всегда имеют преимущество при встрече. В 2011 году произошла любопытная история. Гоночная яхта «Аталанта Честер» не уступила дорогу нефтяному танкеру «Ханне Кнутсен». И именно шкипера парусника признали виновным в том инциденте. Он руководствовался распространенным мифом о преимуществе яхт. Дело в том, что имеющее двигатели парусное судно считается уже обычным моторным, пусть и слабосильным. В такой ситуации никакого преимущества перед другими суднами у яхт уже нет.

Перед зимовкой яхту надо заправить полностью. На верфях осуществлять такую подготовку к зиме не рекомендуют. Есть мнение, что полное заполнение бака горючим приведет к вытеснению из него лишнего воздуха и уменьшению конденсата. Так и было, пока бензин не стали часто разбавлять этанолом. С одной стороны, он умеет абсорбировать воду. С другой же, попадание большого количества воды в топливо приведет к фазовому разделению. Этанол будет вымываться из горючего вместе с октановым числом и водой. Весной же вместо бензина в баке окажется ни на что непригодная жижа. И убрать ее придется с помощью нанятых сторонних специалистов.

Турбированные лодки настолько мощные, что чуть ли не взлетают. Почему-то принято считать, что на всех турбированных лодках стоит то ли двигатель от самолета, то ли вообще реактивный привод. На самом деле практически все такие установки, которые ставят на яхты, позаимствованы у вертолетов. Через трансмиссию и винты двигатели работают с водой. Если в глиссерах этим занимается V-образный привод на прямой вал, то в катамаранах, наподобие 15-метрового Mystic Miss Geico, используется уже ВРМ-привод, а винт погружен в воду частично.

Чтобы лодка была быстрее, надо, чтобы у винта было максимальное число лопастей. Самые быстрые лодки - гоночные глиссеры. Но они, разгоняясь до 300 км/час, имеют на своих винтах всего две лопасти. В своей книге «Природа лодок» дизайнер Дэйв Герр вообще утверждает, что самыми эффективными являются однолопастные винты. От их использования останавливает эффект сильной вибрации. С увеличением числа лопастей удается снизить нежелательное явление, но и скорость будет падать.

Гонщики на быстроходных катерах на воде наиболее подвержены авариям. Береговая охрана США утверждает, что главной причиной происшествий и смертей на воде является вовсе не повышенная скорость, она только третья по значимости. Куда весомее такие факторы, как алкоголь и наркотики. Известно также, что лодки со стационарными и подвесными двигателями в авариях оказываются чаще, чем конструкции с поворотно-откидной колонкой. Спецификации гласят, что большинство мощных катеров оснащаются именно изделиями второго типа. Так что довольно спорно выглядит утверждение о том, что быстроходные лодки - главные виновники происшествий на воде.

Уровень топлива не должен снижаться больше, чем наполовину. Этот миф основывается на мнении, что со дна бака могут подняться загрязняющие вещества, которые замусорят топливную систему. Попадание этих нежелательных частиц в двигатель приведет к его поломке. На самом деле система подачи топлива работает так, что горючее забирается из нижней части бака. Так что мотор всегда работает с топливом с самого дна и никаких проблем при этом не испытывает.

Двигатель будет разрушен этанолом. Судовые двигатели полностью совместимы с бензином класса Е10. Он отличается повышенным содержанием этанола, который может без вреда для себя и сжигать. А вот если топливо будет храниться в баке больше месяца, могут возникнуть проблемы. Стартует химическая реакция, именуемая фазовым разделением. Когда уровень воды в топливе достигнет определенного показателя, этанол отделится от бензина и на дне бака сформирует свой слой. Оставшееся же топливо лишится своего октанового числа и смазывающих свойств. Это может плохо сказаться на самом двигателе. А еще опаснее будет та жижа, которая осядет на дне бака. Попав в двигатель, она тут же его уничтожит. Так что «убивает» мотор вовсе не этанол, проблемы могут возникнуть при длительном хранении топлива с повышенным содержанием этого вещества.

Главным признаком ходовых качеств является килеватость. Этот фактор очень важный, но далеко не единственный. Огромную роль играет отношение длины яхты к ее ширине. Благодаря удачным пропорциям лодка будет замедляться при повторном входе в волну и идти мягче. Другими же факторами, которые надо учесть при оценке ходовых качеств, являются распределение центров тяжести и нагрузки на днище, обводы корпуса и отношение водоизмещения к длине. Баланс всех этих характеристик и позволит обеспечить комфортный ход лодки.

Яхтинг - дорогое удовольствие. Известно, что сезон катания на лыжах в Вермонте для семьи из четырех человек обойдется в 4 тысячи долларов. По сравнению с этим 2,5 тысячи за сезон катания на лодке выглядят не так уж и много. Сезонный билет участника популярного гольф-клуба может достигать 1500 долларов. Для семьи же траты возрастут в разы. Яхтинг оказывается куда более выгодным отдыхом.

