Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Максим Горький

Максим Горький (1868-1936) является одним из самых знаменитых русских писателей. 5 раз его номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Еще с конца XIX века в своих произведениях Горький поднимал вопросы революционного изменения общества, он находился в явной оппозиции к царизму и симпатизировал социал-демократам. Революцию писатель встретил с недоверием, однако в итоге вернулся из-за границы и последние годы стал прижизненным классиком советской литературы.

Знакомство с Горьким у нас происходит еще со школы. Мы читаем повести «Детство» и «В людях», учим фрагмент «Песни о буревестника», взрослыми читаем «Жизнь Клима Самгина». Трудно переоценить культурное влияние Максима Горького на жизнь советских людей. Его именем назвали город, заводы, корабли, парки, кинотеатры. Но образ писателя был далеко не однозначным.

Миф о нем начал создаваться еще до революции, а советская власть только утвердила его, канонизировав Горького. Уже в годы перестройки критики пересмотрели отношение к нему. Подлинная же фигура Горького стала размываться под напором двух антагонистических подходов. О самых спорных моментах биографии писателя, которые и легли в основу мифов о нем, мы и поговорим.

Горький - настоящая фамилия писателя

Алексей Пешков начал печататься под псевдонимом Максим Горький с 1892 года. Тогда в тифлисской газете «Кавказ» появился его рассказ «Макар Чудра». Но появился этот псевдоним неслучайно. Отец писателя обладал острым языком, его поэтому прозвали Горький. Проживая в Тифлисе, Алексей Пешков познакомился с революционером Калюжным. Тот, пройдя каторгу и работая на железной дороге, помог начинающему писателю взглянуть на себя серьезно. Калюжный и посоветовал Пешкову взять псевдоним Горький, который соответствовал бы острой социальной направленности произведений.

Горький - единственный псевдоним Пешкова

Начиная работать в Самаре провинциальным газетчиком, Алексей Пешком пользовался псевдонимом Иегудиил Хламида. Под этим именем выпускались первые фельетоны писателя, где основной темой была эксплуатация трудового человека.

Горький был незначительный писателем

Известна цитата Владимира Набокова: «Художественный талант Горького не имеет большой ценности». Писатель называл дар своего коллеги убогим, отказывал ему в интеллектуальном размахе. Да и Мережковский в своей работе «Чехов и Горький» считал, что больше пары слов тот не заслуживает, а его поэзию следует снисходительно забыть. Другой явный обладатель литературного вкуса, Иван Бунин, в своей работе «Горький» 1936 года отмечал беспримерную незаслуженность мировой славы коллеги и обвинял даже в фальсификации своей биографии. Однако это далеко не единственные авторитетные отзывы о творчестве Горького. Немало знаменитых современников признавались ему в любви, восхищались талантом. Чехов называл его талант «настоящим и залихватским», Блок величал «русским художником». Всегда сдержанный и язвительный Ходасевич отметил «высокую пробу» писателя. Марина Цветаева в ответ на присуждение Бунину Нобелевской премии написала, что считает куда более достойного этой награды Горького, ибо тот больше, своеобразнее и человечнее. По мнению поэтессы Бунин являлся концом эпохи, тогда как Горький ее всю олицетворял.

Горький создал соцреализм

В советском литературоведении развитие реализма проходило от критических форм Пушкина, Гоголя, Толстого до социалистической. Такой художественный метод считался официальным и единственно верным для советского искусства. И если последним представителем критического реализма считался Чехов, то Горького назвали создателем социалистического реализма и всей советской литературы. Классическими образцами считались пьеса «Враги» (1906) и роман «Мать» (1906). Но сама теория социалистического реализма оформилась полностью лишь в 1930-е годы, тогда же и была выстроена генеалогия произведений с Горьким в ее основе. А ведь его классический роман был написан еще за 30 лет до этого, да к тому же в Америке, вдалеке от Родины. Сам Горький считал ту поездку неудачной, чем и объяснил недостатки своей книги. Современные исследователи творчества писателя считают, что в основе его идеологии лежал вовсе не марксизм, как это представляли советские литературоведы, а идея создания нового человека и мира. Да и последнее произведение Горького, незавершенная «Жизнь Клима Самгина», даже в Большой Советской энциклопедии причислена к критическому реализму.

Горький боролся с социальной несправедливостью

Не вызывает сомнений факт неприятия писателем современного миропорядка. Но бунтарство его было не только социальным. Даже критик творчества Горького, Мережковский, указывал на метафизический, богоборческий взгляд на проблему. По его мнению, Чехов и Горький стали пророками, но не в общепринятом смысле. Писатели благословили то, что хотели проклясть и прокляли то, что хотели благословить. Они пытались показать, что человеку Бог не нужен, он сам им является, но из произведений становится понятно, что человек становится зверем и скотом, а то и хуже. Горькому были близки идеи русского космизма, он боролся со смертью, как с абсолютным злом, пытаясь ее преодолеть путем бессмертия и воскрешения. Умирая, писатель в бреду произносил, что яростно спорит с Богом. Бунт писателя касался самих основ мироздания, жизни и смерти. Это было намного выше, чем просто изменение общественного устройства. Сказка в стихах «Девушка и смерть» (1892) заставила даже Сталина заявить, что это произведение сильнее «Фауста».

