МифыФактыСоветыСленгТестыЛикбез

Агата Кристи.

Агата Кристи (1890-1976) считается одной из самых известных писательниц в мире. Ее называют классиком детективного жанра. Она опубликовала 60 романов, а также сборники рассказов, пьесы. Общий тираж произведений писательницы составил 4 миллиардов экземпляров, ее перевели на 100 языков мира. Однако о личности самого автора и о ее творчестве ходит немало мифов. Создали их многочисленные исследователи, критики, поклонники творчества.

В итоге многие люди, не читавшие романов Агаты Кристи, судят их на основе распространенных шаблонов. Сама писательница много путешествовала и вела настолько активную жизнь, что на ее основе можно было создать большой интересный роман. Многие мифы о жизни и творчестве писательницы попали в информационные журналы. Легенды то появляются, то исчезают, несмотря на организованные настоящими поклонниками попытки противостоять лжи.

Несмотря на то, что не так давно мир отмечал 120-летие со дня рождения Агаты Кристи, для миллионов поклонников ее творчества она остается живой. А когда в Девоне открылся дом-музей, посвященный писательнице, тут же заговорили о появившемся в его стенах призраке. Очевидно, что личность Агаты Кристи интересует многих. Поэтому и стоит развенчать самые популярные заблуждения о ней.

Главный преступник в романах Кристи - дворецкий. Классическая фраза «Убийца - дворецкий!» известна всем. Кажется, что преступником оказывается совершенно неприметный человек, которого никто и не подозревал, который находился в тени большую часть расследования. Но фраза не имеет отношения к романам Кристи. В них дворецкие - действительно вспомогательные персонажи. В тех же «Десяти негритят» дворецкий сам оказался жертвой преступника. В другом романе преступник изображает из себя дворецкого, совершая убийство, а затем инсценирует его исчезновение. Но реальный дворецкий ни в одном из романов Агаты Кристи убийцей не был.

Главный преступник в романах Кристи - врач. Некоторые критики утверждают, что проще всего угадать преступниках в книгах Кристи - указать на медика. Но это не совсем правда. Доктор действительно является главным виновником в четырех романах Кристи. В других трех романах преступником оказывается медсестра, врач-стоматолог и фармацевт. В одном романе врач стал убийцей, проведя операцию в нетрезвом состоянии, но не это происшествие стало главным для книги. В другом романе врач пытался убить Пуаро, но так и не смог. В десятках детективах автора встречаются вовсе некровожадные медики. У убийц Кристи самые разнообразные профессии: актеры, секретари, полицейские, учителя, плейбои, домохозяйки, военные, а также группы из двух, трех и более персонажей.

Написанные Агатой Кристи после Второй мировой войны произведения читать не стоит. Ряд критиков отмечают падение качества детективов Агаты Кристи в поздний период ее творчества. Есть в этом утверждении некая часть правды. При написании «Пассажира из Франкфурта» и «Врат судьбы» Агата Кристи плохо себя чувствовала, проживая последние годы жизни. Эти произведения действительно не самые лучшие, но большинство написанного после войны считается классикой. В 1952 году вышла книга «Миссис Макгинти с жизнью рассталась», в 1957 году - «В 4:50 из Паддингтона» и «Испытание невинностью». В 1960-х свет увидели «Вилла «Белый конь» и «Бесконечная ночь». В действительности многочисленные поклонники есть у любой книги Агаты Кристи. Правда, большинство, но не все самые известные и популярные ее работы, были опубликованы в период с 1930 по 1950 годы. Тем не менее есть поклонники ее творчества и в самый ранний, и в самый поздний период.

Книги Агаты Кристи - сексистские. Писательницу обвиняют в том, что в своих книгах она ненавидела женщин, работавших вне дома, придерживалась двойных стандартов для полов, попустительствовала изнасилованиям и жестокому обращению мужчин. Довольно странно слышать это, с учетом того, что карьера женщины стала одной из самых успешных в мире литературы. Сама Кристи воспитывалась в эпоху викторианских нравов, но в ее произведениях немало сильных, умных и уверенных в себе женщин. Удивительно, как мисс Марпл вообще не стала альтернативной иконой для феминисток. Ведь этот персонаж показал, как можно быть независимой, уважаемой и проницательной на протяжении всей своей жизни. Роберт Барнард как-то язвительно заметил, что образ леди Вестхолм в книге «Свидание со смертью» доказывает, как писательница ненавидела женщин-профессионалов. Однако в том же произведении есть Сара Кинг, молодой врач, которая хорошо делает свою работу и не обращает внимания на гендерные предрассудки. В произведениях Агаты Кристи таких героинь много: миссис Оливер, мисс Лемона, госпожа Мод, Люси Айлсбэрроу, Меган Барнард. Все они, особенно молодые героини, изображены сильными женщинами, положительными персонажами.

