Фотография.

С развитием электроники общество захватил настоящий бум на фототехнику. Если раньше фотоаппарат был атрибутом настоящих фанатов, готовых тщательно планировать кадр, а затем в темных кладовках заниматься проявкой пленки, печатью фотографий, то сегодня многие вообще делают сотни фотографий в день, вообще не печатая их.

Ведь достаточно переписать снимки с флешки на электронный носитель. Да и множество фотоателье позволяет быстро и недорого распечатать понравившийся снимок.

Появились сотни моделей цифровых аппаратов, доступных по цене и функционалу каждому. Начинающему фотографу необязательно знать что-то о выдержке, цветопередаче и других премудростях - ведь процессор фотоаппарата сам подберет необходимые параметры в автоматическом режиме.

Резкое расширение возможностей фотографии и рынка ее применения повлекло за собой массу мифов, как о самом творчестве, так и об инструментах реализации. Рассмотрим основные мифы о фотографии, распространенные в обществе.

Качество фотографии определяется количество мегапикселей. На самом деле количество мегапикселей во многом маркетинговое понятие, определяя цену фотоаппарата, да и размер фотоснимка. А вот качество определяется качеством оптики и размером матрицы. Часто аппарат с меньшим числом мегапикселей, но хорошей оптикой стоит дороже "мыльницы" с, казалось бы, лучшими показателями. Так как размер матриц фактически одинаков, а физический размер ячейки больше у той камеры, у которой меньше мегапикселей. И такая тенденция остается неизменной, аппараты с крупной линзой остаются на рынке, тогда как суперкомпактные модели быстро дешевеют, или же уступают свою нишу обновленным аппаратам с дополнительными мегапикселями. Такая ситуация на рынке профессиональной техники не происходит.

По-настоящему качественные фото можно сделать только с помощью "зеркалки". По сравнению с обычными компактными фотоаппаратами "зеркалки" выглядят солидно, хотя лучшим средством для качественного фото будут творческое зрение и умелые руки. Техника не заменяет мастерство фотографа, а лишь дополняет ее. Множество фотографов используют несложные камеры и минимальное количество приспособлений. Плюсы зеркальной фотокамеры очевидны - это и меньшие шумы, возможность использовать новые объективы, лучшая обработка изображения, лучшие процессоры и так далее. Но только вот и цена за это соответствующая. Лучше детально изучить свой компакт и научиться с ним делать приличные кадры, нежели потратить кучу денег на зеркалку, не умея толком фотографировать, но ожидая, что она это сделает сама, в автоматическом режиме. Да и с таким фотоаппаратом не пойдешь на вечеринку, где требуется быстрое и порой незаметное для окружающих фото. А готовы ли Вы взять с собой в поездку дорогой аппарат? Зеркалка позволяет делать вдумчивые фото, только всегда ли это надо конкретно Вам?

Предпочтительно выбирать камеру с высокой чувствительностью (ISO), чтобы можно было снимать в темных помещениях, ночью или в сумерках. Многим внушается, что высокий уровень ISO даст возможность на обычной цифромыльнице с матрицей размером 1/2,5” делать качественные ночные фотографии. Появились уже камеры, позволяющие выставить ISO 1600. На самом деле для съемки в таких условиях нужен штатив. С его помощью и при минимальной чувствительности вполне можно создать качественное фото, а вот с высоким ISO на таком фотоаппарате непременно появятся значительные шумы, так что такой режим оказывается практически бесполезным.

Чем больше оптический зум, тем лучше. В реальности все как раз наоборот. По-настоящему высококачественные объективы либо фиксы, или же обладают небольшим диапазоном фокусных расстояний. Приобретя зум, приготовьтесь к возможным искажениям - виньетировании и дисторсии, а также возможным хроматическим аберрациями. Так что при выборе ультразума хорошо подумайте - действительно ли он нужен? Одним из таких случаев может стать съемка птиц, а вот ожидать качественной съемки портретов и пейзажей с большого расстояния не стоит. В случае с зеркалкой покупка телевика и широкоугольника решат эту проблему.

Лучше выбрать камеру с максимально возможным количеством функций. Сегодня производители оснащают камеру совсем уже странными функциями, наподобие рисования стилусом на экране, играми или спутниковой навигацией. На самом же деле основное предназначение камеры - фотографировать. Если эти функции не имеют прямой необходимости для работы, то лучше выбрать что-то не обремененное таким набором, но дешевле. Если же хочется гламурной игрушки, то лучше приобрести телефон - он и компактнее и фотоаппарат там обычно имеется.

