Владимир Семенович Высоцкий.

В 1980 году весь Советский Союз оплакивал смерть всенародного любимца, Владимира Высоцкого. Тогда казалось немыслимым, что уже через пару десятков лет всеобщий интерес к личности этого уникального человека резко спадет. Просто общество получило другие ценности. Гениальность Высоцкого не позволит его творчеству погрузиться в забвение, зато после схода оголтелого ажиотажа становится возможным спокойно и качественно оценить его деятельность и жизнь.

За прошедшие годы об актере и музыканте высказались все: жены и любовницы, друзья и коллеги. Но даже и сегодня всплывают малоизвестные документы, факты, фотографии, новые стихотворения и песни. В потоке любви и почитания Высоцкого трудно выделить действительно настоящие исследования его творчества.

Журналисты зачастую копируют друг у друга байки и легенды, приукрашая их. Жизнь Высоцкого стала окутана мифами, развенчание же их порой сталкивается с сопротивлением фанатов. Однако мы достойны знать правду о великом русском артисте и барде, поэтому и надо развенчать некоторые заблуждения о нем.

При жизни Высоцкого было опубликовано лишь одно его стихотворение. Этот миф часто тиражируется в статьях о творчестве барда. Речь идет о стихотворении «Ожидание длилось», появившемся в сборнике «День поэзии - 1975». Да и то строки поданы были с купюрами. Если отделять стихотворения от песен, то данная публикация действительно может считаться единственной. Просто многие воспринимают песни, как поэзию более низкого качества. Да и из всех изданий, публиковавших произведения Высоцкого при его жизни, только «День поэзии» является специализированных поэтическим. Первая публикация стихотворения Высоцкого «Нам говорят без всякой лести» произошла в монтажной записи фильма «На завтрашней улице» в 1965 году. И это говорится о полном стихотворении, а первые же цитаты из песен появились в прессе еще в 1964 году.

Широкий же доступ к печати у Высоцкого произошел через несколько лет. В 1967 году несколько десятков произведений опубликовали тексты песен из кинофильмов «Вертикаль» и «Я родом из детства». Всего же с 1965 по 1980 год в советской прессе было сделано около 250 публикаций произведений талантливого поэта. Правда, не стоит преувеличивать значение этого числа. Большая часть публикаций приходится на районные или областные газеты, а то и на многотиражки. В масштабах страны это было каплей в море. Среди других источников можно выделить песенники, выпускаемые большими, но все равно недостаточными тиражами. Лишь единичные издания, тот же сборник «День поэзии», могли донести творчество Высоцкого до массовой публики.

Последним стихотворением поэта стало его посвящение Марине Влади. Стихотворение «И снизу лед, и сверху - маюсь между ...» было найдено в домашнем архиве Высоцкого в день его смерти и перепечатано на машинке его близкими друзьями. Под текстом стоит дата 20 июля 1980 года. Вполне вероятно, что к стихам была и мелодия. Об этом говорит Белла Ахмадулина, которой Высоцкий исполнял новую песню 22 июля. Необыкновенно трагично звучат последние две строки: «Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним. Мне будет чем ответить перед ним». Поэт словно бы прощается не только с Любимой, но и с друзьями, жизнью вообще. Марина Влади в документальном фильме в 1987 году рассказала, как появилось это стихотворение. Высоцкий начал писать его 11 июня в последний день их встречи на транспортном бланке перед самым отлетом на Родину. Женщина была потрясена, просила оставить стихи. Однако Высоцкий пообещал прислать их ей по приезду.

Но было ли это стихотворение действительно последним? Здесь снова вмешивается пресловутое деление наследия Высоцкого на песни и стихи. Специалисты считают последним поэтическим произведением барда текст песни «Грусть моя, тоска моя». Она осталась в виде фонограммы авторского исполнения в институте имени Пастера 14 июля 1980 года. Запись велась из зрительного зала и была плохой, но других фонограмм, как и рукописи, найдено не было. Так что дата создания произведения определена условно, «до 14 июля 1980 года».

