Uber.

Наш мир стремительно меняется. Многие сервисы становятся нам ближе с помощью Интернета и мобильных приложений. Американская компания Uber создала программу, которая позволяет искать, вызывать и оплачивать услуги частных водителей. Теперь это приложение работает во многих городах мира.

Заказчик получает возможность онлайн зарезервировать свою машину, а потом прямо на карте отслеживать перемещение. Оплата производится с помощью привязанной к приложению банковской карты, часть средств идет на счет компании-разработчика.

Идея такого бизнеса появилась в 2008 году у Трэвиса Каланика, который все никак не мог поймать в Париже такси. Сегодня приложение стало настолько популярным, что весь бизнес компании оценивается в 40 миллиардов долларов. Uber приходит уже и в российские города.

Правда, бизнес-модель еще не вполне понятна многим пользователем, поэтому сервисом откровенно опасаются пользоваться. А ведь он доказал свою жизнеспособность уже во многих странах. Многие люди даже если и слышали о такси Uber, все еще верят многочисленным мифам об этом сервисе.

Работающие на Uber водители могут быть успешными, зарабатывая в Америке до 90 тысяч долларов в год. Даже для Америки это большая цифра дохода. Такой миф стал распространять сам Uber в мае 2014 года, желая привлечь больше независимых подрядчиков. Им обещали возможность не только заработать, но и изменить весь мир. В Нью-Йорке независимым водителям со своим автомобилем обещалась зарплата в 90 тысяч долларов в год, а для Сан-Франциско - до 74 тысяч. Лицензированные же водители такси могут рассчитывать на заработки втрое меньшие. Однако водители UberX (автомобили эконом-класса) стали жаловаться, что фактически получают меньше даже установленного лимита минимальной оплаты труда. Непонятно, как вообще возможно так резко увеличить заработок водителя. Да и обещанная сума довольно туманная. Она не подтверждена никакими расчетами или выкладками, а просто фигурирует, как факт, в который надо поверить. При этом речь идет вообще о выручке, а не о чистой прибыли. То есть из этой суммы предстоит еще отдать часть самому сервису, и немалую. Непонятно, сколько дней или часов надо работать. Если водителю придется быть за рулем по 100 часов в неделю для получения такого дохода, то это компанию никак не красит. К тому же Uber часто проводит сокращение своих тарифов на какое-то время. В итоге водитель может получить неожиданно меньшую сумму. Этот вопрос заинтересовал журналистов, которые попытались выяснить реальный доход водителя Uber. Однако те предпочитают умалчивать информацию о своем заработке.

Uber частично оплачивает водителям их расходы. Uber держит низкие цены за счет того, что все затраты ложатся на плечи водителя. В итоге ему приходится оплачивать ремонт автомобиля, заправлять его, проводить техническое обслуживание, осуществлять страхование. С учетом того, что все подрядчики являются, по сути, частными предпринимателями, им еще приходится оплачивать и налоги. Если шины взорвется у обычного таксиста, то компания оплатит ремонт. Водителю же Uber придется делать ремонт за свои средства.

Всплеск цен Uber связан с желанием дополнительно заработать на клиентах. Ценовая политика компании довольно гибкая. Цены на такси могут возрастать в часы пик или в праздники. В теории так происходит из-за повышенного спроса на машины в это время, а число водителей остается прежним или даже уменьшается. Но удар по тарифам определяется и запатентованным алгоритмом принятия решений, и сотрудником-человеком. Порой решение играет против самой компании. Например, в конце 2014 года в самом центре Сиднея террорист захватил заложников, а компания Uber тут же увеличила тарифы в 4 раза для желающих уехать из этого района. Компания утверждает, что скачок тарифов действительно случается. Но сделано это для поощрения водителей активно работать в такие промежутки времени и брать больше заказов. Обычно независимые таксисты отправляются домой еще до закрытия баров. И чтобы сохранять возможность обеспечить клиентов машинами, Uber предлагает своим подрядчикам больше денег. В основном это работает, но не всегда. Можно вспомнить тот же Сидней или канун Нового 2012 года с ростом цен в 6 раз. Для обычных людей это выглядит издевательски дорого, кажется, что компания манипулирует ценами. В большинстве американских штатов такой прием считается незаконным.