Лучше приобретать мыльницу с оптикой Leica или Carl Zeiss - проверенными брендами. Конечно, так приятно похвастать тем, что фотоаппарат обладает брендовой оптикой. Действительно эти фирмы производят большое количество качественных, но и дорогих объективов. Но при покупке аппарата за 200 долларов Вы не обнаружите там чего-то сверхъестественного, тогда как доплата за бренд может стать весь ощутимой.

Фототехника (объективы, вспышки, флешки) одной из фирм лучше, чем фототехника другой фирмы. На самом деле любой производитель занимает на рынке свою нишу, в противном случае фирма бы просто обанкротилась по жестоким законам рынка.

Чем дороже камера, тем лучше она снимает. Это утверждение справедливо лишь отчасти. Покупая камеру необходимо понять - тратятся деньги за качество оптики, за полезные функции или же за дизайн, отделку и многофункциональность. Сегодня рынок предлагает ультракомпакты, размером с визитку, которые по цене сопоставимы с бюджетными зеркалками, но качество их снимков сравнить нельзя. В случае с зеркалкой происходит покупка именно фотоаппарата, а в случае с ультракомпактом - имиджевого и модного элемента. Сегодня реклама представляет такие аппараты даже в качестве аксессуара одежды.

Профессиональные фотографии возможны лишь с помощью пленки, цифровая техника - для любителей. То, что гиганты фототехники Canon и Nikon прекратили вообще выпускать пленочные аппараты, разрушает этот миф полностью. Да и самые высокооплачиваемые фотографы уже давно работают с цифрой, например самый "дорогой" фотограф Дэвид Лашапель использует цифровой задник, а его-то в непрофессионализме обвинить сложно. Действительно, на слайде выходят качественные снимки, но не стоит при этом сбрасывать со счетов достоинство цифровой фотографии. Прогресс не стоит на месте, раньше любители радиоспектаклей отрицали преимущества телевидения, художники-репортажники скептично относились к репортажным фотографиям и так далее. Сегодня то, что раньше казалось неуместным уже прочно вошло в нашу жизнь, превратив старые методы в экзотику.

Любительская камера может в любой момент запороть кадр. Следуя этой же логике, и дешевый автомобиль обязательно заглохнет на первом же светофоре. Но ведь люди успешно ездят не только на Мерседесах. Но и на Жигулях. Также и с фотоаппаратами. Надо просто уметь пользоваться техникой, знать ее достоинства и недостатки. Можно также посоветовать все-таки пользоваться дублями, ведь ошибка автоматики может произойти и в самой дорогой технике.

Форматом JPEG пользуются только любители. В этом формате отдают данные большинство цифровых камер. Фотография обрабатывается процессором устройства, сжимается и получается всем известный JPEG. Конечно, многие профессионалы предпочитают работать с необработанным форматом RAW, но сегодня все меньше камер представляют возможности вывода информации в этот вид. JPEG намного более распространен, компактен, довольно качественен, да и позволяет вносить необходимые изменения в изображения, пусть и меньшие, чем в RAW. Так что многие профессионалы снимают в JPEG, тем более продвинутые аппараты дают очень качественные снимки.

По-настоящему профессиональные снимки должны быть черно-белыми. Прежде всего, стоит упомянуть, что человеческий глаз способен воспринимать десятки миллионов оттенков, что, кстати, превышает возможности цветопередачи современных мониторов. Европа уже давно перешла на HD телевидение, полноцветную цифровую печать, а вот в России по-прежнему культивируется черно-белое фото. Многие фотографы просто зарывают свой талант в землю, ограничивая себя шкалой серого цвета, не воспринимая возможность цвета в фото в принципе. Конечно, необходимость и важность работы с черно-белым цветом никто не отрицает, важно первоначально обучиться работать именно с этими цветами, чтобы понять композицию фотографии, гармонию линий. Однако это должно стать лишь первым шагом для работы с цветом. Черно-белые фото - это очень выразительный прием, с помощью которого создаются подлинные шедевры, но это лишь исключения, ведь наш мир цветной, зачем сознательно отказываться от всей его полноты? Да и в коммерческой фотографии цветная фотография всегда будет больше востребована, так как этого требует глянец и реклама, а черно-белое фото может стать "изюминкой", но доминировать не сможет. Для многих начинающих фотографов черно-белое изображение является средство для сокрытия ошибок при съемке - бедности заднего плана, цветного шума, пестроты или же ошибок при фотомонтаже. Использовать такой прием легко, но на таком пути не создать действительно качественное фото, которое найдет своего покупателя.

