МифыФактыСоветыСленгТестыЛикбез

Планеризм.

Планеризм (планёрный спорт) - вид спорта, в котором состязания проводятся на небольших безмоторных летательных аппаратах тяжелее воздуха (планёрах). Цель спортсменов - преодолеть дистанцию за минимальное количество времени.

По мнению исследователей, конструкции тяжелее воздуха, которые могли совершать планирующий полет, существовали еще в Древнем Египте (2500-1500 гг. до н.э.). В Древней Греции примерно в 400 году до н.э философ, астроном, математик, стратег и государственный деятель Архит Тарентский создал и опробовал летательный аппарат, напоминавший птицу.

На этой примитивной машине, названной Голубем, изобретатель совершил полет на расстояние около 200 метров. "Деревянная птица" также была изобретена в V веке н.э. в Китае Лю Баном, первым императором династии Хань.

В Европе тоже предпринималось немало попыток создать безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Одним из первых эскизы конструкции такого рода создал Эммануил Сведенборг 1714 году, а первый летательный аппарат, во многом напоминающий современный планёр, был изготовлен в 1853 году сэром Джорджем Кейли, ученым и изобретателем из Англии. На своем махолете он смог пролететь несколько метров. Более удачными оказались опыты Отто Лилиенталя (Германия), работавшего над созданием планёра в конце XIX века.

На усовершенствование конструкции потребовалось не так уж много времени - уже в 20-30 годы XX века планёры становятся доступными и относительно дешевыми, обретая все большую популярность во многих странах мира.

Первый чемпионат мира по планерному спорту был проведен в 1937 году на Вассеркуппе (Германия). В наши дни этот вид соревнований проводится раз в 2 года для мужчин, женщин и юниоров под эгидой всемирной федерации авиационных видов спорта (Fédération Aéronautique Internationale), основанной в 1905 году. В рамках этой организации создана международная комиссия ФАИ (International Gliding Commission, IGC), занимающаяся планёрными видами спорта.

Планёр и планер - слова-синонимы. Изначально планёром назывался летательный аппарат с неподвижными несущими плоскостями, который тяжелее воздуха и не оснащен мотором. Слово "планер" использовали для наименования силовой конструкции любого самолета. Однако через некоторое время данные авиационные термины действительно стали применяться, как синонимы (за исключением некоторых профессиональных кругов, где планером именуют конструкцию самолета, а планёром - летательный аппарат). Более того - вариант "планёр" используется все реже, вытесняемый словом "планер" и когда речь идет о безмоторном самолете, и когда имеется ввиду конструкция летательного аппарата.

Планеризм - всего лишь вид активного отдыха. В большинстве случаев так и есть. Однако наиболее опытные пилоты участвуют в региональных, национальных и международных соревнованиях, которые проводятся по определенному маршруту, и позволяют планеристам продемонстрировать не только летные навыки, но и умение оптимально использовать погодные условия той или иной местности для максимально быстрого и точного прохождения дистанции. Кроме того, многие пилоты планёров участвуют в состязаниях по высшему пилотажу, выполняя довольно сложные фигуры (петли, "бочки", перевернутый полет и т.д.), каждая из которых оценивается судьями в соответствии с уровнем сложности (К-фактором). В расчет берется также правильность и четкость выполнения каждого маневра - очки присуждаются лишь за идеально выполненную фигуру пилотажа.

Любой взрослый и здоровый человек может научиться летать на планёре. В данном виде спорта существуют определенные ограничения: максимальный вес пилота (с учетом парашюта, в собранном виде весящего около 2 кг) может составлять не более 103 кг, рост - до 193 см. Более высокие люди также могут осваивать данный вид спорта, однако они при этом будут испытывать определенные неудобства.

Управление планёром можно освоить за несколько дней. Да, но в первый самостоятельный полет ученик сможет отправиться только после 50 учебных полетов с инструктором и тренировок на симуляторе (применяемых в том случае, когда из-за ухудшения погоды тренировки на открытом воздухе невозможны). При этом следует учесть, что самостоятельный полет отнюдь не означает завершение обучения. Ученик должен приобрести навыки полета на расстояние, а в некоторых странах - сдать экзамены по навигации, управлению планёром, использованию радио и т.д.