Каждый водитель Uber застрахован на 1 миллион долларов. Это действительно делается, но в целях вторичной политики. Основная ответственность лежит на водителе. И страховка действует только в ситуации, когда в автомобиле есть пассажир. В момент, когда машина едет за заказом или просто кружит в его ожидании, водитель не защищен компанией. Страховка для групповых поездок не вполне очевидное с юридической точки зрения мероприятие. Вот почему многие страховые компании меняют свою политику в отношении водителей Uber. Считается, что они нарушают условия пользования транспортным средством, которое предназначено для личного пользования. Вторичная страховка на миллион долларов может быть выплачена в случае аварии, правда, водителю вполне вероятно придется для этого подать в суд на страховую компанию.

Технически Uber - нелегален, так как обеспечивает без лицензии транспортные услуги. И снова придется говорить о туманной с точки зрения закона области. Точно так же можно спорить и о медицинской марихуане, и об услугах по оказанию групповых поездок. Вполне вероятно, что этим и нарушаются какие-то местные или государственные законы. Законность UberX - сложный вопрос, который не имеет простого ответа в зависимости от юрисдикции. А вот другие услуги Uber, такие, как лимузины черного цвета, являются законными. У водителей есть лицензия и платятся налоги государству. Во многих штатах и странах просто запретили Uber, как только обнаружили его появление у себя. А Южная Корея прямо обвинила основателей сервиса в запуске нелегальной службы такси. Как и во всем, связанном с Uber, риск ложится на водителей. Пассажира нельзя оштрафовать или снять с него больше денег, а вот некоторые водители были финансово наказаны.

Водители зарабатывают преимущественно на многочисленных коротких поездах. Они отказываются от длинных маршрутов, которые забирают много времени. На самом деле ситуация как раз обратная. Из-за цен и комиссии Uber водителю лучше заполучить одну длинную поездку - в аэропорт или на окраину города, чем кучу коротких, развозя посетителей клубов. Сервис берет с каждой поездки доллар в качестве платы за безопасность езды и 20% от оставшейся суммы. Поездка за 40 долларов из аэропорта принесет Uber доллар и 20% от оставшихся 39, то есть 8,8 долларов. А развозка четырех посетителей бара по 10 долларов принесет компании доллар с каждой поездки и 20% от оставшихся 9 долларов, то есть в сумме 11,2 долларов. Водители быстро осваивают такую математику и понимают, сколько реально они зарабатывают и какой тип поездок им выгоден.

Водителям Uber не стоит доверять, ведь их никто не проверяет. Тот факт, что Uber - новое, популярное и знаменитое явление, приковывает к нему повышенное внимание. Любое преступление, совершенное водителем этого сервиса, тут же попадет в новости. Так появляется миф, что Uber - рулетка, в которой царит беззаконие. Взяв в руки мобильное устройство для совершения заказа, человек каждый раз рискует своей жизнью. На самом деле это не совсем верно. Uber делает фоновые проверки своих водителей: был ли у них опыт пьяного вождения, насильственных преступлений, преступлений на сексуальной почве за последние семь лет. Но все эти проверки проводятся онлайн, тогда как официальное такси даже снимает у своих работников отпечатки пальцев для проверки. Те же 7 лет - срок давности для заявлений о нарушении ношения оружия или преступлений на дорогах. А вот в официальном такси этот срок составляет всего 5 лет. Так что велик шанс у пассажира оказаться жертвой именно в этой службе. На самом деле нет официальных данных, является ли обычное такси более или менее безопасным, чем Uber. Но моральные опасения пассажиров относительно групповых поездок понятны. Поездка с незнакомцем в машине всегда требует осторожности, стоит ли за ним онлайн-приложение или официальный сервис.