Большинство героинь находят нужного мужчину и живут потом с ним долго и счастливо. Но это означало также и то, что мужчинам нужны женщины, чтобы обрести истинное счастье, а не только обратное. Правда, большинство из героинь Кристи не делают упор на свою карьеру. В концовке «Зла под солнцем» женщина умышленно отказывается от своего успешного бизнеса с одеждой, чтобы выйти замуж за того, кого она любила с детства. Многие увидели в этом сексизм, как и в словах любовника героини, который призвал ее прекратить работать, иначе она окажется «недостаточно хорошей». В этом есть действительно некие нотки сексизма, но ведь это всего лишь один эпизод из многих! Следует отметить, что некоторые из самых сильных женских персонажей автора являются убийцами. Многие дамы гораздо умнее тех мужчин, с которыми их связывают.

Утверждения, что Кристи одобряет изнасилования и насилие в семье, появились недавно. Но нет никаких доказательств этому мифу в ее книгах. В «Безмолвном свидетеле» женщина делает ложные обвинения, что ее муж избивает детей, но фактически это не так. Пара персонажей в «Немезиде» свидетельствуют, что некоторые молодые женщины занимаются незаконной сексуальной деятельностью, а потом ложно утверждают об изнасиловании. Однако тут речь стоит вести о взглядах самих персонажей, а не автора. В целом в произведениях Агаты Кристи тема изнасилований редко поднималась, а если и появлялась, то к ней автор относилась серьезно. Сама Кристи не была заинтересована в освещении тем сексуальных преступлений. Утверждения, что она игнорирует насилие, является чудовищным обвинением.

Книги Агаты Кристи расистские. Этот миф появился на основе анализа недавних телевизионных адаптаций ее произведений. Есть несколько персонажей, которые используют нежелательные эпитеты и придерживаются оскорбительных взглядов. Но в целом такие герои изображаются негативно. Наиболее часто в основе расизма автора упоминают хотя бы название ее самого известного романа - «10 негритят» («И никого не стало»). Правда, в момент публикации книги, эти слова расистскими не считались. В любом случае тема меньшинств в книгах Кристи затрагивается редко. Практически все злодеи - люди европейской внешности, за исключением китайского уголовника в четырех крупных произведениях и некоторых других смертельно опасных азиатов в рассказе «Затерянная шахта». В «Смерть приходит в конце» убийцей является египтянин, но там все персонажи живут в древних Фивах. Цветные люди являются жертвами убийства и нападения в «Карибской тайне», «Большой четверке» и «Испытании невинностью». В последнем романе предлагаемый межрасовый союз выглядел положительно, а в «Хикори Дикори Док» дружбу водили молодые люди из разных этнических групп.

Большинство убийц у Агаты Кристи - геи. Этот миф, опять же, появился на основе последних телевизионных экранизаций детективов. Стоит все же обратиться к первоисточнику. В «Трупе в библиотеке» и «Карты на стол» и некоторых других постановках сценаристы либо изменили изначальные гетеросексуальные предпочтения убийц или же меняли пол заговорщика, создавая гомосексуальные отношения. Надо сказать, что это не новое явление. В версии «Десяти негритят» еще 1989 года убежденная в своей правоте старая дева превращается в драматическую актрису-лесбиянку. В любом случае ни один из убийц у Кристи геем не был. Исключением можно считать персонажа в коротком спектакле «Крысы». Там предполагается, что убийца совершил преступление в виде мести за того, в кого он был влюблен. В паре других случаев сексуальная ориентация убийцы неоднозначна, в той же «Немезиде». В последних постановках режиссеры часто меняют сексуальную ориентацию некоторых второстепенных персонажей. Например, в недавней постановке Макьюэна «Объявлено убийство» персонажи мисс Мергатройд и мисс Хинчклифф являются явно лесбиянками, хотя в книге отношения подруг расплывчатые. В некоторых постановках «Мышеловки» Кристофер Рен изображается геем, но многие режиссеры отказываются от такой трактовки. Ведь если этот персонаж интересуется мужчинами, то нет никакого смысла в его ревности к молодой паре Джайлса и Молли Рэлстон. Во всем творчестве Кристи есть только один явный гей - друг Раймонда Уэста, у которого гостит мисс Марпл на каникулах в Карибском море. Но этот персонаж в книге никогда не появляется. Да и слово «лесбиянка» автор использует лишь однажды в своих текстах. Его произносит подросток в «Вечеринке в Хэллоуин», отвечая о прошлом молодой женщины.