Планерный спорт появился в 20 годах прошлого века, когда планёры стали безопасными, дешевыми и доступными. Да, это так. Однако следует добавить еще одну причину появления и развития данного вида спорта. Дело в том, что после Первой мировой войны, согласно Версальскому мирному договору, на изготовление и использование в Германии одноместных самолетов, оснащенных моторами, было наложено ограничение. Именно вследствие этого немецкие инженеры и авиаконструкторы вынуждены были сконцентрировать почти все свое внимание на разработке и совершенствовании безмоторных летательных аппаратов, а пилоты изыскивали способы использования различных атмосферных явлений для увеличения скорости и дальности полета планёров. Кроме того, при активной поддержке правительства, под видом спортивных упражнений проводилось обучение будущих военных летчиков.

Активное развитие планерного спорта в России началось лишь после Второй мировой войны. Совершенно ошибочное мнение. Еще в начале прошлого века в Москве, Петербурге, Киеве, Крыму и Тбилиси были созданы первые кружки, проводившие обучение планеризму. Официальной же датой начала массового развития планеризма считается 7 ноября 1923 года, когда в Коктебеле были проведены всесоюзные планерные испытания, и зафиксированы первые рекорды СССР по данному виду спорта. В 1934 году было учреждено звание мастера планерного спорта, создано немало планёров оригинальных конструкций, а к 1941 году 13 из 18 мировых рекордов, зарегистрированных Международной авиационной федерацией, были установлены спортсменами из СССР. В Единую всесоюзную спортивную классификацию планеризм был включен в 1949 году, а 2 ноября 1994 года учреждена федерация планерного спорта России.

Состязания по планеризму были включены в число Олимпийских видов спорта. Это не совсем так. Показательные состязания по планеризму действительно входили в программу XI Олимпиады (Берлин, Германия) и этот вид спорта должен был стать Олимпийским уже в 1940 году. Однако в связи с началом Второй мировой войны Олимпийские игры были отменены. После войны оказалось, что существует несколько причин, препятствующих включению планерного спорта в число Олимпийских. Первая - имела место острая нехватка планёров, вторая - так и не был принят определенный стандарт, согласно которому должны были изготавливаться модели для состязаний (общество планеристов опасалось, что в результате такой стандартизации совершенствование конструкции планёров будет приостановлено). Позднее предложения о введении планеризма в программу Олимпиад было отклонено Международной авиационной федерацией по причине недостаточного общественного интереса, проявляемого к данному виду спорта.

Для изготовления планеров используют дерево и легкие металлы. Длительное время крылья планёров изготовлялись из дерева, фюзеляж - из стальных трубок. Современные летательные аппараты такого рода чаще всего создаются из более легких и прочных искусственных материалов. Однако существовали и довольно оригинальные конструкторские идеи, например, планёр, сконструированный из надувных резиновых элементов, был создан в СССР в 1934 году, а в 1935 году успешно прошел полевые испытания. Согласно практическим исследованиям, вполне возможно изготовить планер из, казалось бы, совершенно не подходящего для этой цели материала - бетона. Однако полеты на таком планере будут довольно затруднительны и опасны, причем не из-за большого веса машины, а по причине хрупкости бетонной конструкции.

На планёре можно преодолевать довольно большие расстояния, однако если погода испортится - пилоту придется совершить вынужденную посадку. В наши дни при хорошей погоде опытные пилоты могут преодолевать расстояние от 100 до 1000 км (рекорд полета на дальность, установленный Клаусом Ольманном 21 января 2003 года, составляет 1 008 км ). Первые же модели планеров демонстрировали куда худшие результаты. Например, конструкции Кейтли и Лиенталя могли перенести человека на расстояние всего нескольких метров, а первый мировой рекорд, установленный в 1920 году на Вассеркуппе (Германия), составлял всего 2 км. Ухудшение погоды действительно может привести к посадке летательного аппарата в незапланированном месте. Застрахованы от этого только пилоты мотопланеров, которые могут запустить двигатель и завершить маршрут в нужной точке.