Водителю чаевые давать не надо, он не имеет права их брать. Так как Uber появился на рынке относительно недавно, то обычаи для него все новые. В обычном такси мы привычно оставляем чаевые, но в данном случае деньги снимаются с карты без дополнительной мзды. Uber умышленно акцентирует внимание заказчиков слоганом «нет никакой нужды давать чаевые» и даже не предлагает в своем приложении опции денежного поощрения водителя. А вот у конкурента, компании Lyft, такая возможность есть. Но водители Uber ничего не имеют против наличных и с радостью их берут. Это личное дело каждого пассажира. Но стоит помнить, что водителю приходится немало отдавать компании за ее услуги. Почему бы не компенсировать ему хотя бы частично эти траты, раз уж удалось сэкономить с помощью Uber.

Рейтинг водителя неважен. Для водителей рейтинг очень важен. В UberX требуют от водителей поддерживать средний балл не ниже 4,7, чтобы иметь возможность работать дальше. Несколько плохих отзывов могут окончить карьеру таксиста в Uber. Пассажир не может заказать снова машину, пока он не оценил предыдущего водителя. Да и сам таксист тоже ставит баллы своему пассажиру. Если у клиента накопятся плохие отзывы, то его в дальнейшем могут игнорировать при вызове такси. Так что у обеих сторон есть причины цивилизованно себя вести в ходе поездки.

Uber - это перевозка пассажиров. В свое время сервис был запущен со слоганом «Личный водитель для каждого». С помощью приложения в смартфоне клиент запрашивает для себя поездку. Его выбирает водитель, а системы навигации автоматически рассчитывают расстояние и стоимость проезда. А дальше приложение снимает деньги с карты. В результате все происходит быстрее, чем в общественном транспорте, более удобно, чем в такси. Uber убеждает, что это еще и дешевле, чем пользоваться собственным автомобилем. Однако теперь компания видит себя уже не просто посредником при организации поездок. Да и ее инвесторы считают так же. Одним из них, кстати, стал Джефф Безос, основатель Amazon и владелец The Washington Post. Считается, что построенная сложная система может позволить перевозить не только пассажиров, но и грузы. И компания уже начала экспериментировать с этой сложной идеей. Была запущена курьерская служба в Нью-Йорке и пробные доставки в Вашингтоне, предлагающие такие повседневно необходимые вещи, как тампоны и зубную пасту. Компания планирует наладить перевозку не только людей, но и вообще нужных для них вещей - мебели, подгузников, корма для собак. Так Uber уйдет от образа одного лишь личного такси. Такой долгосрочный план позволит конкурировать с мощными соперниками: UPS и Amazon. А стычки с традиционными службами такси будут со временем смотреться сущей мелочью. Uber намекнул на свои устремления, когда обновил свой лозунг до: «Там, где образ жизни встречается с логистикой».

Uber - сервис для богатых. Так можно было говорить, когда компания только запустилась. Роскошные черные автомобили предлагались в качестве альтернативы традиционным такси. Однако с тех пор Uber выдвинул ряд услуг, предназначенных для широкой аудитории. Например, UberX, является самым демократичным вариантом. Предлагается поездка на заднем сиденье личного автомобиля незнакомца. И это может стать даже дешевле, чем в обычном такси. Компания запустила новый сервис, UberPool, которые сделает поездки еще дешевле за счет перевозки нескольких незнакомых друг другу пассажиров в одном автомобиле. С точки зрения демографии Uber утверждает, что обеспечивает более надежное обслуживание меньшинствам и одновременно работает в недостаточно обслуживаемых районах, которые исторически игнорировались традиционными службами такси. И отзывы пользователей подтверждают это. Uber приезжает на заказы в такие места, куда другие перевозчики ехать отказываются. Пассажиру нужен лишь смартфон и кредитная карта.