Все книги Агаты Кристи похожи друг на друга. Часто детективы автора определяют одним единственным шаблоном - есть некое место, где произошло убийство, а дальше происходит расследование и выясняется виновник. Многие сюжеты в таком аспекте действительно схожи. Однако важно понимать, что от произведения к произведению меняются мотивы, персонажи, методы расследования и повествования. В итоге романы Агаты Кристи оказываются непохожими друг на друга. В «10 негритят», «Бесконечной ночи», «Убийствах по алфавиту» и других сюжеты совершенно не похожи ни на что другое в творчестве автора. Триллеры Агаты Кристи сильно отличаются от ее других книг, развитие сюжета достаточно оригинальное, чтобы произведения разнились друг от друга.

Книги Агаты Кристи посвящены богатым людям, живущим в гигантских особняках с потайными ходами. Значительное число произведений Агаты Кристи действительно посвящено богатым людям. Логично, что они проживают в домах, соответствующим их социальным статусам. Но это является отражением того факта, что деньги являются отличным мотивом для убийства. Именно поэтому героями становятся богачи, оказывающиеся жертвами. Некоторые книги посвящены загадкам загородных домов, в других же действие происходит в столичном Лондоне. В романе «Загадка Эндхауса» есть скрытая секретная панель, где и было спрятано орудие убийства. Однако такие тайники - редкость для описываемых Кристи усадеб.

Преступником всегда является самый неожиданный персонаж. Агата Кристи является мастером дезориентации. Она придумала много способов, чтобы заставить людей мыслить в ложном направлении, направляя подозрения на того или иного персонажа. Писательница знала, что большинство читателей никогда не заподозрят преступника в пожилой даме, ребенке, детективе, рассказчике или в циклическом персонаже. Но если читатель не может подозревать истинного убийцу - это его собственная вина. Ряд авторов детективов прячут истинного преступника. В таких книгах он появляется в нескольких предложениях в начале книги, возвращаясь в конце. Тогда уже его и изобличают полностью. Но к тому времени читатель уже и думать забыл про этот персонаж. Агата Кристи никогда так не поступала. Каждый из ее убийц играет важную роль в книге, она никогда не прибегала к неправдоподобным историям. Преступник всегда на виду, просто читатель не знает его истинного лица.

Агата Кристи выделяла британцев и ненавидела американцев. Это довольно смешная разновидность мифа о расизме писательницы. Если она действительно так боготворила англичан, то почему ее самым известным сыщиком стал бельгиец? На протяжении многих книг Агата Кристи, действительно, замыкается в британском обществе. Есть многочисленные символы, заставляющие думать о неприязни автора к некоторым национальностям или же появляющиеся оскорбительные стереотипы. Однако ошибочно считать, будто эти взгляды принадлежат самой Агате Кристи. Относительно ненависти к американцам можно вспомнить несколько одиозных персонажей из этой страны. Это Рэтчетт из «Убийство в Восточном экспрессе», невероятно богатый Номер Два в «Большой четверке» и миссис Бойнтон в «Свидании со смертью». Но их можно отнести в разряд исключений. Американцы вообще не очень часто появляются в книгах Кристи, зато в них есть много сочувствующих представителям этой нации, например, к травмированным Бойнтон детям в «Свидании со смертью». В «Таинственном противнике» и «Бесконечной ночи» отношение к американцам благоприятное. На первый взгляд угрюмый и раздражительный мужчина становится намного счастливее, когда его стопроцентно европейская супруга соглашается отправиться с ним в США и стать уже стопроцентной американкой. В «Подвигах Геракла» очень дружелюбный американец спасает жизнь Пуаро или, по крайней мере, уберегает его от пыток и увечий. Да и большинство убийц в книгах Агаты Кристи являются англичанами!

Агата Кристи являлась снобом. Как уже отмечалось ранее, одной из причин, по которой так много убийств происходит в богатых домах или комфортных местах - это мотив в виде денег. Классовый конфликт присутствует в нескольких книгах Агаты Кристи, наиболее показательно в «После похорон» и в «Бесконечной ночи». В других же произведениях такого нет. За пятьдесят лет работы Агаты Кристи симпатии автора не относятся напрямую к привилегированным аристократам или, наоборот, к труженикам. Автор явно поддерживает порядочных и добрых людей. Некоторые из миллионеров в детективах Агаты Кристи - прекрасные люди, другие же - крайне одиозные. Диапазон характеров слуг варьируется от симпатичных до убийц. Автор судит персонажей с личностной точки зрения, так что она снобом не является. Агата Кристи ненавязчиво подчеркивает, что жить с деньгами в общем то проще, чем без них, но разве с этим можно поспорить?

