Автозвук.

Сегодня автомобили перестали быть просто средством передвижения, тем престижнее, чем красивее внешний вид. Все больше любителей и умельцев стали вкладывать свой труд во внутреннее убранство транспортного средства, что соответственно заинтересовало покупателя. Ведь можно иметь машину как у всех, однако с совершенно уникальным внутренним миром - отделкой, цветом, материалами, звуковой системой.

Автозвук эволюционировал от обычных двух колонок до мощных сабвуферов с десятками (!) колонок. Даже стали проводиться чемпионаты по автомобильному звуку, которые выявляют самых мощных, самых эффектных. Неслучайно многие проявляют интерес к оснащению своего автомобиля мощной и уникальной аудиосистемой, однако есть множество мифов, которые ставят непосвященного в тупик. Развенчанием этих заблуждений и займемся.

Мифы об автозвуке.

Мощность моей магнитолы - целых 200 Ватт! В основе заблуждения лежит смешения разных понятий - мощности номинальной и максимальной. Обычно производители звукового оборудования указывают максимальные, пиковые значения мощности, но такие показатели можно получить только на специальных стендах, чуть ли не в лабораторных условиях. Обычный же потребитель не получит такой мощности просто по определению. Если хочется узнать реальную мощность, то поищите номинальные параметры, если они окажутся хотя бы 4*15 Вт, то это уже неплохо. Многие интересуются, откуда же появилась такая разница в значениях? Дело в том, что пиковая мощность является предельной для аппаратуры, по достижении ее аппаратуре приходит конец, испытания по достижению таковых цифр буквально являются испытанием на выживание. Любопытно, что производители пускаются на некоторые уловки, чтобы достичь высоких цифр, которые, как известно, лучше продаются. Так, аппаратуру в ходе испытаний могут охлаждать жидким азотом, что поможет выжать их техники последние соки. А вот многочисленные азиатские бренды, славящиеся своей дешевизной, вообще не озадачиваются тестированием, просто заявляя высокую мощность, взяв ее с потолка. Риск быть разоблаченными у таких производителей минимален, так как пользователь все равно не может проверить эти цифры.

В хорошем дорогом автомобиле музыка по определению отличная. Будем отталкиваться от понятийной связки "качественный автозвук", которая подразумевает первоклассные составляющие, которые удачно сочетаются между собой и установлены в автомобиль специалистами. Оснащать машины качественным звуком невыгодно, прежде всего, для производителя - где гарантия, что такое авто, с весомой ценовой надбавкой, будет хорошо продаваться? Качественный звук оценят лишь профессионалы, а практика показывает, что они все равно пытаются самостоятельно усовершенствовать то, чем уже обладают. Эксперты отмечают, что моделей с действительно классной встроенной аудиосистемой - единицы, среди них можно назвать Audi A8, обладающую акустикой Bang@Olufsen, или Volvo S80 с системой от Dynaudio.

В моей машине 12 динамиков, они дают сногсшибательный звук! Качественный звук зависит не от числа динамиков. В случае использования аппаратуры посредственного качества можно получить обратный эффект - все шумы, хрипы будут звучать одновременно из всех 4(8,10,12) динамиков. В большинстве случаев для сильного и красивого звучания достаточно иметь мощный "фронт", сабвуфер и 4-х канальный усилитель. На увеличении числа динамиков в машине зачастую настаивают не инженеры, а маркетологи. Неудивительно, что в сегменте самых дорогих систем число колонок приближается к двум десяткам. К примеру, в Lexus аудиосистема Mark Levinson состоит из целых 19 колонок, расположенных по всему салону. Естественно, преимущественно они выполняют имиджевые функции, нежели как-то дополняют звук. Часто форма динамиков, их размер и место установки зависят от фантазии дизайнера. Можно увидеть красивый динамик в самом укромном месте, однако на самом деле он будет практически пустым.

