Друиды
Друиды
(древнеирландск. drui, галльск. druis) - замкнутая каста жрецов, целителей и поэтов у древних кельтов (или галлов от лат. galli - "белокожий") - племен индоевропейского происхождения, живших на территории Центральной и Западной Европы с начала III тыс. до н.э. до V- VI вв. н.э.
Слово "друид" происходит от греческого "drus" - "дуб" и индоевропейского "wid" - "ведать, знать"
Данная точка зрения популярна у многих исследователей с древних времен. Еще Плиний (древнеримский писатель) указывал на связь между упомянутыми терминами (явно прослеживавшуюся в греческом "druidai" и латинском "druidae" или "druides" и подтверждавшуюся тем, что святилища друидов располагались в священных дубовых рощах). Однако современные лингвисты утверждают, что этимологию слова "друид" следует рассматривать, опираясь на значение созвучных слов в кельтских языках. Они считают, что употреблявшееся галлами слово "druides", равно как ирландское "drui" произошло от "dru wid es" - "весьма ученый". Дуб же именовался иначе ("dervo" на галльском, "daur" на ирландском, "derw" на валлийском и "derv" на бретонском), потому основой термина "друид" данное слово вряд ли можно считать.
Друиды ведали только вопросами религии и целительства, в политику они не вмешивались
Ошибочное мнение. К политической жизни страны не имели отношения только друиды-прорицатели или вастес (др.-ирл. faith; галльск. vatis, vates), специализировавшиеся на предсказаниях и проведении магических ритуалов, а также практиковавшие различные способы исцеления (хирургические операции, траволечение, магическое воздействие). А вот остальные друиды участвовали в политической жизни государства довольно активно. Вопросами образования, религии и правосудия занимались теологи, осуществлявшие также надзор над властью. Различные дипломатические задачи (ведение переговоров, заключение перемирий и союзов с соседними государствами) были возложены на плечи придворных музыкантов филидов (fili; от welet, wel - "прозревать", "провидец"). Они же были создателями, исполнителями и хранителями поэм, изучали историю и генеалогию, ведали обучением. При этом проводилась четкая грань между бардом - обычным исполнителем песен (которым можно было стать без всякого обучения, просто имея хороший слух и голос) и филидом, магом и предсказателем, отлично разбиравшимся в традициях и истории, (чтобы обрести это звание, человеку приходилось учиться не один год).
Обряды друидов проходили в дубовых рощах, так как это дерево считалось священным
В магических обрядах друидов фигурировал не только дуб (символизировавший Ось Мира и считавшийся растением, возлюбленным Верховным Божеством (свое положительное отношение к священному древу бог проявлял в виде молний, часто ударявших в высокие дубы)), но и все, что произрастало на священном древе (и являлось, по мнению древних кельтов, даром Небес), в частности омела. Причем считалось, что растет она только на ветвях дуба, хотя на самом деле этот куст паразитирует и на других деревьях - и лиственных (тополях, березах, ивах), и хвойных (лиственницах, пихтах, соснах). Кроме того, по мнению друидов, дуб являлся олицетворением мужского начала, а произраставшая на нем омела символизировала женское начало. Поскольку соседство этих двух растений не так уж часто встречается, жрецы тратили немало времени и сил, отыскивая подходящее дерево. Если поиски венчались успехом - в 6 лунный день проводился торжественный обряд срезания омелы (причем для этого применялся только серп, изготовленный из золота, и срезать священное растение жрец, одетый в белое, должен был только левой рукой) с последующим жертвоприношением (под деревом, с которого срезали омелу, закалывали 2 белых быков). Собранная таким образом омела считалась панацеей от всех болезней и мощнейшим противоядием. Кроме того, она использовалась в различных гаданиях и при жеребьевке. Священными деревьями у друидов почитались также ясень и боярышник. Кроме того, прослеживалось разделение деревьев на "лесную знать" (дуб, яблоня, тис и орех) и "лесных холопов" (вяз, ива).
Друиды - жрецы, появившиеся в Европе задолго до кельтов
На этот счет не существует единого мнения. Одни исследователи считают, что друиды - свергнутые цари, ставшие жрецами (хотя по утверждениям историков, именно представители касты друидов могли как свергнуть, так и возвести на престол правителя кельтов). Другие придерживаются мнения, что барды и филиды, друиды и прорицатели - это представители одного и того же жреческого сословия, по-разному проявлявшее себя в ту или иную эпоху (однако следует учесть, что в легендах и письменных источниках все они упоминаются одновременно и, следовательно, существовали параллельно). Третьи считают, что друиды - представители праиндоевропейского жречества, тогда как происхождение филидов - индоевропейское (но в этом случае необъяснимым остается существование параллельно с орденом друидов другого жреческого сословия - гутуатеров (т.н. "знатоков молитв"), которые хоть и появились на кельтских землях ранее друидов, но ни авторитетом, ни упорядоченностью организации похвастаться не могли).