Uber выступает против регулирования этого рынка. В самом начале развития проекта это было действительно так. Компания считала, что излишнее регулирование рынка задушит все инновации на нем. Она полагала, что свободный рынок сможет самостоятельно решить проблемы регулятора. Потребительские рейтинги убрали бы опасных водителей, а гибкие тарифы позволяют регулировать время подачи машины. Однако вскоре в этом споре появились вопросы без ответов. Они касались, прежде всего, страховой защиты непрофессиональных водителей UberX. В данном случае машины использовались частные, а проверки осуществлялись фоновые. На многих рынках сервис UberX, позволяющий практически любому водителю с транспортным средством на время становиться таксистом, оказался незаконным. Именно поэтому в некоторых городах: Портленде, Филадельфии, Брюсселе и Нью-Дели пытались подать в суд на Uber или даже запретить его. В такой ситуации правовой неопределенности Uber признает, что придется прибегнуть к регулированию сервиса. Это цена, которую надо будет заплатить за собственное выживание. У компании все в порядке со здравым смыслом, и она пытается добиться тех правил, которые будут ей выгодны. Не так давно в Вашингтоне был подписан закон, позволяющий людям предлагать перевозки за деньги в личных автомобилях. По новым правилам от компаний, наподобие Uber, требуется обеспечить 1 миллион долларов страховки. А сами данные о водителях и их транспортные средства должны проверяться. Uber с радостью откликнулся на этот эксперимент, разрекламировав его, как возможную модель для остальной страны.

В Uber работают одни сексисты. Именно так звучит критика в отношении топ-менеджеров компании. Однажды в интервью журналу GQ Трэвис Каланик неудачно пошутил, что называет компанию «Boob-er», (то есть «Сисечная»). Это не осталось без внимания женщин. Старший вице-президент Эмиль Майкл вызвал худший пиар-скандал в компании за все время. Он решил сразиться с критически настроенными журналистами, выделив средства для публикации компромата на них. Первой выбранной жертвой стала Сара Лейси, редактор PandoDaily, которая и обвинила Uber в сексизме. «Братанская» культура Uber явно не успевает за ростом компании, как крупного глобального сервиса. Многих женщин раздражали подобные выходки, в том числе и Лейси. Из-за обвинений в сексизме некоторые демонстративно удалили приложение Uber в своем телефоне. Но корпоративная культура компании вовсе не обязательно распространяется на самих водителей. Их бизнес-модель держит от себя на расстоянии вытянутой руки. А водители - независимые подрядчики. Зачастую это бывшие таксисты, безработные, работающие по полдня актеры. Вовсе не обязательно им верить в принципы самого Uber. Эти люди просто хотят подзаработать с помощью своего автомобиля. Да и водители сами критикуют руководство сервиса за постоянно изменяющиеся условия сотрудничества. И хотя верхушка компании действительно может проявлять сексизм в отношении хотя бы журналистов, тысячи обслуживающих водителей - абсолютно адекватные люди.

В сборе данных о клиентах нет ничего дурного. Каждый раз, когда клиент заказывает поездку на Uber, компания собирает некий объем данных: где забрать человека, куда он собирается, в какое время суток это происходит, во сколько обошлась поездка. Вся эта информация - ценный актив сервиса. Это позволяет заранее удовлетворять запросы водителей и манипулировать тарифами в часы пик. Сами по себе эти данные кажутся безобидными, особенно, если местоположение любого человека и так уже можно отследить с помощью его смартфона. Но защитники конфиденциальности говорят, что утечка этой информации может иметь последствия. Проанализировав журнал, можно увидеть много поездок из одного места. Так Uber узнает о месте проживания клиента. Можно узнать, как часто он появляется в определенных злачных местах, ездит ли он на лечение или на собрание анонимных алкоголиков. Сама компания в своем блоге проговорилась, что отслеживает ночные поездки своих клиентов и предсказывает их возвращение обратно через 5-6 часов в ходе так называемых «поездок славы». Эта новость вызвала скандал. Недавние выходки и заявления руководства ставят вопросы, сможет ли оно обходиться ответственно с попавшей в их руки информацией или же в целях компромата начнет использовать личные данные своих критиков, как намекал Эмиль Майкл. Защитники приватности опасаются, что информация может попасть в руки хакеров. По мере расширения компании ей надо будет не просто убедить людей воспользоваться именно такими услугами, но еще и научиться защищать полученные в ходе работы данные о клиентах.