Взлететь с земли планёр, не оборудованный двигателем, не в состоянии. Это действительно так. Для того чтобы запустить планёр, требуется вспомогательное техническое средство (самоходная лебедка, автомобиль, буксировочный самолет), к которому планёр прикрепляют с помощью пенькового каната или металлического троса и буксируют некоторое время, придавая ему необходимое ускорение. После этого пилот планёра отсоединяет трос (причем, если речь идет о самоходной лебедке - трос, длина которого составляет 1000 м, опускается на землю с помощью небольшого парашюта). Для старта с откоса чаще всего применяют амортизаторы, для натягивания которых необходимы слаженные усилия группы из 2-3 или 8-10 человек (в зависимости от вида используемого амортизатора).

Мотопланеры могут самостоятельно осуществлять взлет. Некоторые мотопланеры (например, так называемые круизные) оснащены только маломощными "маршевыми" двигателями, которые запускаются после взлета, и служат лишь для того, чтобы набирать высоту вне зависимости от наличия или отсутствия сильных восходящих воздушных потоков. Однако для осуществления самозапуска планёра эти двигатели не подходят. Самозапуск могут осуществлять только летательные аппараты, оборудованные моторами достаточной мощности.

Во время буксировки самолетом, планер должен находиться над ним, чтобы не попасть в турбулентный поток. Планёр может находиться позади буксирующего самолета либо в вышеописанном положении (так называемая "высокая буксировка", преобладающая в Европе и США), либо держаться ниже самолета ("низкая буксировка", чаще используемая в Австралии). Существует возможность одновременной буксировки двух планёров - в этом случае один из них (прикрепленный к самолету длинным тросом) находится в положении низкой буксировки, другой (прикрепленный коротким тросом) - в положении высокой буксировки.

Дешевле всего запускать планер с помощью лебедки. Да, это так. Однако следует помнить, что в этом случае высота запуска не так уж велика, потому, если в течение нескольких минут пилот не успеет обнаружить восходящий воздушный поток, достаточно сильный, чтобы увлечь летательный аппарат на большую высоту - полет продлиться недолго. Кроме того, в случае запуска лебедкой существует опасность разрыва троса.

Буксировка планёра автомобилем во многом схожа с запуском бумажного змея. Данное утверждение справедливо, если речь идет о прямом методе буксировки. При использовании метода "обратного шкива" машина движется не однонаправлено с планёром, а приближается к нему.

Планёр, совершивший вынужденную посадку, можно быстро вернуть на аэродром, вызвав для этого самолет буксировки. Да, но следует учесть, что, во-первых, для приземления и последующего взлета самолета буксировки придется заручиться разрешением хозяина участка, на котором приземлился планёр. Во-вторых, пилоту планёра придется уплатить за все время, которое будет потрачено на эвакуацию (начиная с момента взлета самолета-буксировщика с аэродрома). Потому гораздо дешевле будет воспользоваться услугами специально оборудованного трейлера (хотя это и занимает несколько больше времени).

Термики легко обнаружить по образуемым ими кучевым облакам или "пыльным дьяволам". Действительно, восходящие потоки воздуха (термические потоки или термики), образующиеся в результате нагревания солнечным светом определенного участка земли, могут привести к образованию кучевых облаков. Порой, если образуется несколько термиков подряд, создается "улица облаков" - в этом случае пилот легко может пролететь очень большое расстояние, не теряя высоту. Однако если влажность воздуха недостаточна или же в результате инверсии теплый воздух поднимается слишком высоко и конденсация влаги не происходит - облака не образуются. Да и "пыльные дьяволы" (небольшие смерчи) не всегда обозначают местонахождение термика, потому пилотам приходиться внимательно следить за вариометром (вертикальным индикатором скорости), показания которого помогают определить, попал ли планёр в термик (в этом случае летательный аппарат будет подниматься).