Горький являлся антимодернистом

Горького называют противником модернизма и декаданса, проповедником реализма. Но данный образ быстро рассыплется, если посмотреть на настоящее место писателя в творческих процессах Серебряного века. В ранних рассказах Горького присутствует богоискательство, ницшеанство, что вполне гармонирует с русскими тенденциями модернизма, волновавшими умы на рубеже XIX-XX веков. О пьесе «На дне» Анненский писал в 1906 году, что Горький предстает самым ярким русским символистом после Достоевского. Реалистичность творчества иная, нежели у Гончарова или Островского. Читая Горького, любая будничная обстановка предстает иллюзией или сном. Даже миф о своей жизни, созданный самим писателем, может быть воспринят, как символ жизнетворчества. Да и Горький был близок со многими модернистами, что заставляет скептично смотреть на традиционный советский подход к его творчеству. Природу искусства писателя лучше всего описал Владислав Ходасевич. Этот видный представитель русского модернизма несколько лет был близким другом Горького.

Горький дружил с Лениным

Разве мог великий пролетарский писатель не дружить с буревестником революции Лениным? На свет появилась легенда о близости двух мощнейших фигур. Ее визуализировали многочисленные скульптуры, картины и даже фотографии. На них видны беседы вождя с создателем социалистического реализма. Но после революции политическое положение писателя было уже неоднозначным, он потерял свое влияние. В 1918 году Горький оказался в Петрограде в двусмысленной ситуации, начав писать критические по отношению к новой власти очерки «Несвоевременные мысли». В России эта книга была издана только в 1990 году. У Горького образовалась вражда с Григорием Зиновьевым, влиятельным председателем Петроградского совета. Из-за этого Горький уехал пусть в почетную, но ссылку. Официально считалось, что Ленин настоял на лечении классика за границей. В послереволюционной жизни писателю места не нашлось. С такими взглядами и деятельностью ему грозил арест. Но помог появиться этому мифу и сам Горький. В своем биографическом очерке «Ленин» он довольно сентиментально описал свою дружбу с вождем. Познакомились Ленин с Горьким еще в 1905 году, быстро сблизившись. Однако затем революционер стал отмечать ошибки и колебания писателя, пытаясь бороться за него. Горький иначе смотрел на причины Первой мировой войны, не мог желать поражения в ней своей стране. Ленин полагал, что виной тому - эмиграция и ослабшие связи с Родиной. В 1918 году писатель публикуется в газете «Новая жизнь», которая открыто критикуется «Правдой» и именуется мелкобуржуазной. Ленин стал видеть в Горьком временно заблуждающегося товарища.

У Горького была взаимная неприязнь к Сталину

Последний период жизни Горького прошел в Советской России. Эти годы обросли легендой, став идеологической основой. Уже в наше время появились слухи, что писателя жестко контролировали чекисты, что ему угрожал Сталин и в итоге уничтожил сперва его сына, а потом и самого Горького. Однако факты говорят о другом. Горький искренне приветствовал сталинизм, а отношения с самим лидером страны были по меньшей мере нейтральными. В Советском Союзе писатель увидел, какими методами пользуются большевики для переделки человека. Эта государственная лаборатория литератора восхитила. Проживая в эмиграции, Горький смущался и тяготился таким своим положением. Почему он, буревестник революции, оказался ей не нужен? Горький хотел лично принимать участие во всех событиях на Родине. Тем более вскоре Сталин уничтожил врага писателя, Зиновьева. Это позволило Горькому вернуться, заняв влиятельное место культурного лидера. Такого положения ему даже Ленин не давал. А личность Сталина писателю нравилась, он льстил ему не только в официальных речах. Писатель и политик нужны были друг другу. Сталин по каналам НКВД давал Горькому все необходимое, а тот своей поддержкой легимитизировал его действия.

Максим Горький был убит

27 мая 1936 годы при посещении могилы сына писатель простудился и заболел. Смерть наступила через 3 недели, 18 июня. Гроб великого русского писателя несли в том числе Молотов и Сталин. Но уже в ходе Третьего Московского процесса в убийстве сына Горького обвинили Генриха Ягоду. Тот в своих показаниях признался, что убил и самого писателя, по приказу Троцкого. В заговоре участвовали и секретарь Горького, а также известные врачи. Ягода долго пытался поссорить литератора со Сталиным, а когда ему не удалось это, то совершил убийство. Заговорщики боялись, что в случае смерти вождя авторитетный писатель может не поддержать их. Позже появились версии, по которым приказ убить Горького отдавал сам Сталин или же он просто послал в подарок отравленные конфеты. Но это кажется явным преувеличением - писатель сладкое не любил, раздавая его гостям. Да и убедительных свидетельств этому мифу нет. Разве можно верить показаниям, данным под пытками? Но сама легенда оказалась выгодной Сталину, она помогла ему расправиться с политическими конкурентами. А разоблачители Сталина легко вписали Горького в число жертв режима.

