Дислексия.

Дислексией называют неспособность человека овладеть навыками чтения и письма, но при этом сохраняется общая способность к обучению. На Западе к дислексии относят разнообразные проблемы, относящиеся к письменности и речи вообще. Люди с таким нарушением не могут обучаться математике, у них отмечаются проблемы с поддержанием внимания, нарушена моторика и координация. В отечественной медицине такие проблемы рассматриваются по отдельности.

Сам термин ввел в обиход немецкий офтальмолог Рудольф Берлин в 1887. Он работал с мальчиком, у которого как раз и отмечались трудности с обучением. И хотя симптомы дислексии выявляются просто, само это нарушение является довольно необычным и непривычным даже для опытных родителей и педагогов. Мешают к тому же и некоторые заблуждения в этом вопросе.

Дислексия чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Некоторые специалисты даже называют соотношение четыре к одному. Но нет какого-то единого мнения на эту тему. Медики предполагают, что мальчики обладают некоей генетической уязвимостью в своем наборе хромосом. Но в школах дислексия встречается примерно в равных пропорциях среди полов. На формирование мифа влияет еще и тот факт, что девочки стараются принять вызов, тогда как мальчики отвечают на проблему раздражительностью и непослушанием. Учителям стоит внимательнее обращать внимание на поведенческие трудности детей.

Дети с дислексией пишут буквы в зеркальном отражении. Такое написание букв далеко не всегда говорит о дислексии. Например, для левшей характерно зеркально писать буквы З, Р, Ч, С. На начальном этапе обучения многие пишут буквы неверно, не сразу запоминая направление элементов букв. Говорить о дислексии можно, если сбой имеет длительный и стойкий характер. Но это далеко не единственная проблема, связанная с отклонением. У людей с дислексией есть целый ряд проблем с навыками еще и чтения, общения, разговора и орфографии.

Людям с дислексией следует больше стараться. У людей с дислексией мозг функционирует иначе. Некоторые традиционные методики чтения и приемы могут просто не работать. Исследования показали, что люди с дислексией максимальную пользу получают от интенсивного или структурированного обучения. Некоторые методики предполагают максимальное привлечение возможностей головного мозга, в том числе зрения, слуха, осязания.

Дислексия - показатель низкого IQ. Дислексия никак не определяет уровень интеллекта человека. Отклонение встречается у детей разных социальных слоев и возможностей мозга. Говоря о дислексии, никто не ставит клеймо дурака на ребенка. При правильной поддержке многие дети даже получают высшее образование и строят успешную карьеру. Развитие науки постепенно сводит миф «на нет». Стало возможным говорить не о психическом отклонении, а об особенности мозга. Он зато дает обладателям превосходство в образном мышлении. Известно, что дислексики славятся своими нестандартными решениями. Многие актеры, художники и ученые как раз обладают таким нарушением. Можно назвать имена Д.Энистон, С.Спилберга, В.Голдберг, Р.Брэнсона. Правда, необычность может порождать комплекс неполноценности. Такие люди могут иметь трудности с приемом на работу, что обращает их даже к криминальной среде.

Дислексия излечима. Фактически дислексия является нарушением работы мозга, сохраняющимся на протяжении всей жизни. Раннее вмешательство и правильное оборудование классной комнаты и жилого помещения могут оказать существенное позитивное воздействие на навыки чтения и успеваемость.

Ребенок перерастает дислексию. Это довольно опасное заблуждение, которое долгое время сопровождало дислексию. В результате родители бездействовали, ожидая от своего ребенка прорыва. А к специалистам они обращались уже в запущенном случае. Если диагноз ставится ребенку в возрасте 9-10 лет, то его еще можно успеть научить читать. Но сделать это будет уже непросто. Дислексия не приходит и не уходит, с ней люди рождаются и сохраняют это нарушение уже на всю жизнь.

Причиной дислексии является повреждением мозга. Фактически этот сбой появляется из-за нарушения синхронной работы правого и левого полушария. Совсем недавно ученые определили, что проблемы с обучением связаны не с дефектами мозга, а его особенным режимом работы. Человек еще не вполне способен понять это. Последние исследования доказали, что дислексия появляется из-за нейробиологических причин. Некоторые зоны мозга менее активны, чем обычно. И структура мозговой ткани отличается от нормы. Еще в 1917 году англичанин Хиншелвуд отметил случаи дислексии у родственников. Но только в 1950 году было проведено фундаментальное исследование, доказавшее наследственную природу дислексии. Нашлись и гены, ответственные за это нарушение.

Дислексию лучше выявить до школы, чтобы ребенку было легче учиться. Современная система общего образования в любом случае сделает обучение дислексика болезненным занятием. Ребенок большую часть времени в школе проводит в обездвиженном состоянии, активность органов чувств игнорируется, так как приоритет отдан инструктивно-программирующим методикам. Но воздействие на механическую память бессмысленно для школьника с дислексией.

Дислексики пишут корявым почерком и с многочисленными ошибками. По последним данным мотивация писать грамотно побеждает природную безграмотность дислексика. Тут важна не тренировка сама по себе, а упражнения, требующие усилий. Человеку важно постоянно пытаться решать задачи, требующие мобилизации всех ресурсов и порой даже превосходящие возможности.