Термики связаны с определенными деталями ландшафта. С какой-либо конкретной деталью ландшафта термики связать трудно, однако замечено, что данный вид восходящих воздушных потоков чаще всего обнаруживается над асфальтовыми дорогами, свежевспаханными полями, городами, электростанциями, а также в зонах пожаров.

Одни и те же термические потоки подходят планеристам, дельтапланеристам и парапланеристам. Дельтапланеристы, использующие для полетов крыло из ткани, натянутой на жесткий каркас, и парапланеристы, применяющие тканевое крыло, лишенное какого-либо твердого каркаса, могут набрать высоту на очень слабых и узких термиках. Для более габаритных и тяжелых планёров нужны термические потоки несколько больших размеров. Исключение - первичные и микролифтовые планеры, причем первые могут лишь подниматься в термических потоках, а вот покидать их для перелета к следующему термику не в состоянии.

Наибольшую высоту набирают планёры, попавшие в сильный термик. Нет, выше всего (не 15 км и более) может подняться планёр, использующий силу волновых потоков (постоянных волн, образующихся в земной атмосфере, чаще всего - в гористой местности). В этом случае основная опасность, подстерегающая пилота - недостаток кислорода, потому планеристы, желающие пролететь над горными массивами, в обязательном порядке запасаются специальным снаряжением, позволяющим избежать гипоксии и переохлаждения. В месте встречи двух воздушных масс - теплой и холодной (зоне конвергенции), создаваемых морским бризом или возникающих в пустыне, также существует возможность быстрого прямого восходящего полета. А летательный аппарат, попавший в сильный термик на равнине, может взлететь максимум на 3000 м (высота подъема будет несколько большей в горах). И, наконец, потоки обтекания (появляются там, где ветер, столкнувшись с препятствием (скалой, высоким берегом) поднимается вверх) могут способствовать подъему планёра на высоту около 600 метров в том случае, если не усиливаются термическими потоками, образующимися, например, в результате нагревания скалы солнцем.

Чем легче планёр, тем быстрее он летит. В термиках легкие летательные аппараты с неустойчивым крылом действительно поднимутся быстрее и выше, а вот на более высоких скоростях, во время перелета между термическими потоками, балансировочное сопротивление крыльев лучше всего свести к минимуму. С этой целью пилоты, совершающие полеты на расстояние, запасаются водяным балластом, помещаемым в специальных мешках или цистернах, укрепленных на концах крыльев. Он способствует улучшению аэродинамических качеств планёра на высоких скоростях, в результате чего летательный аппарат затрачивает на прохождение маршрута меньшее количество времени, чем планёр, не оснащенный балластом. Если же подъемная сила термиков не так велика, как ожидалось, или же существует опасность незапланированного приземления - от балласта можно легко и быстро избавиться, открыв специальные клапаны.

Зимой планеристы не летают. Сильные термические потоки появляются в средних широтах только весной и летом, зимой же образования такого рода гораздо слабее и встречаются реже. Однако, несмотря на это, планеристы не прекращают тренировок и в зимнее время, используя волновые потоки и потоки обтекания, сила которых менее зависима от смены времен года.

Состязания планеристов проходят по маршруту, разработанному организаторами соревнований. Не обязательно. Существуют дисциплины планерного спорта, предполагающие полеты (и на точность следования дистанции, и на дальность) по маршруту, избранному пилотом.

Прохождение определенных точек маршрута отмечается с помощью специальной аппаратуры, установленной на борту планёра. Да, в наши дни с помощью GPS-трекера через каждые несколько секунд отмечается местоположение планёра. Проанализировав данные, получаемые посредством этого аппарата, можно определить, насколько точно пилот следовал заданному курсу. До появления вышеупомянутых технических приспособлений прохождение определенных точек маршрута подтверждалось иными способами. Вначале люди, находящиеся на земле, путем визуального наблюдения определяли, проследовал ли планёр по заданному курсу, позднее сами пилоты фотографировали поворотные точки, и обязаны были предоставить фотографии судейской коллегии.