Четырехтактные подвесные моторы являются экономичнее, чем двухтактные. Для обеспечения мощности двигателя придется сжигать топливо. Обычно сравниваются старые карбюраторные двухтактники и новые четырехтактники с системой впрыска топлива. Экономия топлива обеспечивается более совершенной системой подачи топлива, а не числом оборотов в цикле. При сравнении современных двухтактных моторов класса Evinrude E-Tec и современных же четырехтактных разница будет не особенно видна.

Чтобы лодка лучше плавала, надо навощить ее дно. Рядом с гонщиками и моряками всегда крутятся агенты, которые рекламируют волшебный воск. Якобы с его помощью можно придать судну повышенную скорость. Но профессионалы на эту рекламу не ведутся. Гонщики давно уже обратили внимание на то, что шероховатое днище выгоднее для скорости, чем гладкое. Это объясняется тем, что скапливающийся в неровностях поверхности воздух помогает снизить трение корпуса о воду. А чемпион мира Гэри Бал прямо говорит, что шлифовка дна лодки увеличивает ее скорость, вне зависимости от направления (кроме спереди и назад). Профи используют технику штриховки, при которой полосы скрещиваются под углом в 45 градусов.

Аккумуляторы на бетонном полу хранить нельзя. Нет никакой разницы, где хранить батареи - на бетонном полу, ворсистом ковре или дереве. Платы все равно изолированы пластиковым корпусом. А миф этот появился тогда, когда корпуса аккумуляторов были резиновыми. Она была пористой и влага с цементного пола приводила к утечке батарей. Но современные пластиковые корпусы лишены этого недостатка, о пористости не может быть и речи.

V-образный корпус позволяет лодке быть маневреннее катамаранов. Верующим в этот миф стоит пройтись хоть раз на высокоскоростном катамаране класса DCB, MTI или Skater. По сравнению с лодками, имеющими корпус в форме глубокого V с поперечными реданами (Cigarette, Fountain или OuterLimits), катамаран будет намного более маневренным и будет быстрее разгоняться. Лодка с туннельным типом корпуса и подвесным двигателем под управлением опытного пилота может дать отличное представление о том, как действует ускорение силы тяжести. Такое судно будет менять направление очень часто.

Лодка с приводом Арнесона не сможет припарковаться. Многократный чемпион мира и совладелец верфи TNT Custom Marine Джон Томлинсон предлагает сравнивать привод Арнесона с «шестеркой» или другим мотором с частично погруженным винтом. Швартоваться следует тем же способом. А чтобы при движении задним ходом обеспечить лучшую управляемость, винт надо опустить глубже в воду.

Безопаснее находиться на лодке во время движения, чем рядом с причалом. Когда лодка стоит около причала, ей грозит только погода. Если швартовые и кранцы присутствуют на месте, то лодке не страшны ни ветер, ни волны, она ни с кем не столкнется и не налетит на подводный риф. А на ходу целостность лодки обеспечивается множеством других факторов. Тут важно учесть еще и искусность своего шкипера, а также поведение встречных лодок.

В ясный день с лодки видимость составляет 5 миль. Этот миф разрушается простым знанием тригонометрии. Радиус нашей планеты составляет 3440 миль. Стоит учитывать это, а также высоту над уровнем моря органов зрения стоящего на палубе человека. А чтобы рассчитать, сколько миль горизонта будет видно, надо вычесть квадратный корень из «высоты глаза». Для стоящего на палубе лодки человека среднее значение составляет 6,6 футов. Отсюда следует, что можно будет увидеть около 2,5 миль горизонта впереди. А вот поднявшись на мостик, можно будет лицезреть уже 3,6 мили.

Лучше всего коррозии противостоит нержавеющая сталь. Почему-то на верфях предпочитают использовать ниже уровня ватерлинии бронзу или же пластик. Дело в том, что нержавеющей стали для противостояния коррозии нужен кислород. В месте, где фурнитура проходит в корпус, складывается влажное микропространство с недостатком кислорода. В таких условиях нержавейка быстро ржавеет за счет процесса щелевой коррозии. Часто можно увидеть буксирные кольца из этого материала, находящиеся выше уровня ватерлинии и проржавевшие внутри.

Приливы и отливы приходят и уходят. О приливах и отливах у многих ошибочное мнение. На самом деле это все одна и та же длинная волна. Когда ее гребень достигает определенного места, мы получаем прилив. А низшая точка спада формирует отлив.

Нельзя выходить в море с одним лишь двигателем. Если поговорить с рыбаками или круизерами, которые вынуждены были дрейфовать по течению из-за отказа единственного мотора, то данное утверждение будет подтверждено. Только стоит учесть, что даже присутствие на лодке нескольких моторов не поможет, если она налетела на риф или появились проблемы с топливом. Многие буксиры, рабочие и рыбацкие лодки прекрасно обходятся одним двигателем. А секрет прост - качественное своевременное обслуживание.