Активный сабвуфер может заменить собой несколько других компонентов. Разница в активном и обычном сабвуфере лишь в том, что в первом случае усилитель размещен непосредственно в корпусе. На самом деле такое соседство небесспорно с точки зрения эффективности. Лучше выбрать вариант с размещением сабвуфера в багажнике, а усилителя - в салоне, отлично подойдет для этого сиденье пассажира. Естественно, что активный сабвуфер гораздо больше по размерам, поэтому занимает довольно много места в багажнике. Миф же рожден простой человеческой психологией - ну как "активное" оборудование может быть хуже "пассивного"?

Чем больше разных функций в аудиосистеме, тем лучше. И снова прослеживается рука маркетологов, которые снабжают приборы кучей дополнительных функций. Телефон должен иметь доступ в интернет, аудиосистема - телевизор и GPS-навигации и так далее. Обычно потребитель сталкивается с тем, что какие-то из многочисленных компонентов работают неважно. Попытка придать устройству множество посторонних функций присуща в основном фирмам, которые ищут своего покупателя в низшей ценовой категории. Солидные же фирмы не размениваются на мелочи, уделяя внимание непосредственно качеству звука. К примеру, в головных устройствах Pioneer радио абсолютно обособленно от проигрывателя компакт-дисков. Так что не стоит бросаться на магнитолу с функциями будильника, игрового центра, навигатора и прочего, последуйте пословице: "Лучше меньше, да лучше".

Лучше подбирать компоненты так, что бы они принадлежали одному бренду. Нетрудно понять логику таких людей, которые, очевидно, таким образом хотят решить проблему совместимости. В специализированном журнале можно увидеть, как среди, предположим, головных устройств победителем стало продукция фирма N. Зачастую покупатель отправляется в магазин, попутно приобретая не только это изделие, но и сабвуфер, усилитель, колонки этой же фирмы. Собрав весь набор, покупатель естественно останется доволен, хотя бы с моральной точки зрения. Между тем зачастую фирмы, которые производят лучшие головные устройства, довольно посредственны в сфере выпуска прочей акустики, производя ее лишь для наполнения линейки компонентов. В чем причина, спросите Вы? Вся загвоздка в том, что находится внутри разных компонентов. К примеру, в случае с магнитолой, внутри будет находиться микроэлектроника, на основе современных соответствующих технологий, а вот в случае с динамиком - макроэлектроника. Продавец-профессионал обязательно расскажет, какой производитель силен в каких компонентах, а вот неграмотный продавец и постарается сбыть целый набор продукции одной фирмы.

К машине лучше подойдет акустика фирмы-автопроизводителя. Действительно, к автомобилю лучше подбирать "родные" детали (лампочки, сечи и т.д.), но вот только автозвук в этот список не входит. Кстати, немногие автопроизводители вообще сами делают акустику, можно вспомнить разве что Daewoo и Hyundai. Обычно же производители заказывают такие устройства на стороне, лишь маркируя их своим логотипом. Но, как было уже рассмотрено, штатная система отнюдь не лучший вариант. Искушенные меломаны вообще стараются при покупке автомобиля по возможности отказаться от встроенной аудиосистемы. Налицо и чистая выгода, и экономия времени при монтаже собственноручно подобранного варианта. Здесь же коснемся и другого мифа. Многие думают, что качество работы штатной аппаратуры можно исправить покупкой дорогого сабвуфера. Однако это не так - для работы хорошей техники нужен полный качественный комплекс, а в связке с посредственным любая продукция начнет халтурить.

Лучше выбирать акустику, которая победила на соревнованиях по автозвуку. На самом деле есть разные соревнования. Одни из них, относящиеся к SPL (Sound Pressure Level) ставят своей целью выдать максимальную громкость звука. Для этих целей машину оснащают всевозможными "бухалками", усиливают стекла, чтобы не те вылетели, а звук запускают с помощью дистанционного устройства, находясь поодаль, чтобы не оглохнуть. Но это не имеет прямого отношения к качеству звука. Для того чтобы определить действительно стоящую аппаратуру, необходимо исследовать общий состав музыкального фона, как проявляются полутона, влияние друг на друга составляющих звука. Чтобы в полной мере протестировать оборудование даже подбирается несколько записей разных стилей. То есть качественный звук дает возможность услышать все нюансы музыки, как по отдельности, так и в едином звучании.