Горький любил русских крестьян

Этот образ быстро рушится, если узнать, как пролетарский писатель относился к деревне и русскому крестьянству. Их он попросту ненавидел! Горький считал, что в крестьянине собраны все наихудшие черты человеческой натуры: лень, глупость, ограниченность, приземленность. Любимый тип писателя, босяк, родом как раз из этой среды, возвышался над ней и всем своим дальнейшим существованием отрицал. В рассказе «Челкаш» столкнулись старый волк, пьяница и ловкий вор Челкаш с трусливым, слабым и ничтожным крестьянином Гаврилой. Картина показательная. Горький писал, что полудикие, глупые и тяжелые люди деревень вымрут, на смену им придет новое племя, грамотное, разумное и бодрое. И оно должно отличаться от милого и симпатичного народа, будучи деловым и неравнодушным лишь к своим потребностям.

Горький был антисемитом

Евреи были как раз образцом того самого нового народа, в котором должны слиться воедино разум, деловитость и трудолюбие. Об этой замене классического русского крестьянства Горький как раз и писал. Еврейская тема вообще занимает важное место в его творчестве, он всегда защищал этот народ и жестко выступал против антисемитов. Горький говорил, что на пути человека к прогрессу евреи протестовали против всего грязного и низкого, против насилия, пошлости и духовного невежества. Уже в Самаре в 1895-1896 годах Горький стал знаменитостью. Для Самары начинающий писатель был странным человеком. Его таланта никто не видел. Знакомые его были образованными людьми, из дворян. Горький же относительно них был действительно «из народа». Даже на фотографии времен «Самарской газеты» писатель изображен с палкой и в сапогах. К нему и относились соответствующим образом. Уже в советское время появился этот миф. Но когда в Самаре стали ставить пьесы Горького мало кто помнил, что он тут вообще жил тут. Один из приятелей писателя, Александр Смирнов, решил сделать на этой почве творческую карьеру. Его воспоминания о Горьком - единственное, что печаталось. Писатели в Самаре составили список людей, с которыми общался Горький. За них были написаны мемуары, раскрывающие жизнь и характер классика.

Горький был всегда бедным

Советская пропаганда превозносила Горького, как пролетарского писателя из народа, познавшего с детства нужду и лишения. Однако Алексей Пешков родился в небедной семье. Его отец был управляющим пароходной конторы, мать была дочерью богатого купца. Родители Горького умерли рано, он стал богатым наследником. Жил он явно не одними гонорарами. Писатель Леонид Андреев ругал своего коллегу, который, прикидываясь пролетарием, льнул к богатым и путешествовал, как принц. Поэтесса Гиппиус вспоминала, как в 1918 году Горький скупал у голодающих старинные ценные вещи. Он не был чужд материального благополучия. Да и жизнь за границей всегда требовала немалых средств.

Горький был пламенным большевиком

Хотя писатель и позиционировался, как яростный революционер, вскоре после событий октября 1917 года он уже критиковал своих недавних друзей. Горький писал, что Ленин и Троцкий отравились ядом власти, попирая демократические свободы. В беседах писатель предрекал скорое уничтожение коммунистов восставшими крестьянами. Но вскоре судьба сделала Горького новым трибуном режима.

У Горького было однозначное отношение к религии

Был ли писатель действительно воинствующим безбожником? На протяжении всей своей жизни Горький не прекращал попыток обрести духовный путь. Он много общался со священниками, вместе с Толстым помог уехать на запад христианам-молоканам. Но сам к религии писатель так и не пришел. В 1929 году Горький заявил, что в любви верующих есть только ненависть к людям. Писатель подписал письмо с просьбой уничтожить Храм Христа Спасителя. Да и христианское смирение было чуждо литератору, он писал, что никогда ни в чем не собирался каяться.

Горький был толерантен к геям

В ближайшем окружении писателя были и гомосексуалисты. В той творческой среде это явление процветало (Мейерхольд, Эйзенштейн). При этом писатель никакой толерантности к гомосексуалистам не проявлял. На страницах «Правды» и «Известий» он открыто называл явление социально преступным и наказуемым, заявлял, что на нем зиждется фашизм.

Горький не причастен к сталинским репрессиям

При всех заслугах Горького в области литературы нельзя забывать и о его роли в репрессиях режима. Именно писатель являлся автором объемной книги о строительстве Беломоро-Балтийского канала. Там Горький восхищается, как из бывших врагов пролетариата появились на свет квалифицированные рабочие. Писатель открыто восторгался исправительно-трудовой политикой страны. Всемирно известной личности верили. Поездка Горького на Соловки в 1929 году помогла убедить Запад покупать лес в СССР. На положение заключенных писатель предпочел не обращать внимания.