Сквош.

Сквош (от англ. squash - "расплющенный", "раздавленный") - спортивная игра, в которой двое (или четверо) игроков с помощью ракеток попеременно стараются отбить мяч в стену так, чтобы соперник не смог сделать удар по нему. Мяч в данной игре используется мягкий, легко поддающийся деформации. Именно из-за большого количества мячей, расплющенных о стенку в процессе состязаний, сквош и получил свое название.

Поначалу игра в сквош велась на площадках различных форм и размеров - лишь в 1907 году на заседании комитета Британской ассоциации тенниса и ракеток были установлены стандарты площадки для сквоша. Первая ассоциация сквоша была создана в Великобритании в 1927 году.

В 1967 году была основана Всемирная федерация сквоша, ВСФ (World Squash Federation, WSF), которая в наши дни объединяет 122 национальные федерации данного вида спорта. Главный офис вышеупомянутой организации находится в Гастинге (Англия). Также существует PSA (Professional Squash Association) - ассоциация профессиональных игроков мужчин и WISPA (Women’s International Squash Players Association) - ассоциация профессиональных игроков женщин.

Состязания по данному виду спорта проходят на сквош-корте - специально оборудованной площадке, длина которой - 9,75 м, ширина - 6,4 м, состоящей из 4 стен 5,64 м в высоту - задней, фронтальной и двух боковых. Вверху по всем 4 стенам (на фронтальной стене - на высоте 4,57 м, на задней стене - 2,13 м) проходит линия аута, внизу на фронтальной стене расположена акустическая панель 0,48 м в высоту ("жестянка") - именно они ограничивают игровое пространство. Существуют части разметки, играющие роль исключительно во время подачи мяча, а в процессе игры не имеющие значения: квадраты на полу сквош-корта 1,6х1,6 м ("квадраты подачи") и линия на фронтальной стене на высоте 1,78 м ("линия подачи").

Игроки, нанося удары поочередно, стараются направить мяч так, чтобы он коснулся фронтальной стены ниже линии аута и выше акустической панели. Бить по мячу можно с лета, либо же после одного отскока от пола. Причем удар может быть направлен как на фронтальную, так и на любую из боковых стен. Продолжительность состязания - от 3 до 5 геймов, игра ведется до 9 (или 11) очков.

Популярность сквоша начала резко возрастать после того, как появилась прозрачная задняя стена корта (а впоследствии - и полностью прозрачные стены площадки), что дало возможность зрителям наблюдать за событиями матчей по данному виду спорта.

Виды сквоша:
 Сквош-теннис - игра, напоминающая теннис;
 Американский сквош (хардбол-сквош, от англ. hard ball "тяжелый мяч") - игра ведется более жестким мячом на площадке нестандартного размера (ширина - 5,64 м).

Родина сквоша - Великобритания. О том, где и когда возникла эта игра, до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что сквош появился в Англии, где был чрезвычайно популярен риал-тенис. Чтобы скоротать время в промежутках между выступлениями на корте, или же пережидая непогоду, теннисисты состязались в ловкости в относительно небольших закрытых помещениях (амбарах и складах), попеременно нанося удары ракетками по плетеному мячу. Другие исследователи утверждают, что данный вид спорта придумали заключенные, пытавшиеся разнообразить свой досуг в трюмах судов во время транспортировки в Австралию.
 Кроме того, существует версия, что родиной сквоша была Франция - именно там еще в XVI веке похожая игра была распространена повсеместно - и в монастырях (игрой в мяч увлекались монахи), и в больших городах (отбивать мяч от стен было очень удобно в узких переулках). Лишь спустя сто лет игра с мячом и ракеткой распространилась в другие страны Европы.

В 1907 году на заседании Ассоциации тенниса и ракеток были приняты стандарты площадки для сквоша, и разработаны правила этой игры. Размеры и разметка площадки для игры в сквош действительно были утверждены в 1907 году, тогда же начали составлять правила данного вида спорта. Однако официальные правила игры в сквош были разработаны Королевским клубом автомобилистов только в 1923 году.