При жизни Высоцкого его песни никто кроме него не исполнял. Этот миф продолжают тиражировать оголтелые фанаты творчества Высоцкого, не воспринимающие концертов в его память. Ведь эти фанаты авторской песни не могут видеть, как песни барда звучат в современной обработке и из уст других исполнителей. На самом деле миф этот не имеет под собой реальной основы. В 1960-70-х песни Высоцкого звучали в кинофильмах, записывались на пластинках и исполнялись с эстрады многими известными и певцами, и актерами. Например, в 1966 году песни барда исполняли другие люди сразу в трех кинофильмах. В «Я родом из детства» «Братские могилы» спел Марк Бернес, в «Последнем жулике» - Николай Губенко, а в «Саша-Сашенька» - Лев Прыгунов. Музыку к двум последним лентам написал Михаил Таривердиев. Владимир Семенович проделал большую работу по созданию музыки к кинофильмам. Ефим Копелян исполнял песню в «Интервенции» 1968 года, в «Хозяине тайги» того же года прозвучал дуэт Высоцкого с Золотухиным. В 1969 году вышли «Опасные гастроли», где пели Рада и Николай Волшаниновы. Звучали песни Высоцкого и в театре, в частности, в «Последнем параде» их исполняли Папанов, Державин, Ткачук и Васильева. В 1976 году вышел дискоспектакль «Алиса в стране чудес», песни к которому вместе с Высоцким записали Клара Румянова, Всеволод Абдулов и другие актеры. А «Песня о друге» появилась на грампластинке еще в 1968 году, ее исполнял эстрадный певец Владимир Макаров. Стоит понимать, что при кажущемся благополучии каждый подобный факт можно рассматривать как маленькую победу. Певец Эдуард Хиль рассказал даже, что худсовет не хотел утверждать три песни композитора Вениамина Баснера на стихи Высоцкого. Тогда певцу пришлось соврать, что это произведение некоего ленинградского однофамильца поэта, по имени Василий.

Жизнь и выступления Высоцкого практически не снимали. Этот миф справедлив лишь отчасти. Время от времени телевидение показывает редкие документальные кадры, но простому зрителю они всегда были недоступны. Но в итоге был собран весь отснятый в разных странах на протяжении многих лет материал, его объем оказался внушительным. Хроники хватило на создание полнометражного шестисерийного фильма, где на экране находился бы только сам Высоцкий. При этом сцены прощания и похорон вынесены в отдельную тему. Тема съемок Высоцкого породила еще несколько мифов.

Первая съемка Высоцкого произошла в 1967 году в Ленинграде на концерте в ДК пищевиков. К этой записи лучше применить термин «первая концертная съемка». А вот самые первые документальные кадры Высоцкого датируются июлем 1963 года. Актера снял Валерий Абрамов в Подмосковье, на станции «Отдых». Там Владимир Семенович находился со своей второй супругой, Людмилой Абрамовой.

В телесериал «Место встречи изменить нельзя» не вошло много материала с участием Высоцкого. Этот миф создал один из авторов сценария, Аркадий Вайнер. Он поведал, что всего было отснято семь серий, на экран вышло только пять из них. Считалось даже, что эти материалы могут стать частью продолжения ленты. Но специалисты, занимающиеся киноархивами, вынесли неутешительный приговор. В их распоряжении есть только пятиминутный ролик без звука с дублями эпизода «Жеглов и Шарапов в кабинете МУРа».

Единственная вышедшая запись Высоцкого на советском телевидении - съемка для «Кинопанорамы». Этот миф правдив отчасти, если говорить о съемках лишь на центральном телевидении. А первыми засняли Высоцкого еще эстонцы. 18 мая 1972 года в Таллине была записана часовая передача «Человек из Таганки». Ее показали через месяц, и 6 лет она оставалась единственной встречей актера с телезрителями. 4 октября 1978 года получасовая передача с участием Высоцкого была снята в Грозном. А 14 сентября 1979 года актер дал интервью журналисту пятигорского телевидения. Но эту передачу показали всего лишь раз, в октябре того же года по второй местной программе. А летом 1980 года запись уничтожили, сохранились чудом лишь 7 минут, в которых Высоцкий исполняет свои песни.

Последняя киносъемка Высоцкого состоялась 16 апреля 1980 года. Этот миф растиражирован различными СМИ. Считается, что последний раз актера снимал Владислав Виноградов в Ленинграде. Документы же говорят, что последняя прижизненная съемка Высоцкого состоялась 18 июля 1980 года в Театре на Таганке. Режиссер-документалист две минуты снимал актера в роли Гамлета в одноименном спектакле.