Друиды - жрецы древних кельтов, живших в слиянии с природой и находившихся на низком уровне технологического развития
Это не так. Современные исследователи полагают, что кельты, являвшиеся одним из самых крупных народов Европы во второй половине I тыс. до н. э. во многих отраслях (обработка металлов, гончарное производство и т.д.) не только не уступали, но и превосходили римлян. Кроме того, кельты достигли немалых успехов в сфере торговли, развития ремесел, градостроительства и архитектуры.
Обряды друидов и жизненный уклад общества, управляемого ими, были гармоничными и идеальными
Идею такого рода высказывали философы-стоики, противопоставлявшие цивилизованному обществу, переживавшему период упадка и разложения, образ другой общественной формации - живущей безмятежной и счастливой жизнью, преисполненной доброты и человеколюбия, в гармоничном слиянии с природой. Аммиан Марцеллин (древнегреческий историк) упоминал о том, что деятельность филидов и друидов способствовала повышению образованности населения и развитию "достойных похвалы наук".
Однако жизнь "благородных варваров" (к числу которых относились как мифические гиперборейцы, так и реально существующие кельты и скифы) вовсе не была такой уж безмятежной. Во-первых, во время жертвоприношений друиды закалывали не только белых быков под священным дубом. Согласно их верованиям, боги лучше всего слышат просьбы людей в том случае, когда приносятся человеческие жертвы. Потому для задабривания небесных покровителей умерщвляли людей, не ограничиваясь при этом только инородцами-пленниками или преступниками - порой жертвами становились и местные жители. Причем чем более серьезная опасность грозила кельтам - тем выше было общественное положение человека, приносимого в жертву богам. Например, т.н. "человек из Линдоу", тело которого хорошо сохранилось в торфяных болотах Линдоу около деревни Мобберли (Великобритания, графство Чешир) принадлежал к знатному роду (что видно из равномерно развитой мускулатуры и маникюру). А, судя по ранам (проломленному черепу, перерезанному горлу, сломанному ребру и удавке на шее) и найденной на теле пыльце омелы, мужчина был убит во время ритуального жертвоприношения. Кроме того, некоторые историки (в частности, Плиний Старший) упоминают о том, что древние кельты не только приносили в жертву людей, но и поедали человеческую плоть. Подтверждением упомянутых обвинений в каннибализме современные исследователи считают найденные в пещере близ г. Алвестон (Великобритания) человеческих костей (скорее всего - принесенных в жертву людей), расколотых определенным образом (по-видимому, для того, чтобы извлечь костный мозг).
А вот доказательств другого способа жертвоприношения (описанного Цезарем) - сожжения людей в огромном человекоподобном чучеле, археологи пока не обнаружили. Во-вторых, друиды, хотя сами не участвовали в военных действиях, и могли прекратить сражение одним своим появлением на поле боя, готовили юных аристократов (да и простых граждан) отнюдь не к мирной и спокойной жизни. Главной целью подрастающего поколения было овладение мастерством ведения боя и обретение готовности умереть в схватке. И. наконец, черты характера кельтов (жадность, легкомыслие, суетность), упоминаемые античными историками никак не ассоциируются с гармоничным и уравновешенным нравом членов идеального общества.
Информацию о тайных знаниях друидов можно отыскать в письменных источниках древних кельтов и римлян
Ошибочное мнение. Дело в том, что обучение проводилось исключительно в устной форме, более того - еще во времена Цезаря античные авторы (например, греческий писатель-историк Лукиан) упоминали о том, что жрецы кельтов запрещают записывать что-либо из системы знаний, обладателями и хранителями которых они являлись. Это объяснялось, во-первых, нежеланием друидов профанировать знания, во-вторых - стремлением улучшить память учеников (которая не будет столь же цепкой в случае, когда человек полагается на записи).
Друиды были закрытой кастой, давали обет безбрачия и жили в лесах, вдали от социума
Нет, ряды друидов пополнялись не за счет их прямых наследников, а по указаниям богов, получаемых кельтскими магами и прорицателями. Да и от социума они не всегда отгораживались, хоть и проводили обряды в священных дубовых рощах. Друиды, в отличие от остальных кельтов, были освобождены от уплаты налогов и военной службы, не зависели от государственных властей (они сами избирали верховного друида и поддерживали внутри организации четкую дисциплину и иерархичность). Но с социумом прекрасно ассимилировались: заводили семьи, владели собственностью, свободно перемещались по стране, занимали значительные должности (судей, дипломатов и т.д.).