Вначале был проведен чемпионат по сквошу для мужчин, женщины заинтересовались этим видом спорта несколько позже. Это не так. Первый женский чемпионат по сквошу состоялся в 1921 году. А первый мужской чемпионат под названием British Open был проведен в 1922 году (сперва он проходил по "кубковой" системе, а начиная с 1947 года - по "олимпийской" системе).

Обучаются игре в сквош очень долго. Нет, под руководством опытного тренера премудрости этой игры можно освоить за несколько занятий. А вот обретение мастерства действительно потребует длительного времени и регулярных тренировок.

В сквоше между тренировками юниоров и профессионалов есть существенная разница. К сожалению, чаще всего это действительно так. Именно потому, что в период формирования игрока подход к физической подготовке был не совсем правильным, переход во взрослый разряд для многих спортсменов чрезвычайно сложен. Многие специалисты придерживаются мнения, что юниоров следует обучать тому же стилю движений, что и взрослых игроков, сокращая лишь время тренировок и интенсивность нагрузки.

Спортсмены, играющие в сквош, во время соревнований экипированы так же, как и теннисисты. Одежда, обувь и повязки на голове (и запястье), применяемые в указанных видах спорта, действительно очень похожи. Но, согласно правилам, игроки в сквош должны в обязательном порядке использовать защиту для глаз - очки из поликарбоната. Это не удивительно - в ограниченном пространстве сквош-корта высока вероятность получить удар в лицо ракеткой или мячом, скорость полета которого может составлять около 200-270 км/ч.

Игра в сквош может быть одиночной (розыгрыш ведется между 2 спортсменами) или парной (в состязании одновременно участвуют 4 игрока). Чаще всего это действительно так. Однако порой практикуется сквош на корте в три четверти. В этом случае в одной из зон подачи, заблаговременно заблокированной, находится ожидающий своей очереди игрок, в то время как на остальной части корта состязаются двое спортсменов.

Матчи по сквошу чаще всего непродолжительны. Да, это так, но есть и исключения. Согласно статистике, самый короткий матч длился всего 6 минут 37 секунд, а самый длинный - 2 часа 44 минуты.

На международных турнирах по сквошу за игрой наблюдают двое судей. В наши дни игру контролируют 2 человека: судья и маркер, в обязанности которого входит наблюдение за соблюдением правильности подачи, попаданием мяча в аут и т.д. Однако в будущем планируют внести в систему судейства некоторые изменения, в частности увеличить количество судей до 3.

Судья определяет, кто будет подавать первым. Нет, право первой подачи разыгрывается самими игроками методом жеребьевки: они раскручивают ракетку (на одной стороне надпись "твоя подача", на другой - "моя подача") либо же подбрасывают монетку. Из какого именно квадрата будет производиться подача, также решает сам игрок.

При подаче мяч должен один раз отскочить от пола или любой из стен корта, а после этого попасть в игровую панель. Действительно, если мяч, 1 раз отскочивший от пола, попадает в игровую панель, ограниченную линией аута и линией подачи, а, отскочив, попадает в квадрат подачи соперника - подача считается успешной. Однако в том случае, когда мяч при подаче на пути к фронтальной стене ударяется о любую из стен корта - подача переходит к другому игроку. А вот в процессе игры мячи могут сколько угодно ударяться о любую из стен корта прежде, чем попадут во фронтальную стену. В этом случае мячи именуются "боусты" (от англ. boast - "удар за боковую линию") или angle ("угловые".).

Если во время выполнения подачи игрок ошибся - судья назначит повторную подачу. Ошибочное мнение. В случае если игрок допускает при подаче ошибку - право подачи переходит к его сопернику.

Игрок, к которому переходит право подачи, может выбирать, с какой стороны корта будет подавать. Это не так. Лишь в начале гейма игрок имеет право выбрать квадрат подачи, а в дальнейшем, выигрывая очко, должен будет производить подачу с противоположной стороны корта. Даже во время 5-минутной разминки перед началом состязаний половину времени спортсмены проводят на одной стороне корта, половину - на другой.

