Walmart.

Эта компания является одним из мировых лидеров в сфере розничной торговли. Вот уже более 10 лет она владеет крупнейшей сетью розничных супермаркетов в Америке. Да и в других странах позиции бренда довольно сильны. Объяснить такой феномен легко - с самого момента своего появления компания придерживается простой стратегии низких цен.

Благодаря этому ей удается неизменно обходить своих конкурентов. Для покупателей это - плюс, но есть и свои «подводные камни» - маленькие зарплаты персонала, разорение мелких конкурентов, что ведет к безработице.

В погоне за прибылью Walmart может закрывать глаза на качество своего товара. При этом ухудшается не только товар в самом Walmart, но и конкуренты вынуждены экономить на своих продуктах. Даже поставщики зависят от такого крупного клиента.

А все начиналось вполне безобидно. Основатель компании считал, что успеха можно добиться только благодаря постоянному улучшению сервиса и доброжелательному отношению к клиентам. В памяти американцев Сэм Уолтон остался постоянно улыбающимся. Так он встречал клиентов, так разговаривал с сотрудниками. Зато благодаря таким жизненным ценностям Уолтон постоянно приближался к своей великой цели.

Появился на свет Сэм Уолтон 29 марта 1918 года в Кинфишере, что в Оклахоме. Родителями его были фермеры, что и определило непростое детство. Тем не менее, Сэм не бедствовал и не голодал. Его семье не хватало стабильности, но это было связано с Великой депрессией. В итоге Уолтоны постоянно переезжали с места на место в поисках лучшей работы. Уже в 7 лет он начал работать разносчиком утренних газет.

Стоит сказать, что Сэм очень любил спорт, играя в баскетбол и американский футбол. По его мнению, именно такие игры и научили его работать в команде. Мальчик понял, что можно нивелировать свои минусы за счет плюсов своих партнеров. Во время учебы Сэм разводит кроликов и голубей, продавая их. В школе Уолтон показал себя прилежным учеником, он постоянно избирается старостой и даже стал самым юным обладателем степени Орла в истории скаутов штата.

Окончив школу, Уолтон поступил в университет Миссури, где и проучился до 1940 года. Там Сэм обучался экономике, ведь уже в таком возрасте его интересовала розничная торговля. Учебу юноша совмещал с работой менеджером в небольшой компании. Опыт этот потом пригодился. И снова Уолтон на ведущих ролях в университете, занимая посты председателя и президента разных обществ.

А в 1942 году Сэма призвали в армию. На войну он так и не попал - сказались проблемы с сердцем. Службу Уолтон проходил на пороховом заводе DuPont. Там он познакомился с Хелен Робсон, которая стала его женой и любимой на всю жизнь. Брак этот вообще сыграл важную роль в будущем Уолтона. Ведь родители девушки оказались людьми небедными и выдали молодой семье кредит на 20 тысяч долларов. Эти средства Хелен и Сэм потратили для приобретения своего первого магазина с франшизой «Ben Franklin». Он обошелся в 25 тысяч долларов. Открылось заведение 1 сентября 1945 года.

Этот магазин в Ньюпорте, штат Арканзас, быстро стал популярным. Мало того, он даже стал лидером по продажам в городе, обойдя своего главного конкурента. Правда, сам Ньюпорт был небольшим местечком, тут проживало всего 7 тысячи человек. Успех магазина основывался в подходе его хозяина. Он лично встречал каждого покупателя. В итоге у того создавалось ощущение, что они пришел не в обычную лавку, а в какую-то гостиницу с индивидуальным обслуживанием. Уолтон постоянно подчеркивал, что магазин его является семейным - посетителям он мог долго рассказывать о шалостях своего сына Робсона.

В маленьком городке такой подход оправдал себя. Но с успехом появились и первые завистники. Всего через пять лет после начала продаж оказалось, что магазин Уолтона оказался самым прибыльным в сети «Ben Franklin». Именно поэтому хозяин решил не продлевать франшизу. Он посчитал, что магазин располагается в изначально удачном месте и можно управлять им самостоятельно, не делясь ни с кем доходом. В итоге семья Уолтонов решила попытать счастья в новом городе, Бентонвилле.

Этот город оказался еще меньше, тут проживало вообще 3 тысячи человек. Но в семье росло уже четверо детей, Хелен же считала, что им нужно расти в спокойной обстановке. Тут Сэм открыл свой первый магазин под названием «5 и 10 центов». Тогда Уолтон и пришел к пониманию стратегии низких цен. Он избегал работы с посредниками, стараясь приобретать свой товар у самих производителей. Сэм не боялся снижать цены, пусть даже и получая меньшую прибыль по сравнению с конкурентами. Бизнесмен работал на перспективу и не прогадал.