Профессиональная фотография слишком сложна для понимания. Все направления, которые появляются в живописи, все болезни этого искусства присущи и для фотографии. Есть классики, а есть и новаторы, есть те, кто учится, а есть и те, кто беззастенчиво ворует, присутствуют даже мастера, которые творят нечто, непонятные ни им самим, ни окружающим. Можно сделать обычный портрет, исказить его максимально эффектами в Фотошопе, затем сделать его черно-белым и еще размазать. А можно снимать ночью с двухминутной выдержкой, при этом размахивая фотоаппаратом. При этом естественно фотография получит глубокое философское и малопонятное название. Импрессия и сюрреализм в фотографии существуют изначально, это вносит новые краски в восприятие действительности зрителем. Но попутно люди смотрят на такие "шедевры" и логично воспринимают именно это в качестве высокопрофессионального фотоискусства. Неудивительно, что многие тоже стремятся воспользоваться непродуманными приемами для создания необычной картины. Так что фотография должна быть продумана, а действительно профессиональный кадр все-таки должен быть понятен большинству людей.

Только в студии могут сделать профессиональное фото. Обычно считается, что если фотограф является профессионалом, то у него должна быть непременно своя студия. Хотя конечно неизвестно еще насколько хорошо человек работает в этой самой студии. Настоящие профессионалы утверждают, что работать регулярно в студии необходимо, но ограничивать свое творчество этим нельзя. Конечно, в студии можно научиться таким важным вещам, как постановка света, построение кадра, но никто не научит действительно важным умениям ловить свет и кадр в жизни. Ведь особо ценятся не постановочные фото, а жизненные - без прикрас, без продуманного заднего плана, в динамике.

Профессиональная фотография является случайной. Многие считают, что если произвести множество фотоснимков за короткое время, то обязательно попадется хороший кадр. Но с таким бы подходом любой человек на Земле стал бы давно фотографом - ведь просто нажимать кнопку легко. Можно вспомнить фразу о том, что лучшая импровизация та, которая заранее подготовлена. Так же и в случае с фотографией, чтобы случайно поймать удачный кадр, необходима хорошая подготовка.

Профессиональная фотография должна быть непременно композиционной. О фотографии часто можно услышать язвительный комментарий о непрофессиональной композиции или же вообще ее полном отсутствии. Этот стереотип не только не верен, но и вреден. На самом деле композиция - это связь между объектами, на изображении она есть всегда. Даже чистый белый лист содержит композицию, хотя это тяжело как доказать, так и опровергнуть. Так что смело выбирайте ту композицию, которая понравится вам или окружающим, это уже будет первым шагом в освоении азов фотомастерства.

Профессиональная фотография непременно является коммерческой. Коммерческий фотограф, прежде всего, бизнесмен, ведь ему необходимо продать свои работы заказчику. Необязательно быть для этого действительно профессиональным фотографом, главное, чтобы качеством был доволен заказчик. С другой стороны тот фотограф, который не продал ни одной своей работы, тоже едва ли может считаться профессионалом - иначе нашелся бы кто-то, желающий приобрести его труды.

Любую фотографию можно исправить Фотошопом. Часто, занимаясь фотомонтажом и ретушью, художник забывает о самом главном - о содержании снимка. Конечно, любой серьезный редактор позволит исправить большую часть огрех, но отсутствие идеи индивидуальности в фотографии уже не исправит никакой программный продукт.

В фотографии вообще лучше обойтись без Фотошопа. А вот этот миф является другой крайностью, прививается теми, кто ратует за документальность кадра. Однако при производстве, скажем, заказного портрета лучше все-таки убрать синяки или мешки под глазами заказчика, пускай даже Вы и видите в этом изюминку. Да что там говорить - весь мир рекламного глянцевого фото прошел обработку фоторедакторов, оттого на нас и смотрят с обложек красавицы с идеальной кожей и фигурой.

Есть определенные правила фотографии. Если Вы прочтете много умных книг с правилами или четко последуете советам опытных людей, то, несомненно, избежите множества ошибок, только при этом рискуете и не создать чего-то необычного и нового. Только фотограф выбирает методы и приемы, делать снимок по общим канонам или же по своим методикам, с возможностью стать первооткрывателем. Самые талантливые и неожиданные фото принадлежат как раз тем талантливым людям, которые делали это хотя и продуманно, но по-своему.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.