Наилучшая подача - выполненная "с разбега". Правила игры в сквош не запрещают разбег. Но следует помнить, что такой вид подачи не только не дает игроку никаких преимуществ, но и существенно увеличивает опасность ошибок, да и точность удара при подаче "с разбега" чаще всего оставляет желать лучшего.

Подача в сквоше переходит к сопернику, если мяч попадает в стену выше линии аута. Это действительно так. Однако следует учесть, что в этой игре все линии, нанесенные на стенах корта, являются линиями аута, и, если мяч попал в какую-то из них - игрок, нанесший удар, теряет подачу. Кроме того, к потере подачи приводит неправильное положение ног игрока - во время нанесения удара хотя бы одна нога спортсмена должна находиться в квадрате подачи. Если это не наблюдается - объявляется foot fault ("зашаг") и право подачи теряется.

Во время игры в сквош можно схитрить. Например, пропустив мяч, обвинить противника в создании помехи. Во-первых, за партией внимательно наблюдают судья и маркер, в обязанности которых входит разоблачение хитреца. Во-вторых, главные принципы этой игры - благородство и взаимоуважение, а не стремление к победе любой ценой.

Игра в сквош ведется до 9 очков. Если подсчет ведется по британской системе (она применяется на парных и клубных встречах, международных играх, женских профессиональных турнирах и на всех матчах, проходящих под эгидой Ассоциации США по сквошу (USSRA, United States Squash Racquets Association)) геймы действительно разыгрываются до 9 очков. При счете 8-8 принимающий выбирает, до 9 или 10 очков будет вестись розыгрыш. Американская же система счета (PARS, Point-a-Rally scoring system) предполагает ведение розыгрыша до 15 очков, а то и до 17 (если при счете 14-14 принимающий сделает именно такой выбор). Начиная с 2004 года, в данную систему счета внесены изменения: теперь игра идет до 11 очков, а при счете 10-10 - до того момента, когда кто-нибудь из игроков выиграет подряд 2 очка. По этой системе в наши дни проводятся мужские профессиональные соревнования по сквошу.
 Следует учесть, что в некоторых случаях, для сокращения времени игры, в правила проведения состязаний (на клубных, парных или международных встречах) вносятся некоторые изменения. Например, каждый розыгрыш может вестись до 7 очков, либо же до того момента, когда один из спортсменов одержит победу в 2 геймах из 3.

Очки в каждом розыгрыше засчитываются обоим игрокам. Все зависит от того, какая именно система счета применяется на соревнованиях. Если счет ведется по "традиционной" британской системе - очки могут быть засчитаны только подающему игроку. В том случае, когда розыгрыш выигрывает принимающий спортсмен, он лишь становится подающим, но дополнительных очков не получает. Американская же система счета (PARS) предполагает начисление любому игроку (подающему или принимающему - значения не имеет), выигравшему розыгрыш. Причем если выигрывает подающий - он сохраняет за собой право подачи.

Если игрок нанес удар по мячу - let не может быть принят. Это не так. Даже после удара по мячу пауза (или переигровка) в игре (англ. let - "пропускать") в некоторых случаях может быть объявлена. Например, если мяч порвался или прикоснулся к лежащему на полу предмету (бумажник, часы, ключи, которые в процессе игры могли выпасть из карманов игроков либо же были положены ими на пол корта до начала партии); если изменились игровые условия (ухудшилось или погасло освещение, на пол попала вода, разбились очки одного из игроков и т.д.) или спортсмена отвлекло какое-либо происшествие на корте (за кортом).

Если мяч, отскочивший от стены после удара спортсмена, попадает в него же, засчитывается проигрыш, но лишь в том случае, если противник был готов принять удар. Данное правило действует вне зависимости от того, где именно находился противник. Также не имеет значения, куда именно попал мяч (в ракетку, корпус, одежду или обувь игрока, наносившего удар).