Лучше всего устанавливать аудиоаппаратуру в корпусе типа "седан". Этот миф довольно древен и практически изжил себя сегодня. Лет десять назад аудиосистема представляла собой магнитолу с колонками, а о сабвуферах вообще мало кто слышал. Миф был рожден следующими соображениями. Только в седане позади задних сидений полка жестко закреплена, а в других типах кузова она подвижная. Поэтому и динамики будут испытывать тряску, что может отразиться на качестве звука. Сегодня же никто не цепляется за задние динамики, эффективнее считается установить классный сабвуфер и мощный "фронт". Сегодня приоритеты буквально перевернулись - именно в багажнике седана сабвуфер находится в изоляции, тогда как однообъемные кузова более пригодны для установки автозвука. В седане звук пройдет через заднюю стенку, а вот компрессионный эффект будет заметно ею ослаблен.

Можно купить конденсатор и слушать музыку часами, не опасаясь посадить аккумулятор. В акустической системе конденсатор накапливает энергию, будучи готовым отдать ее при первой же необходимости. Но конденсатор ни в коем случае не заменяет аккумулятор, ни в этом его предназначение, ведь он в любом случае питается от аккумулятора, являясь звеном электрической цепи. Неверно будет оценивать производительность конденсатора тем, сколько времени от него будет играть музыка при выключенном двигателе. Специализация конденсатора очень узкая - отдавать часть своей энергии в случае, если заряда основного источника не хватает для обеспечения нормального звучания. Это может случиться, если подключены дополнительные потребители энергии, а требуется конденсатор, на самом деле, лишь самым мощным системам, с фактической мощностью несколько сотен ватт.

Я хорошо разбираюсь в электрике, поэтому сам установлю аудиосистему. Этот миф является следствием нашего тяжелого наследия, когда каждый просто-таки был обязан быть и токарем, и слесарем, и электриков. Сегодня такой необходимости уже нет, но в головах еще живет сознание того, что все возможно сделать своими руками, надо лишь послушать совета знающего человека или прочесть соответствующий журнал, к тому же, можно и сэкономить. Никто не отрицает, что произвести простейшие работы - врезать к примеру магнитолу в приборную панель, несложно и самому, однако мы ведь говорим о профессиональном автозвуке. Необходимо выбрать из сотен комбинаций десятки нужных компонентов, соединить все это аккуратно проводкой, при этом "выслушивать" сцену в поисках идеального звучания. Чтобы получить в салоне качественный звук, мало собрать все компоненты, необходимо их еще и настроить, чтобы передавать все нюансы музыки. Кстати, слабая подготовка не только у гаражных мастеров, но и у многих установщиков в дилерских центрах. Ведь обычно не существует штатной должности "мастер по автозвуку", есть лишь "мастер по дополнительному оборудованию", который занимается и защитой картера, и пластиковыми обвесами, и автозвуком. Стоит ли ожидать от него действительно качественной, ювелирной работы, которая в полной мере раскроет возможности дорогого оборудования?

Классную музыку вполне можно купить за небольшие деньги. Действительно классная аудиосистема стоит не 100 и не 300 долларов, разве что Вы ищете бюджетный вариант. Начиная поиск техники, помните - скупой платит дважды. Определитесь со своими требованиями, затем покажите машину специалистам. Для каждого автомобиля есть стандартный алгоритм переоборудования, которому, впрочем, можно и не следовать, разработав индивидуальный план. Главное, чтобы автозвуком занимались люди, которые специализируются именно на этом, не занимаясь попутно десятком других дел. Ведь как гласит английская пословица: "Сапожник делает хорошую обувь потому, что он делает обувь и ничего кроме этого".

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.