Аудио.

Сам по себе термин аудио относится к звуковым технологиям. Звук занимает важное место в жизни человека. Если сперва это было просто способ восприятия окружающей среды, то теперь с его помощью люди даже научились получать удовольствие.

Какой была бы наша жизнь без музыки? Говорят, что она способна даже лечить. Работа с аудио очень непростая и характеризуется многими нюансами. Неслучайно о звуке, его обработке и записи есть немало распространенных мифов, которые просто требуют своего рассмотрения.

Мифы об аудио.

Инвестиции в качественный звук нельзя начинать с правильного акустического оформления помещения. Это утверждение на самом деле неверное. Надо понимать, что понятие «качества звука» на самом деле нелинейное. Также важно помнить, что то помещение, в котором ведется запись, является не менее важной частью общего вклада, чем и сам источник звучания. Именно поэтому столь важно уделять особое внимание помещению. В некоторых из них есть поистине благозвучные места, где стоячие волны проявляют нейтральность или даже служат украшением своего источника. Но без вдумчивого и даже щепетильного подхода к этому вопросу, может случиться, что даже наилучшие в мире оборудование и инструменты будут звучать отвратительно.

Лучше уделить внимание хорошему предусилителю, чем хорошему микрофону. Это вопрос не имеет однозначного ответа. Изначально именно микрофон влияет на звук больше, чем предусиление. Но, как уже было сказано выше, качество является нелинейным понятием. В итоге бывает так, что недорогие динамические микрофоны могут лучше реагировать на определенные источники, нежели элитные конденсаторные. В таком случае узким бутылочным горлышком станет именно предусилитель. Именно он и будет определять качество, оказывая влияние на характер звука и его тон. Опытные звукооператоры говорят, что наилучшим сочетанием будет отличный микрофон и приличный предусилитель. А вот даже качество микрофона не предотвратит ситуацию, если предусилитель окажется плохим. Так что в реальности приходится экспериментировать, подбирая оптимальный вариант.

Лучше всего записывать вокал в кабинках или же маленьких помещениях. Это утверждение имеет крайне мало общего с действительностью. Даже если акустика линеаризована за счет поглотителей, маленькие помещения обычно все же оказываются непригодными для записи вокала. В таких комнатах резонансы располагаются в среднем диапазоне частот, где, как раз, и находится вокал. В результате голос может приобрести ненужную окраску. При сведении это будет очень трудно, а то и невозможно исправить.

Если есть желание записать вокал так, чтобы он был свободен от естественных ревербераций, то наилучшим местом для этого будет помещение среднего размера. Там должно быть соответствующее акустическое оформление, звукопоглотители и может быть даже еще и диффузоры. Другим вариантом будет небольшая комната с непараллельными стенами и изоляцией из фибергласа. Если же записывать аудио в помещении среднего размера, то соответствующим образом будет звучать и вокал. Если же запись производить в тесном замкнутом пространстве, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Те звуки, которые человеческий слух не может слышать, можно определенным образом почувствовать. По данному вопросу довольно трудно однозначно утверждать что-либо, ведь нет достаточных исследований, которые бы определили воздействие сверхнизких и сверхвысоких частот на человека. Это дело довольно субъективное, имеющее больше отношение не к науке, а к психофизике и эмоциональным моментам. Например, некоторые люди не могут воспринимать даже половины слышимого другими диапазона. Другие же выходят за общепринятые рамки, третьи же вообще слышат звуки из потусторонних миров.

При сведении трека надо стараться, чтобы он сразу же имел качество CD. У сведения на самом деле другие задачи - создать сбалансированное и цельное звучание, которое отвечает поставленной художественной задаче. Яркость же, звучание и другие характеристики коммерческих аудио-CD надо отдать уже на откуп мастеринга.

Благодаря мастерингу, песня начинает звучать, как на радио. Это утверждение является абсолютной неправдой. Мастеринг, действительно, важный процесс. Но музыкальное качество композиции закладывается еще в момент сочинения, аранжировки и исполнения. Звуковое качество зародится при записи трека. Стоит отметить, что хорошо записанный материал будет довольно несложно замикшировать. Надо будет буквально из кожи вон вылезти, чтобы заставить его плохо звучать. Если сведение будет осуществлено правильно, то качественно записанный материал станет настоящим шедевром. Конечно, далеко не все имеют возможность записываться в студиях самого высшего качества. Но даже в условиях ограниченного бюджета и при соответствующем грамотном подходе можно добиться приемлемого качества аудио. А вот если относиться к процессу без должного внимания и ждать появления качества от одного лишь мастеринга, то ничего хорошего из этого не выйдет. В лучшем случае придется мастеринг-инженеру потратить свое время хотя бы на то, чтобы из испорченных уже мелодий сделать нечто, что было бы хотя бы не так противно слушать.

Звук можно улучшить за счет высококачественных кабелей. И хотя трудно быть стопроцентно уверенным в ошибочности этого мнения, скорее всего, так оно и есть. Только вот трудно сделать правильное сравнение, так как наше восприятие привязано к самому человеку и зависит от множества разнообразных факторов. Даже если прослушать звук и тут же воспроизвести его через ту же систему, то будет слышна разница. Восприятие звука имеет отношение не только к физике, но еще и к психологии. Различия же в проводимости кабелей особой роли не играют. Разницу можно заметить, только если работать с очень длинными кабелями. И если ранее работа велась с китайским материалом с ближайшей барахолки, то переход на нормальный кабель может заметно изменить звучание.

Наилучшее качество звука получается при записи с уровнем около 0 dBFS. Это утверждение является абсолютным мифом. Когда только-только зарождалось цифровое аудио, запись велась с разрядностью в 16 бит. Сейчас же она составляет уже 24 бита, что позволяет оставить много чистого хэдрума и не задумываться об эффективности использования разрядов. Да и многие предусилители лучше всего работают с уровнями, которые значительно меньше, чем 0 dBFS. То есть выглядящий в цифре качественным уровень в -1 dBFS после прохождения через предусилитель окажется искаженным. Тем самым ухудшится общее звуковое качество. Важно помнить и о том, что аналоговая часть конвертора лучше будет работать в определенном диапазоне максимальных уровней, обычно это от -10 до -20 dBFS.

Из готового трека можно полностью удалить вокал. На самом деле это - неправда. Люди придумывают самые необычные способы, чтобы удалить из полученного аудиоматериала те или иные звуки. Но ни один из них не способен сделать это полностью. С помощью вычитания фраз, эквализации или M/S обработки можно разве что задавить вокал. И получится это, надо сказать, неплохо. Только вот вокал является весьма широкополосным источником. Самым продвинутым на сегодня методом является спектральное редактирование. Звук представляют в виде разноцветной картинки, которую можно отредактировать в любом графическом редакторе, в том же «Фотошопе». Потом остается преобразовать рисунок обратно в звук. Умелая обработка позволяет добиться действительно потрясающих результатов. Даже для игры «Guitar Hero» песни разлагались на составные с помощью такой техники. Но есть у нее и свои ограничения, особенно они критичны к вокалу.

Для самой лучшей записи необходимо самое лучшее оборудование. И такое мнение - ошибочное. Нужно правильное оборудование, и правильный слух. Так что не стоит вкладывать средства в дорогостоящие предметы, лучше потратиться на приобретение новых знаний, на обучение у настоящих профессионалов, на развитие собственных навыков и слуха.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.