Женщины появились среди друидов довольно поздно - первоначально в это сословие входили исключительно мужчины
Такая точка зрения основывается на том, что письменные источники, упоминавшие друидесс, относятся к III веку н.э. (когда друиды действительно переживали период упадка). Однако существует и прямо противоположное мнение - первоначально каста жрецов, прорицателей и филидов формировалась в основном из женщин. Упомянутая гипотеза сформулирована исходя из того, что, во-первых, в древних валлийских и ирландских легендах упоминаются друидессы (bandrui) и женщины-филиды (banfile). И, во-вторых, в обществе древних кельтов женщины издревле пользовались немалым уважением, более того - наравне с мужчинами участвовали в сражениях (до VII века н.э. любая представительница прекрасного пола, во владении которой находилось имение, могла быть привлечена на военную службу).
Друиды одевались в белые одежды
Цвет одеяния друидов указывал на то, на какой стадии обучения находится представитель этого сословия. Первые 7 лет ученики (оваты), постигавшие священные тексты, носили одежду зеленого цвета. Если они продолжали обучение и переходили в категорию филидов - цвет одежды менялся на небесно-голубой (символ гармонии, истины). Время белых одежд после успешного прохождения третьей стадии обучения наступало для друидов-жрецов, носивших на голове венок из дубовых листьев или высокую шапку конической формы, изготовленную из золота.
Идеи друидов положили начало философии пифагорейцев
Упомянутой точки зрения придерживались античные авторы. Причем некоторые из них (например, Ипполит Римский, раннехристианский автор и мученик) считали, что пифагорейскую философию передал друидам раб Пифагора по имени Замолкисис. Другие же (например, Климент Александрийский, христианский проповедник, основоположник богословской школы в Александрии) придерживались противоположной точки зрения, утверждая, что Пифагор учился у друидов (а также персидских магов, египетских прорицателей и т.д.) и впоследствии изложил почерпнутые у них идеи в своем учении. Однако современные исследователи считают, что общность этих двух философий имеет место лишь на первый взгляд. При более глубоком изучении, например, представлений о бессмертии души, заметно, что, в отличие от пифагорейцев, друиды не верили в реинкарнацию (т.е. переселение душ умерших в тела людей, животных или растений) и в круг перерождений с целью искупления грехов. Древние кельты исповедовали идею счастливой жизни души усопшего (причем сохранившей внешний облик, знакомый окружающим при жизни человека) в ином, более счастливом мире. Потому в наши дни ученые предполагают, что вышеупомянутые философские системы не порождали одна другую, однако, скорее всего, существовала некая более древняя концепция, на основе которой они образовались.
Друиды яростно боролись с христианами
В некоторых преданиях действительно можно найти упоминание о борьбе друидов с первыми представителями христианства (например, со св. Патриком). Однако немалое их количество ассимилировалось с новой религий, потому монастыри в Ирландии долгое время были центрами образования и сохранения культурного наследия предыдущих поколений (в частности, многих песен, гимнов и преданий). Да и воздвигались они чаще всего рядом с дубравами или около отдельно стоящего дуба (священного для кельтов растения).
Кроме того, как и у многих других народов мира, сменивших многобожие на христианство, у кельтов священные праздники, посвященные языческим богам, ассимилировались с христианскими. Например, Самайн (1 ноября) обозначавший начало нового года (считалось, что именно в этот день людям являются жители загробного мира) празднуется как День Всех Святых, а "Джек-Фонарь", изготовляемый на Хэлоуин (31 октября) является древним кельтским символом, призванным отпугнуть злобных духов, появляющихся на земле во время Дня Мертвых (или Дня Смерти). Весенний праздник Имболк, посвященный богине плодородия Бригитте (1 февраля) был переименован в праздник Св. Бригитты. Белтейн (1 мая), посвященный богу Белу, превратился в праздник св. Иоанна и т.д.
Христианизировались даже некоторые языческие божества. Например, в регионах, где почитали трехликого бога древних кельтов (чаще всего так изображали Луга ("Сияющего"), отождествлявшегося с Солнцем), христианские живописцы изображали Святую Троицу не в виде канонических фигур Бога-отца, Бога-сына и Духа Святого (голубя), а в виде человека с тремя ликами.