МифыФактыСоветыСленгТестыЛикбез

Вдова Клико.

Шампанское давно уже стало символом праздника. Этот изысканный напиток сопровождает светские приемы и семейные торжества. Среди многообразия шампанского выделяется одно, с потрясающим вкусом и интригующим названием - Veuve Clicquot (Вдова Клико). Популярность этого дома постоянно растет. Так что мадам Клико навсегда сумела остаться молодой вдовой.

А основан славный дом был в 1772 году господином Клико. Сперва это была просто часть семейного бизнеса. Спустя некоторое время вместе с отцом начал работать его сын Франсуа, он женился на мадемуазель Барбе-Николь Понсардэн. Барбе-Николь чудом избежала революционных казней. Брак молодых был совершен тайно в винном подвале семейного дома Понсарденов в июне 1798 года. Молодожены венчались по католическому обряду, что было тогда запрещено.

Меланхоличный Франсуа решил заниматься не текстилем, как его отец, а сделать упор именно на винный бизнес. В этом занятии ему отличной помощницей стала энергичная и практичная супруга. Но брак продлился недолго - всего через пять лет в возрасте 27 лет молодой Клико умер. Так и появилась молодая вдова. Франсуа Клико умер то ли от тифа, а то ли от затяжной депрессии. Мадам Клико встала на распутье. Она могла, как это было принято в то время, отдать управление семейным делом стороннему управляющему, а самой тратить все поступающие средства на наряды, путешествия и развлечения.

Но к чести женщины стоит отметить, что она решила продолжить начинания своего покойного мужа. Несмотря на порицание общества, вдова решилась самостоятельно возглавить Дом Клико. Для одинокой женщины с маленьким ребенком на руках это стало настоящим вызовом. Надо сказать, что для этого мадам обладала всем необходимым - она была умной, имела амбиции, являлась хорошим продавцом. Помог свёкор, который поверил в невестку и вложил в ее дело деньги. У истоков будущей империи оказалось около четырех миллионов долларов по современному курсу.

Для начала вдова Клико решила улучшить качество существующего шампанского. В то время эти вина были довольно мутными из-за присутствия в них дрожжей. Тогда Барбе-Николь разработала специальную технологию, которая позволила избавиться от них, что дало более светлый и приятный внешне напиток. Такая технология используется и сегодня - бутылки хранят горлышком вниз, что позволяет накопить внизу дрожжевой осадок. Затем шампанское охлаждают так, чтобы дрожжи замерзли. А после открытия бутылки льдинка с дрожжами под давлением вылетает. Секрет этот стал известен конкурентам только в 1830-е годы, когда позиции империи было уже не пошатнуть.

В 1810 году мадам Клико доказала свой инновационный подход - она создала первое зарегистрированное марочное шампанское в регионе. А следующий, 1811 год принес исключительный урожай. Многие связывали его с появлением кометы в небе. А вдова Клико создала при этом замечательное винтажное шампанское.

Вдова расширяла свой бизнес - она постепенно скупила все лучшие виноградники в округе. Всю свою прибыль Барбе-Николь пустила именно на это. Зато даже сегодня у компании лучшие виноградники в Шампани, что уже на первом этапе производства шампанского, сборе ягод, дает преимущество перед конкурентами.

Во времена Наполеоновских войн мадам Клико сумела наладить поставку своего шампанского в другие страны. Европа быстро оценила вкус нового бренда. Шампанское от вдовы Клико прижилось и при королевских и императорских домах. Прусского правителя Фридриха Вильгельма IV за его преданность дому Клико-Понсардэн его же подданные даже прозвали «Королем Клико». Барбе-Николь не стеснялась промышлять контрабандой, она поставляла свой продукт всем воюющим сторонам.

Не устояла перед французским продуктом и Россия. Вдова Клико сумела завоевать ее, чего так и не удалось Наполеону. Надо сказать, что шампанское попало к императору Александру I вовсе не случайно. В 1814 году в Санкт-Петербурге проживал месье Бонэ, личный посланник Дома Клико. В первый же год своего пребывания в столице России он написал своему начальству, что царица беременна. По мнению француза появление на свет наследника престола значительно повысит потребление шампанского. Бонэ советовал подготовиться к этому, втайне от конкурентов. А они не дремали, взять хотя бы знаменитый Моет.

Но Дом Клико весьма внимательно подошел к завоеванию российских клиентов, не просто гарантируя высокое качество продукта, но еще и изучая привычки и нравы русского дворянства. Бонэ поведал, что русские с детской непосредственностью радуются пенящемуся напитку, выстрелу пробки и залитым вином платья. Для создания шампанского для России это принималось во внимание. В результате напиток тут лился рекой. Операция по внедрению французского бренда в Россию оказалась успешной.

Писатель Проспер Мериме так написал об этом: «Мадам Клико напоила Россию. Здесь ее вино называют Кликовское и никакого другого знать просто не хотят». От женщины никто не ожидал такой прыти, позади остался даже такой конкурент, как Моет. А ведь он считался напитком для аристократов. Даже при том, что Франция была подвержена континентальной блокаде, в Россию в 1814 году попало 10550 бутылок.

Со временем хозяйка бренда стала задумываться о том, что же будет с ее компанией дальше. Ведь она поняла, что ее дочь и зять не обладают практичными навыками, а только тратят деньги. Вдова стала подыскивать себе партнеров по бизнесу. Ее другом, а потом и помощником стал молодой немец Эдуард Верле. Барбе-Николь пыталась расширить свой бизнес, но ее текстильное и банковское направление чуть было не привели к краху всей фирмы. Плохой урожай так и вовсе поставил Дом на грань разорения.

В 1866 году Барбе-Николь умерла в возрасте 89 лет. После себя она оставила славный Дом, названный в ее честь и несущий традиции высокого качества. Вдова и в этом обогнала свое время, ведь в те годы средняя продолжительность жизни женщины составляла 45 лет. В последние свои годы Барбе-Николь занималась благотворительностью и восстановлением памятников. В ее доме всегда бывали гости - многим хотелось просто посмотреть на миниатюрную старушку, которая владела одним из самых больших капиталов в мире. По сегодняшним ценам вдова имела около 10 миллиардов долларов.

Уже после смерти вдовы, в 1877 году была создана знаменитая желтая этикетка для бутылки, что было довольно необычным для того времени. Это позволило шампанскому выделиться среди конкурентов. А в 1909 году на окраине Реймса в меловых подвалах бывшего карьера были созданы новые склады. В 1972 году бренд учредил Премию деловых женщин, специально для тех дам, которые проявили себя наилучшим образом в бизнесе.

В том же году в честь двухсотлетнего юбилея бренда было запущено престижное марочное шампанское «La Grande Dame». В 1987 году бренд «Вдова Клико» стал частью громадного концерна LVMH. В 2004 году в Японии в сезон цветения вишни было запущено розовое шампанское. Оно оказалось столь успешным, что остальной мир получил партию этого благородного напитка только через пару лет. Девиз бренда подтверждается самой историей: «Есть только одно качество. Высочайшее».

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные предложения.