Мифы Справки Факты Сленг Пословицы Тесты

Рене Декарт

Рене Декарт

(1596 - 1650) - французский математик, физик и физиолог, философ. Декарт разработал курс аналитической геометрии. Этот человек является автором нынешней алгебраической символики. Более того, философ в своих работах заложил метод радикального сомнения.

Декарт был младшим сыном в семье старинного дворянского рода. Будущий философ родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ, его воспитанием мальчика занималась бабушка со стороны матери. В детстве мальчик обладал довольно хрупким здоровьем. Однако это не мешало ему быть очень любознательным. Иезуитский колледж Ла Флеш (который Декарт закончил в 1612 году) стал местом получения Декартом начальной ступени образования.

Полученное им религиозное образование укрепило в юноше сомнение к философским авторитетам того времени - чуть позже Декарт обозначит свой метод познания, который будет включать дедуктивные рассуждения.

Основные труды Р. Декарта: "Рассуждение о методе…" (1637 год), "Размышления о первой философии..." (1641 год), "Начала философии" (1644 год).

В 1649 году философ поддался уговорам шведской королевы Кристины. Декарт переезжает в Стокгольм. Однако этот город принес Декарту серьезную простуду, от которой знаменитый философ и умер (предположительно от пневмонии). Однако выдвигается и гипотеза об его отравлении.

"Начало философии" - обширное произведение Декарта

Оно увидело свет в 1644 году. Этому сочинению предшествовала еще одна работа, изданная в 1641 году, "Размышления о первой философии". "Начало философии" включило в себя размышления философа о космосе (мире); здесь он представил обширную программу создания теории природы. Декарт использовал разработанное им же методологическое правило в основу размышлений закладывать самые простые и очевидные положения.

Философия Декарта отличается простотой

Так ни в коем случае нельзя утверждать. Наоборот, взгляды этого философа достаточно сложны и иногда не совсем ясны. Философский взгляд на мир Декарта дуалистичен. В его философии допускается существование двух субстанций. Первая - материальная. Для нее свойственна протяженность, но не характерно наличие мышления. Декарт говорит, что вся безграничная глубина, длина, ширина нашей Вселенной являются составляющими материального пространства, частицы которого пребывают в постоянном движении. В отличие от средневековых философов, которые утверждали о конечности мира, Декарт настаивает на беспредельности мирового пространства. Более того, философ заявляет о однородности мировой материи (в этом состоит еще одно отличие от средневековых представлений). Каждая частица материи представляется Декартом в качестве пассивной и инертной массы. Движение философ рассматривал как передвижение, имеющее место лишь после толчка, который сообщается извне. Вторая субстанция - духовная. Для нее свойственно обладание мышлением, но не характерна протяженность. Материальная и духовная субстанции в принципе являются независимыми друг от друга. Однако человек способен совместить в себе эти два продукта деятельности Бога.

Декарт разработал несколько правил, по которым материальные частицы взаимодействуют друг с другом

Первое правило заключается в том, что любая отдельно взятая часть материи будет оставаться в определенном состоянии на протяжении того времени, пока не произойдет встреча с другими частицами, способными изменить это состояние. Второе правило Декарта состоит в том, что при взаимодействии (столкновении) двух тел одно из них теряет столько движения, сколько при этом передается второму телу. Третье правило Декарта сводится к тому, что любая взятая частица определенного тела стремится к его продолжению по прямой линии. В то время как путь тела, как правило, можно представить лишь кривой линией. В этих формулировках Р. Декарта видится описание закона сохранения количества движения, а также закона инерции.

Декарт меньше внимания уделяет закону тяготения

Этот закон философ тоже рассматривает в аспекте движения и взаимодействия частиц. Кроме того, Декарт все-таки говорит и о направлении инерционного движения по прямой. Однако в этом плане философ рассуждает состоянии движения в целом. При этом не уточняется содержание данного понятия. Величина является важнейшей характеристикой состояния частей материи. Не менее важными характеристиками представляются скорость движения и возможность ее изменения, форма частей материи и т. д. Способность изменения скорости движения при воздействии внешних частиц можно отождествить с таким понятием как инерция, причем философ говорит о связи инерции какого-либо тела с его скоростью. Дуалистическая концепция философа предполагает, что именно Бог является общей и главной причиной движения тел. Бог создал матери. Бог создал покой и движение. Философские взгляды Декарта на человека дуалистичны. В этом плане человек представляет собой связь телесного механизма с душой. Для телесного механизма характерны безжизненность и бездушность. Душа же обладает волей и способностью мыслить. Тело и душа, по мнению философа, могут взаимодействовать благодаря специальному органу. Этим органом Декарт считает шишковидную железу. Сложные движения человеческого тела возможны только посредством механических воздействий, поскольку тело состоит лишь из материальных элементов.

Вопрос о методе познания - один из важнейших в философском воззрении Декарта

Этот философ рассматривал главную задачу знания в последовательном познании природы (от более простого к более сложному). Результатом подобного познания должно было стать получение права господства человека над окружающей его средой.

Сомнение - основная позиция философских поисков Декарта

Философ сомневается во всем, и это своеобразный подготовительный метод. "Мыслю, следовательно, существую" - это утверждение Р. Декарт положил в основу своего философского учения. Фраза "мыслю, следовательно, существую" не подлежит сомнению. Она включает в себя две идеи: первая - "я мыслю". Вторая - "я существую". Первым же предметом познания человека становится его душа, в которой хранятся как врожденные, так и приобретенные идеи.

Декарт - основоположник рационализма

Рационализм признает главенство разума над опытом и ратует за развитие математических наук. Истины, доказанные математикой, по мнению философа, абсолютно достоверны. Для этих истин свойственна необходимость и них и всеобщность. Эти характеристики выводятся из природы интеллекта. Ввиду этого Р. Декарт особенно подчеркивал значимость дедуктивного метода. Суть данного метода заключается в том, что если исходные принципы достоверны, то из их небольшого числа можно получить разнообразные выводы и следствия, которые также будут достоверны. Сам по себе дедуктивный метод зародился в Древней Греции. Однако именно Декарт связал метод дедукции применительно к естествознанию. Признавая дедуктивный метод, философ тем не менее не отрицал и индуктивный. Философ отлично осознавал значимость опыта, необходимого в процессе познания. Кроме того, опыт является и критерием истины.

Картезианство - это учение Декарта

А также направление в философских взглядах, которые продолжали идеи философа. Слово картезианство связано с именем Декарта, которое по-латински переводится не иначе как Картезий. Картезианство сильно повлияло на дальнейшее развитие как философии, так и физики. Причем это касается как идеалистического направления в философии, так и материального. Опорой для идеализма послужили следующие элементы учения Декарта. Это учение о врожденных идеях и интуиции, о достоверности самосознания человека и т. д. Материалистическое мировоззрение частично основывается на учении философа о природе, а также о движении тел и частиц.

Рене Декарт, по свидетельству современников, был веселым и оживленным человеком

Но только в кругу самых близких друзей. В большом обществе же философ был очень ненаходчив и большую часть времени молчалив. Это нередко случается у тех людей, для которых свойственно поддержание уединенного образа жизни. Декарт был неспособен любить окружающих, поэтому тяжелое впечатление исходит от его отношения к близким людям. Декарт, наделенный высокомерием и надменностью, слыл угодливым царедворцем.