Единственное упоминание о смерти Высоцкого в советской прессе было в «Вечерней Москве» 25 июля 1980 года. В тот день газета поместила на своей четвертой странице небольшой некролог на смерть актера, не поместив даже его фотографии. Однако это была не единственная публикация. То же издание 28 июля в небольшой заметке «В последний путь» сообщало о панихиде и похоронах на Ваганьковском кладбище, перечисляя венки от важных организаций. На следующий день небольшой некролог вышел в газете ЦК КПСС «Советская культура». На сороковой день после смерти поэта в «Советской России» прекрасную статью в память о Высоцком опубликовала Алла Демидова. 1 августа траурный материал опубликовала таллинская «Сирп я вазар», отметив талант художника. Но даже такое замалчивание властями факта смерти Высоцкого не помешало собраться десяткам тысяч желающих проводить его в последний путь.

Творчество поэта поместилось в двухтомник. Падение интереса к творчеству Высоцкого произошло в том числе и потому, что его сборники убого скомпилированы. Книголюбам кажется, что все творческое наследие уже опубликовано и хорошо всем известно. Аудитории предлагается двухтомник, составленный А.Крыловым. Каждое последующее издание копирует предыдущее. Интерес читателя падает, ведь ему предлагаются все те же 200-300 известных стихотворений. Еще хуже дело обстоит и с прозой Высоцкого. Широкой аудитории известны лишь «Роман о девочках» и «Жизнь без сна». Между тем наиболее полным и лучшим собранием произведений Высоцкого является пятитомник, выпущенный издательством Тулица. Туда вошло 877 законченных и незавершенных стихотворений, 13 произведений прозы, дневниковые записи, сценарии, наброски. Но даже и этот сборник не является завершенным. Есть еще устные рассказы и выступления перед публикой, ответы на вопросы анкет. Специалисты не получили еще доступа к письмам поэта к Марине Влади. Друзья и близкие поэта отыскивают и восстанавливают его забытые произведения.

Высоцкий крепко дружил с Шукшиным. Судьбы двух великих артистов часто стараются искусственно переплести. Биографы Шукшина вспоминают, что он практически не был знаком с Высоцким. В какое-то время оба они пересекались в кружке Левона Кочаряна на Большом Каретном. Но там тогда вращалось немало известных людей, в том числе и Тарковский. В своих поздних интервью Высоцкий вспоминал, что ему всегда импонировало творчество Шукшина. Тот же пробовал артиста на роль Пашки Колокольникова в «Живет такой парень», а потом обещал задействовать в «Разине» в главной роли. Правда, воспоминания о теплых отношениях с Шукшиным самим им не подтверждаются. Возможно, Высоцкий просто немного приукрасил историю, создав этот миф. Ни в письмах Шукшина, ни в его записях или публикациях имя Высоцкого ни разу не упоминается.

Высоцкий решил стать актером в новогоднюю ночь 1956 года. Есть красивая легенда о молодости Высоцкого. 31 декабря 1955 года два студента Московского инженерно-строительного института корпели над чертежами, желая получить желанный доступ до экзаменов. Только под утро молодые люди закончили свою работу. И тут молодой Владимир, взглянув на раскатанный на полу ватман, вылил на бумагу содержимое кофейника и объявил, что уходит в актеры. Вот только заявление об отчислении из ВУЗа ректор получил 25 декабря, так что новогодней ночи, проведенной над чертежами, и опрокинутого кофейника не было. Но легенда уже пошла в народ, подтверждая, что у народного любимца был и талант, и упрямство, и сила воли, и характер.

Высоцкий не пел блатных песен. Певческая карьера Высоцкого началась с песен, так или иначе обыгрывавших воровскую тематику. Есть даже легенда, что первое выступление произошло перед партийными бонзами, и молодой человек решил проявить свой характер, исполнив блатные песни. Тогда еще у Высоцкого своих песен не было. Первой песней исполнителя считается «Татуировка». В ней говорится и двух мужчинах, которые любили одну и ту же женщину и сделали татуировку в память о ней. Биографы полагают, что эту песню Высоцкий написал в 1961 году. Позже были и другие блатные песни. Когда к барду пришла всесоюзная слава, этот нежелательный шлейф стал тянуться за ним. В сознании партийных вождей Высоцкий остался тем же хриплым исполнителем блатных песен. Позже сам Высоцкий стал отказываться от авторства легкомысленных песен, созданных им на заре карьеры. К тому же его авторству стали приписывать совершенно посторонние блатные песни.