За 10 лет он открыл целых 10 магазинов под своей маркой. Некоторые из них оказались даже не в Арканзасе, а в соседнем штате Миссури. Все это время Уолтон посвящал себя и семье, и изучению искусства торговли. Он задался целью объединить семейные магазины, где продавцами выступают сами хозяева, и огромные супермаркеты из мегаполисов. От первых заведений он намеревался перенять душевную атмосферу, а от вторых - масштабность. Уолтон много читал, а также просто посещал магазины и супермаркеты, постоянно отмечая свежие интересные идеи.

Так сформировалась будущая стратегия компании Walmart. Стало ясно, что в большом городе просто так открыть супермаркет не получится. Ведь там другой уровень конкуренции, дорогие площади и иной уровень зарплат для сотрудников. Мелкому провинциалу это было не потянуть. Уолтон решил начать с открытия больших супермаркетов на окраинах небольших городов.

Для главных игроков это было просто неинтересно. Зато аренда была недорогой, а рабочая сила дешевой. В 1962 году открылся первый магазин Walmart под названием «Waltons Five & Dime». Это заведение оказалось на окраине города Роджерс. При этом название Wal-Mart было выбрано также с учетом экономии - меньшее число букв делало дешевле вывеску.

Местные жители тут же обратили внимание на новое заведение. Ведь это действительно оказался огромный супермаркет, совсем, как в большом городе. Но цены тут были низкими, к тому же присутствовала та самая атмосфера семейного магазина. Уолтоны к тому же нанимали на работу местных жителей, что еще более укрепляло доверие к компании.

В итоге оказалось, что появились целые поколения семей, всю жизнь проработавшие на Walmart. Так появилось мнение, что компания создает новые рабочие места. В настоящее же время наблюдается «эффект Walmart». С открытием нового магазина в окрестностях сокращается за 5 лет в среднем 30 рабочих мест. Это связано с закрытием мелких магазинов или сокращения расходов путем увольнения сотрудников.

Магазины Уолтона привлекали покупателей очень низкими ценами. Это быстро стало главной идеей всей сети заведений. Люди верили в скидки и распродажи, к тому же конкуренты не могли похвастаться такими же ценами. Через 5 лет после открытия первого супермаркета «Walmart» их было уже 24. Годовой доход семьи составлял 12 миллионов долларов. При этом сеть постоянно росла. Компания стремилась выстраивать особые доверительные отношения с поставщиками, ведь это позволяло понизить цены. А для самих поставщиков такое сотрудничество с крупным вымогателем порой оборачивалось крахом.

Важной особенностью Сэма Уолтона было постоянное присутствие на «передовой» своего бизнеса. Он лично посещал свои магазины, выслушивая пожелания сотрудников. Хозяин верил, что именно они и могут дать лучшие идеи по работе заведений. Бывало, что Сэм даже проводил рабочий день вместе с каким-то сотрудником, разъезжая, к примеру, на грузовике. Уолтон выпытывал все, что мог, записывая самое интересное в блокнот. И такое поведение было для него нормой.

У компании не оказалось серьезных конкурентов в маленьких городках, и она стала крепнуть. Действительно появлялись новые рабочие места, люди покупали товары по привлекательным ценам. Компания даже участвовала в благотворительности, укрепляя свой имидж. Да и ее владелец был «своим», выходцем из народа. Хотя Уолтон и был богатым, он предпочитал не костюм и лимузин, а старенький пикап и простую одежду. Роскошь его просто оставляла равнодушным.

В 1979 году количество магазинов выросло до 230, годовая выручка от них превысила миллиард долларов. Стратегия компании оказалась выигрышной. В итоге в начале 1990-х Walmart оказался куда прибыльнее, чем другие популярные сети супермаркетов - Kmart и Sears. Сам же Сэм Уолтон неожиданно оказался самым богатым человеком в стране. Сеть же его магазинов незаметно окутала всю Америке. После небольших городков настала очередь и крупных миллионных мегаполисов.

В 1992 году Сэм Уолтон успел получить медаль Свободы от президента США. Основатель Walmart скончался в том же году, прожив долгих 90 лет. А его состояние было поделено между женой и детьми. Сегодня семья владеет половиной компании, чья стоимость оценивается в 100 миллиардов долларов. Сегодня в компании работает более 2 миллионов сотрудников, а годовой оборот превышает 400 миллиардов долларов с чистой прибылью в 13 миллиардов.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.