Когда на корт попадает посторонний предмет - розыгрыш останавливается. Это действительно так. Однако в том случае, если на пол корта падает ракетка одного из игроков (не создавая при этом помех игре и не отвлекая спортсменов) - игра продолжается.

Все мячи для сквоша одинаковые. Действительно, внешне мячи, используемые для данной игры, выглядят совершенно одинаково: и размеры их мало различаются (40-45 мм в диаметре), и вес стандартизирован - 25-25 гр. Однако при более внимательном рассмотрении можно увидеть маленькую цветную точку, соответствующую скоростным характеристикам вышеупомянутого вида инвентаря. "Очень медленные" мячи помечены желтой точкой (две желтых точки - "сверхмедленный" мяч, одна - "очень медленный"), "медленные" - белой, "средние" - красной, "быстрые" - синей. Для соревнований используют мячи только с желтой точкой.

Прыгучесть мяча зависит от материала, из которого он изготовлен. Да, причем благодаря особому составу резины мяч при разогреве обретает несколько большую прыгучесть. Именно потому перед игрой спортсмены "разогревают" мяч, ударяя его о стену. Во время розыгрышей мяч еще больше нагревается, потому в конце матча игра наиболее быстрая и сложная.

Чем опытнее игрок, тем более быстрый мяч он использует. Ошибочное мнение. Во-первых, для официальных соревнований по сквошу применяются только мячи с желтыми точками ("очень медленные"). Во-вторых, опытные игроки выбирают самые медленные мячи, имеющие меньший отскок, поскольку в этом случае наиболее велика вероятность, что мяч после точно рассчитанного удара не отскочит от стены, а откатится от нее на небольшое расстояние ("умрет").

Игроки в сквош стараются нанести по мячу как можно более сильный удар. Это не совсем так. Опытные игроки стараются ударить не с наибольшей силой, а с максимальной точностью, посылая мяч так, чтобы отбить его было очень сложно, а порой и невозможно. Например, если мяч попадает в место пересечения боковых стен с полом - так называемый "ник" (от англ. nick - "узкое место, метка, насечка"), то он, скорее всего, не отлетит назад, а откатится по полу, вследствие чего отбить его будет попросту невозможно.

Физическая подготовка в сквоше - главное. Для начинающих спортсменов вышеуказанный фактор не имеет решающего значения, а вот на более высоком уровне игры, когда сила и скорость ударов возрастает, игрок с хорошо тренированным и сильным телом действительно имеет немало преимуществ перед более слабым соперником. Однако даже в этом случае скорость реакции и умение предвидеть поведение соперника, а также способность в последний момент отбить мяч не в том направлении, которое мог бы предположить оппонент, важнее физической выносливости.

Стандартов, оценивающих уровень игроков в сквош, в наши дни не существует. Это действительно так - все спортсмены делятся только на профессионалов и любителей. Однако по стилю игры их разделяют на 4 категории:
 - защитник (англ. retriever - "ловец") - спортсмен, отличающийся большой физической силой и терпением, редко ведущий атакующую игру;
 - атакующий (англ. shooter - "бомбардир") - столь же терпелив, но к тому же точен, легко выбивает победные мячи и "ники", отлично проводит обманные маневры;
 - силовой игрок (англ. power player) - старается добиться победы за счет силы и скорости ударов, однако ни терпением, ни выносливостью не отличается;
 - универсальный игрок (англ. all-around player) - хорошо играет в любом из вышеупомянутых стилей, причем одинаково успешно проводит подачи из всех областей корта.
 Чаще всего профессиональные спортсмены стараются подыскать соперника, примерно равного им и в физической подготовленности, и в игровой технике.

На протяжении всей игры спортсмен обязан держать ракетку только в правой (или левой) руке. Совершенно ошибочное мнение. Ракетку можно держать любым способом (левой или правой рукой, либо же обеими руками) или же менять способ хвата в тот или иной момент игры. Да и любой вид подачи (например, подача над головой), предусмотренный, например, в теннисе, в сквоше также разрешен.