Дислексики абсолютно обычные люди. Сегодня принято считать таких людей прогрессивными представителями общества. Их особенным образом организованная мозговая деятельность определяет уникальный интеллект дислексика и выделяет его из ряда обычных людей.

Дислексия - это болезнь. Дислексия является диагнозом, выявляющим особенного с точки зрения организации человека. Информация им может восприниматься в объемном виде. Те слова и символы, которые не удается представить образно, отдаются пустотой в восприятии. Это может привести к спутанности сознания. Именно поэтому плохо воспринимается информация, наблюдается неуклюжесть, дезорганизация и дезориентация, дефицит внимания и гипер/гипоактивность. Но есть много вариантов компенсирующего поведения, с помощью которых дислексик может выходить из такого своего состояния незаметно даже для окружающих.

Дислексия связана с плохим зрением. Согласно недавним исследованиям популярные нарушения зрения: дальнозоркость, косоглазие, миопия, плохой фокус у детей с дислексией наблюдались ничуть не чаще, чем у обычных их ровесников.

Дислексии вообще не существует. Более 30 лет назад полученные с помощью научных исследований данные подтвердили существование дислексии. Это позволило пересмотреть подходы к обучению проблемных детей.

Дислексия встречается крайне редко. Исследования, проведенные в Соединенных Штатах, показали, что признаки дислексии встречаются у 5-10% населения, по другим оценкам показатель достигает вообще 17%. Международный фонд дислексии утверждает, что от 15 до 20% населения имеет проблемы с обучением, а дислексия обычно и является тому виной. У некоторых людей формы отмечаются мягкие, а у других симптомы уже серьезные. Дислексия в начальной школе является одной из наиболее распространенных проблем с чтением. Только один из десяти дислексиков получает индивидуальный подход и специальную помощь в обучении чтению.

Дислексию нельзя диагностировать. Сегодня специалисты могут довольно точно выявить группу риску еще в детском саду, а в первом классе дислексия уже идентифицируется. Окончательный диагноз ставится в возрасте, когда ребенок начинает активно учиться чтению и письму. И важно поставить диагноз как можно раньше. Это станет сигналом о необходимости помощи ребенку. Так можно будет сохранить его достоинство. Сочетание наследственности в дислексии и трудностей в разговорной речи поможет выявить уязвимого ребенка еще до начала формального школьного обучения.

Дислексия может быть диагностирована обычным педагогом на основе специальных тестов. Технически это так, но в зависимости от личности профессионала диагноз может отличаться. Специалисты в своих отчетах употребляют фразы, наподобие «ребенок имеет специфические проблемы в фонологическом развитии» вместо очевидного диагноза «дислексия». Сотрудники школ предпочитают не связываться с таким явлением. Но это лишь вопрос семантики. В большинстве американских штатов дислексия требует специального подхода в образовании. Подразумевается, что ребенок имеет специфическую неспособность к обучению чтению, письменной речи.

Диагноз «дислексия» ставят медики. Эта проблема не носит медицинский характер и врачами не диагностируется. Дело в том, что эти специалисты не имеют подобающей подготовки для работы с устной речью ребенка, обучении его чтению, письму, не могут оценивать правописание и как-то оценивать это. Дислексия требует дополнительного обучения педиатров, некоторые из них получают нейробиологическую информацию о нарушении.

Люди с дислексией в принципе не могут читать. Большинство детей и взрослых с дислексией умеют читать хотя бы на базовом уровне. Классическим тревожным сигналом для родителей и учителей является правописание. Ребенок может не понять основные правила языка и не умеет разбирать или складывать слова с использованием букв.

Дети с дислексией никогда не смогут даже с помощью компенсирующих техник научиться хорошо читать. Систематическая и явная работа, проведенная на научной основе, позволяет людям с дислексией в совершенстве осваивать чтение. Надо просто вовремя выявить проблемы, прежде чем они отразятся на мотивации и психике.

Ежедневное чтение вслух на протяжении 20 минут поможет ребенку с дислексией. Чтение вслух неизвестных слов никак не поможет ребенку. Вместо этого он попытается запомнить форму слова и использовать контекстные и визуальные подсказки в попытках угадать его. Развитию навыков непосредственно чтения это не поможет.

Люди с дислексией видят вещи задом наперед. Дислексия не имеет отношения к зрению. Исследования показали, что дети разворачивают буквы вне зависимости от того, есть у них дислексия или нет. Отклонение может заставлять читать слова задом наперед, но это происходит из-за сбоя в работе полушарий мозга. В университете Олбани провели исследование, попросив студентов по памяти воспроизвести ряд сложных еврейский букв. Студенты с дислексией выполнили задачу с такой же погрешностью, как и их обычные сокурсники. Так что дислексия никак на зрение не влияет.

Учителя знают, как бороться с дислексией. Как только ребенок с дислексией поступает в школу, он обычно сталкивается с проблемами. Дело в том, что большинство учителей мало что знает о дислексии и уж точно не знает, как с ней бороться. Есть много особенностей, связанных с необучаемостью, с которыми сталкивается учитель в стандартном классе. Просто невозможно педагогу быть специалистом во всех вопросах. Так что проблемного ребенка надо выделять, обговаривая его дальнейшее обучение с преподавателем и директором.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.