Во время соревнований одновременный старт нескольких планёров не практикуется. Да, если речь идет о национальных или международных соревнованиях. Но в последнее время появился новый формат состязаний - Гран При, предусматривающий одновременный старт нескольких планёров, кольцевой маршрут (участники преодолевают его несколько раз подряд) и упрощенную систему определения победителя. По мнению организаторов, соревнования такого рода способствуют популяризации планеризма.

Существуют децентрализованные состязания по планеризму, не предполагающие присутствие всех соревнующихся пилотов одновременно в одном и том же месте. Это действительно так. Для того, чтобы принять участие в онлайн-состязании (Online Contest, OLC) пилоту достаточно загрузить файлы с информацией о пилоте, летательном аппарате и данными GPS о любых полетах, проведенных за определенный период времени.

Планёры используются только для развлечений либо для подготовки и соревнований спортсменов-планеристов. Да, если речь идет о спортивных планерах, либо вовсе без двигателя, либо оснащенных маломощным мотором, использующимся лишь при взлете и наборе высоты, а после - убирающимся в фюзеляж. Но существуют и другие виды планёров (например, туристические или мотопланеры общего назначения), оснащенные более мощным двигателем и способные нести довольно большой груз, сфера применения которых гораздо шире. Например, летательные аппараты такого рода используются в военных целях (в качестве разведчика) и для охраны государственной границы. Также планёры применяются для патрулирования дорог, наблюдения за состоянием газопроводов и ЛЭП, выполнения аэрофотосъемки, а порой выступают в роли аэротакси (например, если нужно срочно доставить врача в отдаленный населенный пункт).

В наши дни существует немало проблем, которые препятствуют популяризации планерного спорта. К сожалению, это действительно так. После Второй мировой войны планерный спорт не развивался потому, что планёров было очень мало. Но даже когда количество машин увеличилось - круг любителей планеризма расширялся не так быстро, как хотелось бы. Причиной тому является, во-первых, конкуренция с родственными видами спорта (парапланеризмом и дельтапланеризмом), требующими гораздо меньших затрат, во-вторых, рост интенсивности воздушного движения, в-третьих, недостаточное рекламное освещение соревнований по планерному спорту (из-за некоторых особенностей состязаний освещение их по телевидению довольно затруднительно). И, наконец, увлечение планеризмом - занятие, отнимающее много времени и требующее немалых финансовых вложений.

Между космическим кораблем и планером нет ничего общего. Летные характеристики упомянутых летательных аппаратов действительно мало в чем схожи. Но следует учесть, что космический челнок, снабженный крыльями, и снижается, и совершает посадку в режиме планёра.

Планер Гимли назван так по имени конструктора, создавшего этот летательный аппарат. Совершенно ошибочное мнение. Планером Гимли (Gimli Glider) неофициально именуют один из "Боингов-767", принадлежащий авиакомпании "Air Canada". Такое название самолет получил после того, как 23 июля 1983 года, совершая рейс из Оттавы в Эдмонтон, в результате остановки двигателей (закончилось топливо) вынужден был продолжать дальнейший полет в режиме планирования. Самолет благополучно приземлился на территории, где когда-то размещалась военная база Гимли. Но не следует считать такой случай единичным. Существует немало примеров успешного планирования и приземления (приводнения) самолетов, у которых по каким-либо причинам отказали двигатели. Например, 21 августа 1963 года самолет Ту-124 с неработающими двигателями успешно приводнился на Неву. 24 августа 2001 года Airbus A330-243 авиакомпании Air Transat приземлился без топлива на Азорских островах. 15 января 2009 года самолет А 320 авиакомпании "US Airways" приводнился на р. Гудзон после столкновения со стаей диких гусей (птицы попали в турбины, что и привело к отказу двигателей) и т.д.