«Татуировка» - первая песня Владимира Высоцкого. Эта песня была написана в 1961 году и во многих источниках называется первой для автора. На самом деле таковой является песня «49 дней». Она посвящена храброй борьбе за выживание экипажа баржи «Т-36», унесенной в океан. Эту песню Высоцкий написал в 1960 году. Позже сам он весьма скептично отзывался о первом своем опыте. Именно поэтому песня практически забылась, но запись ее дошла и до наших дней.

Высоцкий не был крещен. Этот миф опровергает его сын. В детстве Владимир Семенович действительно крещен не был. В те времена эта церемония была попросту рискованной. Однако близкие друзья Высоцкого рассказали, что он незадолго до смерти крестился. Правда, не удалось подтвердить этот факт в церкви. Тем не менее можно ли считать атеистом человека, который пишет «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним»? Высоцкий не был воцерквленным, но бывал на службах. В его библиотеке нашли религиозную литературу, в том числе и Библию. В какой-то период своей жизни артист носил крест, причем явно не для красоты - в доме стояли и иконы. Многие друзья Высоцкого ничего не знают о его крещении или считают, что этого факта не было. Однако его отпевали в церкви, пусть и заочно. В день похорон в храме на Ваганьковском кладбище отпели панихиду.

Высоцкий воевал на фронте. В годы жизни Высоцкого жило немало людей, прошедших войну. Фронтовая лирика не могла их оставить равнодушными. Тот факт, что исполнитель так глубоко понял материал, искренне его подавал и пел от первого лица, лег в основу этого мифа. Стали даже появляться воспоминания тех, кто воевал на фронте с Высоцким. Но этого быть просто не могло - артист родился на свет только в 1938 году.

У Высоцкого не было музыкального образования. Если говорить об образовании, как об учебе в музыкальной школе или специализированном заведении с получением диплома, то такого действительно в биографии Высоцкого не было. Правда, у него было музыкальное образование в другом смысле. В детстве Владимира обучали игре на фортепиано, привив начальные знания музыки. Что-то он получил в школе, затем друзья научили Высоцкого играть на гитаре, какие-то навыки были обретены им самостоятельно. Школа-студия МХАТ, оконченная Высоцким, конечно же добавила ему музыкальности. Учиться приходилось и в театре, и у музыкантов, аранжировщиков. В итоге в конце жизни Высоцкий играл довольно профессионально, его музыкальная образованность была много выше, чем у некоторых выпускников с дипломами. Высоцкий впитывал в себя новые знания, как губка, не забывая ничего.

Высоцкий умер от острой сердечной недостаточности. Точная причина смерти поэта остается загадкой. Родители поэта настояли, чтобы вскрытия не производили. Одни специалисты полагают, что Высоцкий скончался из-за асфиксии, другие винят в этом инфаркт миокарда. Марина Влади утверждает, что ее супруг погиб из-за наркотиков, но версия о передозировке никем не подтверждается и не расследовалась. В любом случае здоровье Высоцкого было подорвано бесчисленными гастролями, алкоголем, нервными срывами, теми же наркотиками. Долго это продолжаться не могло. В 1979 году Высоцкий уже пережил клиническую смерть на гастролях. Тогда ее причиной стала остановка сердца, наступившая после ввода сильнодействующего препарата. Личный врач Высоцкого, Анатолий Федотов, смог спасти его, но через год уже оказался бессильным.

Высоцкий был настоящим борцом с режимом. Порой актер представляется человеком, которому было невыносимо душно в стенах советской действительности. К тому же государство преследовало его, не позволяя развернуться. Именно это и называют одной из причин смерти Высоцкого. На самом деле стоит взглянуть правде в глаза. Высоцкому многое разрешалось и прощалось. Он срывал съемки и спектакли, уходя в запои и уезжая в Европу. Вместе с женой-француженкой Мариной Влади Высоцкий путешествовал по миру, побывав в Голливуде и даже на Таити (дважды!). Артист разъезжал по Москве на голубом «Мерседесе», а до этого у него были «Рено» и «БМВ». Обычный советский гражданин о таком и мечтать не мог. Платные выступления в Советском Союзе были запрещены, но неофициально Высоцкий получал по 150 рублей за концерт. И снова власти закрывали на это глаза, как и на поставку артисту наркотиков, в том числе и из-за рубежа. Гениальному артисту дозволялось многое, но он и не отказывался пользоваться всеми благами, предоставляемыми режимом.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.