На ограниченном пространстве сквош-корта лучше всего использовать короткие быстрые шаги - это даст возможность приблизиться к месту отскока мяча с максимальной точностью. Это не так. Последовательно выполняя несколько коротких шагов к мячу, игрок лишается устойчивости, может уйти слишком далеко от зоны Т (а ведь именно в данной зоне лучше всего находиться после нанесения удара по мячу, так как это чрезвычайно удобное местоположение для отражения контратаки противника). Кроме того, порой в результате такой "пробежки" спортсмен оказывается слишком близко к мячу либо же к стенам корта, и просто не может нанести правильный удар. Специалисты считают, что коротким может быть только первый шаг, остальные шаги должны быть длинными и широкими. Серия таких шагов заканчивается обычно "вытягиванием" в сторону мяча с последующим быстрым возвращением в зону Т.

Сквош совершенно безопасен. Ошибочное мнение. Ведь находясь на ограниченном пространстве рядом с человеком, размахивающим ракеткой, довольно трудно (особенно поначалу) так скоординировать свои действия, чтобы в процессе погони за мячом не попасть под удар ракетки соперника и не задеть его своей. Кроме того, данный вид спорта может вызывать аритмию, потому людям (особенно пожилым), страдающим заболеваниями сердца, не следует увлекаться игрой в сквош.

Если один из игроков получил травму, судья предоставляет ему 3 минуты для восстановления. Многое зависит от того, как именно была получена травма и каков ее характер. Если имеет место самотравмирование - судья останавливает игру, определяет характер травмы, и выделяет игроку 3 минуты на восстановление (либо же иное количество времени по собственному усмотрению, если имеет место кровотечение). По истечении данного отрезка времени игрок либо продолжает состязания, либо признает себя побежденным в гейме (и получает дополнительные 90 секунд времени) или же в матче. Причем следует учесть, что возникновение повторного кровотечения также может стать причиной присуждения победы сопернику неосторожного игрока.
 Если же травма совместная - для восстановления выделяется 1 час. В том случае, если травма была нанесена игроку соперником, и в результате пострадавший спортсмен не может продолжать поединок - ему присуждается победа в игре.

Правильно выбрать ракетку для сквоша может только опытный игрок. Это действительно так. Но некоторые особенности, присущие хорошим ракеткам, может заметить даже новичок, при условии, что в спортивном магазине будет возможность произвести с ракеткой некоторые манипуляции, чтобы оценить ее игровые качества. Вначале нужно совершить сильный мах каждой из выбранных ракеток, прислушиваясь к свисту рассекаемого воздуха. Самый тихий звук свидетельствует о том, что данная модель наиболее аэродинамична, следовательно, для совершения быстрых замахов понадобиться затрачивать меньше усилий. Далее - держа ракетку под углом 45º, выполните рубящее движение и выберите модель, в которой смещение веса от ручки к верхушке головы и обратно будет наименьшим. После этого, ударив по струнам ладонью, оцените степень вибрации в верхней части головы ракетки, проведя рукой по ободу снизу вверх. Наилучший выбор - модель с минимальной вибрацией.
 Также следует внимательно рассмотреть выбранную модель, обращая внимание на защитные накладки на голове ракетки (наилучшие - тонкие), самое тонкое место обода головы ракетки (если утончение в основании головы - ракетка сломается после первого же достаточно сильного удара) и форму ручки (лучше всего остановить свой выбор на ручке с перфорацией и выпуклостями).

Сквош поможет похудеть. Да, поможет. Ведь полчаса игры в сквош приводят к потере 300 килокалорий - примерно столько же человек теряет за получасовую прогулку на лыжах или велосипеде, либо же занимаясь игрой в теннис или ракетбол. При этом нагрузка равномерно распределяется на верхнюю и нижнюю части тела, активизируя работу мышечной и сердечно-сосудистой системы, улучшается координация движений. Особенно полезен данный вид спорта людям, ведущим малоподвижный образ жизни.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.