На старом планёре невозможно первым прийти к финишу и выиграть соревнования. В некоторых случаях главное в состязаниях - не скорость, а проявление пилотского мастерства. Например, во время соревнований в клубном классе, для того, чтобы уравнять шансы на победу машин различной (порой весьма устаревшей) конструкции, к результатам состязаний добавляется гандикап (поправочный коэффициент), максимально уменьшающий роль технического совершенства конструкции в достижении наилучшего результата. Потому порой летательный аппарат, финишировавший в числе последних, после оценки всего комплекса принимающихся во внимание факторов может занять одно из первых мест в соревновании.

Планёр, дельтаплан и параплан относятся к одному виду летательных аппаратов. Да, это так. Несмотря на весьма существенные различия в конструкции, некоторые виды планёров (первичные планёры, применяющиеся для обучения пилотов-новичков, и микролифтовые планёры) действительно относятся к виду глайдеров (gliders) - летательных аппаратов с низкой нагрузкой на крыло (максимум - 18 кг/м2). К этому же виду принадлежать дельтапланы и парапланы. Все остальные планёры с высокой нагрузкой на крыло (классов ФАИ и внеклассные) относятся к виду собственно планёров (sailplanes).

Мировой рекорд можно поставить на любом планёре. Нет, согласно классификации ФАИ все планёры делятся на 2 класса: чемпионатные, подходящие для проведения национальных и международных состязаний, и рекордные - в рамках этого класса регистрируются наивысшие достижения в соревнованиях.

К чемпионатному классу относятся:
 • клубный - класс, объединяющий все планёры, которые принадлежат каким-либо аэроклубам;
 • стандартный класс - создан в 60 гг. ХХ в. Максимальный размах крыла - 15 м, запрещена механизация крыла (исключение - воздушные тормоза, которые не увеличивают подъемную силу конструкции). Этот летательный аппарат отличается легкостью, прост в управлении и обслуживании;
 • класс 15 метров - в отличие от стандартного может иметь механизированное крыло;
 • класс 18 метров - отличается от предыдущего лишь размером крыла. Некоторые фирмы-производители пользуются этим, выпуская машины с законцовками крыла разной длины, путем смены которых можно получить планёры 2 различных классов;
 • открытый класс - планёры, входящие в него, создаются без каких-либо ограничений. Потому летательные аппараты такого рода чаще всего имеют большой размах крыльев и взлетный вес, хорошие летные характеристики и довольно высокую цену;
 • класс 20 метров двухместный - имеет размах крыла не более 20 м, создавался специально для использования в аэроклубах при обучении пилотов;
 • мировой класс - включал в себя летательные аппараты, совпадающие по всем характеристикам с планёрами PW-5, произведенными в Польше. Создан в 1996 году, однако широкой популярности не обрел, и 1 января 2001 года был упразднен;
 • класс 13 метров - появился 1 января 2001 года как одна из альтернатив планёрам мирового класса. Имея размах крыла 13 метров, этот летательный аппарат обладает хорошими летными данными, и чаще всего используется для отдыха и обучения начинающих планеристов.

Рекордные классы:
 • открытый класс - объединяет планёры 2 чемпионских классов: 18 метров и открытого;
 • класс 15 метров;
 • мировой класс (отменен в 2001 году);
 • сверхлегкий класс - объединяет летательные аппараты, максимальный вес которых не превышает 220 кг. В рамках данного класса выделяется подкласс микролифтовых планёров, которые благодаря особенностям конструкции (нагрузка на крыло не должна превышать 18 кг/м2) могут использовать для набора высоты потоки воздуха небольших размеров (микролифты), которые обычно доступны только парапланеристам и дельтапланеристам.

Планёр можно построить самостоятельно, воспользовавшись информацией из Интернета. К сожалению, подробные чертежи, по которым можно было бы изготовить все детали самостоятельно и создать планёр "с нуля" в Интернете отыскать довольно сложно. Чаще всего материалы такого рода представляют собой лишь изображение общего вида летательного аппарата, дополненное эскизами главных узлов и некоторых компонентов, руководствуясь которыми можно лишь создать планёр, имея под рукой набор соответствующих деталей. Хотя существуют модели планёров (Carbon Dragon, Woodstock), разработанные для самостоятельной постройки.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные предложения.