В книгах Кристи постоянно встречаются неизвестные яды и экзотические способы убийств. Агата Кристи никогда не использовала воображаемые яды с немыслимыми побочными эффектами. Бывало, что она использовало выдуманное имя для препарата. Например, «Calmo» - успокоительное, которое при употреблении с алкоголем становится ядом в «И, треснув, зеркало звенит». Однако эти симптомы и реакция на них аналогичны реальным медикаментам. Вероятно, автор не хотела упоминать реальные фирменные препараты. Производители могли бы расстроиться, увидев, что их продукт в книгах будет описываться, как смертельный. А дальше последовал бы судебный иск. Что касается диковинных методов убийства, то преступники у Кристи используют хитроумные тактики построения своего алиби во избежание наказания. Не стоит искать в романах хитроумные пистолеты, смертельные газы или взрывчатку, электрошокер, как в романах других авторов. В цикле романов о докторе Фу Сакса Ромера описываются такие экзотические методы убийства, как смертельная змея и другие необычные инструменты. Но у Агаты Кристи все довольно просто - добавления яда в пищу, обычное огнестрельное оружие, уколы, удары или удушение. Можно вспомнить довольно странную электрифицированную шахматную доску в «Большой четверке» и отравленные дротики в «Смерть в облаках». Однако оружие у автора является второстепенным в повествовании, куда важнее драматизм самого преступления. Кристи фактически высмеяла неправильное представление о своей специализации на ярких смертях. Ее литературный автопортрет, загадочный писатель Ариадна Оливер, славится использованием возмутительных способов убийств людей. В «Расследует Паркер Пайн» миссис Оливер замечает, что ей не особенно нравятся сценарии, когда подземелья медленно заполняются водой, но ведь читателям это нравится! Аналогично «В картах на стол» она усмехается, что те люди, которые читают ее книги, любят неизвестные яды. В этом она полная противоположность Агате Кристи, все упомянутые яды у которой имеют реальные аналоги.

В сюжетах Агаты Кристи полно мистических клише. С точки зрения двадцать первого века это действительно так. Но это произошло только потому, что сама Агата Кристи и изобрела большинство детективных сюжетов и ходов, которые и стали клише! Линия «чужаки прибыли в заброшенный дом, а потом их убивали одного за другим» была придумана именно английской писательницей в «Десять негритят», это только один из примеров. Если вы читали роман Кристи и где-то раньше встречали аналогичный поворот сюжета, то его просто украли из оригинального произведения англичанки.

Агата Кристи была лесбиянкой. Конечно, трудно утверждать что-то однозначно, но стоит понимать, что писательница дважды была замужем. Первый брак состоялся, когда Агате Миллер было 24 года. Ее избранником стал полковник Арчибальд Кристи. Безусловно, он не был первою любовью молодой женщины. Сама она признавала, что первое сильное чувство пришло к ней в возрасте четыре года. Тогда объектом обожания стал кузен, голубоглазый Филипп. Но сообщить ему о своей страсти она боялась, избегая всячески встреч. Биографы писательницы сообщают, что в молодости вокруг нее всегда вились роем кавалеры. Девушка привлекала своими изящными манерами, чудесным голосом, она отлично играла на фортепиано. А на одной из вечеринок за Агатой начал ухаживать полковник Чарльз. Он был известным дамским угодником и был старше девушки на 15 лет. Пылкий ухажер начал заваливать Агату конфетами, букетами, писал ей любовные записки. Но этот роман продлился недолго. Ограниченному военному девушка предпочла друга семьи, Регги. Тот обучил Агату игре в гольф, стал ее первым мужчиной и собирался жениться на ней. Пара решила сделать паузу на пару лет, чтобы Регги закончил службу. Но тут Агата Миллер встретила Арчибальда Кристи и влюбилась в него по уши. Вскоре после свадьбы на свет появилась дочка Розалинда. С материнством к Агате Кристи пришло и желание писать, а вот для самого полковника отцовство стало поводом для измены. Именно поэтому брак и распался. В 1930 году писательница, путешествуя по Ираку, познакомилась с археологом Максом Маллоуэном. И хотя он был младше Агаты на 15 лет, стал ее вторым супругом. Сама она остроумно замечала, что для археолога важен возраст женщины, тогда ее ценность для него возрастает. Именно с этим мужчиной писательница и прожила всю оставшуюся жизнь, умерев на два года раньше него, в 1976 году. О связях Агаты Кристи с женщинами биографам ничего не известно.

Агата Кристи стала писательницей, попав в психбольницу. Первая книга автора, «Таинственное происшествие в Стайлз» была написана в 1920 году. Агата поспорила со своей старшей сестрой, состоявшимся уже литератором, что сама может писать не хуже. Но дебютное произведение приняло только седьмое по счету издание. Книга вышла маленьким тиражом в 2000 экземпляров, а сама автор получила крошечный гонорар в 25 фунтов. Попадание же в психиатрическую клинику случится лишь через шесть лет. Тогда разрыв с первым мужем привел к срыву, женщина пропала на 11 дней. Полиция сбилась с ног, отыскивая беглянку, а сама она тем временем отдыхала на спа-курорте под вымышленным именем. Родные решили понять этот странный поступок и обратились за помощью к психиатрам. Так Агата Кристи попала в клинику на обследование. Врачи диагностировали у нее амнезию по причине травмы головы. Но позже знаменитый английский психолог Эндрю Норман обнаружил другую причину загадочного поступка. В своем труде «Готовый портрет» специалист поведал, что у женщины случилось тяжелое психологическое расстройство - раздвоение личности. Но есть у данной истории и куда более простое и банальное объяснение. Своим исчезновением женщина просто мстила неверному мужу. Того полиция тут же начала подозревать в убийстве.

Агата Кристи зарабатывала деньги пошивом нижнего белья. Вполне объяснимо появление такого мифа. Сама женщина в молодости неоднократно меняла профессии, пытаясь найти свое призвание. Сперва она хотела быть музыкантом, но на пути к мечте встал страх сцены. Вот время Первой мировой войны Агата работала в госпитале медсестрой, и это ей нравилось. Сама она говорила, что занятие медициной является чуть ли не самым полезным, чем только может заниматься человек. А позже она занималась фармацией, что в итоге сказалось и на творчестве. Исследователи подсчитали, что 83 преступления в произведениях Агаты Кристи были отравлением. Но в биографии женщины никогда не было торговли или пошива. И даже более того, она вообще не умела шить, считая это позорным занятием. Агата Кристи смеялась, говоря, что своими изделиями точно отпугнула бы от себя всех кавалеров. Зато она отлично вязала, изготавливая носочки, перчатки, шарфы. Внук писательницы, Мэтью Причард, до сих пор хранит у себя маленькие гольфики, сделанные руками своей знаменитой бабушки.

Под обликом мисс Марпл скрывается сама Агата Кристи. Сама писательница утверждает, что прообразом ее главной героини стала вовсе не она, как хотелось думать многим, а ее бабушка. Та была беззлобным человеком, но ожидала от всех самого худшего. И, что было самым странным, все ее ожидания регулярно оправдывались. Такой ее запомнила внучка. Впервые мисс Марпл появилась в рассказе «Вечерник клуб «Вторник» 1927 года. Эта мудрая женщина тут же стала любимой героиней писательницы. А по итогам проведенного в 2007 году опроса читателей книжной сети Waterstone’s мисс Марпл была названа самой привлекательной и остроумной героиней. А самым обаятельным персонажем англичане назвали Эркюля Пуаро.

Агата Кристи инсценировала собственную смерть, скрываясь после 1976 года в угольных шахтах. Есть легенда о том, что писательница не умерла в 1976 году, дожив до 104 лет. Она действительно любила темные закрытые помещения, черпая там свое вдохновение. Агата Кристи выбирала для этих целей пещеры, где находилась по несколько суток. Именно этот факт и лег в основу мифа. Но в 1976 году медики констатировали смерть писательницы. В этот момент рядом с ней находились ее родственники. Об инсценировке говорить не приходится.

В конце жизни Агата Кристи страдала от болезни Альцгеймера. Специалисты университета Торонто решили проанализировать манеру письма автора в последние годы жизни. В итоге свет увидело исследование, объяснявшее изменения в стиле болезнью Альцгеймера. Но с этой версией не согласен внук Агаты Кристи, Мэтью Причард. Он знал бабушку с момента своего рождения и до ее смерти. Агата Кристи болела, как и все люди, но болезни Альцгеймера у нее не было. Писательница умерла в почтенном возрасте от короткой простуды.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные предложения.